ГУБЕРНАТОР УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2008 года N 48
О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2012 ГОДЫ
(с изменениями на 23 сентября 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Губернатора Ульяновской области от 23.01.2017 N 9
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Постановления Губернатора Ульяновской области от 23.09.2011 N 93
____________________________________________________________________
В целях повышения социально-экономической эффективности потребительского рынка, создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на продовольственные товары при обеспечении их безопасности, предупреждения и устранения последствий кризисных ситуаций на розничных продуктовых рынках, стабилизации цен на социально значимые продукты повседневного спроса постановляю:
1. Утвердить Программу развития конкуренции на продовольственном рынке Ульяновской области на 2008-2012 годы (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Пинкова А.П.
Исполняющий обязанности
Губернатора области
В.П. Козин
Утверждена
постановлением Губернатора
Ульяновской области
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2012 ГОДЫ
1. Введение
Программа развития конкуренции на продовольственном рынке Ульяновской области на 2008-2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 6 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 22 октября 2007 г. N ВЗ-П9-10пр.
Разработка Программы вызвана необходимостью обеспечения стабилизации цен на социально значимые продукты, конкурентоспособности отечественных товаров, продовольственной безопасности области, предупреждения и устранения последствий кризисных ситуаций на розничных продуктовых рынках, поддержки социально не защищенных слоев населения.
2. Содержание проблемы и необходимость решения ее
программными методами
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
На долю сельского хозяйства приходится 11 % валового региональ-ного продукта. В сельской местности проживают 356,1 тыс. человек, или 27 % от общей численности населения. В сельском хозяйстве Ульяновской области занято 85 тыс. человек, или 14 % от работающего населения области. Во всех категориях хозяйств Ульяновской области 2085,3 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, или 56 % территории, из них 1620,7 тыс. гектаров - пашня. Сельскохозяйственным производством в Ульяновской области занимаются 320 сельскохозяйственных организаций и 1707 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ).
В 2005-2006 годах в сельском хозяйстве области началась положительная динамика роста. Экономический рост в 2006 году обеспечен за счет увеличения производства всех видов сельскохозяйственной продукции: зерна - на 10,5 %, сахарной свеклы - на 44,2%, картофеля - на 1 %, овощей - на 3,1 %, мяса - на 1,1 %, молока - на 0,9 %, яиц - на 10,6 %. В 2006 году сельскохозяйственными товаропроизводителями области произведено продукции (в действующих ценах) на сумму 13932,4 млн. рублей, или в сопоставимой оценке 104,1 % к уровню 2005 года. Валовая продукция растениеводства составила 6,7 млрд. рублей, или 48 % от общего объема, животноводства - 7,3 млрд. рублей, или 52 %. В 2005 году пропорция составила 49 % и 55 % соответственно. В сельскохозяйственных предприятиях произведено 31,7 % общего объема продукции, в КФХ - 4,3 %, в хозяйствах населения - 64 %. В стратегическом плане дальнейшее развитие агропромышленного комплекса области при сохранении многоукладной аграрной экономики должно быть направлено на развитие крупнотоварного производства сельскохозяйственной продукции.
В целом Ульяновская область имеет благоприятную природную и экономическую среду для развития перспективных товарных отраслей сельского хозяйства, однако их развитие сдерживает ряд проблем.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства в Ульяновской области являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропро-изводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информаци-онных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Существующая система статистического учета и информационного обеспечения потребительского рынка не позволяет проводить в полном объеме мониторинг и анализ развития продовольственного рынка, обеспечить создание единого информационного пространства для современного динамичного функционирования продовольственного рынка, формирования реестра объектов, привлечения инвестиций.
Не упорядочены процессы взаимодействия розничных торговых сетей с товаропроизводителями, осуществляющими свою деятельность на территории Ульяновской области.
На текущий момент на рынке розничной торговли требуют решения следующие проблемы:
обострение конкуренции в связи с приходом на потребительский рынок крупных российских ритейлеров (торговые сети "Пятерочка", "Магнит", "Копейка" и др.);
структурная оптимизация крупных торговых сетей;
усиливающийся дефицит площадей под организацию розничной торговли в центральной части городов;
увеличение доли организованной торговли в общем обороте розничной торговли;
повышение уровня потребительских запросов и требований к обслуживанию и качеству товаров;
замедление роста покупательского спроса на продовольственные товары (в макроструктуре общего оборота розничной торговли в 2004 году приходилось 39,8 %, в 2005 году - 40,6 %, в 2006 году - 45,8 %, в 2007 году - 43,7 %).
При этом розничная торговля по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста, оставаясь одной из самых быстрорастущих отраслей экономики.
Основными недостатками в развитии инфраструктуры потребитель-ского рынка являются нерациональность и отсутствие схем размещения объектов, развитие и строительство объектов без учета потребности в них различных социальных групп населения.
Не сформированы каналы товародвижения, в котором значительную долю составляют посредники. Слабо развито звено организаторов оптового оборота. В настоящее время продовольственный рынок базируется на разрозненных мелких сетях оптовых посредников, мелкооптовых рынках и многочисленных мелких розничных торговцах. На долю субъектов малого предпринимательства в Ульяновской области приходится 66,0 % товарооборота, а на долю крупных и средних предприятий - всего 34,0 %.
Отсутствие достаточно развитой товаропроводящей сети, соответст-вующей ей системы логистики и транспортной инфраструктуры сдерживает развитие современных форм бизнеса и конкурентных отношений. Процессы структурной перестройки и развития оптово-распределительного звена системы товародвижения существенно отстают от запросов розничной торговли.
