ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛЬЯНОВСК -
АВИАЦИОННАЯ СТОЛИЦА" НА 2012 - 2015 ГОДЫ
(с изменениями на 13 ноября 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/417-П
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 07.02.2012 N 6/48-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 02.05.2012 N 21/210-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 03.12.2012 N 47/569-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 22.07.2013 N 31/308-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 22.07.2013 N 31/310-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 13.11.2013 N 45/530-П
____________________________________________________________________
Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Ульяновск - авиационная столица" на 2012 - 2015 годы.
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Ульяновской области от 22.07.2013 N 31/308-П, от 22.07.2013 N 31/310-П.
Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"УЛЬЯНОВСК - АВИАЦИОННАЯ СТОЛИЦА" НА 2012 - 2015 ГОДЫ
Наименование - областная целевая программа "Ульяновск - авиационная
Программы столица" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа).
Основание для - распоряжение Правительства Ульяновской области от
разработки 15.08.2011 N 40/602-пр "Об утверждении Концепции
Программы областной целевой программы "Ульяновск - авиационная
столица" на 2012 - 2014 годы".
Государственный - Министерство промышленности и транспорта Ульяновской
заказчик Программы области (до 31.08.2013), Министерство стратегического
развития и инноваций Ульяновской области(с 01.09.2013)
Руководитель - первый заместитель Председателя Правительства
Программы Ульяновской области - Министр стратегического
развития и инноваций Ульяновской области
Разработчик - Министерство промышленности и транспорта Ульяновской
Программы области.
Цель Программы - достижение лидирующих позиций Ульяновской области
среди российских регионов, ориентированных на
развитие авиационно - промышленного комплекса.
Целевые индикаторы - увеличение доли авиационной отрасли в валовом
Программы региональном продукте региона - с 6 до 11 процентов;
привлечение инвестиций в авиационно-промышленный
комплекс Ульяновской области (далее - авиационно-
промышленный комплекс) - не менее 12 млрд. рублей;
создание новых рабочих мест в организациях
авиационного кластера Ульяновской области - не менее
4000;
увеличение пассажиропотока через аэропорты,
расположенные на территории Ульяновской области, - до
320 тыс. человек.
Сроки и этапы - реализация Программы предусматривается в течение
реализации четырех лет (2012 - 2015 годы) в два этапа:
Программы I этап - 2012 год; II этап - 2013 - 2015 годы.
Объемы и - предполагаемый объем финансирования Программы
источники составляет 976,37702 млн. рублей за счет средств
финансирования с областного бюджета Ульяновской области (далее -
разбивкой по областной бюджет) (2012 год - 357,34118 млн. рублей,
этапам реализации 2013 год - 263,95495 млн. рублей, 2014 год -
Программы 252,24526 млн. рублей, 2015 год - 102,83563 млн.
рублей).
Финансирование Программы будет осуществляться в два
этапа:
I этап - 357,34118 млн. рублей; II этап - 619,03584
млн. рублей.
Основные - Правительство Ульяновской области, Министерство
исполнители промышленности и транспорта Ульяновской области
мероприятий (до 10.10.2013)Программы, Министерство образования
и науки Ульяновской области, Министерство
строительства Ульяновской области(до 10.10.2013),
Министерство строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области
(с 11.10.2013), Департамент
государственного имущества и земельных отношений
Ульяновской области,
Департамент физической культуры и спорта
Ульяновской области,
Областное государственное казенное учреждение
"Управление делами Ульяновской области"
(по согласованию) , областное государственное
казенное учреждение "Развитие авиационного
кластера Ульяновской области" (по согласованию),
Министерство стратегического развития и инноваций
Ульяновской области.
Показатели оценки - создание регионального центра деловой активности,
эффективности обеспечивающего подготовку и проведение до 50
мероприятий процентов от общего числа мероприятий, проводимых в
Программы Российской Федерации (форумов, конференций, выставок
и т.д.), по вопросам авиагрузовой логистики,
инновационного развития авиационно-промышленного
комплекса, деятельности портовых особых экономических
зон (далее - ПОЭЗ) и развития регионального
воздушного сообщения;
увеличение пассажиропотока через аэропорты,
расположенные в Ульяновской области, - на 113
процентов;
формирование позитивного имиджа и престижа
авиационных профессий среди населения Ульяновской
области;
развитие системы профессионального ориентирования
детей и молодежи.
