Недействующий

ГУБЕРНАТОР УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2009 г. N 57

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ДО 2012 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Губернатора Ульяновской области от 22.06.2011 N 28/59
____________________________________________________________________


В целях улучшения конкурентной среды за счет снижения региональных инфраструктурных ограничений, повышения эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов и реализации специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях экономики региона постановляю:

1. Утвердить Программу развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Дейкун Т.А.

Губернатор
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ





Утверждена
постановлением
Губернатора
Ульяновской области
от 13 августа 2009 г. N 57

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2012 ГОДА

1. ВВЕДЕНИЕ

В основе современной рыночной экономики лежит конкуренция - состязание хозяйствующих субъектов за обнаружение и использование возможностей получения прибыли.

Результатами успешного использования этих возможностей являются расширение уже имеющихся мощностей производства, появление новых бизнес-моделей, снижение издержек и повышение качества продукции (услуг), создание новых товаров, способов их производства и распространения.

Конкурентоспособность региона как субъекта рыночных отношений определяется совокупностью таких условий, как:

наличие конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли;

способность региональных органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества.

Основой конкурентной политики является Программа развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года (далее - Программа), разработанная на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р и в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 08.07.2008 N 352-пр "Об утверждении Концепции стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года".

Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, инструменты развития конкуренции, индикаторы результативности конкурентной политики, а также меры развития конкуренции в отдельных отраслях (приложение N 1 к Программе), которые являются перспективными с точки зрения развития для Ульяновской области. К Программе прилагается план мероприятий с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей (приложение N 2 к Программе).

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ

Инструментом достижения целей социально-экономического развития региона является конкурентная политика.

Цель конкурентной политики - повышение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики на основе модернизации предприятий, снижения инфраструктурных и административных барьеров, совершенствования ценовой и налоговой политики, развития малого и среднего предпринимательства и тем самым создание условий для обеспечения потребностей граждан Ульяновской области в товарах и услугах экономически эффективным образом.

Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений Концепции стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года:

во-первых, формирование институциональной среды инновационного развития;

во-вторых, снижение инфляции;

в-третьих, создание условий для повышения качества и уровня жизни населения;

в-четвертых, развитие региональной конкурентоспособности.

Приоритетными и основными направлениями конкурентной политики на период до 2012 года являются:

1) общее улучшение конкурентной среды за счет развития транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;

2) повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;

3) реализация специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях экономики региона путем использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

Достижение цели конкурентной политики предполагает решение следующих задач:

упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;

сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;

организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;

повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

сокращение прямого участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур;

развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
И УГРОЗЫ КОНКУРЕНЦИИ

Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.

Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризует:

высокий уровень административных барьеров;

инфраструктурные ограничения конкуренции;

антиконкурентные действия органов власти, их должностных лиц и хозяйствующих субъектов.

3.1. Административные барьеры

Перед Правительством Ульяновской области стоит задача минимизации угроз конкуренции, минимизации последствий финансового кризиса и формирования основы для будущего развития.

Одними из основных угроз развития конкуренции являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.

В ходе проведения административной реформы существенно сокращены масштабы вмешательства органов власти в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции.

Однако на данный момент указанная работа не завершена - во многих сферах сохраняются ограничения на вход новых участников на рынки в виде необходимости получения от государственных органов различных разрешений, согласований и заключений.

Важнейшими задачами, особенно в период финансового кризиса, являются:

сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего за счет обеспечения доступа к кредитным ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка;

снижение непроизводственных затрат предприятий в виде различного рода административных, инфраструктурных ограничений и барьеров.

3.2. Инфраструктурные ограничения конкуренции

Сдерживающим фактором увеличения темпов роста конкуренции экономики Ульяновской области становятся инфраструктурные ограничения. К ним относятся:

незавершенность строительства транспортной инфраструктуры;

дефицит генерирующих энергомощностей;

газификация региона;

износ существующей инженерной инфраструктуры;

наличие неэлектрифицированных участков железной дороги по направлениям "Ульяновск - Кандры", "Ульяновск - Инза" и "Ульяновск - Сызрань", строительство вторых путей на линии "Чишмы - Ульяновск".

3.2.1. Транспортная инфраструктура

Основными ограничениями в развитии транспортной инфраструктуры являются:

незавершенность строительства мостового перехода через реку Волгу (второй пусковой комплекс I очереди строительства мостового перехода через реку Волгу в г. Ульяновске). В настоящее время работы по строительству первого пускового комплекса I очереди строительства мостового перехода идут к завершению. В октябре 2009 года планируется тестовое открытие движения автотранспорта по мосту;

отсутствие автомобильной дороги "Саранск - Сурское - Ульяновск" на участке обхода г. Ульяновска, обходов р.п. Чердаклы и г. Димитровграда на автомобильной дороге "Ульяновск - Димитровград - Самара". Строительство этой трассы предусмотрено в проекте "Волжский транзит", который пока не утвержден;

отсутствие электрифицированных участков железных дорог по направлениям Инза - Ульяновск - Димитровград - Нурлат и Ульяновск - Сызрань является серьезным препятствием для эффективной организации грузоперевозок железнодорожным транспортом.

