Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2011 г. N 41/392-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛЬЯНОВСК -
АВИАЦИОННАЯ СТОЛИЦА" НА 2012 - 2015 ГОДЫ

(с изменениями на 13 ноября 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/417-П
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Постановления Правительства Ульяновской области от 07.02.2012 N 6/48-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 02.05.2012 N 21/210-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 03.12.2012 N 47/569-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 22.07.2013 N 31/308-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 22.07.2013 N 31/310-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 13.11.2013 N 45/530-П
____________________________________________________________________


Правительство Ульяновской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Ульяновск - авиационная столица" на 2012 - 2015 годы.

2. Утратил силу. - Постановление Правительства Ульяновской области от 22.07.2013 N 31/308-П, от 22.07.2013 N 31/310-П.

Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ

     



Утверждена
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 22 августа 2011 г. N 41/392-П

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"УЛЬЯНОВСК - АВИАЦИОННАЯ СТОЛИЦА" НА 2012 - 2015 ГОДЫ

     

Паспорт Программы

     

Наименование        - областная целевая программа "Ульяновск -  авиационная
Программы             столица"  на 2012  -  2015 годы  (далее - Программа).

Основание для       - распоряжение  Правительства  Ульяновской  области  от
разработки            15.08.2011  N  40/602-пр  "Об  утверждении  Концепции
Программы             областной целевой программы "Ульяновск -  авиационная
                      столица" на 2012 - 2014 годы".

Государственный     - Министерство промышленности и транспорта Ульяновской
заказчик Программы    области (до 31.08.2013), Министерство стратегического
                      развития и инноваций Ульяновской области(с 01.09.2013)

    
Руководитель        - первый заместитель Председателя Правительства
Программы             Ульяновской области - Министр стратегического
                      развития и инноваций Ульяновской области             

Разработчик         - Министерство промышленности и транспорта  Ульяновской
Программы             области.

Цель Программы      - достижение  лидирующих  позиций  Ульяновской  области
                      среди   российских   регионов,   ориентированных   на
                      развитие  авиационно   -   промышленного    комплекса.

Целевые индикаторы  - увеличение  доли  авиационной   отрасли   в   валовом
Программы             региональном продукте региона -  с 6 до 11 процентов;
                      привлечение  инвестиций   в   авиационно-промышленный
                      комплекс Ульяновской  области  (далее  -  авиационно-
                      промышленный комплекс) - не  менее  12 млрд.  рублей;
                      создание   новых   рабочих   мест   в    организациях
                      авиационного кластера Ульяновской области - не  менее
                      4000;
                      увеличение    пассажиропотока    через     аэропорты,
                      расположенные на территории Ульяновской области, - до
                      320 тыс. человек.

Сроки и этапы       - реализация Программы предусматривается в течение
реализации            четырех лет (2012 - 2015 годы) в два этапа:
Программы             I этап - 2012 год; II этап - 2013 - 2015 годы.

Объемы и           - предполагаемый   объем    финансирования    Программы
источники             составляет  976,37702 млн.  рублей  за  счет  средств
финансирования с      областного  бюджета  Ульяновской  области  (далее   -
разбивкой по          областной бюджет) (2012 год - 357,34118 млн.  рублей,
этапам реализации     2013  год  -  263,95495 млн.  рублей,  2014  год   -
Программы             252,24526 млн. рублей,  2015  год  -  102,83563  млн.
                      рублей).
                      Финансирование Программы будет осуществляться  в  два
                      этапа:
                      I этап - 357,34118 млн. рублей; II этап  -  619,03584

                      млн. рублей.

Основные            - Правительство Ульяновской области, Министерство
исполнители           промышленности и транспорта Ульяновской области
мероприятий           (до 10.10.2013)Программы, Министерство образования
                      и науки Ульяновской области, Министерство
                      строительства Ульяновской области(до 10.10.2013),
                      Министерство строительства, жилищно-коммунального
                      комплекса и транспорта Ульяновской области
                     (с 11.10.2013),  Департамент  
                      государственного имущества  и земельных отношений
                      Ульяновской области,  
                      Департамент физической культуры  и  спорта  
                      Ульяновской  области,
                      Областное  государственное  казенное  учреждение
                      "Управление делами Ульяновской области"
                      (по   согласованию) ,  областное  государственное
                      казенное   учреждение   "Развитие   авиационного
                      кластера Ульяновской области" (по согласованию),
                      Министерство  стратегического  развития  и инноваций
                      Ульяновской области.

