ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 февраля 2008 года N 58р-П

[О Плане действий Правительства Республики Карелия по
совершенствованию системы управления лесным  комплексом на период до 2010 года]


В целях эффективного управления процессами развития лесного хозяйства и лесной промышленности, реализации на уровне субъекта Российской Федерации региональной лесопромышленной политики и стратегии, основанных на анализе республиканских проблем и оценке влияния внешних факторов на процесс управления лесопромышленным комплексом на этапе развития рыночных отношений:

Одобрить прилагаемый План действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию системы управления лесным комплексом на период до 2010 года.

Глава Республики Карелия С.Л. Катанандов

     

     Одобрен распоряжением
      Правительства Республики Карелия
     от 9 февраля 2008 года N 58р-П

     

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЛЕСНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

Введение

 

Стратегической целью в области государственного управления лесопромышленным комплексом, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов является повышение эффективности работы лесного комплекса на основе более полного освоения имеющихся лесных ресурсов с соблюдением принципа обеспечения рационального и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.

Тактические задачи для достижения поставленной стратегической цели:

1. Создание условий для развития углубленной переработки древесины, заготавливаемой на территории республики, на предприятиях Республики Карелия.

2. Формирование оптимальной структуры баланса производства и переработки древесины.

3. Увеличение уровня использования расчетной лесосеки за счет осуществления сплошных, выборочных рубок спелых и перестойных насаждений и ухода за лесом.

4. Обеспечение реализации полномочий республики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных субъектам Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

Для эффективного управления процессами развития лесного хозяйства и лесной промышленности - лесным комплексом республики -

Правительство Республики Карелия реализует определенную на уровне субъекта Российской Федерации региональную лесопромышленную политику и стратегию, основанную на анализе республиканских проблем и оценке влияния внешних факторов на процесс управления лесопромышленным комплексом на этапе развития рыночных отношений. При этом серьезное государственное внимание уделено поддержке инвестиционных проектов в лесной отрасли. Это вызвано тем, что экономика Карелии в значительной степени базируется на добыче и переработке природного богатства республики - лесных ресурсов. Инвестиционные проекты в лесном комплексе тесно связаны с сырьевой и экономической безопасностью региона, созданием новых производств и новых рабочих мест.

Анализ показывает, что деятельность Правительства Республики Карелия, направленная на организацию государственного влияния на процессы лесопользования в Карелии, дала определенные положительные результаты.

Лесная промышленность Карелии стабильно сохраняет ведущее положение в промышленности республики. На её долю приходится около 40 процентов общего объема товарной продукции и более половины всех работающих в промышленности. Продукция занимает значительное место на российском рынке, на долю Карелии приходится 24,0 процента общероссийского производства бумаги, 35 процентов газетной бумаги, 59 процентов бумажных мешков, 6 процентов деловой древесины и 4 процента пиломатериалов. Рост производства важнейших видов продукции в натуральном выражении в полтора-два раза опережал аналогичные показатели в электроэнергетике и черной металлургии (исключение - производство пиломатериалов).

Однако ситуация в лесном комплексе, являющемся основой экономики республики, остается сложной. Ряд лесопользователей и лесопереработчиков работают неэффективно и не определили стратегию своего развития. В реализации проблем лесного комплекса слабо используется научно-образовательный потенциал республики.

Кроме того, с 1 января 2007 года в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 200-ФЗ) Республика Карелия приняла на себя широкий спектр полномочий, ранее осуществляемых федеральным центром.

В 2008-2010 годах для формирования доходной части бюджета Республики Карелии, создания новых производств, вовлечения в промышленную сферу и инфраструктуру кадров различного уровня, выхода на зарубежный рынок и привлечения инвестиций, подготовке к работе в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации необходимо осуществить ускоренное развитие лесного комплекса. Только такой подход может обеспечить решение приоритетной для Карелии проблемы обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного освоения сырьевого и финансового потенциала лесных ресурсов.