Авиационные виды спорта - собирательное название видов спорта, связанных с авиацией, к которым относятся планерный, авиамодельный, парапланерный, дельтапланерный, парашютный и самолетный виды спорта.
Авиационный кластер - это совокупность близко расположенных организаций, осуществляющих деятельность в сфере развития авиационно-промышленного комплекса и взаимно способствующих развитию и росту конкурентоспособности друг друга.
Коммуникационная площадка - место проведения мероприятия, предназначенного для общения и выработки общих инициатив представителями различных организаций авиационно-промышленного комплекса.
Организация авиационного кластера Ульяновской области - организация, входящая в состав консорциума "Научно-образовательно-производственный кластер "Ульяновск-Авиа" на основании заявления, поданного в Наблюдательный совет консорциума.
Авиация - это стратегическая отрасль, определяющая будущее всей страны, поскольку в ней сконцентрирован практически весь интеллектуальный, инновационный, высокотехнологичный потенциал, накопленный за многие десятилетия.
Происходящие процессы формирования российской авиационной промышленности во главе с открытым акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация" (далее - ОАК) показывают, что основная конкурентная борьба в сфере авиастроения переносится на смежные отрасли, обеспечивающие производство самолетов, такие как приборостроение, станкостроение, двигателестроение, развитие конструкторских бюро, подготовка кадрового резерва, и на способность региональной инфраструктуры к самостоятельной реализации собственных отраслевых проектов за счет крупных инвесторов и заказчиков, актуализируя тем самым проблему повышения уровня конкурентоспособности российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса, таких как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Самарская, Воронежская и Ульяновская области.
По сравнению с соседними территориями Ульяновская область обладает рядом уникальных преимуществ: сформированный региональный авиационный кластер из 26 отраслевых организаций, наличие ПОЭЗ, современной системы продвижения и продаж конечной продукции в лице ОАК.
Правительство Ульяновской области стремится к тому, чтобы совместная деятельность организаций, входящих в авиационный кластер Ульяновской области, при оказании государственной поддержки обеспечивала максимальный эффект при разработке и реализации важнейших инвестиционных и инновационных программ и проектов, наукоемких прорывных технологий в авиастроении.
Проблема развития авиационно-промышленного комплекса заключается в разрозненности авиационных организаций. Действуя сообща, организации могли бы достичь большего результата в своем развитии и в развитии региона с наименьшими затратами.
Формирование и развитие авиационно-промышленного комплекса в Ульяновской области необходимо рассматривать в рамках сформированного авиационного кластера Ульяновской области и ПОЭЗ. Используя кластерный подход, регион решает одну из важных проблем, тормозящих развитие регионального авиационно-промышленного комплекса, - разобщенность организаций авиастроительной промышленности, расположенных на территории Ульяновской области, их программ деятельности, компетенций и ресурсов. Данный подход позволил интегрироваться в процесс производства современных воздушных судов отечественного производства для гражданской авиации, удовлетворяющих требованиям Международной организации гражданской авиации, с учетом реализации федеральных целевых программ и целевых проектов поддержки гражданской авиации, реализуемых ОАК.
Совокупность региональных преимуществ и новая картина отраслевой конкуренции определяют основную цель настоящей Программы - достижение лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса. Заявленная цель полностью соответствует приоритету развития Ульяновской области, закрепленному в пункте 3.5 раздела 3 Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, - обеспечение устойчивого развития авиационной промышленности в Ульяновской области.
Начиная с 2009 года на территории Ульяновской области для решения проблем формирования и развития авиационно-промышленного комплекса реализуется областная целевая программа "Ульяновск - авиационная столица" на 2009 - 2011 годы", в ходе реализации которой был выявлен ряд объективных факторов, существенно сдерживающих формирование и развитие авиационно-промышленного комплекса и снижающих ожидаемый эффект от реализации указанной программы. Среди них:
прямая зависимость развития авиационно-промышленного комплекса от федеральных органов государственной власти;
фактическое отсутствие крупных инвесторов и заказчиков;
слабая внутренняя и внешняя производственная кооперация организаций, входящих в авиационный кластер Ульяновской области;
отсутствие существенных результатов по увеличению портфеля заказов на производство гражданских самолетов на закрытом акционерном обществе "Авиастар-СП".
