4.1. Совершенствование нормативно – правовой базы
В течение последних двух лет произошли существенные изменения законодательства Российской Федерации, направленные на перераспределение полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.
В связи с этим в республике проведена работа по изменению законодательства Республики Карелия, в части приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Так, в связи с принятием нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проведена планомерная работа по подготовке и принятию необходимых для реализации закона нормативных правовых актов Республики Карелия.
Примерами проведенной работы являются:
Закон Республики Карелия от 1 ноября 2004 года N 813–ЗРК "О городских, сельских поселениях в Республике Карелия";
Закон Республики Карелия от 1 декабря 2004 года N 824–ЗРК "О наделении городских поселений статусом городского округа";
Закон Республики Карелия от 1 декабря 2004 года N 825–ЗРК "О муниципальных районах в Республике Карелия" и другие нормативные правовые акты.
Существенные изменения республиканского законодательства произошли в связи с принятием и вступлением в законную силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Приоритетными направлениями по совершенствованию нормативной правовой базы Республики Карелия, безусловно, будет являться разработка и принятие документов, направленных на реализацию Национальных проектов.
В целях реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" на территории Республики Карелия и в связи с изменением структуры Федеральной целевой программы "Жилище" в Министерстве строительства Республики Карелия создана межведомственная рабочая группа по корректировке целевой программы "Жилище" (второй этап 2006 – 2010), с учетом ее новых подпрограмм.
В рамках реализации задачи по увеличению объемов жилищного строительства и реализации Национального проекта необходимо подготовить и внести изменения в республиканскую программу ипотечного жилищного кредитования, утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2000 года N 338-П.
Учитывая необходимость реализации Национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" одним из направлений совершенствования нормативной правовой базы Республики Карелия станет разработка и принятие актов, направленных на дальнейшее развитие агропромышленного комплекса.
Продолжится работа по совершенствованию земельного законодательства и законодательства о недрах, направленная на регулирование земельных отношений и развитие горнопромышленных производств. В 2006 году планируется разработать и принять Закон Республики Карелия, устанавливающий минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий в зависимости от разрешенного использования, а также ряд ведомственных нормативных актов, регулирующих порядок оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр и порядка и условий проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр. Изменений потребует и республиканская целевая программ "Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса Республики Карелия на 2000 – 2002 – 2010 годы".
В связи с изменением законодательства регулирующего размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в частности, с 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", существенной корректировке подлежит законодательство Республики Карелия, закрепляющее нормы по размещению заказа для государственных нужд Республики Карелия. Ряд нормативных документов уже признаны утратившими силу, ряд находится на согласовании в заинтересованных ведомствах.
Продолжится разработка проекта закона Республики Карелия "О государственной поддержке инновационной деятельности в Республике Карелия", направленного на установление порядка формирования, утверждения и реализации инновационной политики в республики. Концепция и структура проекта вышеуказанного закона были разработаны в конце 2005 года. Однако 31 декабря 2005 года принят Федеральный закон N 199 – ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно – технической политике", касающихся перераспределения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере инновационной политики. Эти изменения требуют их отражения в законе субъекта Российской Федерации.
В республике продолжается решение основных задач информатизации и формирования единого информационного пространства. Для достижения положительных результатов корректировке подлежит целевая программа "Информатизация Республики Карелия на 2002 – 2006 годы". Кроме того, в пределах имеющихся у субъекта Российской Федерации полномочий, разработан и принят Законодательным Собранием Республики Карелия в первом чтении проект закона Республики Карелия "Об информационных ресурсах Республики Карелия", направленный на определение объектов, субъектов процессов информатизации, компетенции, прав и обязанностей участников процессов информатизации, порядка их взаимодействия.
Будет продолжена работа по формированию нормативной базы, направленной на определение территории традиционной хозяйственной деятельности вепсов, придание ей статуса территории традиционного природопользования, сохранение традиционной этнокультурной среды в местах (районах) их компактного проживания, возрождение и развитие традиционных отраслей хозяйства, народных промыслов и ремесел. Корректировке подлежит ряд указов Главы Республики Карелия и постановлений Правительства Республики Карелия.
Изменения коснутся и нормативных правовых актов в сфере образования. Основной целью правового регулирования в области образования является обеспечение доступности, качества и эффективности образования.
Особое внимание планируется уделить вопросам доступности, качества и эффективности образования для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей – сирот, детей-инвалидов).
Отдельным направлением совершенствования нормативно-правовой базы является разработка и принятие нормативных правовых актов, связанных с изменением разграничения полномочий в области образования между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199 -ФЗ
Для улучшения функционирования системы дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации республикой будет предложен ряд законодательных инициатив, направленных на совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации.
Комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно – правовой базы приведен в приложении N 6.
Реализация Программы строится также на создании общих условий активизации предпринимательской деятельности: институциональных преобразованиях, развитии коммуникаций, технической инфраструктуры.
Повышение экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся в республиканской собственности, будет осуществляться путем дальнейшей приватизации предприятий и постепенного снижения доли государственного сектора, с одной стороны. С другой – за счет повышения эффективности управления госсектором, реализации целого комплекса мер. Проведение земельных преобразований через проведение работ по инвентаризации земель, целевому зонированию территорий, государственной оценке земель, их землеустройству и мониторингу, создадут условия для создания земельного рынка. Вложения в развитие технической инфраструктуры и коммуникаций также будут содействовать развитию бизнес-среды.