ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 июня 2008 года N 281р-П

[Об утверждении отраслевой целевой программы Развитие индивидуального жилищного строительства в
Республике Карелия на 2008-2010 годы]


В целях реализации государственной политики по развитию индивидуального жилищного строительства и созданию благоприятного инвестиционного климата в жилищной сфере, увеличению объемов строительства доступного по стоимости индивидуального жилья населением республики с разным уровнем доходов:

1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие индивидуального жилищного строительства в Республике Карелия" на 2008-2010 годы (далее – Программа).

2. Министерству строительства Республики Карелия обеспечить реализацию Программы.

Глава Республики Карелия С.Л. Катанандов

Утверждена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 30 июня 2008 года N 281р-П

ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие индивидуального жилищного строительства
в Республике Карелия» на 2008-2010 годы

ПАСПОРТ
отраслевой целевой программы
«Развитие индивидуального жилищного строительства
в Республике Карелия» на 2008-2010 годы

Наименование
Программы

- «Развитие индивидуального жилищного строитель-ства в Республике Карелия» на 2008-2010 годы

Дата принятия решения о разработке отрасле-вой целевой программы Правительством Республики Карелия и утверждении концепции отраслевой целевой программы

- пункт 2 подпункта 2.2 протокола оперативного совещания Правительства Республики Карелия от 6 августа 2007 года N 28;
концепция отраслевой целевой программы одобрена распоряжением Правительством Республики Карелия от 18 марта 2008 года N 118р-П

Государственный
заказчик - координатор
Программы

- Министерство строительства Республики Карелия

Основной разработчик
Программы

- Министерство строительства Республики Карелия

Цель и задачи
Программы

- цель: увеличение объемов строительства доступного по стоимости индивидуального жилья населением республики с разным уровнем доходов;

задачи:

1) совершенствование государственной поддержки гражданам (индивидуальным застройщикам, объединениям граждан – строительным кооперативам малоэтажного жилья) при индивидуальном жилищном строительстве;

2) софинансирование проводимых муниципальными образованиями мероприятий по развитию индивидуального жилищного строительства

Важнейшие целевые показатели Программы

- за период действия Программы:

будет построено и сдано в эксплуатацию индивидуального жилья на территории Республики Карелия в объеме не менее 193,6 тыс.кв.м, в том числе по годам:

2008 год – 60,0 тыс. кв. м;
2009 год – 63,6 тыс. кв. м;
2010 год – 70,0 тыс. кв. м;
количество земельных участков, предоставленных под формирование и (или) сформированных под индивидуальное жилищное строительство, составит не менее 1,24 тыс. участков;
количество семей, улучшивших жилищные условия за счет индивидуального жилищного строительства, составит не менее 1,68 тыс. семей;

удельный вес индивидуальных жилых домов в общем вводе жилья на период действия Программы составит 40 - 42 процента ежегодно

Сроки реализации Программы

- Программа рассчитана на выполнение в течение 2008 – 2010 годов и не предполагает разделения на этапы

Исполнители Программы

- Министерство строительства Республики Карелия;
Министерство природных ресурсов Республики Карелия;
Министерство лесного комплекса Республики Карелия;
Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов

Объем и источники
финансирования Программы

- общий объем средств бюджета Республики Карелия составляет 293,21 млн. рублей

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы

- ожидаемая эффективность предлагаемой Программы будет выражаться в следующих результатах:

будет построено и сдано в эксплуатацию индиви-дуального жилья в Республике Карелия в объеме не менее 193,6 тыс.кв.м, что приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет Республики Карелия;

в жилищную сферу дополнительно будут привлечены финансовые средства банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, в объеме не менее 600,0 млн. рублей;
к 2010 году доля семей, имеющих возможность приобрести (построить) индивидуальное жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств составит 20 – 25 процентов от общего количества;
1680 семей улучшат жилищные условия за счет индивидуального жилищного строительства;

возрастет количество занятого трудоспособного населения

Система организации
контроля за исполнением Программы

- контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2006 года N 44-П «Об утверждении Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия»

I. Характеристика проблемы, на решение которой  направлена Программа


Отсутствие реальных возможностей у большей части трудоспособного населения Республики Карелия обеспечить свои потребности в комфортных условиях проживания препятствует полноценному и гармоничному развитию личности, снижает демографическую активность населения, обостряет социальную напряженность в обществе, что в итоге приводит к замедлению экономического развития республики.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года (утверждена постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 27 декабря 2007 года N 706-IVЗС) стратегической целью социально-экономического развития Республики Карелия является повышение качества жизни населения республики. Одной из задач, направленных на достижение цели, является улучшение жилищных условий жителей республики.