Развитие транспортно-логистического комплекса региона является важным фактором повышения его конкурентоспособности.

3.2.2. Энергетическая инфраструктура

Для роста эффективности работы необходима модернизация действующих станций, а также расширение сетевой инфраструктуры.

В части газификации региона необходимо отметить, что потребление газа в Ульяновской области по состоянию на 1 января 2008 года составило 2,9 млрд. н.м3 /год при проектной пропускной способности существующей газотранспортной системы 2,3 млрд. н.м3 /год.

В результате реализации плана-графика синхронизации работ с открытым акционерным обществом "Газпром" (далее - ОАО "Газпром") по газификации населенных пунктов области и запуска ряда инвестиционных проектов общая потребность Ульяновской области в природном газе в 2009 году возрастет до 4,9 млрд. н. м3.

В числе испытывающих недостаток объемов природного газа и нуждающихся в их увеличении находится ряд крупных предприятий Ульяновской области.

3.2.3. Инженерная инфраструктура

Износ существующей инженерной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние и на возможность реализации новых инвестиционных проектов, и на стабильное жизнеобеспечение действующих организаций и населения.

В настоящее время высок износ инженерных сетей: котельных - 65 процентов, тепловых сетей - 60 процентов, водопровода и канализации - 63 процента.

3.2.4. Информационная инфраструктура

Ограничение ресурсов в областном бюджете Ульяновской области на развитие информационного общества и использование в полном объеме информационных компьютерных технологий (далее - ИКТ) приводит к тому, что программные мероприятия информатизации Ульяновской области реализуются по остаточному принципу за счет средств ведомств (образование, здравоохранение, культура, социальная защита, расчетно-кассовые центры жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Это не способствует формированию единого областного информационного пространства. Акцент ставится на приобретение средств вычислительной техники и телекоммуникаций без должного развития и использования перспективных и эффективных ИКТ.

Уровень развития и применения ИКТ, особенно в муниципальных образованиях Ульяновской области, не отвечает современным требованиям, что сдерживает социально-экономическое развитие, снижает эффективность государственного управления в Ульяновской области и приводит к ряду негативных явлений:

наличию большого количества разнородных информационных ресурсов и систем в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области, не обладающих единым управлением и возможностью оперативного информационного взаимодействия, отсутствием единых стандартов по их формированию и внедрению;

дублированию мероприятий по информатизации, реализуемых в рамках областных целевых программ и ведомственных программ по информатизации;

отсутствию у большей части населения и организаций Ульяновской области возможности доступа к информации и социально значимым услугам с помощью использования ИКТ.

Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.

Решение проблемы развития информационного общества и использования ИКТ в Ульяновской области заключается в финансовом обеспечении построения информационной системы особого класса - "Электронный Ульяновск".

3.2.5. Инвестиционная инфраструктура

В целях вывода региона из сложившейся кризисной ситуации в экономике с 2005 года Правительством Ульяновской области была сделана переориентация на активизацию действий по привлечению в регион инвестиций. Проведение политики, носящей динамичный комплексный характер, отразилось на развитии базовых секторов экономики. В результате были созданы и продолжают создаваться новые современные крупные производства. При этом в полном объеме используется кадровый, ресурсный и промышленный потенциал региона.

В условиях мирового финансового кризиса именно инвестиционная составляющая способна обеспечить достаточную устойчивость экономики области.

Особое внимание планируется уделить пяти направлениям привлечения инвестиций:

в развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в связи с увеличением объемов производства сельскохозяйственной продукции, что создает необходимость привлечения в регион новых высокотехнологичных переработчиков;

в развитие авиации и авиастроения - развитие производства закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" (далее - ЗАО "Авиастар-СП"), портовой особой экономической зоны, подготовка к проведению авиационного форума в Ульяновске, привлечение новых резидентов в портовую особую экономическую зону на базе аэропорта "Ульяновск-Восточный";

в проведение крупных федеральных форумов на территории России и зарубежных выставок, определенных Правительством Российской Федерации;

в мероприятия по активизации инвестиционного сотрудничества со странами Азии;

в развитие региональной выставочной деятельности. Выставки, запланированные к проведению в 2009 году, будут способствовать поддержке и продвижению региональных производителей товаров и услуг, привлечению инвестиций в разные отрасли экономики области.

Кроме того, в 2010 году Правительство Ульяновской области планирует возобновить организацию презентаций инвестиционного и экономического потенциала муниципальных образований.

3.3. Антиконкурентные действия органов власти
и их должностных лиц

Антиконкурентные действия органов власти - это издание правовых актов и (или) совершение действий (бездействия) органами власти и их должностными лицами, которые имеют (либо могут иметь) своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Практика показывает, что количество подобных нарушений увеличивается. По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, в 2008 году в регионе было выявлено 65 нарушений, связанных с ограничением конкуренции. При этом наибольшее количество нарушений приходится на органы местного самоуправления - 22 нарушения. В актах и действиях органов исполнительной власти Ульяновской области выявлено 3 нарушения.

Основную долю нарушений (47) составляют нарушения, связанные с установлением в нормативных правовых актах различных льгот. Среди иных: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, установление в нормативных правовых актах порядка предоставления муниципального имущества без торгов, предоставление хозяйствующим субъектам земельных участков без публичных процедур.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»