ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О региональной целевой программе
«Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс
Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов
на 2007-2010 годы»

          

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК «О бюджетных целевых программах Республики Карелия» Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы», одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 28 февраля 2007 года N 72р-П.

2. Направить настоящее Постановление и указанную региональную целевую программу в Правительство Республики Карелия.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

     

Председатель Законодательного Собрания
Республики Карелия
Н.И. Левин



г. Петрозаводск

26 апреля 2007 года

N 394-IV ЗС








 ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

 распоряжением Правительства

постановлением

 Республики Карелия

Законодательного Собрания

 от 28 февраля 2007 г.

от 26 апреля 2007 г.

N 72р-П

N 394-IV ЗС



РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия
местных топливно-энергетических ресурсов на 2007 — 2010 годы»


ПАСПОРТ
региональной целевой программы
«Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия
местных топливно-энергетических ресурсов на 2007 — 2010 годы»

Наименование Программы

— региональная целевая программа «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007 — 2010 годы»

Дата принятия решения о разработке проекта Программы Правительством Республики Карелия и утверждение концепции региональной целевой программы

— распоряжение Правительства Республики Карелия от 8 сентября 2006 года N 275 р-П

Основание для разработки Программы

— Федеральный закон от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ «Об энергосбережении»;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года»;
постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796 «О федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика на 2002 — 2005 годы и на перспективу до 2010 года»;
 Концепция развития теплоснабжения в России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу, принятая Департаментом энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго России в 2002 году;
республиканская целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004 — 2010 годы», одобренная распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 августа 2004 года N 383 р-П и утвержденная постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 21 октября 2004 года N 1420-III ЗС; республиканская целевая программа «Жилище на 2004 — 2010 годы» (в редакции постановления Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2559-III ЗС);
программные мероприятия по добыче и использованию торфа в Республике Карелия на период до 2010 года, утвержденные приказом Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 9 ноября 2005 года N 140

Государственный заказчик Программы

— Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Разработчик Программы

— Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Организации, принимавшие участие в разработке Программы

— Карельский научно-исследовательский институт лесопромышленного комплекса Петрозаводского государственного университета (далее — КарНИИЛПК ПетрГУ)

Цели и задачи Программы

— стратегической целью Программы является: максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора Республики Карелия для роста экономики, повышения качества жизни населения и обеспечения энергетической безопасности региона. Для достижения указанной цели Программы необходимо решить следующий комплекс задач: создать надежную сырьевую базу и обеспечить устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса региона в условиях формирования рыночных отношений; повысить устойчивость теплоснабжения населения Республики Карелия, в том числе децентрализованных потребителей с дальним и сезонным завозом топлива за счет использования местных видов топлива;

создать систему государственного регулирования и решения проблем использования местных топливно-энергетических ресурсов на среднесрочную перспективу;
повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов и создать необходимые условия для перевода экономики республики на энергосберегающий путь развития с обеспечением разумных энергетических потребностей общества;
 повысить эффективность деятельности топливно-энергетического комплекса и формирования рационального топливно-энергетического баланса Республики Карелия за счет взаимодействия с научно-техническими организациями;
повысить эффективность использования котельно-печ-ного оборудования путем их реконструкции и (или) технического перевооружения на новой технологической основе;
направить политику теплоснабжения жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на обеспечение энергетической безопасности региона; снизить расходы на привозное топливо;
 усилить переработку и комплексное использование местных топливно-энергетических ресурсов;
снизить негативное воздействие топливно-энергетического комплекса Республики Карелия на окружающую среду за счет сокращения потребления невозоб-новляемых топливно-энергетических ресурсов и снижения вредных выбросов от тепловых установок в городах и населенных пунктах;
усилить развитие экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса Республики Карелия;
 увеличить бюджетные поступления за счет привлечения региональных организаций по производству и использованию местных видов топлива;
улучшить инвестиционный климат в топливной отрасли республики, способствовать становлению конкурентных договорных взаимоотношений в области обеспечения топливом жилищно-коммунальной сферы и технического перевооружения коммунальных источников теплоснабжения