Показатели оценки   - создание  регионального  центра  деловой  активности,
эффективности         обеспечивающего  подготовку  и   проведение   до   50
мероприятий           процентов от общего числа мероприятий,  проводимых  в
Программы             Российской Федерации (форумов, конференций,  выставок
                      и  т.д.),   по   вопросам   авиагрузовой   логистики,
                      инновационного   развития    авиационно-промышленного
                      комплекса, деятельности портовых особых экономических
                      зон  (далее  -   ПОЭЗ)   и   развития   регионального
                      воздушного сообщения;
                      увеличение    пассажиропотока    через     аэропорты,
                      расположенные  в  Ульяновской  области,  -   на   113
                      процентов;
                      формирование   позитивного    имиджа    и    престижа
                      авиационных  профессий  среди  населения  Ульяновской
                      области;
                      развитие   системы  профессионального  ориентирования
                      детей и молодежи.

     

1. Основные понятия и термины, используемые в Программе


Авиационные виды спорта - собирательное название видов спорта, связанных с авиацией, к которым относятся планерный, авиамодельный, парапланерный, дельтапланерный, парашютный и самолетный виды спорта.

Авиационный кластер - это совокупность близко расположенных организаций, осуществляющих деятельность в сфере развития авиационно-промышленного комплекса и взаимно способствующих развитию и росту конкурентоспособности друг друга.

Коммуникационная площадка - место проведения мероприятия, предназначенного для общения и выработки общих инициатив представителями различных организаций авиационно-промышленного комплекса.

Организация авиационного кластера Ульяновской области - организация, входящая в состав консорциума "Научно-образовательно-производственный кластер "Ульяновск-Авиа" на основании заявления, поданного в Наблюдательный совет консорциума.

2. Введение. Характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа


Авиация - это стратегическая отрасль, определяющая будущее всей страны, поскольку в ней сконцентрирован практически весь интеллектуальный, инновационный, высокотехнологичный потенциал, накопленный за многие десятилетия.

Происходящие процессы формирования российской авиационной промышленности во главе с открытым акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация" (далее - ОАК) показывают, что основная конкурентная борьба в сфере авиастроения переносится на смежные отрасли, обеспечивающие производство самолетов, такие как приборостроение, станкостроение, двигателестроение, развитие конструкторских бюро, подготовка кадрового резерва, и на способность региональной инфраструктуры к самостоятельной реализации собственных отраслевых проектов за счет крупных инвесторов и заказчиков, актуализируя тем самым проблему повышения уровня конкурентоспособности российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса, таких как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Самарская, Воронежская и Ульяновская области.

По сравнению с соседними территориями Ульяновская область обладает рядом уникальных преимуществ: сформированный региональный авиационный кластер из 26 отраслевых организаций, наличие ПОЭЗ, современной системы продвижения и продаж конечной продукции в лице ОАК.

Правительство Ульяновской области стремится к тому, чтобы совместная деятельность организаций, входящих в авиационный кластер Ульяновской области, при оказании государственной поддержки обеспечивала максимальный эффект при разработке и реализации важнейших инвестиционных и инновационных программ и проектов, наукоемких прорывных технологий в авиастроении.

Проблема развития авиационно-промышленного комплекса заключается в разрозненности авиационных организаций. Действуя сообща, организации могли бы достичь большего результата в своем развитии и в развитии региона с наименьшими затратами.

Формирование и развитие авиационно-промышленного комплекса в Ульяновской области необходимо рассматривать в рамках сформированного авиационного кластера Ульяновской области и ПОЭЗ. Используя кластерный подход, регион решает одну из важных проблем, тормозящих развитие регионального авиационно-промышленного комплекса, - разобщенность организаций авиастроительной промышленности, расположенных на территории Ульяновской области, их программ деятельности, компетенций и ресурсов. Данный подход позволил интегрироваться в процесс производства современных воздушных судов отечественного производства для гражданской авиации, удовлетворяющих требованиям Международной организации гражданской авиации, с учетом реализации федеральных целевых программ и целевых проектов поддержки гражданской авиации, реализуемых ОАК.

Совокупность региональных преимуществ и новая картина отраслевой конкуренции определяют основную цель настоящей Программы - достижение лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса. Заявленная цель полностью соответствует приоритету развития Ульяновской области, закрепленному в пункте 3.5 раздела 3 Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, - обеспечение устойчивого развития авиационной промышленности в Ульяновской области.