Сложившееся неравномерное размещение объектов торгового обслуживания не полностью отвечает потребностям населения, особенно в сельской местности.
Наиболее злободневной является проблема обеспечения качества и безопасности товаров и услуг в розничном звене - на рынках и в мелкорозничной торговле, в оптовом звене - при хранении продовольствия в так называемых неприспособленных помещениях (цеха и склады промышленных предприятий, нежилые помещения, гаражи и т.д.). Существование этой проблемы остро ставит вопрос улучшения материально-технической базы организаций потребительского рынка.
Существующие проблемы замедляют динамику роста инвестиций в развитие потребительского рынка. Следствием несовершенства системы оптовой и розничной торговли, условий и порядка привлечения инвестиций в развитие потребительского рынка стали:
рост нерациональных издержек и цен в связи с увеличением посреднических звеньев в цепи реализации инвестиционных решений и управления товародвижением;
отсутствие стабильности в поставках товаров и услуг и должного контроля за их качеством.
Конкуренция в сфере продовольственного рынка одна из самых высоких. Но при этом имеется ряд факторов, сдерживающих ее развитие:
отсутствие маркетинга и рекламы для продвижения продукции на рынке;
неразвитость высокопрофессиональных подразделений (компаний) по оказанию различного вида услуг, а именно: юридических, правовых, рекламных, маркетинговых, производственных и др.;
недостаток финансовых средств у субъектов потребительского рынка и сферы услуг;
высокий уровень налогов и сложная система налогообложения;
диспропорция в балансе интересов торговых сетей и организаций-поставщиков;
недостаточный платежеспособный спрос населения;
неэффективный характер кредитно-инвестиционной политики и высокий процент коммерческого кредита;
недостаточно рациональное территориальное размещение объектов розничной торговли в городах.
Вышеуказанные проблемы на потребительском рынке связаны с отсутствием четкой стратегии развития различных форм торговли и формирования ее инфраструктуры с учетом новых тенденций в экономике, отсутствием анализа состояния товарных рынков, развития сетевых структур предприятий розничной торговли.
На потребительском рынке все еще присутствует продукция низкого качества, опасная для здоровья граждан. Система обеспечения безопасности и качества товаров не позволяет в полной мере предотвратить производство опасной и недоброкачественной продукции.
В целях профилактики правонарушений в сфере торговли, предупреждения выпуска продукции ненадлежащего качества ежегодно проводятся мероприятия по контролю. В большинстве случаев выявляются административные правонарушения, устанавливаются факты реализации некачественной продукции. Данная проблема связана с рядом следующих негативных явлений в сфере потребительского рынка:
строительство и реконструкция объектов торговли без учета требова-ний нормативных правовых актов (торговые площади не обеспечиваются складскими и административными помещениями), особенно в сельской местности;
наличие диспропорций в системе товародвижения, неудовлетвори-тельное соотношение складских и торговых площадей;
недостаток современных типов торговых структур, особенно в оптовом звене, складских площадей, отвечающих международным стандартам качества;
устаревшая материально-техническая база в учреждениях профессионального обучения, что не позволяет готовить специалистов, умеющих работать по новым технологиям и на новейшем оборудовании.
Развитие сферы торговли сдерживают факторы, связанные с кадровой политикой:
недостаток работников массовых профессий;
низкий уровень образования работников сферы торговли;
текучесть кадров, связанная с низкой заработной платой в организациях потребительского рынка;
низкая правовая защищенность наемных работников сферы потребительского рынка и отсутствие социальных гарантий;
отсутствие четкой системы профориентационной работы среди молодежи;
отсутствие системности и периодичности повышения квалификации руководителей, специалистов и кадров массовых профессий потреби-тельского рынка.
Программное решение существующих проблем позволит обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик потребительского рынка, будет способствовать поддержанию высоких темпов его развития, позволит создать новые рабочие места.
Основными недостатками подхода к развитию потребительского рынка без использования программно-целевых методов являются:
невозможность определения и формирования показателей Программы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение существующих проблем;
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий, направленных на развитие потребительского рынка;
отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблем, и последовательности их реализации.
Выполнение Программы обусловлено наличием рисков, источниками которых являются:
макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
международные торгово-политические риски, обусловленные успеш-ным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;
законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятель-ности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях;
зависимость конъюнктуры продовольственного рынка, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов, в числе которых низкая покупательская способность значительной части населения, инфляция, зависимость продовольственного рынка от уровня развития агропромышленного комплекса;
нахождение объектов потребительского рынка в частной собствен-ности.
3. Цели и задачи Программы
3.1. Основными целями Программы являются:
обеспечение территориальной ценовой доступности товаров первой необходимости;
обеспечение постоянного мониторинга цен на всех стадиях производ-ства;
увеличение объемов производства и реализации продовольственных товаров на условиях, выгодных для ульяновских товаропроизводителей;
повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости, модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства (таблицы 2, 4);
создание эффективной системы закупки, хранения, переработки и реализации продукции ульяновских производителей (таблицы 2, 3);
создание экономических предпосылок для снижения себестоимости продукции.
3.2. Для достижения целей Программы необходимо выполнение следующих задач:
совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка;
развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка, обеспечивающее доступность товаров на всей территории Ульяновской области (таблицы 5-10);
развитие конкуренции;
обеспечение безопасности и качества производимых и реализуемых товаров;