ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ


РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 февраля 2004 года N 70р-П

О политике и стратегии Правительства Республики Карелия
в области лесопользования и развития лесопромышленного
комплекса на 2004-2010 годы

Во исполнение Программы действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию системы управления лесопромышленным комплексом Республики Карелия, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 20 мая 2003 года N 204р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2003, N 5, ст.597):

Одобрить политику и стратегию Правительства Республики Карелия в области лесопользования и развития лесопромышленного комплекса на 2004-2010 годы (прилагается).

    
 Глава
Республики Карелия С.Л.Катанандов

Одобрена распоряжением
     Правительства Республики Карелия

от 9 февраля 2004 года N 70р-П

ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
В ОБЛАСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА 2004-2010 ГОДЫ


ВВЕДЕНИЕ

Лесопромышленный комплекс (далее - ЛПК) является ведущим в экономической и социальной сфере Республики Карелия и представляет собой совокупность расположенных на ее территории предприятий лесозаготовительной, целлюлозно-бумажной, лесопильно-деревообрабатывающей и мебельной промышленности в их взаимосвязи и взаимодействии.

Однако в ЛПК сложилась сложнейшая ситуация. Удельный вес ЛПК в общем объеме промышленного производства республики более половины, однако его роль в формировании консолидированного бюджета Республики Карелия сократилась с 30 % в 1999 году до 13 % в 2002 году. Ухудшается финансовое состояние лесопромышленных предприятий, недоперечисляются средства в бюджеты всех уровней. Это, в свою очередь, резко осложняет финансовое и социальное состояние республики, ее районов и поселков. Свою роль здесь играет и экспорт леса из Карелии с низкой долей добавленной стоимости. Ввиду разрозненности лесопромышленных предприятий и как следствие непродуманных реформ отсутствует скоординированная система рациональной организации потоков лесоматериалов и финансов.

Выход из кризиса и развитие ЛПК необходимы для формирования доходной части бюджета Республики Карелии, вовлечения в промышленную сферу и инфраструктуру кадров различного уровня, выхода на зарубежный рынок и привлечения инвестиций в условиях перспектив присоединения России к ВТО и обострения конкуренции с западными фирмами за доступ к сырьевым и финансовым источникам, кадрам, технологиям, рынкам сбыта. Решение проблемы обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного освоения сырьевого потенциала лесных ресурсов и экономически обоснованного распределения выручки от переработки и реализации для Карелии входит в число приоритетных.

Для решения задачи развития ЛПК, обеспечивающего поступательное развитие экономики республики, предлагаются основные принципы политики и стратегии Правительства Республики Карелия (далее - Правительство РК) в области лесопользования и развития ЛПК на 2004-2010 годы, основанные на анализе республиканских проблем, с учетом влияния внешних факторов на процесс управления ЛПК на данном этапе развития рыночных отношений. Настоящий документ определяет генеральную линию, проводимую Правительством Республики Карелия в ЛПК на долгосрочную перспективу, и является промежуточным между концепцией социально-экономического развития и программами, а также проектами, реализуемыми в ЛПК на территории Республики Карелия.


1.

ПРОБЛЕМЫ ЛПК РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛПК

В Республике Карелия недостаточен уровень экономической отдачи от деятельности лесопромышленных предприятий, необходимый для наполнения бюджета Республики Карелия и для стабилизации работы и развития этих предприятий. Слабо увязаны экономические, социальные и экологические цели лесохозяйственников, лесопользователей, населения районов Карелии и республики в целом. Не решена проблема перевода сырьевых потоков с зарубежного на внутренний рынок с целью углубления переработки древесного сырья в Карелии. Не обоснованы оптимальный баланс производства и потребления лесоматериалов в регионе, дифференциация платежей за пользование лесными ресурсами, являющимися рычагами управления развитием ЛПК.

Необходимо полнее осваивать лесной фонд республики и обеспечивать заготовляемым сырьем лесоперерабатывающие предприятия. Недоосвоение расчетной лесосеки сокращает объемы переработки древесины и соответствующие платежи в бюджет. В числе острых проблем управления лесопользованием - несовершенство лесного законодательства. Значительная часть лесного фонда экономически недоступна (деконцентрация насаждений, низкие запас древесины и выход деловой древесины с 1 га, сложные природно-производственные условия). Продолжаются нарушения лесохозяйственных требований и лесные пожары. Необходима интенсификация лесопользования в лесах, исключенных из расчета главного пользования. Неудовлетворительно развивается сеть лесных (лесовозных) дорог, необходимых для жизнеобеспечения и развития инфраструктуры лесных поселков и повышения экономической доступности лесов.