Начиная с 2009 года на территории Ульяновской области для решения проблем формирования и развития авиационно-промышленного комплекса реализуется областная целевая программа "Ульяновск - авиационная столица" на 2009 - 2011 годы", в ходе реализации которой был выявлен ряд объективных факторов, существенно сдерживающих формирование и развитие авиационно-промышленного комплекса и снижающих ожидаемый эффект от реализации указанной программы. Среди них:

прямая зависимость развития авиационно-промышленного комплекса от федеральных органов государственной власти;

фактическое отсутствие крупных инвесторов и заказчиков;

слабая внутренняя и внешняя производственная кооперация организаций, входящих в авиационный кластер Ульяновской области;

отсутствие существенных результатов по увеличению портфеля заказов на производство гражданских самолетов на закрытом акционерном обществе "Авиастар-СП".

Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить достижение лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса, и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств.

Решение обозначенной проблемы заключается в смещении стратегического фокуса приложения усилий в сторону создания отраслевой среды, объединяющей региональные конкурентные преимущества, конвертируя их в продуктивные внутренние и внешние кооперационные и производственные связи. Необходимость использования программно-целевого метода обусловлена следующими особенностями построения и функционирования таких коммуникационных систем:

развитие существующих структур и научно-производственного потенциала авиационно-промышленного комплекса;

общие программы взаимодействия и сотрудничества федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей организаций авиационно-промышленного комплекса с привлечением отечественных и зарубежных экспертов;

единая система координации деятельности российских представителей авиационно-промышленного комплекса для продвижения, кооперации и взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, зарубежными организациями.

В совокупности перечисленные особенности характеризуют систему как один из самых важных и сложных элементов отраслевого взаимодействия. Это обуславливает необходимость комплексного подхода к формированию и развитию авиационно-промышленного комплекса.

Учитывая то, что создается комплексная система взаимодействия различных ведомств и организаций, невозможна реализация поставленных направлений без использования программно-целевого метода. Кроме того, использование программно-целевого метода является необходимым условием реализации всей совокупности мероприятий, направленных на достижение заявленной цели. Его использование позволит:

обеспечить концентрацию средств, выделяемых из областного бюджета;

создать благоприятные инвестиционные условия для реализации проектов в авиационно-промышленном комплексе;

сформировать позитивный имидж и престиж авиационных профессий среди населения Ульяновской области;

проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования инфраструктуры авиационно-промышленного комплекса;

обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области развития авиационно-промышленного комплекса;

объединить усилия российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса, с целью кооперации и сотрудничества, в том числе с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Можно выделить следующие наиболее существенные риски успешной реализации Программы:

недофинансирование мероприятий Программы и, как следствие, несоблюдение графика реализации программных мероприятий и недостижение заявленных результатов;

неэффективная реализация части мероприятий Программы организациями авиационного кластера Ульяновской области и резидентами ПОЭЗ;

усиление конкуренции среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса.

Решение проблемы развития авиационно-промышленного комплекса в Ульяновской области в соответствии с законодательством Российской Федерации будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий с учетом цели и реальных объемов финансовых средств.

Исходя из анализа ситуации развития авиационно-промышленного комплекса можно выделить два варианта решения проблемы:

1. Без использования программно-целевого метода организации авиационно-промышленного комплекса, объединенные в авиационный кластер Ульяновской области, и резиденты ПОЭЗ самостоятельно осуществляют деятельность за счет собственных средств. Без разработки Программы и выделения бюджетных средств в рамках Программы формирование единого подхода к достижению лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса, будет значительно усложнено.

2. Применение программно-целевого метода приведет к формированию единого подхода к достижению заявленной цели за счет привлечения организационно-методических, материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.

Таким образом, второй вариант решения проблемы является предпочтительным.

3. Цели и целевые индикаторы Программы

Целью Программы является достижение лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса.

Срок достижения цели - 4 года - оптимальный срок с точки зрения своевременного выявления неэффективности системы мероприятий Программы в достижении цели. Подход к решению поставленных проблем в этом случае будет скорректирован в областной целевой программе, которая будет разработана в последующие годы.

Планируется осуществить программные мероприятия в два этапа:

I этап (2012 год) направлен на создание благоприятных инвестиционных условий для реализации проектов в авиационно-промышленном комплексе. В течение I этапа планируется сформировать производственные кооперации организаций авиационного кластера Ульяновской области и резидентов ПОЭЗ с ведущими отраслевыми российскими и международными организациями; модернизировать и произвести реконструкцию существующей инфраструктуры организаций авиационного кластера Ульяновской области; создать систему обеспечения регионального авиационно-промышленного комплекса квалифицированными кадрами, направленную на профессиональное ориентирование детей и молодежи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»