Это обусловливает необходимость продолжения целенаправленных действий, сформулированных ранее и реализуемых в регионе согласно распоряжениям Правительства Республики Карелия от 9 февраля 2004 года N 70р-П "О политике и стратегии Правительства Республики Карелия в области лесопользования и развития лесопромышленного комплекса на 2004-2010 годы" и от 20 мая 2003 года 204р-П "О совершенствовании системы управления лесопромышленным комплексом Республики Карелия". При этом должны быть учтены изменения внешней и внутренней ситуации, необходимость активизации государственного влияния на процессы лесоуправления при развитии рыночных отношений. Выполнение этих действий должно осуществляться с учетом принятых на уровне республики следующих документов:

- Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2520-III ЗС;

- Программы экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 20 декабря 2006 года N З95р-П;

- Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 10 апреля 2007 года N 129р-П.

В связи с изложенным, развивая начатую ранее работу с учетом анализа ее результатов и изменившейся в последние годы ситуации, в 2008-2010 годы предлагается реализовать План действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию системы управления лесным комплексом Республики Карелия, нацеливая их на инновационно-инвестиционный путь развития.


1. Анализ сложившейся ситуации


Устойчивое управление лесами включает длительный производственный цикл, завершающийся выращиванием спелого леса. При лесовосстановлении, уходе за лесом, мелиорации и тому подобных периодах времени ведется охрана, защита, инвентаризация лесов и другие работы, требующие вложения значительных финансовых ресурсов. Многоцелевое использование лесных ресурсов включает заготовку древесины по всем видам пользования, заготовку недревесных продуктов и использование рекреационных, средообразующих, санитарно-гигиенических и других функций лесов. Конечные результаты лесохозяйственной деятельности сложно прогнозировать, они зависят от природных, климатических, техногенных и других факторов. Экономический риск в принятии управленческих решений высок из-за длительности цикла получения готовой продукции - спелой древесины и из-за влияния многих факторов на процессы использования и воспроизводства лесных ресурсов.

Расчётная лесосека по главному пользованию в лесах Республики Карелия на 2003-2006 годы утверждалась и использовалась в следующих объёмах.

Год

Расчетная лесосека

Фактическое освоение расчетной лесосеки

Процент освоения



всего

в том числе по хвойному хозяйству

всего

в том числе по хвойному хозяйству

всего

в том числе по хвойному хозяйству

2003

9209,7

6916,8

6091,4

4590

66

66

2004

8939,4

6648,8

6015,0

4464,9

67

67

2005

8817,6

6488,0

5898,0

4327,1

67

67

2006

8859,3

6519,1

5519,6

4088,9

62

63

2007

8803,6

6484,4

нет данных


В Карелии в последние годы традиционно высокий (по сравнению с другими регионами) уровень освоения расчетной лесосеки.

Однако почти 30 процентов расчетной лесосеки все еще не вовлечено в хозяйственный оборот, в основном из-за ее экономической недоступности. Расчетная лесосека в республике за 1997-2006 годы уменьшилась с 9,4 до 8,9 тыс. м3.

Объемы рубок промежуточного пользования, прочих рубок за 2003-2006 годы

Ликвидная древесина (тыс. куб.м)

Вид рубок

Ежегодные ресурсы по материалам лесоустройства

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Прореживание

734,4

17,0

27,0

17,2

11,0

4,8

Проходные

752,6

365,6

394,2

298,8

292,5

287,3

Обновления и переформирования

455,1

206,3

245,9

184,8

184,5

191,9

Санитарно-выборочные

158,3

15,9

5,3

10,9

8,2

2,7

Итого

2100,4

604,8

672,4

511,7

496,2

486,7

Прочие

342,6

270,1

575,9

302,3

438,4

486,6

Всего

2443,0

874,9

1248,3

813,9

934,6

973,3


Недостаточно используются ресурсы рубок промежуточного пользования, особенно рубки прореживания и санитарно-выборочные.

