ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2011 года N 138-П


О Долгосрочной целевой программе "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой" на 2011-2017 годы

(с изменениями на 26 ноября 2014 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Карелия от 09.12.2011 N 341-П, от 27.04.2012 N 138-П, от 24.07.2012 N 236-П, от 19.02.2013 N 58-П, от 23.10.2013 N 317-П, от 26.11.2014 N 347-П)




В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092 "О Федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы, Распоряжением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2009 года N 555р-П "Об одобрении концепции Долгосрочной целевой программы "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой на 2010-2020 годы" Правительство Республики Карелия постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную целевую программу "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой" на 2011-2017 годы (далее - Программа).


2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.


(п. 2 в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 23.10.2013 N 317-П)


3. Контроль за выполнением Программы возложить на заместителя Главы Республики Карелия - Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Тельнова О.В.


(п. 3 в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 23.10.2013 N 317-П)



Глава Республики Карелия
А.В.НЕЛИДОВ



Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Карелия
от 14 июня 2011 года N 138-П



ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ" НА 2011-2017 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Республики Карелия от 09.12.2011 N 341-П, от 27.04.2012 N 138-П, от 24.07.2012 N 236-П, от 19.02.2013 N 58-П, от 23.10.2013 N 317-П, от 26.11.2014 N 347-П)




ПАСПОРТ
 Долгосрочной целевой программы "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой" на 2011-2017 годы

Наименование Долгосрочной программы

- Долгосрочная целевая программа "Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой" на 2011-2017 годы (далее - долгосрочная программа)

Решение о разработке проекта долгосрочной программы Правительством Республики Карелия и одобрении концепции долгосрочной программы (номер и дата распоряжения)

- Распоряжение Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2009 года N 555р-П

Решение об утверждении долгосрочной программы (наименование, номер и дата нормативного правового акта)

- Постановление Правительства Республики Карелия от 14 июня 2011 года N 138-П

Государственный заказчик долгосрочной программы

- Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия

     (в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 23.10.2013 N 317-П)

Цель долгосрочной программы

- обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой, соответствующей требованиям санитарного законодательства;

рациональное использование водных объектов;

охрана окружающей среды и обеспечение очистки сточных вод до нормативных требований экологической безопасности

Задачи долгосрочной программы

1) обеспечение бесперебойного снабжения населения качественной питьевой водой;

2) повышение качества питьевой воды;

3) повышение качества очистки сточных вод;

4) создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений

5) утратил силу. - Постановление Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 N 347-П.

Ожидаемые конечные результаты реализации долгосрочной программы и показатели эффективности

- увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общем объеме населения Республики Карелия, с 77 процентов в 2010 году до 92 процентов в 2017 году;

рост уровня обеспеченности населения централизованными услугами водоснабжения с 66 процентов в 2010 году до 77 процентов в 2017 году;

рост уровня обеспеченности населения централизованными услугами водоотведения с 64,5 процентов в 2010 году до 73,5 процентов в 2017 году;

снижение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 29 процентов в 2010 году до 25 процентов к 2017 году;

снижение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 35 процентов в 2010 году до 26 процентов к 2017 году;

снижение числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 303 аварий в год на 1 тыс. км сетей в 2010 году до 110 аварий в год в 2017 году;

снижение удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, с 53 процентов в 2010 году до 35 процентов к 2017 году;

снижение удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, с 10 процентов в 2010 году до 7,9 процентов к 2017 году;

увеличение объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод, с 85 процентов в 2010 году до 95 процентов к 2017 году;

увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 76 процентов в 2010 году до 86 процентов к 2017 году;

снижение количества зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями с 5,6 тыс. человек в 2010 году до 4,2 тыс. человек в 2017 году;

снижение количества зарегистрированных больных вирусными гепатитами с 0,09 тыс. человек в 2010 году до 0,02 тыс. человек в 2017 году;

снижение количества зарегистрированных больных с болезнями органов пищеварения с 97,7 тыс. человек в 2010 году до 78,6 тыс. человек в 2017 году;

снижение количества зарегистрированных больных злокачественными образованиями с 2,5 тыс. человек в 2010 году до 1,8 тыс. человек в 2017 году;

снижение количества зарегистрированных больных кариесом с 235 тыс. человек в 2010 году до 150 тыс. человек в 2017 году;

снижение количества зарегистрированных больных мочекаменной болезнью с 76 тыс. человек в 2010 году до 70,8 тыс. человек в 2017 году.

