ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
от 20 мая 2003 года N 204р-П
О совершенствовании системы управления
лесопромышленным комплексом
Республики Карелия
В целях стабилизации работы и совершенствования системы управления лесопромышленным комплексом Республики Карелия в условиях передачи участков лесного фонда в долгосрочное пользование;
1. Утвердить прилагаемую Программу действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию системы управления лесопромышленным комплексом.
2. Министерству лесного комплекса, природных ресурсов и экологии Республики Карелия продолжить работу по разработке стратегии государственного управления лесопромышленным комплексом Республики Карелия и в срок до 1 ноября 2003 года представить ее для рассмотрения на заседании Правительства Республики Карелия.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Карелия Пономарева Ю.И.
Глава
Республики Карелия С.Л.Катанандов
Утверждена распоряжением Правительства Республики Карелия | |
|
|
Ситуация в лесопромышленном комплексе (далее - ЛПК), являющемся основой экономики Республики Карелия, сложнейшая. ЛПК представляет собой совокупность расположенных на территории республики предприятий лесозаготовительной, целлюлозно-бумажной, лесопильно-деревообрабатывающей и мебельной промышленности в их взаимосвязи и взаимодействии.
Удельный вес ЛПК в общем объеме промышленного производства республики - более половины, однако его роль в формировании консолидированного бюджета Республики Карелия неуклонно сокращается - с 30 процентов в 1999 году до 13 процентов в 2002 году.
Ухудшается финансовое состояние лесопромышленных предприятий, недоперечисляются средства в бюджеты всех уровней. Это, в свою очередь, резко осложняет финансовое и социальное состояние Республики Карелия, ее районов и поселков. Свою роль здесь играет и политика, направленная на экспорт леса из Карелии, с низкой долей добавленной стоимости.
Поскольку лесозаготовительные предприятия строят свой бизнес на основе природного ресурса (лесного фонда), государство в лице Правительства Республики Карелия может и должно осуществлять государственное регулирование этого сегмента рынка с целью повышения доходов консолидированного бюджета Республики Карелия за счет лесных податей, арендной платы и увеличения добавленной стоимости, производимой на территории республики, за счет углубления переработки древесного сырья.
Выход из кризиса и развитие ЛПК необходимы для формирования доходной части бюджета Республики Карелии, создания новых производств, вовлечения в промышленную сферу и инфраструктуру кадров различного уровня, выхода на зарубежный рынок и привлечения инвестиций в условиях присоединения к Всемирной торговой организации.
Проблема обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного освоения сырьевого, финансового потенциала лесных ресурсов для Карелии входит в число приоритетных.
Одна из важнейших причин сложившейся ситуации заключается в том, что лесопромышленные предприятия функционируют без достаточно обоснованной государственной стратегии управления лесными ресурсами - базиса российской и региональной лесной политики. Государство слабо использует действенные механизмы управления лесными ресурсами, в том числе и возможности лесопромышленной холдинговой компании "Кареллеспром" - структуры с государственным пакетом акций.
Изменить ситуацию можно приняв и реализовав государственную стратегию республиканской лесопромышленной политики, обеспечивающую поступательное развитие экономики республики.
Стратегия должна:
- предусматривать рациональную схему управления лесными ресурсами;
- базироваться на обоснованном региональном балансе производства и потребления лесоматериалов в республике;
- учитывать противоречивые интересы Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия, лесопользователей и лесопереработчиков:
органов управления лесами - обеспечить экологически безопасное освоение и последующее восстановление лесных ресурсов,
лесопользователей - заготовить древесину с минимальными затратами и реализовать по максимальной цене,
лесопереработчиков - переработать эту древесину с минимальными затратами, а следовательно и приобрести ее по минимальной цене, обеспечив себя стабильными объемами древесного сырья.
Задача Правительства Республики Карелия - сбалансировать противоречивые интересы различных ведомств, лесопромышленных структур и населения, обеспечив на этой основе развитие экономики республики и ее районов, неистощительное многоцелевое использование лесов и их воспроизводство.
Для решения этой задачи предлагается Программа действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию управления лесопромышленным комплексом на 2003-2004 годы, основанная на анализе республиканских проблем и влиянии внешних факторов на процесс управления лесопромышленным комплексом и том, что основной метод государственного управления на данном этапе развития рыночных отношений в ЛПК - управление лесными ресурсами.
ПРОБЛЕМЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Следует повысить экономическую отдачу от деятельности лесопромышленных предприятий, необходимую для стабилизации работы и развития этих предприятий, увязать экономические, социальные и экологические цели лесохозяйственников, лесопользователей и населения всех лесопромышленных районов Карелии и республики в целом.
Не решена проблема безболезненного перевода сырьевых потоков с зарубежного на внутренний рынок с целью обеспечения углубленной переработки древесного сырья в Карелии.
Научно не обоснован региональный баланс производства и потребления лесоматериалов, не обоснованы величины и дифференциация платежей за пользование лесными ресурсами - важнейшие рычаги управления лесами.
Заготавливаемых сырьевых ресурсов недостаточно для обеспечения сырьем перерабатывающих предприятий республики. Необходимо увеличение освоения расчетной лесосеки лесного фонда республики.
Недоосвоение расчетной лесосеки ведет к сокращению платежей в бюджет, сокращению объемов лесопиления, производства бумаги и так далее.
В числе острых проблем управления лесным фондом Карелии - несовершенство лесного законодательства.
Продолжаются нарушения лесохозяйственных требований, пожары, необходима интенсификация лесопользования в лесах, исключенных из расчета главного пользования.
