(с изменениями на 26 ноября 2014 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Карелия от 09.12.2011 N 341-П, от 27.04.2012 N 138-П, от 24.07.2012 N 236-П, от 19.02.2013 N 58-П, от 23.10.2013 N 317-П, от 26.11.2014 N 347-П)
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092 "О Федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы, Распоряжением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2009 года N 555р-П "Об одобрении концепции Долгосрочной целевой программы "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой на 2010-2020 годы" Правительство Республики Карелия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную целевую программу "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой" на 2011-2017 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 23.10.2013 N 317-П)
3. Контроль за выполнением Программы возложить на заместителя Главы Республики Карелия - Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Тельнова О.В.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 23.10.2013 N 317-П)
Глава Республики Карелия
А.В.НЕЛИДОВ
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ" НА 2011-2017 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Республики Карелия от 09.12.2011 N 341-П, от 27.04.2012 N 138-П, от 24.07.2012 N 236-П, от 19.02.2013 N 58-П, от 23.10.2013 N 317-П, от 26.11.2014 N 347-П)
Наименование Долгосрочной программы | - Долгосрочная целевая программа "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой" на 2011-2017 годы (далее - долгосрочная программа) |
Решение о разработке проекта долгосрочной программы Правительством Республики Карелия и одобрении концепции долгосрочной программы (номер и дата распоряжения) | - Распоряжение Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2009 года N 555р-П |
Решение об утверждении долгосрочной программы (наименование, номер и дата нормативного правового акта) | - Постановление Правительства Республики Карелия от 14 июня 2011 года N 138-П |
Государственный заказчик долгосрочной программы | - Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия |
(в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 23.10.2013 N 317-П) | |
Цель долгосрочной программы | - обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой, соответствующей требованиям санитарного законодательства; рациональное использование водных объектов; охрана окружающей среды и обеспечение очистки сточных вод до нормативных требований экологической безопасности |
Задачи долгосрочной программы | 1) обеспечение бесперебойного снабжения населения качественной питьевой водой; 2) повышение качества питьевой воды; 3) повышение качества очистки сточных вод; 4) создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений 5) утратил силу. - Постановление Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 N 347-П. |
Ожидаемые конечные результаты реализации долгосрочной программы и показатели эффективности | - увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общем объеме населения Республики Карелия, с 77 процентов в 2010 году до 92 процентов в 2017 году; рост уровня обеспеченности населения централизованными услугами водоснабжения с 66 процентов в 2010 году до 77 процентов в 2017 году; рост уровня обеспеченности населения централизованными услугами водоотведения с 64,5 процентов в 2010 году до 73,5 процентов в 2017 году; снижение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 29 процентов в 2010 году до 25 процентов к 2017 году; снижение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 35 процентов в 2010 году до 26 процентов к 2017 году; снижение числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 303 аварий в год на 1 тыс. км сетей в 2010 году до 110 аварий в год в 2017 году; снижение удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, с 53 процентов в 2010 году до 35 процентов к 2017 году; снижение удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, с 10 процентов в 2010 году до 7,9 процентов к 2017 году; увеличение объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод, с 85 процентов в 2010 году до 95 процентов к 2017 году; увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 76 процентов в 2010 году до 86 процентов к 2017 году; снижение количества зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями с 5,6 тыс. человек в 2010 году до 4,2 тыс. человек в 2017 году; снижение количества зарегистрированных больных вирусными гепатитами с 0,09 тыс. человек в 2010 году до 0,02 тыс. человек в 2017 году; снижение количества зарегистрированных больных с болезнями органов пищеварения с 97,7 тыс. человек в 2010 году до 78,6 тыс. человек в 2017 году; снижение количества зарегистрированных больных злокачественными образованиями с 2,5 тыс. человек в 2010 году до 1,8 тыс. человек в 2017 году; снижение количества зарегистрированных больных кариесом с 235 тыс. человек в 2010 году до 150 тыс. человек в 2017 году; снижение количества зарегистрированных больных мочекаменной болезнью с 76 тыс. человек в 2010 году до 70,8 тыс. человек в 2017 году. Также в результате реализации мероприятий долгосрочной программы ожидается: переход на долгосрочное регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала; повышение инвестиционной активности частных инвесторов; привлечение на 1 рубль вложенных бюджетных средств 19,16 рубля из внебюджетных источников |