Также в результате реализации мероприятий долгосрочной программы ожидается:

переход на долгосрочное регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала;

повышение инвестиционной активности частных инвесторов;

привлечение на 1 рубль вложенных бюджетных средств 19,16 рубля из внебюджетных источников

Сроки реализации долгосрочной программы

- 2011-2017 годы

Источники финансирования долгосрочной программы

- федеральный бюджет, республиканский бюджет, местные бюджеты, внебюджетные источники

Система организации контроля за реализацией долгосрочной программы

- Государственный комитет Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике:

осуществляет ежеквартальный и ежегодный мониторинг реализации долгосрочной программы;

составляет ежеквартальный отчет о результатах реализации программных мероприятий долгосрочной программы и направляет его в Правительство Республики Карелия;

ежегодно проводит оценку эффективности реализации долгосрочной программы, подготавливает доклад о выполнении долгосрочной программы



1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена долгосрочная программа


Обеспечение населения Республики Карелия чистой питьевой водой нормативного качества, безопасность водопользования является одним из главных приоритетов социальной политики Правительства Республики Карелия. При этом безопасность питьевого водоснабжения - важнейшая составляющая здоровья населения.


Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.


В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092.


Долгосрочная программа разработана в соответствии с Концепцией, одобренной Распоряжением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2009 года N 555р-П и Постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия", с учетом основных направлений Федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы и Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС, стратегической целью социально-экономического развития Республики Карелия является повышение качества жизни населения в республике. Возможность гарантированного обеспечения жителей в Республике Карелия питьевой водой необходимого качества - важная составная часть качества жизни.


Загрязнение водных объектов - источников питьевого водоснабжения при недостаточной барьерной роли действующих водоочистных сооружений сохраняет острой проблему водообеспечения и создает серьезную опасность для здоровья населения. Питьевая вода часто не отвечает установленным нормативам безопасности, безвредности и не подается в требуемом количестве.


Поверхностный сток воды с территории предприятий, жилых массивов, дорог и автомагистралей является причиной загрязнения воды нефтепродуктами, что особенно характерно для периодов половодья и дождевых паводков.


Все это служит причиной постепенной деградации водоемов. Со сточными водами в водные объекты попадает большое количество взвешенных, загрязняющих веществ, в том числе веществ, содержащих азот и фосфор - элементов, способствующих интенсивному цветению водоемов в теплый период года.


Следствием является развитие фитопланктона, которое способствует резкому ухудшению вкусовых свойств воды, появлению неприятных запахов и усложняет режим водоподготовки.



Состояние водных объектов в местах водопользования населения


По природному химическому составу и качеству поверхностные воды Карелии весьма разнообразны и имеют ряд особенностей. За редким исключением, они мало минерализованы (менее 100 мг/л) и очень мягкие (менее 4% жесткости). По этим признакам их можно было бы отнести к водам очень высокого качества. Однако на большей части территории качество вод ухудшается из-за наличия в них гумусовых веществ.


В республике малые реки используются как источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, для рекреационных целей, в качестве приемника сточных вод. Крупнейшими источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения в республике являются Онежское и Ладожское озера.


Качество воды водных объектов в местах водопользования населением контролировалось в 138 створах для отбора воды водоемов 1-й категории, в т.ч. 76,1%, расположенных в сельских поселениях, и 93 створах водоемов 2-й категории, из них 48,3%, расположенных в сельских поселениях.


В 2010 году из 393 проб воды водных объектов 1-й категории (источники водоснабжения) не отвечало гигиеническим нормативам 19,3% проб по санитарно-химическим показателям и 6,5% проб - по микробиологическим, а 2-й категории (зоны рекреации) из 146 проб не соответствовало гигиеническим нормативам 34,9% проб по санитарно-химическим показателям и 25,5% проб - по микробиологическим.