В настоящей Программе определены пути и порядок оказания государственной поддержки, содействия индивидуальным застройщикам и муниципальным образованиям Республики Карелия по развитию индивидуального жилищного строительства.

Для этого необходимо объединить усилия и ресурсы всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Республики Карелия, муниципальных образований, организаций стройиндустрии и индивидуальных застройщиков.

Население Республики Карелия стало активнее участвовать в решении собственных жилищных проблем. Так, на территории республики за период 2002-2007 годов было построено 1727 индивидуальных жилых домов (в городской местности 814 домов, в сельской – 913 домов) общей площадью 217,4 тыс.кв.м. За указанный период было построено деревянных индивидуальных домов общей площадью 138,6 тыс.кв.м, причем их процент в общем вводе индивидуального жилищного строительства в сельской местности составляет порядка 89-93 процентов, а в городской – 44-56 процентов к общему итогу года. В 2007 году ввод объектов индивидуального жилищного строительства составил 57,1 тыс.кв.м.

В соответствии с целями национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» одним из приоритетных направлений развития рынка жилья является индивидуальное жилищное строительство. По прогнозным данным, для обеспечения объемов жилищного строительства на территории Республики Карелия к 2010 году на уровне не менее 160-180,0 тыс.кв.м доля индивидуального жилищного строительства должна составлять не менее 40 процентов от общего количества ежегодно вводимого в эксплуатацию жилья по республике в целом. В то же время развитие индивидуального жилищного строительства в республике идет неравномерно и плохо поддается среднесрочному планированию муниципальными образованиями.

Так, по данным местных администраций, за последние 10-15 лет застройщикам под индивидуальную застройку было предоставлено всего 2047 земельных участков общей площадью 479,6 га (данные по состоянию на 1 января 2008 года).

В ближайшие годы планируется предоставить застройщикам еще 465 земельных участков общей площадью 139 га, что обеспечивает строительство порядка 103,0 тыс.кв.м индивидуального жилья. В период 2008-2009 г.г. основной показатель ввода жилых домов будет обеспечен за счёт освоения земельных участков, предоставленных застройщикам до 1 октября 2005 года, то есть без аукциона с предварительным согласованием места размещения объекта, а также за счёт оформления права собственности на построенные, но не сданные в эксплуатацию индивидуальные жилые дома.

Основными проблемами в данном сегменте жилищного строительства наряду с низкими доходами населения и сложной системой выделения участков под застройку являются отсутствие достаточного количества земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в индивидуальное жилищное строительство, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.

Для того чтобы обеспечить ежегодный ввод индивидуального жилищного строительства на уровне 60,0 тыс.кв.м и более, необходимо увеличить темпы оснащения инженерной инфраструктурой земельных участков как минимум в пять раз. Также следует отметить, что строительство индивидуального жилья на территории республики в последние годы велось преимущественно посредством единичной локальной застройки.

С учетом складывающейся ситуации Министерством строительства Республики Карелия прогнозируется незначительный прирост объемов индивидуального жилищного строительства в период 2008-2010 годов и последующие годы в целом по республике, а по некоторым муниципальным районам - отрицательная динамика.

В целом существенное увеличение объемов возведения жилья на территории Республики Карелия возможно только при развитии строительства индивидуальных жилых домов, доступных по цене всем категориям граждан, включая граждан, основным источником дохода которых является личное подсобное хозяйство.

Имеющаяся практика в регионах Российской Федерации показывает, что решение проблемы без применения программно-целевого метода, позволяющего создать наиболее оптимальные условия государственной поддержки, при которых стало бы возможным содействие гражданам в решении их жилищных вопросов через развитие индивидуального жилищного строительства, невозможно.

Программа направлена на активизацию индивидуального жилищного строительства путем создания условий, позволяющих удовлетворить потребность в такого рода жилье экономически активной части населения республики. Программно-целевой метод решения проблемы - наиболее рациональный путь для создания устойчивого равновесия между спросом на рынке индивидуального жилищного строительства и предложением на рынке земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Целесообразность использования данного подхода также обусловлена тем, что проблемы индивидуального жилищного строительства требуется решать, исходя из следующих факторов:

- мероприятия по данному направлению деятельности носят межведомственный характер;

- необходимости выработки оптимальных способов комплексного решения проблемы;

- мероприятия, направленные на выполнение стоящих задач, не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера;

- активизация индивидуального жилищного строительства окажет значительный мультипликативный эффект на социальное благополучие в Республике Карелия, её общее экономическое развитие и рост производства местных строительных материалов.

