Общий объем предоставленных предприятиями ЖКХ услуг за 2003 год составил 3759,5 млн. рублей, что на 29 процентов выше показателя за 2002 год. Постоянный рост объемов производства в стоимостном выражении связан с увеличением цен и тарифов на услуги ЖКХ как из-за роста стоимости энергоресурсов, инфляции, так и увеличения потерь в сетях при эксплуатации изношенного и неэффективного оборудования.
Доходы предприятий ЖКХ республики составили 3753,8 млн. рублей, что на 54 процента выше данного показателя за 2002 год.
Убытки от финансово-хозяйственной деятельности предприятий за 2003 год со- ставили 220,8 млн. рублей против 178,1 млн. рублей за 2002 год.
Одной из важнейших проблем сектора остается кредиторская задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями ЖКХ. В течение ряда лет неплатежи предусматривались уже на стадии формирования бюджета, когда потребности в текущем финансировании и погашение кредиторской задолженности прошлых лет учитывались не полностью.
Величина дебиторской задолженности по сравнению с началом года увеличилась на 44 процента и по состоянию на 1 января 2004 года достигла 1863 млн. рублей, в основном за счет прироста задолженности местного бюджета, поскольку органы местного самоуправления не имеют возможности принимать бездефицитные бюджеты, что не позволяет обеспечить стопроцентное финансирование.
Анализ платежей потребителей показывает, что основная сумма задолженности - это долги прошлых лет. Собираемость текущих платежей за 2003 год, как и в предыдущем году, составляет 91 процент, в том числе с населения - 91 процент, с учреждений, финансируемых из федерального бюджета, - 108 процентов, республиканского бюджета - 98 процентов, местного бюджета - 84 процента.
На 1 января 2004 года кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 1,6 раза и составила 2950,5 млн. рублей, т. е. увеличилась по сравнению с началом года на 26 процентов.
В общей сумме кредиторской задолженности предприятий ЖКХ наибольший удельный вес составляют платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также расчеты с предприятиями топливно-энергетического комплекса. Существование кредиторской задолженности резко искажает систему экономических стимулов в отрасли и тормозит проведение преобразований в ЖКХ.
Более 20 процентов расходов предприятий ЖКХ Республики Карелия осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней, направляемых на покрытие убытков и разницы в ценах, на капитальный ремонт жилищного фонда, благоустройство территорий, капитальные вложения, субсидии и льготы населению.
За счет средств бюджета Республики Карелия осуществляется оплата коммунальных услуг учреждениями, финансируемыми из этого бюджета, а также оказывается поддержка местным органам самоуправления на развитие общественной инфраструктуры. В 2003 году на поддержку отрасли ЖКХ из консолидированного бюджета Республики Карелия было выделено 711 млн. рублей, на оплату коммунальных услуг бюджетным учреждениям - 513 млн. рублей.
Сохраняющаяся практика бюджетного финансирования отрасли и слабые рычаги влияния получателей услуг на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем ЖКХ: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий ЖКХ, высокого уровня потерь ресурсов.
В целях оздоровления финансового состояния предприятия ЖКХ осуществляют реструктуризацию задолженности в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды в соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 7 июля 2003 года N 264 р-П. В рамках утвержденного плана определен перечень предприятий, подлежащий первоочередному проведению реструктуризации, определены обязательства по возмещению средств в соответствии с федеральным законодательством в погашение задолженности по льготам и субсидиям в сумме 174 млн. рублей.
В настоящее время заканчивается выявление взаимопогашаемой задолженности в разрезе районов, определяются объемы и схемы реструктуризации, в целях выявления возможности погашения задолженности энергоснабжающим организациям и задолженности перед бюджетом.
По состоянию на 31 декабря 2003 года проверены представленные органами местного самоуправления материалы по инвентаризации задолженности 59 предприятий ЖКХ шестнадцати городов и районов республики. Общий объем бюджетной задолженности по финансированию убытков, льгот, субсидий и оплате услуг ЖКХ, подтвержденный актами сверок, по данным районам составляет около 150 млн. рублей. По окончании этой работы планируется внести поправки в бюджет Республики Карелия на 2004 год по включению суммы реструктуризируемой задолженности в расходы бюджета.
Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресности выделяемых субсидий. В 2003 году из 711 млн. рублей бюджетных средств, направленных на дотирование предприятий ЖКХ Республики Карелия, компенсации жилищных субсидий составили 79 млн. рублей.
Сегодня каждая семья республики, включая высокодоходную, в среднем получает от государства около 150 рублей в месяц в виде субсидий и льгот. Каждый третий житель Карелии пользуется льготами и субсидиями по оплате жилищно-коммунальных услуг, общая сумма начисленных льгот и субсидий за 2003 год составляет 547,8 млн. рублей, примерно 15 процентов от общих расходов на жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с федеральным законодательством уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги к затратам на производство этих услуг с 1 января 2003 года установлен в размере 90 процентов. Доведение тарифов на коммунальные услуги до уровня их экономически обоснованного размера позволило сократить разницу в установленных тарифах для различных групп потребителей.