ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБНОВЛЕНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ОБЩЕСТВЕННОГО
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2011 - 2018 ГОДАХ"
(с изменениями на 30 октября 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/419-П
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 17.12.2012 N 49/598-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 25.03.2013 N 11/93-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 30.10.2013 N 43/507-П
____________________________________________________________________
Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2011 - 2018 годах".
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Ульяновской области от 30.10.2013 N 43/507-П.
Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБНОВЛЕНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ОБЩЕСТВЕННОГО
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2011 - 2018 ГОДАХ"
Наименование - областная целевая программа "Обновление
Программы подвижного состава общественного
автомобильного транспорта Ульяновской области
в 2011 - 2018 годах" (далее - Программа).
Основание для - распоряжение Правительства Ульяновской
разработки Программы области от 30.03.2011 N 12/196-пр "Об
утверждении Концепции областной целевой
программы "Обновление подвижного состава
общественного автомобильного транспорта
Ульяновской области в 2011 - 2018 годах".
Государственный - Министерство промышленности и транспорта
заказчик Программы Ульяновской области (до 10.10.2013) ,
Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (с 11.10.2013)
Руководитель - Министр промышленности и транспорта Ульяновской
Программы области (до 10.10.2013), Министр строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области (с 11.10.2013)
Разработчик - Министерство промышленности и транспорта
Программы Ульяновской области.
Цель Программы - повышение качества транспортного обслуживания
и создание условий для выравнивания уровня
транспортной обеспеченности населения
Ульяновской области.
Целевые индикаторы - достижение доли автобусов со сроком
Программы эксплуатации до 5 лет в общем их количестве:
2011 год - 68,9%, 2012 год - 68,9%, 2013 год -
37,5%, 2014 год - 51,7%, 2015 год - 51,7%,
2016 год - 51,7%, 2017 год - 51,7%, 2018 год -
51,7%;
приобретение за 8 лет 167 автобусов:
2011 год - 59 автобусов, 2013 год - 32
автобуса, 2014 год - 51 автобус, 2017 год - 10
автобусов, 2018 год - 15 автобусов.
Сроки и этапы - 2011 - 2018 годы.
реализации Программы I этап - 2011 год - первое полугодие 2014
года;
II этап - второе полугодие 2014 года - 2018
год.
Объемы и источники - предполагаемый общий объем финансирования
финансирования Программы составляет 634400,0 тыс. рублей, в
Программы том числе за счет средств: областного бюджета
Ульяновской области (далее - областной
бюджет) в размере 575420,0 тыс. рублей,
автотранспортных предприятий (далее - АТП)
(по согласованию) - 58980,0 тыс. рублей.
Финансирование Программы будет осуществляться
в два этапа:
первый этап - 169600,0 тыс. рублей, в том
числе из средств: областного бюджета в
размере 161120,0 тыс. рублей, АТП (по
согласованию) - 8480,0 тыс. рублей;
второй этап - 464800,0 тыс. рублей, в том
числе из средств: областного бюджета в
размере 414300,0 тыс. рублей, АТП (по
согласованию) - 50500,0 тыс. рублей.
Финансирование приобретения автобусов будет
осуществляться за счет средств: областного
бюджета в размере 575420,0 тыс. рублей (2011
г. - 34000,0 тыс. рублей, 2012 г. - 62190,0
тыс. рублей, 2013 г. - 45480,0 тыс. рублей,
2014 г. - 80950,0 тыс. рублей, 2015 г. -
104600,0 тыс. рублей, 2016 г. - 78500,0
тыс. рублей, 2017 г. - 67700,0 тыс. рублей,
2018 г. - 102000,0 тыс. рублей), АТП (по
согласованию) в размере 58980,0 тыс. рублей
(2011 г. - 1780,0 тыс. рублей, 2012 г. -
3280,0 тыс. рублей, 2013 г. - 2390,0 тыс.
рублей, 2014 г. - 6830,0 тыс. рублей,
2015 г. - 10000,0 тыс. рублей, 2016 г. -
7500,0 тыс. рублей, 2017 г. - 9200,0 тыс.
рублей, 2018 г. - 18000,0 тыс. рублей).