В числе острых проблем ЛПК: слабо осваивается ресурс промежуточного пользования; износ основных фондов предприятий подошел к критической грани; расчетная лесосека снижается; значительная часть лесного фонда - перестойные насаждения, поврежденные стволовыми гнилями, имеющие низкую товарность; выход деловой древесины в ряде лесосек по хвойным породам не более 60 %, по лиственным - значительно ниже; в лесозаготовительной отрасли низок уровень заработной платы; на долю летнего лесфонда в среднем приходится 40 % от общего объема (по некоторым районам - 20 %); не решена ситуация с эффективным использованием низкосортной и лиственной древесины.

Для решения сформулированных проблем необходимо определение государственной политики и стратегии в области управления и развития ЛПК, которые должны: базироваться на обоснованном региональном балансе производства и потребления лесоматериалов; предусматривать рациональную схему управления лесными ресурсами; обеспечить баланс интересов между максимальными темпами развития и получением доходов собственниками предприятий, обеспечением устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения и ростом реальных доходов населения; обеспечить поэтапное установление рыночного баланса цен в условиях изначально противоречивых интересов органов управления, собственников-лесопользователей, лесопереработчиков, транспортных и сбытовых структур, кредитных организаций, их работников и населения республики в целом.

Задача Правительства РК - сбалансировать противоречивые интересы различных ведомств и лесопромышленных структур, обеспечив на этой основе развитие экономики республики и ее районов, неистощительное многоцелевое использование лесов и их воспроизводство.

Поскольку предприятия ЛПК строят свой бизнес на основе природного ресурса (лесного фонда), государство, в лице Правительства РК, будет стремиться осуществлять государственное регулирование этого сегмента рынка с целью повышения доходов консолидированного бюджета Республики Карелия за счет лесных податей, арендной платы и увеличения добавленной стоимости продукции, производимой на территории республики.

Цель разработки - обоснование формирования региональной политики и стратегического плана в области развития лесопромышленного комплекса, обеспечивающих поступательное развитие экономики республики и на этой основе исключающих возникновение региональных рисков.

Осуществляя государственную лесную политику и стратегию, Правительство РК ставит своими задачами:

- влиять на проведение экономических реформ, предотвращая возникновение региональных рисков и социальных взрывов;

- эффективно использовать механизмы управления ЛПК, обеспечить скоординированную политику крупных предприятий ЛПК, разрабатывать и реализовывать

- программы развития отраслей, осуществлять доверительное управление пакетами акций предприятий ЛПК, находящихся в собственности республики, через управляющую компанию; допускать к лесопользованию только предприятия с положительным балансом и деловым авторитетом;

-     реализовать стратегию, основанную на программно-целевом подходе, рациональной схеме лесопользования и обоснованном региональном балансе производства и потребления лесоматериалов.

Стратегические этапы и мероприятия на 2004-2010 годы предусматривают:

1 этап. Разработка принципов политики и стратегии Правительства РК в области управления и развития ЛПК на 2004-2010 годы и реализация тех из них, правильность которых не вызывает сомнений у государства, профессионалов и общества (2004 год);

2 этап. Формирование научно-методической базы для прогноза и разработки стратегического плана развития ЛПК (2003-2005 годы);

3 этап. Анализ результатов реализации первоочередных мер (2004-2005 годы);

4 этап. Разработка стратегического плана развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия на 2006-2010 годы (2005 год);

5 этап. Реализация стратегического плана развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия (2006-2010 годы). Создание актуализируемой базы данных:

- о лесном фонде в Республике Карелия (включая геоинформационную систему "Леса   Карелии"),   о  сортиментносортной   структуре  древостоя   (предмет труда), включая данные о количестве деловой древесины, вторичных ресурсах, объемах и резервах для увеличения съема древесины с 1 га в разрезе лесхозов и районов, о выполнении арендных договоров, о бюджетной эффективности, включая налоговую нагрузку, о дорожной сети и движении грузов и др.;

- о кадрах ЛПК (структура, система подготовки, переподготовки, сценарии высвобождения кадров в результате роста производительности труда кадров и их трудоустройства в соответствующие секторы экономики;

- о технологии и технике ЛПК (стратегические партнеры по приобретению конкурентоспособного оборудования с решением вопросов по частичному сбыту продукции в счет оплаты оборудования; период возможного начала импортозамещения с сохранением конкурентоспособности и т.п.).

При реализации стратегического плана предлагается создание: конкурентоспособного промышленного капитала на территории Республики Карелия, торгово-транспортного комплекса и промышленно-финансового комплексов.

Управление лесными ресурсами предусматривает базирование на государственной политике и стратегии, увязанными с решениями экономической, социальной и экологической задач. Основными критериями эффективности в данном подходе являются рациональность, комплексность использования ресурсов, экологическая, бюджетная эффективность и добавленная стоимость.

Совершенствование управления ЛПК на принципах обоснованного распределения лесного фонда между лесопользователями должно быть осуществлено путем государственного регулирования с учетом интересов республики.