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

— увеличение к 2011 году (по сравнению с 2005 годом) доли использования местных видов топлива в общем балансе потребления топливно-энергетических ресурсов Республики Карелия для обеспечения муниципального теплоснабжения на 10 процентов.
 Программные мероприятия нацелены на поэтапное увеличение объемов использования местных топливных ресурсов:
к 2009 году — до 223 500 тонн условного топлива;
 к 2011 году — до 262 500 тонн условного топлива

Сроки реализации Программы

- 2007 - 2010 годы:
1 этап - 2007 - 2008 годы;
2 этап - 2009 - 2010 годы

Краткое изложение мероприятий Программы

— определение перспективных направлений развития производства местных топливных ресурсов с учетом реальных потребностей теплоснабжающих организаций; определение необходимости и обоснованности перевода котельных на использование местных топливных ресурсов с учетом степени износа котельно-печного оборудования;
привлечение инвесторов для развития использования местного топлива в топливно-энергетическом комплексе Республики Карелия;
обеспечение благоприятных условий для улучшения инвестиционного климата в топливно-энергетическом комплексе Республики Карелия;
оказание методической, методологической и другой помощи предприятиям при разработке бизнес-планов и участии в конкурсах по получению бюджетных кредитов Республики Карелия, направленных на реализацию Программы;
организация подготовки площадок по добыче торфа;
 организация закупок машин и механизмов для добычи торфа и получения щепы (5 штук комплексов торфяной техники и один комплекс щепорубительной техники); организация добычи топливного торфа и щепы с постепенным увеличением объемов до 262 500 тонн условного топлива;
организация реконструкции и модернизации существующего котельно-печного оборудования для использования местных видов топливных ресурсов;
создание условий для появления новых рабочих мест, прежде всего путем развития торфяной промышленности республики и ее инфраструктуры; организация проведения научного мониторинга, семинаров и поездок по обмену опытом, разработки научно-технических решений, обучения специалистов;
 участие в разбитии научно-исследовательских и опытно конструкторских работ в топливно-энергетическом комплексе Республики Карелия, создании благоприятного климата для инновационных разработок

Объем и источники финансирования Программы

— суммарный объем финансирования Программы на 2007 — 2010 годы — 102,6 миллионов рублей, в том числе средства:
бюджетные кредиты Республики Карелия по результатам конкурса — 44,5 миллионов рублей;
внебюджетные источники — 58,1 миллионов рублей

Исполнители Программы

— Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства; органы местного самоуправления (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

— увеличение к 2011 году (по сравнению с 2005 годом) объемов использования местных видов топлива в общем балансе потребления топливно-энергетических ресурсов в Республике Карелия для обеспечения муниципального теплоснабжения:

к 2009 году — до 223 500 тонн условного топлива;
 к 2011 году — до 262 500 тонн условного топлива;
 снижение зависимости Республики Карелия от привозных видов топлива, потребляемого объектами коммунальной энергетики республики;
 повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства республики и доступности коммунальных услуг для населения путем перевода его котельно-печного оборудования на расширенное использование местных топливно-энергетических ресурсов;
повышение заинтересованности лесопользователей в организации поставок дровяного сырья и отходов лесозаготовок для использования в качестве биологического топлива, а также соответствующее увеличение полноты использования заготовляемого древесного сырья;
 годовой экономический эффект составит: за 2007 год 12 830 тысяч рублей; за 2008 год - 15 180 тысяч рублей; за 2009 год — 27110 тысяч рублей; за 2010 год — 40 058 тысяч рублей, который достигается за счет: снижения в стоимостном выражении затрат на закупку местных видов топлива для объектов коммунальной энергетики вместо привозного топлива; направления финансовых потоков при производстве местных видов топлива и осуществлении финансовых расчетов за поставленное топливо только в пределах внутреннего экономического пространства Республики Карелия; снижения экологических затрат; достижение расчетных экономических показателей возможно только при полном финансировании Программы

