В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК «О бюджетных целевых программах Республики Карелия» Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы», одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 28 февраля 2007 года N 72р-П.
2. Направить настоящее Постановление и указанную региональную целевую программу в Правительство Республики Карелия.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания
Республики Карелия
Н.И. Левин
г. Петрозаводск
26 апреля 2007 года
N 394-IV ЗС
ОДОБРЕНА | УТВЕРЖДЕНА | |||
распоряжением Правительства | постановлением | |||
Республики Карелия | Законодательного Собрания | |||
от 28 февраля 2007 г. | от 26 апреля 2007 г. | |||
N 72р-П | N 394-IV ЗС |
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия
местных топливно-энергетических ресурсов на 2007 — 2010 годы»
ПАСПОРТ
региональной целевой программы
«Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия
местных топливно-энергетических ресурсов на 2007 — 2010 годы»
Наименование Программы | — региональная целевая программа «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007 — 2010 годы» |
Дата принятия решения о разработке проекта Программы Правительством Республики Карелия и утверждение концепции региональной целевой программы | — распоряжение Правительства Республики Карелия от 8 сентября 2006 года N 275 р-П |
Основание для разработки Программы | — Федеральный закон от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ «Об энергосбережении»; |
Государственный заказчик Программы | — Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
Разработчик Программы | — Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
Организации, принимавшие участие в разработке Программы | — Карельский научно-исследовательский институт лесопромышленного комплекса Петрозаводского государственного университета (далее — КарНИИЛПК ПетрГУ) |
Цели и задачи Программы | — стратегической целью Программы является: максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора Республики Карелия для роста экономики, повышения качества жизни населения и обеспечения энергетической безопасности региона. Для достижения указанной цели Программы необходимо решить следующий комплекс задач: создать надежную сырьевую базу и обеспечить устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса региона в условиях формирования рыночных отношений; повысить устойчивость теплоснабжения населения Республики Карелия, в том числе децентрализованных потребителей с дальним и сезонным завозом топлива за счет использования местных видов топлива; |
создать систему государственного регулирования и решения проблем использования местных топливно-энергетических ресурсов на среднесрочную перспективу; | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | — увеличение к 2011 году (по сравнению с 2005 годом) доли использования местных видов топлива в общем балансе потребления топливно-энергетических ресурсов Республики Карелия для обеспечения муниципального теплоснабжения на 10 процентов. |
Сроки реализации Программы | - 2007 - 2010 годы: |
Краткое изложение мероприятий Программы | — определение перспективных направлений развития производства местных топливных ресурсов с учетом реальных потребностей теплоснабжающих организаций; определение необходимости и обоснованности перевода котельных на использование местных топливных ресурсов с учетом степени износа котельно-печного оборудования; |
Объем и источники финансирования Программы | — суммарный объем финансирования Программы на 2007 — 2010 годы — 102,6 миллионов рублей, в том числе средства: |
Исполнители Программы | — Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства; органы местного самоуправления (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | — увеличение к 2011 году (по сравнению с 2005 годом) объемов использования местных видов топлива в общем балансе потребления топливно-энергетических ресурсов в Республике Карелия для обеспечения муниципального теплоснабжения: |
к 2009 году — до 223 500 тонн условного топлива; | |
Период, основания и порядок корректировки Программы | — Программа корректируется по результатам фактического исполнения один раз в год по представлению органов исполнительной власти Республики Карелия, участвующих в ее реализации; |
Контроль за реализацией и отчетность об исполнении Программы | — контроль за целевым использованием бюджетных кредитов осуществляет государственный заказчик Программы; |
Стратегическими ориентирами энергетической политики Республики Карелия являются энергетическая й экологическая безопасность, а также энергетическая и бюджетная эффективность. Достижение указанных ориентиров, повышение управляемости процесса развития энергетики требуют формирования основных составляющих энергетической политики. К числу таких составляющих относятся, прежде всего, развитие внутренних топливно-энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная и внешняя энергетическая политика, социальная, научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе.
Целью республиканской энергетической стратегии является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения республики.
Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России и Республики Карелия, в частности. Энергетическая безопасность регионального уровня — это состояние защищенности республики, ее населения, экономики от возможных сбоев и срывов в топливном и энергетическом обеспечении, которые определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием топливно-энергетического комплекса региона.
Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности Республики Карелия являются:
надежность энергообеспечения потребителей в полном объеме в нормальных условиях и в гарантированном объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;
контроль со стороны Правительства Республики Карелия, исполнительной власти и местных органов управления за надежным энергоснабжением объектов;
диверсификация используемых видов топлива и энергии;
учет требований экологической безопасности — развитие энергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды (отрицательное влияние топливно-энергетического комплекса на окружающую среду остается высоким);
предотвращение нерационального использования энергоресурсов (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности).
Для усиления энергетической и экологической безопасности Республики Карелия необходимо осуществление постепенного перевода котельно-печного оборудования на местные виды топливно-энергетических ресурсов и в первую очередь этот перевод необходим для системы жилищно-коммунального хозяйства.
Мировые тенденции в целом и, в частности, опыт Европы показывают, что при развитии энергетики согласно Киотскому протоколу и соответствующим решениям Европейского Союза наряду с газом и атомной энергетикой биотопливо из числа потенциальных топливно-энергетических ресурсов уже стало реально используемым ресурсом.