Сроки реализации долгосрочной программы | - 2011-2017 годы |
Источники финансирования долгосрочной программы | - федеральный бюджет, республиканский бюджет, местные бюджеты, внебюджетные источники |
Система организации контроля за реализацией долгосрочной программы | - Государственный комитет Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике: осуществляет ежеквартальный и ежегодный мониторинг реализации долгосрочной программы; составляет ежеквартальный отчет о результатах реализации программных мероприятий долгосрочной программы и направляет его в Правительство Республики Карелия; ежегодно проводит оценку эффективности реализации долгосрочной программы, подготавливает доклад о выполнении долгосрочной программы |
Обеспечение населения Республики Карелия чистой питьевой водой нормативного качества, безопасность водопользования является одним из главных приоритетов социальной политики Правительства Республики Карелия. При этом безопасность питьевого водоснабжения - важнейшая составляющая здоровья населения.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.
В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092.
Долгосрочная программа разработана в соответствии с Концепцией, одобренной Распоряжением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2009 года N 555р-П и Постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия", с учетом основных направлений Федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы и Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС, стратегической целью социально-экономического развития Республики Карелия является повышение качества жизни населения в республике. Возможность гарантированного обеспечения жителей в Республике Карелия питьевой водой необходимого качества - важная составная часть качества жизни.
Загрязнение водных объектов - источников питьевого водоснабжения при недостаточной барьерной роли действующих водоочистных сооружений сохраняет острой проблему водообеспечения и создает серьезную опасность для здоровья населения. Питьевая вода часто не отвечает установленным нормативам безопасности, безвредности и не подается в требуемом количестве.
Поверхностный сток воды с территории предприятий, жилых массивов, дорог и автомагистралей является причиной загрязнения воды нефтепродуктами, что особенно характерно для периодов половодья и дождевых паводков.
Все это служит причиной постепенной деградации водоемов. Со сточными водами в водные объекты попадает большое количество взвешенных, загрязняющих веществ, в том числе веществ, содержащих азот и фосфор - элементов, способствующих интенсивному цветению водоемов в теплый период года.
Следствием является развитие фитопланктона, которое способствует резкому ухудшению вкусовых свойств воды, появлению неприятных запахов и усложняет режим водоподготовки.
По природному химическому составу и качеству поверхностные воды Карелии весьма разнообразны и имеют ряд особенностей. За редким исключением, они мало минерализованы (менее 100 мг/л) и очень мягкие (менее 4% жесткости). По этим признакам их можно было бы отнести к водам очень высокого качества. Однако на большей части территории качество вод ухудшается из-за наличия в них гумусовых веществ.
В республике малые реки используются как источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, для рекреационных целей, в качестве приемника сточных вод. Крупнейшими источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения в республике являются Онежское и Ладожское озера.
Качество воды водных объектов в местах водопользования населением контролировалось в 138 створах для отбора воды водоемов 1-й категории, в т.ч. 76,1%, расположенных в сельских поселениях, и 93 створах водоемов 2-й категории, из них 48,3%, расположенных в сельских поселениях.
В 2010 году из 393 проб воды водных объектов 1-й категории (источники водоснабжения) не отвечало гигиеническим нормативам 19,3% проб по санитарно-химическим показателям и 6,5% проб - по микробиологическим, а 2-й категории (зоны рекреации) из 146 проб не соответствовало гигиеническим нормативам 34,9% проб по санитарно-химическим показателям и 25,5% проб - по микробиологическим.