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить достижение лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса, и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств.
Решение обозначенной проблемы заключается в смещении стратегического фокуса приложения усилий в сторону создания отраслевой среды, объединяющей региональные конкурентные преимущества, конвертируя их в продуктивные внутренние и внешние кооперационные и производственные связи. Необходимость использования программно-целевого метода обусловлена следующими особенностями построения и функционирования таких коммуникационных систем:
развитие существующих структур и научно-производственного потенциала авиационно-промышленного комплекса;
общие программы взаимодействия и сотрудничества федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей организаций авиационно-промышленного комплекса с привлечением отечественных и зарубежных экспертов;
единая система координации деятельности российских представителей авиационно-промышленного комплекса для продвижения, кооперации и взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, зарубежными организациями.
В совокупности перечисленные особенности характеризуют систему как один из самых важных и сложных элементов отраслевого взаимодействия. Это обуславливает необходимость комплексного подхода к формированию и развитию авиационно-промышленного комплекса.
Учитывая то, что создается комплексная система взаимодействия различных ведомств и организаций, невозможна реализация поставленных направлений без использования программно-целевого метода. Кроме того, использование программно-целевого метода является необходимым условием реализации всей совокупности мероприятий, направленных на достижение заявленной цели. Его использование позволит:
обеспечить концентрацию средств, выделяемых из областного бюджета;
создать благоприятные инвестиционные условия для реализации проектов в авиационно-промышленном комплексе;
сформировать позитивный имидж и престиж авиационных профессий среди населения Ульяновской области;
проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования инфраструктуры авиационно-промышленного комплекса;
обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области развития авиационно-промышленного комплекса;
объединить усилия российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса, с целью кооперации и сотрудничества, в том числе с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Можно выделить следующие наиболее существенные риски успешной реализации Программы:
недофинансирование мероприятий Программы и, как следствие, несоблюдение графика реализации программных мероприятий и недостижение заявленных результатов;
неэффективная реализация части мероприятий Программы организациями авиационного кластера Ульяновской области и резидентами ПОЭЗ;
усиление конкуренции среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса.
Решение проблемы развития авиационно-промышленного комплекса в Ульяновской области в соответствии с законодательством Российской Федерации будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий с учетом цели и реальных объемов финансовых средств.
Исходя из анализа ситуации развития авиационно-промышленного комплекса можно выделить два варианта решения проблемы:
1. Без использования программно-целевого метода организации авиационно-промышленного комплекса, объединенные в авиационный кластер Ульяновской области, и резиденты ПОЭЗ самостоятельно осуществляют деятельность за счет собственных средств. Без разработки Программы и выделения бюджетных средств в рамках Программы формирование единого подхода к достижению лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса, будет значительно усложнено.
2. Применение программно-целевого метода приведет к формированию единого подхода к достижению заявленной цели за счет привлечения организационно-методических, материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.
Таким образом, второй вариант решения проблемы является предпочтительным.
Целью Программы является достижение лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса.
Срок достижения цели - 4 года - оптимальный срок с точки зрения своевременного выявления неэффективности системы мероприятий Программы в достижении цели. Подход к решению поставленных проблем в этом случае будет скорректирован в областной целевой программе, которая будет разработана в последующие годы.
Планируется осуществить программные мероприятия в два этапа:
I этап (2012 год) направлен на создание благоприятных инвестиционных условий для реализации проектов в авиационно-промышленном комплексе. В течение I этапа планируется сформировать производственные кооперации организаций авиационного кластера Ульяновской области и резидентов ПОЭЗ с ведущими отраслевыми российскими и международными организациями; модернизировать и произвести реконструкцию существующей инфраструктуры организаций авиационного кластера Ульяновской области; создать систему обеспечения регионального авиационно-промышленного комплекса квалифицированными кадрами, направленную на профессиональное ориентирование детей и молодежи.