ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изменениями на 23 октября 2020 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 29.09.2021 N 446-П
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 15.06.2012 N 284-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 26.10.2012 N 502-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2013 N 7-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 04.06.2013 N 212-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 24.07.2013 N 317-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 21.02.2014 N 66-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 30.07.2014 N 333-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 27.10.2014 N 488-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 16.03.2015 N 109-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 15.09.2015 N 466-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 21.01.2016 N 15-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 27.09.2016 N 451-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 13.12.2016 N 612-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 08.02.2017 N 70-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 03.05.2017 N 212-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 23.11.2017 N 576-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 23.03.2018 N 132-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 12.07.2018 N 317-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 24.06.2019 N 286-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 08.10.2019 N 492-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 07.08.2020 N 443-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 23.10.2020 N 597-П
____________________________________________________________________
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ульяновской области.
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Ульяновской области от 24.07.2013 N 317-П.
Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Настоящий Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Ульяновской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее - постановление N 493) и определяет требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Ульяновской области.
Государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
2. Целью регионального государственного жилищного надзора на территории Ульяновской области является обеспечение прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг.
3. Задачами регионального государственного жилищного надзора на территории Ульяновской области, осуществляемого в соответствии с настоящим Порядком, являются предупреждение, выявление и пресечение на территории Ульяновской области нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональные операторы), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,", дополнить словами ", нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к представлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования).
4. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок органов государственной власти на территории Ульяновской области, применяются положения настоящего Порядка и Административного регламента осуществления Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области регионального государственного жилищного надзора в отношении органов государственной власти на территории Ульяновской области.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории Ульяновской области, применяются положения статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ, настоящего Порядка и Административного регламента осуществления Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области регионального государственного жилищного надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории Ульяновской области.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей на территории Ульяновской области, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Кодекса, пункта 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", настоящего Порядка и Административного регламента осуществления Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области регионального государственного жилищного надзора в отношении юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей на территории Ульяновской области.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок в отношении региональных операторов на территории Ульяновской области, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных частью 4.3 статьи 20 Кодекса, настоящего Порядка и Административного регламента осуществления Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области регионального государственного жилищного надзора в отношении региональных операторов на территории Ульяновской области.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок в отношении граждан на территории Ульяновской области, применяются положения настоящего Порядка и Административного регламента осуществления Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области регионального государственного жилищного надзора в отношении граждан на территории Ульяновской области.
5. Региональный государственный жилищный надзор на территории Ульяновской области осуществляется Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области (далее также - Уполномоченный орган).
Структура, порядок организации деятельности, функции и полномочия Уполномоченного органа определены в Положении об Агентстве государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, утвержденном постановлением Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 N 15/370-П "Об Агентстве государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области".
5.1. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора Уполномоченный орган в пределах своей компетенции в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, предметом которого является соблюдение требований к обеспечению доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ.
6. Региональный государственный жилищный надзор на территории Ульяновской области осуществляется должностными лицами Уполномоченного органа, являющимися государственными жилищными инспекторами (далее - должностные лица).
7. Должностные лица при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Ульяновской области в установленном законодательством порядке имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя Уполномоченного органа, заместителя руководителя Уполномоченного органа о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследование; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю; проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 Кодекса, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования;
проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного и иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;
иные права, установленные законодательством.
8. Должностные лица при проведении проверок в установленном законодательством порядке обязаны:
своевременно и в полной мере реализовывать предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления, юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, в отношении которых проводится проверка;
проводить проверку на основании распоряжения руководителя Уполномоченного органа, заместителя руководителя Уполномоченного органа о проведении проверки;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей. Выездную проверку осуществлять только при предъявлении служебного удостоверения, копии распоряжения руководителя Уполномоченного органа, заместителя руководителя Уполномоченного органа о проведении проверки, а в установленных Федеральным законом N 294-ФЗ, статьей 77 Федерального закона N 131-ФЗ случаях - копии документа о согласовании проведения проверки органами прокуратуры;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, гражданину, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
представлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, гражданину, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, гражданина, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, их соответствие тяжести нарушений, степень потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдать сроки проведения проверок, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ, настоящим Порядком и административными регламентами осуществления Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области регионального государственного жилищного надзора;
не требовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;
не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах;
не требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, гражданина, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя.
при проведении плановых проверок применять проверочные листы (списки контрольных вопросов);
при проведении выездных проверок применять видеозапись, хранить ее в течение одного года и предоставлять органам прокуратуры для осуществления надзорных функций в случае, если применение видеозаписи не противоречит законодательству Российской Федерации и на него получено согласие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.