Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области" на период с 2012 по 2020 годы (с изменениями на 22 июля 2013 года)

1. ВВЕДЕНИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ
НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (далее - Концепция), установлены следующие задачи в сфере обеспечения соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения:

создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;

содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, совершенствование нормативной правовой и методической базы и содействие в организации товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), совершенствование налогового законодательства для эффективного управления многоквартирными домами;

внедрение ресурсосберегающих технологий и создание условий для более широкого использования малой энергетики и возобновляемых видов топливно-энергетических ресурсов;

модернизация жилищно-коммунальной сферы и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для всего населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов частно-государственного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг.

Согласно Концепции в результате реализации новых стратегических направлений государственной жилищной политики к 2020 году должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищной сферы, соответствующий мировым стандартам и характеризуемый следующими целевыми ориентирами:

отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда, снижение среднего уровня износа жилого фонда и коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня;

приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям энергоэффективности, экологии, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т.д.).

Основой преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве является реорганизация системы управления отраслью, основывающаяся на принципах сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении собственников помещений в многоквартирных домах (далее - собственники помещений) к управлению своей собственностью в жилищной сфере.

В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации об управлении многоквартирными домами, расположенными на территории Ульяновской области (далее - многоквартирные дома), направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания для граждан, надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество), решения вопросов пользования общим имуществом, предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, на территории Ульяновской области должны быть созданы условия для управления многоквартирными домами.

В Ульяновской области насчитывается 7176 многоквартирных домов, в которых должен быть выбран способ управления.

Наиболее значимыми препятствиями при выборе способа управления многоквартирными домами является неудовлетворительное техническое состояние многоквартирных домов в связи с длительным отсутствием капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - капитальный ремонт).

В связи с невыполненным капитальным ремонтом значительное количество многоквартирных домов в Ульяновской области и их отдельных конструктивных элементов пришло в неудовлетворительное состояние.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) помещения многоквартирного дома стали объектом собственности физических и юридических лиц. При этом на основании статьи 16 Закона о приватизации бывшие наймодатели должны выполнить свои обязательства по капитальному ремонту перед собственниками помещений.

Невыполнение обязательства по капитальному ремонту является основным фактором, препятствующим созданию объединений собственников помещений или выбору управляющих организаций. Таким образом, вопрос фактического управления многоквартирными домами собственниками помещений может быть решен после выполнения бывшими наймодателями обязательств по капитальному ремонту. В противном случае большинство граждан, ставшие собственниками помещений в результате их приватизации, не смогут самостоятельно и в полном объеме выполнить капитальный ремонт и, следовательно, будут вынуждены нести большие затраты по эксплуатации и ремонту многоквартирных домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

По состоянию на 1 января 2011 года капитальный ремонт (комплексный или отдельные его виды) выполнен в 1328 многоквартирных домах.

В соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации собственники помещений, помимо прав и обязанностей в отношении помещений в многоквартирных домах, несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению текущего и капитального ремонтов.

Учитывая значительную степень износа конструктивных элементов многоквартирных домов, а следовательно, значительные объемы затрат на проведение их капитального ремонта, данную проблему необходимо решать комплексно с привлечением средств собственников помещений, а также бюджетных ассигнований из областного бюджета Ульяновской области и местных бюджетов поселений и городских округов Ульяновской области.