Органами государственной власти Республики Карелия в последние 15 лет была проделана значительная работа в сфере государственной национальной политики. При определении стратегических целей и тактических задач были учтены требования законодательства в сфере национального развития и межнациональных отношений, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия, Федеральным законом от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (в редакции федеральных законов от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ, от 10 ноября 2003 года N 136-ФЗ, от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, от 30 ноября 2005 года N 146-ФЗ), Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), Законом РСФСР от 25 октября 1991 года N 1807-1 «О языках народов РСФСР», Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О языках народов РСФСР», Федеральным законом от 18 июня 1998 года N 84-ФЗ «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств». Принятые на федеральном уровне Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, а также федеральные законы «О реабилитации репрессированных народов», «О реабилитации жертв политических репрессий», «Об общественных объединениях» и другие нормативные акты стали основой последовательной работы органов исполнительной власти Республики Карелия по реализации национальной политики.
Кроме того, в Республике Карелия в соответствии с Законом Республики Карелия от 19 марта 2004 года N 759-ЗРК «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков» и Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010 годов осуществляется реализация прав этнических общностей на национальное развитие.
Вместе с тем недооценка развития процессов в сфере межнациональных, и межконфессиональных отношений, отсутствие системы мониторинга и прогнозирования этнополитических, этносоциальных и этноконфессиональных конфликтов привело к усилению социально-политической и социокультурной напряженности в обществе, к проявлениям ксенофобии и экстремизма.
Проблемам формирования гражданского общества, обеспечения прав и свобод человека, частью которых является право на национально-культурное самоопределение, обеспечения потребностей духовного развития, содействия развитию институтов гражданского общества, снижения угрозы и возможного ущерба от террористических угроз было уделено особое внимание в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года и 25 апреля 2005 года. В послании 2005 года также отмечена цивилизаторская миссия российской нации на евразийском континенте, которая состоит в том, чтобы демократические ценности, помноженные на национальные интересы, обогащали и укрепляли российскую историческую общность.
Этим вопросам, выделенным в качестве приоритетных в посланиях Президента Российской Федерации, уделено серьезное внимание и в пункте 2.1.9 Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). Так, согласно среднесрочной программе: «Задача содействия развитию гражданского общества носит комплексный характер и должна быть реализована в виде пакета мер законодательного и организационного характера. Основными целями в области развития институтов гражданского общества, таким образом, являются: укрепление институтов гражданского общества, представляющих интересы различных социальных и экономических групп; поддержка и развитие каналов взаимодействия гражданского общества и государства».
Кроме того, одной из задач Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) является «создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов общественно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях».
Проблема этнополитического, этносоциального и этнокультурного развития народов Карелии имеет еще и международное измерение, поскольку Республика Карелия в составе Российской Федерации несет ряд международных обязательств в отношении соблюдения прав национальных меньшинств, коренных малочисленных народов, этнических и религиозных прав и свобод граждан, противодействия экстремизму и терроризму. Эти обязательства зафиксированы в ряде документов ООН и Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств, ратифицированной Российской Федерацией.
В 2000-2006 годы в России произошли серьезные позитивные изменения: укрепление российской государственности, формирование приоритетов государственного строительства и национального развития России, сделаны важные шаги в сохранении и развитии русского языка как языка межнационального общения, языка русского народа, а также языков других народов России.
В 2006 году в Республике Карелия успешно реализовывались мероприятия республиканской целевой программы «Государственная поддержка карельского, вепсского и финского языков на 2006-2010 годы» и ведомственной целевой программы «Национальное развитие и межнациональное сотрудничество народов и национальных меньшинств, проживающих в Республике Карелия» на 2006 год.
Вместе с тем в настоящее время не существует региональной целевой программы, которая бы реализовывала основные принципы и подходы государственной национальной политики на территории Республики Карелия. Для создания механизмов и инструментов по реализации государственной национальной политики и стратегии регионального этнокультурного развития была разработана представленная Концепция региональной целевой программы «Гармонизация национальных и конфессиональных отношений, формирование гражданского согласия в Республике Карелия на 2007-2011 годы» («Карелия-территория согласия») (далее - Концепция).
Цели и задачи региональной целевой программы соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Карелия и Российской Федерации.
В связи с этим определены стратегические цели по их достижению, которые выстроены в соответствии с полномочиями региональных органов исполнительной власти в сфере государственной национальной политики:
Главная цель: создание условий, обеспечивающих этнополитическую и этносоциальную стабильность республики, формирование установок толерантного сознания и поведения в обществе, профилактику различных видов экстремизма и предотвращение национальных и конфессиональных конфликтов.
Основные цели:
1) создание условий для удовлетворения этнополитических, этносоциальных и этнокультурных потребностей проживающих в республике народов и этнических общностей при сохранении сложившейся социально-экономической и культурно-исторической их интеграции в обществе;
2) сохранение карелов и вепсов как уникальных самобытных этносов мирового сообщества;
3) поддержка общественно значимой деятельности религиозных и национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, Республики Карелия.