Недействующий

О Программе развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года (с изменениями на 13 декабря 2012 года)

3. Развитие конкуренции в сфере розничной торговли
ульяновской области

Обеспечение конкуренции является одним из ключевых факторов для развития сектора торговли, роста ее эффективности и улучшения розничного предложения потребителям.

Розничная торговля на территории Ульяновской области представлена предприятиями торговли различных форм собственности, включая 5 региональных торговых сетевых компаний (ООО "Дворцовый ряд - МС", ЗАО "Гулливер", ООО "Провиант-розница", ООО "Максима - Х", розничная сеть "Товарищ"), магазинами федеральных сетевых компаний ("Магнит", "Вестер-Гипер", "Мосмарт", "Перекресток", "Метро Кэш энд Керри", "Эльдорадо", "Техносила" и другие), 68 потребительских обществ, 43 розничных рынка и более 20 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса.

В 2010 году оборот розничной торговли в Ульяновской области достиг максимального значения за три последних года - 109,8 процента, что выше докризисного уровня 2008 года почти на 2 процента. Темп роста торговли Ульяновской области превышает среднероссийский уровень более чем на 5 процентов.

Оборот торговли продовольственными товарами в 2010 году составил 105,7 процента (удельный вес - 48,8 процента), непродовольственными - 114,3 процента (удельный вес - 51,2 процента).

Структура оборота розничной торговли в ноябре 2010 года складывалась следующим образом:

крупные и средние организации - 38,2 процента;

субъекты малого предпринимательства и индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынков, - 53,7 процента;

продажа товаров физическими лицами на универсальных и специализированных розничных рынках - 8,1 процента.

В 2009 году, несмотря на экономическую нестабильность, в области открыто свыше 300 торговых объектов и создано более 2 тысяч рабочих мест, на территории Ульяновской области действовало 43 розничных рынка, в том числе 33 универсальных рынка (76,7 процента от общего числа рынков), 10 специализированных рынков (23,3 процента от общего числа рынков), из них 2 - по продаже продуктов питания (4,7 процента), 1 - по продаже строительных материалов (2,3 процента), 5 вещевых рынков (11,7 процента), 1 сельскохозяйственный рынок (2,3 процента), 1 автомобильный рынок (2,3 процента).

Количество торговых мест на рынках составило на 1 января 2010 года 14,7 тыс. единиц, что на 1,1 тыс. единиц (8,1 процента) больше, чем на 1 января 2009 года.

Из общего числа розничных рынков 3 рынка (7,0 процента от общего числа) расположено в капитальных зданиях, 16 рынков (37,2 процента от общего числа) - в капитальных зданиях и временных сооружениях, 23 рынка (53,5 процента от общего числа) - во временных сооружениях, 1 рынок (2,3 процента) - в стадии реконструкции и модернизации.

Во исполнение Федерального закона от 03.06.2009 N 116-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" приняты следующие нормативные документы:

Закон Ульяновской области от 20.07.2009 N 105-ЗО "О внесении изменений в статью 4 Закона Ульяновской области "О некоторых вопросах организации розничных рынков в Ульяновской области";

постановление Правительства Ульяновской области от 07.08.2009 N 308-П "О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 02.05.2007 N 151". Данным постановлением утвержден упрощенный порядок предоставления торговых мест на универсальных рынках для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством.

Правительством Ульяновской области совместно с муниципальными образованиями Ульяновской области постоянно проводится работа по организации ярмарочной торговли.

Учитывая нестабильную экономическую ситуацию, а также в целях увеличения занятости населения особое внимание уделяется открытию дополнительных площадок для размещения объектов уличной торговли.

В целях поддержания местных товаропроизводителей, в том числе садоводов, на территории города Ульяновска функционируют постоянно действующие ярмарки, организуются торговые места по продаже молока, цветов.

С целью продвижения продовольственных товаров местных сельхозтоваропроизводителей на областной продовольственный рынок во всех муниципальных образованиях Ульяновской области организована торговля в формате "ярмарки выходного дня", действуют мини-рынки.

Также в области реализуется пилотный для Российской Федерации проект Единой торговой системы Центросоюза и Ульяновского облпотребсоюза по созданию и развитию сети современных магазинов потребительской кооперации.

Кроме этого, с 2008 года в Ульяновской области действует областная целевая программа "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Ульяновской области" на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением Губернатора Ульяновской области от 11.06.2008 N 48, в которой предусмотрено:

обеспечение постоянного мониторинга цен на всех стадиях производства и реализации продукции;

расширение возможности реализации продуктов питания населению непосредственно сельхозтоваропроизводителями, в том числе путем расширения ярмарочной торговли;

разработка мер (совместно с бизнес-сообществом) по увеличению ассортимента социально значимой продукции местного производства;

ликвидация административных барьеров при перемещении продовольственных товаров, ликвидация барьеров в межрегиональном товарообороте, либерализация предпринимательской деятельности на рынке товаров и услуг, предупреждение действий по заключению антиконкурентных соглашений и согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции;

организация мероприятий, направленных на стимулирование торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами, путем создания достаточного количества торговых мест для реализации указанных товаров, развития торговой инфраструктуры при одновременном уменьшении арендной платы для предприятий розничной торговли;

развитие системы защиты прав потребителей;

развитие системы подготовки и переподготовки кадров для отраслей потребительского рынка;

осуществление общих социальных и экономических мер поддержки платежеспособного спроса со стороны малообеспеченных слоев населения.