Причинами загрязнения поверхностных водных объектов в республике является сброс неочищенных, недостаточно очищенных и обеззараженных сточных вод от коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс ливневых, талых и дренажных вод.


В 111 населенных пунктах республики функционируют 92 сооружения по очистке сточных вод, в том числе: 49 (53,3%) с биологическим типом очистных сооружений, 10 (10,9%) с механическим, 30 (32,6%) с биологическим и механическим, 1 (1,1%) с физико-химическим, 2 (2,2%) с полным комплексом очистки; 27 канализационных насосных станций; 13 локальных очистных сооружений.


Проектные показатели очистки обеспечивают 32 канализационных очистных сооружения, как правило, находящиеся на балансе крупных водопользователей.


До настоящего времени в 6 районных центрах - гг. Кемь, Беломорск, Медвежьегорск, Пудож, пгт Лоухи, Калевала отсутствуют канализационные очистные сооружения. Неочищенные сточные воды сбрасываются в водные объекты, как правило, являющиеся источниками водоснабжения населения. В г. Сортавала часть сточных вод сбрасывается в Ладожское озеро без предварительной очистки. В общем объеме водоотведения сброс от названных населенных пунктов составляет около 2 процентов, тем не менее, это негативно отражается на состоянии водных объектов питьевого водоснабжения.


Анализ распределения загрязняющих веществ в сточных водах показывает, что основным источником загрязняющих веществ является промышленность; жилищно-коммунальное хозяйство лидирует в сбросе таких компонентов, как азот общий, хлориды и фосфаты.



Питьевое водоснабжение


На протяжении последних лет основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды являлись: антропотехногенное загрязнение поверхностных и подземных вод, факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа и марганца), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижения класса источника водоснабжения, рассчитанного на использование традиционных схем очистки воды, негативная обстановка с тампонажем и консервацией недействующих артезианских скважин, низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, отсутствие специализированной службы по эксплуатации водопроводных сооружений, осуществление производственного контроля в сокращенном объеме.


В 2010 году по сравнению с 2009 годом число источников централизованного водоснабжения в республике сократилось с 159 до 158.


Водоснабжение населения осуществлялось из 85 поверхностных источников (53,8%) и 73 подземных (46,2%). В целом по республике 81,0% проживающего населения использует воду из систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, но в 5 районах (где проживает треть сельских жителей республики) охват населения централизованным водоснабжением составляет менее 50,0% (Прионежском - 44,2%, Пряжинском - 43,4%, Калевальском - 40,3%, Суоярвском - 39,9%).


В Республике Карелия в 14 районах из 18-ти не соответствует санитарным нормам и правилам 53 источника питьевого централизованного водоснабжения или 33,5%, в том числе в 11 районах из-за отсутствия зон санитарной охраны - 43 (27,2%).


По результатам исследований в 2010 году по сравнению с предыдущим годом улучшилось качество воды по санитарно-химическим показателям из поверхностных источников, но увеличилась доля не соответствующих гигиеническим нормативам проб воды из подземных источников централизованного водоснабжения.


В разрезе районов уменьшение доли проб воды в местах водозабора из источников централизованного питьевого водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, отмечается в Сортавальском, Суоярвском и Прионежском районах.


Ситуация по качеству воды в местах водозабора из источников питьевого водоснабжения по микробиологическим показателям в 2010 году практически не изменилась по сравнению с 2009 годом.


Улучшение качества воды из централизованных источников водоснабжения по микробиологическим показателям отмечалось только в Беломорском районе.


В 2010 году 31 поверхностный источник централизованного водоснабжения (36,5%) из 85 не соответствовал санитарным правилам и нормам из-за отсутствия зон санитарной охраны (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лахденпохский, Лоухский, Муезерский, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский районы, города Петрозаводск и Сортавала).


В 2010 году 12 подземных источников централизованного водоснабжения (16,4%) из 73 не соответствовали санитарным правилам и нормам из-за отсутствия зон санитарной охраны (Лоухский, Муезерский, Питкярантский, Лахденпохский, Прионежский районы).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»