Основные исполнители - Министерство промышленности и транспорта
мероприятий Программы Ульяновской области (до 10.10.2013),
Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области (с 11.10.2013),
АТП (по согласованию).
Показатели оценки - повышение коэффициента использования парка
эффективности автобусов АТП:
мероприятий Программы 2011 год - 0,69, 2012 год - 0,71, 2013 год -
0,725, 2014 год - 0,74, 2015 год - 0,76, 2016
год - 0,77, 2017 год - 0,78, 2018 год - 0,8;
сокращение количества пострадавших в дорожно-
транспортных происшествиях (далее - ДТП) с
участием автобусов:
2011 год - 47 человек, 2012 год - 45 человек,
2013 год - 41 человек, 2014 год - 37 человек,
2015 год - 33 человека, 2016 год - 29
человек,
2017 год - 25 человек, 2018 год - 24
человека;
увеличение количества перевезенных
пассажиров:
2011 год - 8720,0 тыс. человек, 2012 год -
8800,0 тыс. человек, 2013 год - 8920,0 тыс.
человек, 2014 год - 9120,0 тыс. человек, 2015
год - 9280,0 тыс. человек, 2016 год - 9400,0
тыс. человек, 2017 год - 9600,0 тыс. человек,
2018 год - 9840,0 тыс. человек;
увеличение пассажирооборота:
2011 год - 235400,0 тыс. пасс. км, 2012 год -
238120,0 тыс. пасс. км, 2013 год - 240440,0
тыс. пасс. км, 2014 год - 242230,0 тыс.
пасс. км, 2015 год - 244570,0 тыс. пасс. км,
2016 год - 248756,0 тыс. пасс. км, 2017 год -
252630,0 тыс. пасс. км, 2018 год - 258280,0
тыс. пасс. км.
Автомобильный пассажирский транспорт общего пользования - один из важных факторов обеспечения жизнедеятельности населения Ульяновской области.
Данный вид транспорта обладает следующими основными факторами, позволяющими делать прогнозы его дальнейшего развития:
объективные преимущества автотранспорта - скорость, гибкость, мобильность, надежность;
большинство населенных пунктов области не имеют подъездных путей, кроме автомобильных.
В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, зафиксирован принципиальный базовый момент, выраженный в том, что государственная поддержка в условиях рыночной экономики в силу специфики транспорта общего пользования абсолютно необходима. Министерством транспорта Российской Федерации рекомендовано субъектам Российской Федерации обратить внимание на недопустимость практики сокращения объема своего участия в финансировании общественного транспорта, уделив особое внимание финансированию обновления подвижного состава.
В настоящее время на территории Ульяновской области зарегистрировано 4893 автотранспортных средства, предназначенных для перевозки пассажиров, из них: категории М2 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т) - 2713 ед., М3 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т) - 2180 ед.
По данным управления Государственного автодорожного надзора по Ульяновской области, по состоянию на 20.02.2011 выдано 4030 лицензионных карточек на автотранспортные средства, то есть 4030 автобусов могут работать на автобусных маршрутах регулярных перевозок.
Подавляющую часть автотранспорта, работающего на автобусных маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении (80% автобусного парка), составляют автобусы особо малого класса, в то время как объем выполняемых ими перевозок не превышает 40% от общего объема перевозок. Широкое распространение указанных автобусов обусловлено тем, что срок окупаемости (2 года) подобного рода техники существенно ниже, нежели автобусов среднего и тем более большого класса (свыше 7 лет). В результате массового их использования значительно увеличивается интенсивность улично-дорожного движения (особенно это характерно для г. Ульяновска в часы "пик") и повышается вероятность совершения ДТП. Так, только в 2010 году количество ДТП с пострадавшими, совершенных по вине водителей пассажирского автотранспорта, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 29% (с 21 до 27), количество погибших в ДТП увеличилось на 150% (с 2 до 5), раненых - на 59% (с 27 до 43). Более 88% ДТП приходится на долю автотранспортных средств категории М2. Это самые высокие показатели роста аварийности на лицензируемом автотранспорте за последние 5 лет. Основное количество ДТП с пострадавшими по вине водителей лицензируемого автотранспорта зарегистрировано в г. Ульяновске - 23 (88,5% от общего количества ДТП).
