Недействующий

О Программе развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года (с изменениями на 13 декабря 2012 года)

3.3. Антиконкурентные действия исполнительных органов
государственной власти Ульяновской области и их
должностных лиц


Антиконкурентные действия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области - это издание правовых актов и (или) совершение действий (бездействий) исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и их должностными лицами, которые имеют (либо могут иметь) своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Практика показывает, что количество подобных нарушений увеличивается. По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, в 2010 году в регионе было выявлено 35 нарушений, связанных с ограничением конкуренции. При этом наибольшее количество выявленных нарушений приходится на органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (25 нарушений). В актах и действиях исполнительных органов государственной власти Ульяновской области выявлено 6 нарушений, в территориальных органах федеральных органов государственной власти - 4.

Среди выявленных нарушений встречаются такие, как необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, установление в нормативных правовых актах порядка предоставления муниципального имущества без торгов, предоставление хозяйствующим субъектам земельных участков без публичных процедур.

В складывающихся условиях особую значимость и актуальность приобретает введение в практику государственного управления проведения антикоррупционной экспертизы, цель которой - выявление положений, создающих благоприятную почву для коррупции, в нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Основная задача антикоррупционной экспертизы - еще на стадии разработки проектов нормативных правовых актов устранить моменты, создающие риск возникновения коррупции, поскольку значительная часть коррупционных деяний становится возможной в результате дефектов и пробелов в законах и подзаконных нормативных правовых актах. Проведение антикоррупционной экспертизы не позволит принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые могли бы допустить двоякое толкование правовых норм.

Основания и порядок проведения антикоррупционной экспертизы закреплены Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Ульяновской области  "О противодействии коррупции в Ульяновской области".

Проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Ульяновской области занимаются Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, прокуратура Ульяновской области, органы государственной власти Ульяновской области. Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области осуществляет антикоррупционный анализ нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Ульяновской области.

Изучение распространенности коррупции в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области проводится путем проведения социологических опросов.

По данным социологического опроса, организованного Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области совместно с областным государственным учреждением "Медиацентр", до сих пор значительная часть представителей бизнес-сообщества (а таких оказалось более четверти - 27 процентов) убеждены, что нормы закона в принципе не позволяют вести нормальную предпринимательскую деятельность и для того, чтобы их обходить, бизнес просто вынужден вступать в коррупционные связи с чиновниками.

Высокий уровень коррумпированности взаимоотношений органов государственной власти и бизнеса подтверждается личным опытом предпринимателей: 40 процентов опрошенных заявили, что за последние 1 - 2 года они оказывались в ситуации, когда какой-нибудь государственный служащий (должностное лицо) просил или намекал на неофициальную плату, услугу за свою работу.