Период, основания и порядок корректировки Программы

— Программа корректируется по результатам фактического исполнения один раз в год по представлению органов исполнительной власти Республики Карелия, участвующих в ее реализации;
предложения по корректировке Программы вносятся государственным заказчиком Программы

Контроль за реализацией и отчетность об исполнении Программы

— контроль за целевым использованием бюджетных кредитов осуществляет государственный заказчик Программы;
государственный заказчик Программы при подготовке отчетности руководствуется постановлением Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2006 года N 44-П «Об утверждении Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия»


ВВЕДЕНИЕ


Стратегическими ориентирами энергетической политики Республики Карелия являются энергетическая й экологическая безопасность, а также энергетическая и бюджетная эффективность. Достижение указанных ориентиров, повышение управляемости процесса развития энергетики требуют формирования основных составляющих энергетической политики. К числу таких составляющих относятся, прежде всего, развитие внутренних топливно-энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная и внешняя энергетическая политика, социальная, научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе.

Целью республиканской энергетической стратегии является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения республики.

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России и Республики Карелия, в частности. Энергетическая безопасность регионального уровня — это состояние защищенности республики, ее населения, экономики от возможных сбоев и срывов в топливном и энергетическом обеспечении, которые определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием топливно-энергетического комплекса региона.

Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности Республики Карелия являются:

надежность энергообеспечения потребителей в полном объеме в нормальных условиях и в гарантированном объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;

контроль со стороны Правительства Республики Карелия, исполнительной власти и местных органов управления за надежным энергоснабжением объектов;

диверсификация используемых видов топлива и энергии;

учет требований экологической безопасности — развитие энергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды (отрицательное влияние топливно-энергетического комплекса на окружающую среду остается высоким);

предотвращение нерационального использования энергоресурсов (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности).

Для усиления энергетической и экологической безопасности Республики Карелия необходимо осуществление постепенного перевода котельно-печного оборудования на местные виды топливно-энергетических ресурсов и в первую очередь этот перевод необходим для системы жилищно-коммунального хозяйства.

Мировые тенденции в целом и, в частности, опыт Европы показывают, что при развитии энергетики согласно Киотскому протоколу и соответствующим решениям Европейского Союза наряду с газом и атомной энергетикой биотопливо из числа потенциальных топливно-энергетических ресурсов уже стало реально используемым ресурсом.

Такое явление в значительной мере определено тем, что биомасса лесов и болот фактически является возобновляемой, что позволяет при соблюдении баланса образования и потребления биомассы организовать ее неистощительное использование. При использовании древесного топлива не происходит выброса в атмосферу двуокиси углерода или других так называемых «парниковых газов», приводящих к изменениям климата и не происходит никаких нарушений естественных непрерывных процессов роста и разрушения. А при использовании биологической массы болот в качестве топлива выбросы в атмосферу парниковых газов значительно ниже, чем при использовании традиционно используемого мазута и дизельного топлива.Кроме экологических преимуществ, использование возобновляемых источников энергии позволит уменьшить экономическую зависимость от растущих цен на нефть и газ, ресурсы которых по многим прогнозам весьма ограничены.

В настоящее время только около 6 процентов энергии в Европейском Союзе производится из возобновляемых энергоресурсов, однако страны Европейского Союза наметили удвоение такого производства к 2010 году.

Традиционно биомасса широко использовалась в Финляндии и Швеции. В Финляндии биомасса дает почти пятую часть — 19,6 процента, в Швеции — 16,1 процента от полного потребления энергии. В Латвии доля использования биомассы самая высокая и составляет 30,3 процента.

Британское правительство намерено к 2012 году вырабатывать 10 процентов энергии в стране из возобновляемых ресурсов. Энергетические станции Голландии, Бельгии, Дании готовы потреблять значительные ресурсы биотоплива.