В связи с этим автобусы особо малого класса целесообразно использовать на автобусных маршрутах регулярных перевозок только в пригородном сообщении с низким пассажиропотоком.
В последние годы наблюдается тенденция по общему ежегодному увеличению автотранспортных средств на территории Ульяновской области на 10%, что также значительно обостряет ситуацию в улично-дорожной сети.
Выходом из данной ситуации являются обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта и изменение действующей структуры парка подвижного состава путем замены автобусов особо малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости.
Однако действующие темпы изменения структуры парка подвижного состава общественного автомобильного транспорта в организациях частной формы собственности не позволяют значительно повлиять на ситуацию. В течение 2010 года заменено всего 49 автобусов особо малого класса на 28 автобусов средней вместимости.
На сегодняшний день функцию социально значимых перевозок льготных категорий граждан осуществляют АТП (свыше 95%).
Действующие в Ульяновской области принципы тарифообразования в сфере пассажирского транспорта общего пользования направлены главным образом на выполнение социальных функций. В тарифах не учтена инвестиционная составляющая, связанная с обновлением автобусного парка. В этих условиях перевозчики способны обновлять только автобусы особо малой вместимости, преимущественно на маршрутах с большим и стабильным в различные промежутки времени пассажиропотоком. АТП обслуживают в первую очередь пригородную маршрутную сеть внутри муниципальных образований Ульяновской области автобусами средней вместимости, междугородную сеть - автобусами большой вместимости. Это приводит к возникновению у АТП некомпенсируемых убытков. Совокупный объем убытков по АТП за 2010 год составил 22,4 млн. рублей. Вместе с тем необходимо отметить, что износ существующего подвижного состава АТП на данный момент составляет 46%, а в отдельных предприятиях доходит до 70%.
В целях сохранения действующей структуры подвижного состава общественного автомобильного транспорта, изменения ее в сторону преобладания автобусов средней и большой вместимости, а также обновления автобусного парка АТП необходимо государственное участие в процессе обновления общественного транспорта.
В 2009 году была проведена оценка существующих пассажиропотоков на действующих транспортной сети и маршрутной системе городского общественного транспорта г. Ульяновска Московским автомобильно-дорожным институтом (далее - МАДИ). В результате анализа пассажиропотоков на маршрутах городского пассажирского общественного транспорта были разработаны предложения по рационализации загрузки маршрутов и выбору типа подвижного состава общественного транспорта на них. Однозначно можно утверждать, что автобусный транспорт в городе требует возрождения и превращения его в один из основных видов городского общественного пассажирского транспорта. Приоритетное значение автобусный транспорт должен иметь при перевозках пассажиров с правобережья в левобережье и обратно. Как основной вид транспорта автобусы должны работать с 6.00 до 24.00 (сейчас 85% подвижного состава работает до 18.00). Согласно расчетам МАДИ общее расчетное количество подвижного состава (автобусов) по вместимости при минимальном интервале (4 - 5 мин.) должно составлять 254 единицы (таблица 1).
Таблица 1
Вместимость | Необходимое количество автобусов |
Большая (90 - 120 человек) | 119 ед. |
Средняя (45 - 90 человек) | 135 ед. |
Итого | 254 ед. |
В 2018 году необходимо приобрести как минимум 25 автобусов повышенной комфортности средней и большой вместимости в целях осуществления безопасной перевозки пассажиров. На сегодняшний день на территории Ульяновской области зарегистрировано только 14 автобусов подобного класса, что явно недостаточно для обеспечения перевозок пассажиров на данном виде автомобильного транспорта. Таким образом, к 2018 году необходимо изменить качественный состав автобусного парка.
В случае сохранения сложившихся тенденций прогноз возможных результатов развития пассажирского транспорта общего пользования может выглядеть следующим образом:
резко снизится безопасность функционирования пассажирского автотранспорта;
Правительство Ульяновской области и администрации муниципальных образований Ульяновской области будут вынуждены осуществлять значительные единовременные вложения для вывода пассажирского транспорта из кризиса;