Стратегической целью в области государственного управления лесопромышленным комплексом, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов является повышение эффективности работы лесного комплекса на основе более полного освоения имеющихся лесных ресурсов с соблюдением принципа обеспечения рационального и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.
Тактические задачи для достижения поставленной стратегической цели:
1. Создание условий для развития углубленной переработки древесины, заготавливаемой на территории республики, на предприятиях Республики Карелия.
2. Формирование оптимальной структуры баланса производства и переработки древесины.
3. Увеличение уровня использования расчетной лесосеки за счет осуществления сплошных, выборочных рубок спелых и перестойных насаждений и ухода за лесом.
4. Обеспечение реализации полномочий республики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных субъектам Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Для эффективного управления процессами развития лесного хозяйства и лесной промышленности - лесным комплексом республики -
Правительство Республики Карелия реализует определенную на уровне субъекта Российской Федерации региональную лесопромышленную политику и стратегию, основанную на анализе республиканских проблем и оценке влияния внешних факторов на процесс управления лесопромышленным комплексом на этапе развития рыночных отношений. При этом серьезное государственное внимание уделено поддержке инвестиционных проектов в лесной отрасли. Это вызвано тем, что экономика Карелии в значительной степени базируется на добыче и переработке природного богатства республики - лесных ресурсов. Инвестиционные проекты в лесном комплексе тесно связаны с сырьевой и экономической безопасностью региона, созданием новых производств и новых рабочих мест.
Анализ показывает, что деятельность Правительства Республики Карелия, направленная на организацию государственного влияния на процессы лесопользования в Карелии, дала определенные положительные результаты.
Лесная промышленность Карелии стабильно сохраняет ведущее положение в промышленности республики. На её долю приходится около 40 процентов общего объема товарной продукции и более половины всех работающих в промышленности. Продукция занимает значительное место на российском рынке, на долю Карелии приходится 24,0 процента общероссийского производства бумаги, 35 процентов газетной бумаги, 59 процентов бумажных мешков, 6 процентов деловой древесины и 4 процента пиломатериалов. Рост производства важнейших видов продукции в натуральном выражении в полтора-два раза опережал аналогичные показатели в электроэнергетике и черной металлургии (исключение - производство пиломатериалов).
Однако ситуация в лесном комплексе, являющемся основой экономики республики, остается сложной. Ряд лесопользователей и лесопереработчиков работают неэффективно и не определили стратегию своего развития. В реализации проблем лесного комплекса слабо используется научно-образовательный потенциал республики.
Кроме того, с 1 января 2007 года в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 200-ФЗ) Республика Карелия приняла на себя широкий спектр полномочий, ранее осуществляемых федеральным центром.
В 2008-2010 годах для формирования доходной части бюджета Республики Карелии, создания новых производств, вовлечения в промышленную сферу и инфраструктуру кадров различного уровня, выхода на зарубежный рынок и привлечения инвестиций, подготовке к работе в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации необходимо осуществить ускоренное развитие лесного комплекса. Только такой подход может обеспечить решение приоритетной для Карелии проблемы обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного освоения сырьевого и финансового потенциала лесных ресурсов.
Это обусловливает необходимость продолжения целенаправленных действий, сформулированных ранее и реализуемых в регионе согласно распоряжениям Правительства Республики Карелия от 9 февраля 2004 года N 70р-П "О политике и стратегии Правительства Республики Карелия в области лесопользования и развития лесопромышленного комплекса на 2004-2010 годы" и от 20 мая 2003 года 204р-П "О совершенствовании системы управления лесопромышленным комплексом Республики Карелия". При этом должны быть учтены изменения внешней и внутренней ситуации, необходимость активизации государственного влияния на процессы лесоуправления при развитии рыночных отношений. Выполнение этих действий должно осуществляться с учетом принятых на уровне республики следующих документов:
- Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2520-III ЗС;
- Программы экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 20 декабря 2006 года N З95р-П;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 10 апреля 2007 года N 129р-П.
В связи с изложенным, развивая начатую ранее работу с учетом анализа ее результатов и изменившейся в последние годы ситуации, в 2008-2010 годы предлагается реализовать План действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию системы управления лесным комплексом Республики Карелия, нацеливая их на инновационно-инвестиционный путь развития.
1. Анализ сложившейся ситуации