Причинами загрязнения поверхностных водных объектов в республике является сброс неочищенных, недостаточно очищенных и обеззараженных сточных вод от коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс ливневых, талых и дренажных вод.
В 111 населенных пунктах республики функционируют 92 сооружения по очистке сточных вод, в том числе: 49 (53,3%) с биологическим типом очистных сооружений, 10 (10,9%) с механическим, 30 (32,6%) с биологическим и механическим, 1 (1,1%) с физико-химическим, 2 (2,2%) с полным комплексом очистки; 27 канализационных насосных станций; 13 локальных очистных сооружений.
Проектные показатели очистки обеспечивают 32 канализационных очистных сооружения, как правило, находящиеся на балансе крупных водопользователей.
До настоящего времени в 6 районных центрах - гг. Кемь, Беломорск, Медвежьегорск, Пудож, пгт Лоухи, Калевала отсутствуют канализационные очистные сооружения. Неочищенные сточные воды сбрасываются в водные объекты, как правило, являющиеся источниками водоснабжения населения. В г. Сортавала часть сточных вод сбрасывается в Ладожское озеро без предварительной очистки. В общем объеме водоотведения сброс от названных населенных пунктов составляет около 2 процентов, тем не менее, это негативно отражается на состоянии водных объектов питьевого водоснабжения.
Анализ распределения загрязняющих веществ в сточных водах показывает, что основным источником загрязняющих веществ является промышленность; жилищно-коммунальное хозяйство лидирует в сбросе таких компонентов, как азот общий, хлориды и фосфаты.
На протяжении последних лет основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды являлись: антропотехногенное загрязнение поверхностных и подземных вод, факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа и марганца), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижения класса источника водоснабжения, рассчитанного на использование традиционных схем очистки воды, негативная обстановка с тампонажем и консервацией недействующих артезианских скважин, низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, отсутствие специализированной службы по эксплуатации водопроводных сооружений, осуществление производственного контроля в сокращенном объеме.
В 2010 году по сравнению с 2009 годом число источников централизованного водоснабжения в республике сократилось с 159 до 158.
Водоснабжение населения осуществлялось из 85 поверхностных источников (53,8%) и 73 подземных (46,2%). В целом по республике 81,0% проживающего населения использует воду из систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, но в 5 районах (где проживает треть сельских жителей республики) охват населения централизованным водоснабжением составляет менее 50,0% (Прионежском - 44,2%, Пряжинском - 43,4%, Калевальском - 40,3%, Суоярвском - 39,9%).
В Республике Карелия в 14 районах из 18-ти не соответствует санитарным нормам и правилам 53 источника питьевого централизованного водоснабжения или 33,5%, в том числе в 11 районах из-за отсутствия зон санитарной охраны - 43 (27,2%).
По результатам исследований в 2010 году по сравнению с предыдущим годом улучшилось качество воды по санитарно-химическим показателям из поверхностных источников, но увеличилась доля не соответствующих гигиеническим нормативам проб воды из подземных источников централизованного водоснабжения.
В разрезе районов уменьшение доли проб воды в местах водозабора из источников централизованного питьевого водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, отмечается в Сортавальском, Суоярвском и Прионежском районах.
Ситуация по качеству воды в местах водозабора из источников питьевого водоснабжения по микробиологическим показателям в 2010 году практически не изменилась по сравнению с 2009 годом.
Улучшение качества воды из централизованных источников водоснабжения по микробиологическим показателям отмечалось только в Беломорском районе.
В 2010 году 31 поверхностный источник централизованного водоснабжения (36,5%) из 85 не соответствовал санитарным правилам и нормам из-за отсутствия зон санитарной охраны (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лахденпохский, Лоухский, Муезерский, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский районы, города Петрозаводск и Сортавала).
В 2010 году 12 подземных источников централизованного водоснабжения (16,4%) из 73 не соответствовали санитарным правилам и нормам из-за отсутствия зон санитарной охраны (Лоухский, Муезерский, Питкярантский, Лахденпохский, Прионежский районы).