Такое явление в значительной мере определено тем, что биомасса лесов и болот фактически является возобновляемой, что позволяет при соблюдении баланса образования и потребления биомассы организовать ее неистощительное использование. При использовании древесного топлива не происходит выброса в атмосферу двуокиси углерода или других так называемых «парниковых газов», приводящих к изменениям климата и не происходит никаких нарушений естественных непрерывных процессов роста и разрушения. А при использовании биологической массы болот в качестве топлива выбросы в атмосферу парниковых газов значительно ниже, чем при использовании традиционно используемого мазута и дизельного топлива.Кроме экологических преимуществ, использование возобновляемых источников энергии позволит уменьшить экономическую зависимость от растущих цен на нефть и газ, ресурсы которых по многим прогнозам весьма ограничены.
В настоящее время только около 6 процентов энергии в Европейском Союзе производится из возобновляемых энергоресурсов, однако страны Европейского Союза наметили удвоение такого производства к 2010 году.
Традиционно биомасса широко использовалась в Финляндии и Швеции. В Финляндии биомасса дает почти пятую часть — 19,6 процента, в Швеции — 16,1 процента от полного потребления энергии. В Латвии доля использования биомассы самая высокая и составляет 30,3 процента.
Британское правительство намерено к 2012 году вырабатывать 10 процентов энергии в стране из возобновляемых ресурсов. Энергетические станции Голландии, Бельгии, Дании готовы потреблять значительные ресурсы биотоплива.
В результате выборов в Конгресс и Сенат США, представители демократической партии теперь будут контролировать обе палаты и возглавят ведущие комитеты. Одним из главных пунктов их программы обозначено снижение зависимости страны от нефти, развитие энергоэффективных технологий и возобновляемых источников энергии. В результате предполагается рост инвестиций в возобновляемую энергетику. Будет принят федеральный закон или стандарт об обязательной доле биомассы и других возобновляемых ресурсов в производстве энергии. Каждая крупная электроэнергетическая компания в обязательном порядке должна будет использовать возобновляемые ресурсы. В частности, во время прошедших выборов в богатом лесом штате Вашингтон был принят закон об обязательном применении 15 процентов доли возобновляемых источников.
Вышеизложенное определяет для Республики Карелия необходимость включить в число первоочередных задачу ускоренного освоения возобновляемых местных древесных и торфяных источников энергии.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Региональная целевая программа «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007 — 2010 годы» (далее — Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Карелия «О бюджетных целевых программах Республики Карелия» от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК и Концепцией региональной целевой программы «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006 — 2010 годы», одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 8 сентября 2006 года N 275 р-П.
Перспективы усиления энергетической и экологической безопасности и увеличения доли использования местных топливно-энергетических ресурсов определены:
Федеральным законом от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ «Об энергосбережении»;
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796 «О федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика на 2002 — 2005 годы и на перспективу до 2010 года»;
Концепцией развития теплоснабжения в России, включая коммунатьную энергетику, на среднесрочную перспективу, принятой Департаментом энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго России в 2002 году;
республиканской целевой программой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004 — 2010 годы», одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 августа 2004 года N 383 р-П и утвержденной Законодательным Собранием Республики Карелия от 21 октября 2004 года N 1420-III ЗС;
региональной целевой программой «Жилище на 2004 — 2010 годы», подпрограммой «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 28 июня 2006 года N 177р-П и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2559-III ЗС.
Сложная ситуация по обеспечению теплом в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее — ЖКХ) Республики Карелия в значительной мере обусловлена постоянным непредсказуемым ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, ввозимые в Республику Карелия (каменный уголь, мазут, дизельное топливо).
Однако именно проблема обеспечения надежного и устойчивого теплоснабжения потребителей и, прежде всего, населения при прохождении каждого осенне-зимнего периода имеет ярко выраженную социальную направленность и предопределяет рассмотрение при ее решении взаимодействия секторов теплоснабжения и топливно-энергетического комплекса Республики Карелия.
В Карелии, как и в России в целом, основными энергоносителями в коммунально-жилищной сфере, являются продукты переработки нефти и уголь, а в последнее время и природный газ (приложение N 1). При этом предприятия и службы жилищно-коммунального хозяйства республики базируются в основном на привозном топливе. Поэтому они постоянно испытывают негативные внутренние и внешние воздействия (внезапные скачки цен, диктат поставщиков, срывы сроков поставки и других), которые не поддаются прогнозированию и лихорадят топливную отрасль республики и это притом, что объемы производства тепловой энергии имеют тенденцию к росту примерно на 2,5 — 3,0 процента в год.
Эта ситуация препятствует стабильности обеспечения теплом населения, объектов социальной сферы и эффективности жилищно-коммунального хозяйства республики, что особенно обостряется в условиях низких температур в зимний и в переходные периоды (осенне-зимний и зимне-весенний).
Скачки цен в Республике Карелия за каждый отопительный период на привозные виды топлива, закупаемые теплоснабжающими предприятиями республики, изменялись в следующих пределах (за 1 тонну с учетом транспортировки):
Отопительный период | Каменный уголь | Мазут |
2000 - 2001 год | в 1,82 раза | в 1,44 раза |
2001 - 2002 год | в 1,31 раза | в 1,65 раза |
2002 - 2003 год | в 1,10 раза | в 1,18 раза |
2003 - 2004 год | в 1,21 раза | в 1,53 раза |
2004 - 2005 год | в 1,41 раза | в 2,13 раза |
Всего за 2000 - 2005 год | в 3,42 раза | в 4,14 раза |
Диаграммы, приведенные на рисунках 1 — 2, наглядно демонстрируют изменение непосредственно цен на нефтепродукты и каменный уголь на внутреннем топливном рынке в ходе прохождения каждого отопительного сезона.