Правительство РК совместно с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия (по согласованию) принимают меры для:

- устойчивого управления лесами, рационального лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов, вовлечения лесного фонда в экономический оборот;

- соблюдения принципов экономической безопасности, учета баланса интересов всех участников рынка, не допускать монопольного владения лесами;

-     финансирования расходов на охрану и воспроизводство лесных ресурсов;

- выделения дополнительных особо охраняемых территорий только на основе детального изучения последствий для экономики республики и по согласованию совсеми заинтересованными в этом организациями;

-     инвестиционной привлекательности территории;

-     обоснованного баланса производства и потребления лесоматериалов;

-     решения вопросов развития дорожной инфраструктуры ЛПК.


2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЛПК


Система управления в ЛПК требует целенаправленного государственного влияния и осуществления мер регулирования развитием производительных сил и экономики республики в рамках активизации конкуренции, рыночных отношений и перспектив вхождения России в ВТО. Консолидация деятельности в области ЛПК предусмотрена следующими актами Республики Карелия:

- Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010 годов (с учетом изменений и дополнений в Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг. "Возрождение Карелии"), утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 25 декабря 2002 года N 405-III ЗС;

- Основные   направления   деятельности   Правительства   РК   по   социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002-2006 годы, одобренные распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 июля 2002 года    N 207р-П.

Государственное управление лесными ресурсами предусматривает представление всеми претендентами на аренду участков лесного фонда обоснованных коммерческих проектов, программ, бизнес-планов, обеспечивающих полное экологически безопасное и экономически эффективное освоение лесных ресурсов.

В рамках стратегических направлений планируется осуществить действия, направленные на:

- оптимизацию планирования и управления в ЛПК;

- переориентацию в республике потоков древесного сырья с внешнего на внутренний рынок (2003-2007 годы);

- оптимизацию организации и осуществления грузоперевозок;

- развитие критических (депрессивных) лесопромышленных районов и территорий Республики Карелия;

- укрепление взаимодействия и осуществление сотрудничества с Управлением природных ресурсов МПР России по Республике Карелия в области природопользования и охраны окружающей среды на территории Республики Карелия;

- передачу пакетов акций лесопромышленных предприятий, находящихся в собственности Республики Карелия, в доверительное управление на конкурсной основе;

- создание в ЛПК Республики Карелия согласительной комиссии по рассмотрению вопросов совершенствования товарных потоков и проведения ценовой политики (2005 год);

- способствование созданию крупной региональной корпоративной структуры, интегрирующей лесопромышленные структуры Республики Карелия, для обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного освоения лесных ресурсов региона (2004-2006 годы);

- оценку перспектив и партнеров для создания республиканской транспортной компании (транспортных компаний), с регистрацией ее в качестве налогоплательщика на территории Республики Карелия, обеспечивающей доставку товаров и продукции на франко-склад покупателя (2004-2005 годы);

-     создание регионального инвестиционного фонда развития ЛПК (2005 год);

- осуществление системы мер,  направленных на создание республиканской торговой марки, соответствие процессов проектирования, монтажа, эксплуатации, обслуживания; качества конечной продукции современным системам качества, действующим в мире);

-  развитие в республике лесопильно-деревообрабатывающих производств;

-  передачу участков лесного фонда в долгосрочную конкурсную аренду;

-  организацию  целенаправленной   информационно-аналитической   работы   в ЛПК;

- контроль за выполнением условий договора аренды с непосредственным участием Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия (по согласованию) (систематически, начиная с 2004 года);

- совершенствование системы кадровой подготовки и переподготовки специалистов для ЛПК;

- изучение    перспектив    создания    товарно-сырьевой    биржи,    расчетно-клирингового центра;

- изучение перспектив создания региональной лесной финансовой компании и республиканского лесного банка на территории Республики Карелия;

- определение мест и объемов рационального использования тех или иных видов биотоплива (щепа, гранулы, дрова, торф, уголь), изучение перспектив создания торговых площадок на территориях западных стран.

Результаты - система стратегического планирования в области ЛПК.


3. ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ СТРУКТУР РЕСПУБЛИКИ


Развитие крупных интегрированных структур в лесном комплексе Карелии способно воссоздать производственно-хозяйственные связи предприятий лесопромышленного комплекса, осуществить финансовое оздоровление производств, прежде всего лесозаготовительных, создавать новые перспективные производства, обеспечить развитие капиталоемких производств, техническое перевооружение, приобретение машин и оборудования, аккумулирование накоплений и перераспределение средств в рамках интегрированных лесопромышленных систем.

В условиях, когда при сложившейся системе уровень цен на отечественном рынке лесоматериалов диктуется прежде всего их потребителями, холдинговые структуры должны интегрировать интересы разбросанных по территории региона и работающих разрозненно лесопромышленников и на этой основе проводить эффективную маркетинговую работу, формировать и изучать рынок, прогнозировать колебания в ценообразовании, проводить ценовую политику в интересах как группы предприятий, так и региона и т. п.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»