В результате выборов в Конгресс и Сенат США, представители демократической партии теперь будут контролировать обе палаты и возглавят ведущие комитеты. Одним из главных пунктов их программы обозначено снижение зависимости страны от нефти, развитие энергоэффективных технологий и возобновляемых источников энергии. В результате предполагается рост инвестиций в возобновляемую энергетику. Будет принят федеральный закон или стандарт об обязательной доле биомассы и других возобновляемых ресурсов в производстве энергии. Каждая крупная электроэнергетическая компания в обязательном порядке должна будет использовать возобновляемые ресурсы. В частности, во время прошедших выборов в богатом лесом штате Вашингтон был принят закон об обязательном применении 15 процентов доли возобновляемых источников.

Вышеизложенное определяет для Республики Карелия необходимость включить в число первоочередных задачу ускоренного освоения возобновляемых местных древесных и торфяных источников энергии.


1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


Региональная целевая программа «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007 — 2010 годы» (далее — Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Карелия «О бюджетных целевых программах Республики Карелия» от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК и Концепцией региональной целевой программы «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006 — 2010 годы», одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 8 сентября 2006 года N 275 р-П.

Перспективы усиления энергетической и экологической безопасности и увеличения доли использования местных топливно-энергетических ресурсов определены:

Федеральным законом от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ «Об энергосбережении»;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796 «О федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика на 2002 — 2005 годы и на перспективу до 2010 года»;

Концепцией развития теплоснабжения в России, включая коммунатьную энергетику, на среднесрочную перспективу, принятой Департаментом энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго России в 2002 году;

республиканской целевой программой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004 — 2010 годы», одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 августа 2004 года N 383 р-П и утвержденной Законодательным Собранием Республики Карелия от 21 октября 2004 года N 1420-III ЗС;

региональной целевой программой «Жилище на 2004 — 2010 годы», подпрограммой «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 28 июня 2006 года N 177р-П и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2559-III ЗС.

Сложная ситуация по обеспечению теплом в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее — ЖКХ) Республики Карелия в значительной мере обусловлена постоянным непредсказуемым ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, ввозимые в Республику Карелия (каменный уголь, мазут, дизельное топливо).

Однако именно проблема обеспечения надежного и устойчивого теплоснабжения потребителей и, прежде всего, населения при прохождении каждого осенне-зимнего периода имеет ярко выраженную социальную направленность и предопределяет рассмотрение при ее решении взаимодействия секторов теплоснабжения и топливно-энергетического комплекса Республики Карелия.

В Карелии, как и в России в целом, основными энергоносителями в коммунально-жилищной сфере, являются продукты переработки нефти и уголь, а в последнее время и природный газ (приложение N 1). При этом предприятия и службы жилищно-коммунального хозяйства республики базируются в основном на привозном топливе. Поэтому они постоянно испытывают негативные внутренние и внешние воздействия (внезапные скачки цен, диктат поставщиков, срывы сроков поставки и других), которые не поддаются прогнозированию и лихорадят топливную отрасль республики и это притом, что объемы производства тепловой энергии имеют тенденцию к росту примерно на 2,5 — 3,0 процента в год.

Эта ситуация препятствует стабильности обеспечения теплом населения, объектов социальной сферы и эффективности жилищно-коммунального хозяйства республики, что особенно обостряется в условиях низких температур в зимний и в переходные периоды (осенне-зимний и зимне-весенний).

Скачки цен в Республике Карелия за каждый отопительный период на привозные виды топлива, закупаемые теплоснабжающими предприятиями республики, изменялись в следующих пределах (за 1 тонну с учетом транспортировки):

Отопительный период

Каменный уголь

Мазут

2000 - 2001 год

в 1,82 раза

в 1,44 раза

2001 - 2002 год

в 1,31 раза

в 1,65 раза

2002 - 2003 год

в 1,10 раза

в 1,18 раза

2003 - 2004 год

в 1,21 раза

в 1,53 раза

2004 - 2005 год

в 1,41 раза

в 2,13 раза

Всего за 2000 - 2005 год

в 3,42 раза

в 4,14 раза


Диаграммы, приведенные на рисунках 1 — 2, наглядно демонстрируют изменение непосредственно цен на нефтепродукты и каменный уголь на внутреннем топливном рынке в ходе прохождения каждого отопительного сезона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»