Основная работа по передаче участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов была завершена в 2005 году.

По состоянию на 1 января 2008 года в аренду переданы участки лесного фонда с годовым объемом лесопользования 7,0 млн.куб.м, в том числе в аренду по конкурсу 6,6 млн.куб.м. Доля конкурсной аренды в общем объеме арендованных лесов составляет 94 процента.

Производство основных видов продукции лесопромышленного комплекса представлено следующими объемами.

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

год

год

год

год

год

1

2

3

4

5

6

Вывозка древесины, тыс.плотных mj

6097,4

6730,6

6304,2

6029,3

6488,8

Деловая древесина, тыс.плотных м3

5390,4

6237,8

5773,^

5669,8

6223,1

Пиломатериалы, всего, тыс.м3

741,0

759,7

793,2

792,2

837,4

Плиты древесностружечные, тыс. услов-

105,9

127,5

126,3

134,0

135,4

ных м

Фанера клееная, тыс.м3

22,7

19,2

23,5

21,4

13,2

Бумага, тыс.тонн

758,9

862,4

936,4

960,6

964,4

Картон, тонн

64,9

54,1

70,7

84,3

82,6

Целлюлоза (по варке), включая полуцеллюлозу и массу химическую древесную, тыс.тонн

429,8

413,5

467,1

496,7

508,2

Целлюлоза товарная, тонн

80,8

89,8

84,2

90,5

94,9

Мешки бумажные, тыс.штук

269,0

257,9

311,7

345,0

399,8

Мебель в отпускных ценах, млн.рублей

97,9

96,6

80,2

98,5

нет данных


По большинству показателей отмечается рост объемов производства.

Целлюлозно-бумажная промышленность в наибольшей степени испытала на себе последствия дезинтеграции лесопромышленного комплекса и разрыва производственно-хозяйственных связей. Недостаток сырья, особенно более дешевого из Карелии, требует интеграции бумажников с лесозаготовителями и деревообработчиками (поставщиками балансов и технологической щепы).

В республике продолжается процесс укрупнения предприятий, создания холдингов.

Объединение предприятий увеличивает возможности по организации их эффективной работы, обеспечению перерабатывающих производств сырьем, привлечению дополнительных финансовых ресурсов в модернизацию и техническое перевооружение производств.

Недоосвоение расчетной лесосеки не дает возможности гарантировать и увеличивать объемы лесопиления, производства бумаги и так далее, наращивать платежи в бюджет, а несвоевременная рубка недоступных насаждений отразится в будущем на качестве лесных ресурсов, приведет к увеличению отходов и потерь древесины.

Для целлюлозно-бумажных, деревообрабатывающих и деревоперерабатывающих предприятий остра проблема их обеспечения стабильными потоками древесного сырья.

ОАО "Кондопога" не имеет собственной сырьевой базы. Решению этой проблемы может помочь строительство в Пудожском районе нового лесо-пильно-экспортного завода, либо реконструкция действующего лесозавода в пос. Шала, что создаст условия для поставки из района балансов и технологической щепы на внутренний рынок. Район при этом получит импульс за счет создания в нем современного производства с новыми рабочими местами, получения добавленной стоимости от глубокой переработки древесины на территории района и решения ряда социальных проблем.

Остра проблема сырьевой безопасности и для ОАО "Сегежский ЦБК", при увеличении производства ежегодные потребности которого в сосновом сырье возрастут до 3 млн. м3, в том числе балансовой древесины - около 1,7 млн. м3. Для решения этой задачи ОАО "Сегежский ЦБК" выделены значительные лесные территории для создания целевого хозяйства, обеспечивающего его балансовым сосновым сырьем.

Однако продвижение проекта задерживается из-за процедур согласований и задержек с разработкой нормативных инструкций и положений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»