Существуют два возможных варианта достижения цели Программы:

первый вариант – программно-целевой с обеспечением финансирования программных мероприятий в заявленных объемах, позволяющий достичь цели и выполнить задачи Программы. При этом варианте реализация Программы сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита, изменения конъюнктуры в соответствующем сегменте рынка, а также с рисками, связанными с влиянием природных факторов;

второй вариант – реализация Программы с уменьшенным объемом финансирования по сравнению с заявленным.

В этом случае предполагается сконцентрировать выделяемые ресурсы на наиболее важных направлениях и мероприятиях. При этом варианте сохраняются риски, указанные в первом варианте. Кроме того, без полного финансирования не представляется возможным в полной мере достичь целей и решить задачи Программы. Целевые показатели и индикаторы не будут выполнены в прогнозируемом объеме. Наиболее оптимальным представляется первый вариант решения проблемы.

II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы


Целью Программы является увеличение объемов строительства доступного по стоимости индивидуального жилья населением республики с разным уровнем доходов.

Для достижения цели необходимо решать следующие задачи:

1) совершенствование государственной поддержки гражданам (индивидуальным застройщикам, объединениям граждан – строительным кооперативам малоэтажного жилья) при индивидуальном жилищном строительстве;

2) софинансирование проводимых муниципальными образованиями мероприятий по развитию индивидуального жилищного строительства.

Программа рассчитана на выполнение в течение 2008 – 2010 годов и не предполагает разделения на этапы.

Целевые индикаторы и показатели результатов, позволяющие оценить ход реализации Программы по годам, отражены в таблице.


Целевые индикаторы и показатели результатов Программы по годам

Показатели

Единица измерения

Динамика реализации Программы по годам

2007 (факт)

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

Цель Программы: увеличение объемов строительства доступного по стоимости индивидуального жилья населением республики с разным уровнем доходов

1. Количество введенных в действие индивидуальных жилых домов

единиц

478

480

510

570

2. Общая площадь введенных в действие индивидуальных домов

тыс. м2

57,1

60,0

63,6

70,0

3. Удельный вес площади индивидуальных жилых домов в общей площади введенного жилья

 процент

40

40

41

42

4. Количество семей, улучшивших жилищные условия за счет индивидуального жилищного строительства

единиц

494

520

550

610

Задача 1. Совершенствование государственной поддержки гражданам (индивидуальным застройщикам, объединениям граждан – строительным кооперативам малоэтажного жилья) при индивидуальном жилищном строительстве

1. Количество разработанных комплектов проектно-сметной документации для индивидуального жилищного строительства

единиц

-

1

5

2

2. Объем лесных насаждений для собственных нужд граждан

тыс.куб.м

81,7

115

115

115

3. Доля муниципальных образова-ний, охваченных мероприятиями информационного характера для популяризации индивидуального жилищного строительства, в общем количестве муниципальных образований (районов и городских округов)

в процентах к 2008 году

-

*

100

100

Задача 2. Софинансирование проводимых муниципальными образованиями мероприятий по развитию индивидуального жилищного строительства

1. Количество разработанных нормативных актов в целях совершенствования нормативно-правовой базы

единиц

1

1

1

1

2. Количество подготовленных документов территориального планирования муниципальными образованиями Республики Карелия

единиц

1

14

18

86

3. Количество земельных участков, предоставленных под формирование и (или) сформированных под индивидуальное жилищное строительство

единиц

306

350

410

480

___________

* Данные за 2008 год принимаются как базовые.     

Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть:

-снижение на 50 и более процентов характеристик и показателей оценки реализации Программы по сравнению с планируемыми за период не менее одного года;

- отсутствие финансирования;

- изменения законодательства Республики Карелия.

III. Перечень программных мероприятий  

Перечень мероприятий Программы содержит следующие разделы:

1) совершенствование государственной поддержки гражданам (индивидуальным застройщикам, объединениям граждан – строительным кооперативам малоэтажного жилья) при индивидуальном жилищном строительстве;

2) софинансирование проводимых муниципальными образованиями мероприятий по развитию индивидуального жилищного строительства.

Мероприятия Программы увязаны по ожидаемым результатам, срокам, исполнителям и направлены на:

- разработку типовых проектных и технологических решений в целях индивидуального жилищного строительства;

- рост количества договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в целях заготовки гражданами древесины под строительство индивидуального жилья на территории Республики Карелия;

- популяризацию индивидуального жилищного строительства через средства массовой информации, проведение семинаров для специалистов местных администраций, выставок;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»