Действующий

О целевой программе "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы"

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


Региональная целевая программа "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Карелия "О бюджетных целевых программах Республики Карелия" от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК и Концепцией региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы", одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 8 сентября 2006 года N 275р-П.

Перспективы усиления энергетической и экологической безопасности и увеличения доли использования местных топливно-энергетических ресурсов определены:    

Федеральным законом от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении";

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года";    

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года";     

Концепцией развития теплоснабжения в России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу, принятой Департаментом энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго России в 2002 году;

республиканской целевой программой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы", одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 августа 2004 года N 383р-П и утвержденной Законодательным Собранием Республики Карелия от 21 октября 2004 года N 1420-III ЗС;

региональной целевой программой "Жилище на 2004-2010 годы", подпрограммой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 28 июня 2006 года N 177р-П и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2559-III ЗС.

Сложная ситуация по обеспечению теплом в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) Республики Карелия в значительной мере обусловлена постоянным непредсказуемым ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, ввозимые в Республику Карелия (каменный уголь, мазут, дизельное топливо).

Однако именно проблема обеспечения надежного и устойчивого теплоснабжения потребителей и, прежде всего, населения при прохождении каждого осенне-зимнего периода имеет ярко выраженную социальную направленность и предопределяет рассмотрение при её решении взаимодействия секторов теплоснабжения и топливно-энергетического комплекса Республики Карелия.

В Карелии, как и в России в целом, основными энергоносителями в коммунально-жилищной сфере, являются продукты переработки нефти и уголь, а в последнее время, и природный газ (приложение N 1). При этом предприятия и службы жилищно-коммунального хозяйства республики базируются в основном на привозном топливе. Поэтому они постоянно испытывают негативные внутренние и внешние воздействия (внезапные скачки цен, диктат поставщиков, срывы сроков поставки и других), которые не поддаются прогнозированию и лихорадят топливную отрасль республики и это притом, что объёмы производства тепловой энергии имеют тенденцию к росту примерно на 2,5-3,0 процента в год.

Эта ситуация препятствует стабильности обеспечения теплом населения, объектов социальной сферы и эффективности жилищно-коммунального хозяйства республики, что особенно обостряется в условиях низких температур в зимний и в переходные периоды (осенне-зимний и зимне-весенний).

Скачки цен в Республике Карелия за каждый отопительный период на привозные виды топлива, закупаемые теплоснабжающими предприятиями республики, изменялись в следующих пределах (за 1 тонну с учетом транспортировки):

Отопительный период

Каменный уголь

Мазут

2000-2001 год

в 1,82 раза

в 1,44 раза

2001-2002 год

в 1,31 раза

в 1,65 раза

2002-2003 год

в 1,10 раза

в 1,18 раза

2003-2004 год

в 1,21 раза

в 1,53 раза

2004-2005 год

в 1,41 раза

в 2,13 раза

Всего за 2000-2005 год

в 3,42 раза

в 4,14 раза



Рисунок 1. Изменение уровня цены на мазут по отопительным периодам


Рисунок 2. Изменение уровня цены на каменный уголь по отопительным

периодам


Диаграммы, приведенные на рисунках 1-2, наглядно демонстрируют изменение непосредственно цен на нефтепродукты и каменный уголь на внутреннем топливном рынке в ходе прохождения каждого отопительного сезона.

Характерные изменения (скачки) цен носят непредсказуемый и трудно прогнозируемый характер.

В качестве основного фактора нестабильности цен на внутреннем топливном рынке и ограниченности предложения топлива можно выделить постоянное увеличение доли экспорта нефтепродуктов и каменного угля. При этом экспортные цены на топливо в разы превышают цены на внутреннем рынке.

Рост цен на нефть на мировом рынке связан не только с различными конъюнктурными факторами, но и с риском возникновения масштабного энергетического кризиса, который будет носить системный характер. В случае возникновения дефицита нефти в 2008-2015 годах во всем энергетическом комплексе могут начаться кризисные явления.    

Значительное повышение цен на нефть в условиях ее дефицита окажет прямое воздействие на стоимость природного газа и каменного угля. При этом необходимо учитывать, что ресурсы природного газа в случае большого спроса будут исчерпаны более быстрыми темпами, чем нефтяные ресурсы.

Для нормализации ситуации и снижения зависимости теплоэнергетики от роста цен на нефть, природный газ и каменный уголь необходимо осуществлять развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов. К местным видам топлива относятся в первую очередь торф и дрова, а потребление древесины в качестве топлива удовлетворяет требованиям Киотского протокола. Неистощаемость и экологическая чистота этих ресурсов обуславливают необходимость их интенсивного использования.

Топливно-древесные ресурсы и топливный торф в Карелии с учетом возобновления способны дать отдачу в объеме 512859 тонн условного топлива и 830380 тонн условного топлива в год соответственно. Характеристика сырьевой базы местного топлива представлена в приложениях N 2-4.