Неудовлетворительно развивается сеть лесных (лесовозных) дорог, необходимых как для экономики, так и для жизнеобеспечения лесных поселков, развития инфраструктуры лесных поселков и повышения экономической доступности лесов. Краткосрочное лесопользование не стимулирует развитие инфраструктуры и строительство дорог.
В числе острых проблем:
низкая экономическая доступность лесного фонда (деконцентрация, низкий запас на гектаре, низкий выход деловой древесины, сложные природно-производственные условия, низкое качество лесного фонда, заготавливаемого в летний период);
износ основных фондов лесозаготовительных предприятий подошел к критической грани;
расчетная лесосека имеет тенденцию к снижению и находится под необоснованно пристальным вниманием сторонников "Гринпис";
значительная часть лесного фонда - перестойные насаждения, поврежденные стволовыми гнилями и имеющие низкую товарность; выход деловой древесины на ряде лесосек по хвойным породам не более 60 процентов, по лиственным - значительно ниже;
в лесозаготовительной отрасли низок уровень заработной платы;
имеются сложности при переводе лесных земель в нелесные (в том числе под карьеры для строительства лесовозных дорог);
не решен вопрос с использованием низкосортной древесины и древесины осины.
Для решения сформулированных проблем необходимо ускорить совершенствование системы управления лесопромышленным комплексом Республики Карелия, разработать и реализовать региональную стратегию лесопользования, решить проблему обоснованной передачи лесного фонда в аренду.
Для этого сформулированы концептуальные подходы к решению задачи совершенствования управления лесопромышленным комплексом, основанные на анализе проблем ЛПК и с учетом того, что передача участков леса в аренду в разрезе районов республики и лесопользователей должна определяться:
стратегией управления лесным комплексом, правами собственности на землю и выделяемые в аренду участки лесного фонда;
формами передачи участков лесного фонда лесопользователям, государственной стратегией в области комплексного использования древесины;
установленным сроком передачи участков лесного фонда в пользование;
характеристиками лесопользователей и эффектом, который получит государство (общество) от передачи им лесного фонда.
Цель разработки - обоснование стратегии осуществления взаимосвязанных действий с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия, обеспечивающих повышение эффективности управления лесами и лесопользования в Республике Карелия, основными критериями которой являются рациональность, комплексность использования ресурсов и бюджетная эффективность.
Принципы разработки:
общие стратегические принципы;
принципы интеграции;
принципы комплексности использования лесных ресурсов;
принципы рациональности передачи участков лесного фонда в аренду;
принципы научной обоснованности;
принципы обратной связи и контроля.
I. ОБЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Управление лесными ресурсами должно базироваться на государственной стратегии, увязанной с решением трех важных задач: экономической, социальной и экологической. Основными критериями эффективности в данном подходе являются рациональность, комплексность использования ресурсов и бюджетная эффективность.
Совершенствование лесопользования на принципах обоснованного распределения лесного фонда между лесопользователями в Республике Карелия будет осуществляться путем государственного регулирования с учетом интересов республики. Необходима государственная лесная политика, основанная на следующих принципах:
Правительство Республики Карелия, участвуя в проведении экономических реформ, оказывает влияние на их проведение, предотвращая возникновение региональных рисков и социальных взрывов;
Правительство Республики Карелия должно эффективно использовать механизмы управления лесными ресурсами, обеспечивать скоординированную политику крупных предприятий подотраслей ЛПК, разрабатывать и реализовывать программы развития подотраслей, осуществлять доверительное управление пакетами акций предприятий ЛПК, находящихся в собственности Республики Карелия, через управляющую компанию; допускать к лесопользованию только предприятия с положительным балансом;
стратегия основывается на рациональной схеме управления лесными ресурсами и базируется на научно обоснованном региональном балансе производства и потребления лесоматериалов.
Правительство Республики Карелия совместно с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия принимает меры для обеспечения:
устойчивого управления лесами, рационального лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов;
соблюдения принципов экономической безопасности, использования рыночных отношений с учетом баланса интересов всех участников рынка, не допуская монопольного владения лесами;
оптимизирования сочетания площадей, передаваемых как в долгосрочную, так и в краткосрочную аренду;
создания условий для безболезненного перераспределения потоков древесного сырья с внешнего рынка на внутренний для углубления переработки древесины в регионе (как химической, так и механической);
необходимых условий для гарантированного финансирования расходов на охрану и воспроизводство лесных ресурсов;
инвестиционной привлекательности лесных ресурсов, в том числе и за счет долговременной аренды;
научно обоснованного регионального баланса производства и потребления лесоматериалов.
Государственное управление должно осуществляться на базе представленных всеми претендентами на аренду участков лесного фонда обоснованных коммерческих проектов, программ, бизнес-планов, обеспечивающих полное экологически безопасное и экономически эффективное освоение лесных ресурсов. Масштабность и глубина действий будет достигнута за счет системного воздействия на весь комплекс социально-экономических и культурно-политических процессов. Необходимы коммерческие проекты в области лесопромышленной деятельности, увязанные с принципами и планами социально-экономического развития депрессивных районов Карелии.
В данные проекты необходимо включать мероприятия по развитию районов лесопромышленного комплекса Республики Карелия, экономика которых базируется, прежде всего, на лесных ресурсах, используемых недостаточно эффективно. Они не должны превращаться в сырьевые придатки потребителей древесины. Такими в настоящее время являются Пудожский, Калевальский, Муезерский районы.
Целесообразна государственная поддержка крупных региональных интегрированных саморазвивающихся корпоративных структур рыночного типа в лесном комплексе Карелии.
1. Мероприятия:
1.1. Обеспечить реализацию функций государственного управления через: