О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ДО 2012 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Губернатора Ульяновской области от 22.06.2011 N 28/59
____________________________________________________________________
В целях улучшения конкурентной среды за счет снижения региональных инфраструктурных ограничений, повышения эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов и реализации специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях экономики региона постановляю:
1. Утвердить Программу развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Дейкун Т.А.
Губернатор
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2012 ГОДА
В основе современной рыночной экономики лежит конкуренция - состязание хозяйствующих субъектов за обнаружение и использование возможностей получения прибыли.
Результатами успешного использования этих возможностей являются расширение уже имеющихся мощностей производства, появление новых бизнес-моделей, снижение издержек и повышение качества продукции (услуг), создание новых товаров, способов их производства и распространения.
Конкурентоспособность региона как субъекта рыночных отношений определяется совокупностью таких условий, как:
наличие конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли;
способность региональных органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества.
Основой конкурентной политики является Программа развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года (далее - Программа), разработанная на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р и в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 08.07.2008 N 352-пр "Об утверждении Концепции стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года".
Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, инструменты развития конкуренции, индикаторы результативности конкурентной политики, а также меры развития конкуренции в отдельных отраслях (приложение N 1 к Программе), которые являются перспективными с точки зрения развития для Ульяновской области. К Программе прилагается план мероприятий с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей (приложение N 2 к Программе).
Инструментом достижения целей социально-экономического развития региона является конкурентная политика.
Цель конкурентной политики - повышение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики на основе модернизации предприятий, снижения инфраструктурных и административных барьеров, совершенствования ценовой и налоговой политики, развития малого и среднего предпринимательства и тем самым создание условий для обеспечения потребностей граждан Ульяновской области в товарах и услугах экономически эффективным образом.
Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений Концепции стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года:
во-первых, формирование институциональной среды инновационного развития;
во-вторых, снижение инфляции;
в-третьих, создание условий для повышения качества и уровня жизни населения;
в-четвертых, развитие региональной конкурентоспособности.
Приоритетными и основными направлениями конкурентной политики на период до 2012 года являются:
1) общее улучшение конкурентной среды за счет развития транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;
2) повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;
3) реализация специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях экономики региона путем использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.
Достижение цели конкурентной политики предполагает решение следующих задач:
упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;
организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
сокращение прямого участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;
развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур;
развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризует:
высокий уровень административных барьеров;
инфраструктурные ограничения конкуренции;
антиконкурентные действия органов власти, их должностных лиц и хозяйствующих субъектов.
Перед Правительством Ульяновской области стоит задача минимизации угроз конкуренции, минимизации последствий финансового кризиса и формирования основы для будущего развития.
Одними из основных угроз развития конкуренции являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.
В ходе проведения административной реформы существенно сокращены масштабы вмешательства органов власти в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции.
Однако на данный момент указанная работа не завершена - во многих сферах сохраняются ограничения на вход новых участников на рынки в виде необходимости получения от государственных органов различных разрешений, согласований и заключений.
Важнейшими задачами, особенно в период финансового кризиса, являются:
сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего за счет обеспечения доступа к кредитным ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка;
снижение непроизводственных затрат предприятий в виде различного рода административных, инфраструктурных ограничений и барьеров.
Сдерживающим фактором увеличения темпов роста конкуренции экономики Ульяновской области становятся инфраструктурные ограничения. К ним относятся:
незавершенность строительства транспортной инфраструктуры;
дефицит генерирующих энергомощностей;
газификация региона;
износ существующей инженерной инфраструктуры;
наличие неэлектрифицированных участков железной дороги по направлениям "Ульяновск - Кандры", "Ульяновск - Инза" и "Ульяновск - Сызрань", строительство вторых путей на линии "Чишмы - Ульяновск".
Основными ограничениями в развитии транспортной инфраструктуры являются:
незавершенность строительства мостового перехода через реку Волгу (второй пусковой комплекс I очереди строительства мостового перехода через реку Волгу в г. Ульяновске). В настоящее время работы по строительству первого пускового комплекса I очереди строительства мостового перехода идут к завершению. В октябре 2009 года планируется тестовое открытие движения автотранспорта по мосту;
отсутствие автомобильной дороги "Саранск - Сурское - Ульяновск" на участке обхода г. Ульяновска, обходов р.п. Чердаклы и г. Димитровграда на автомобильной дороге "Ульяновск - Димитровград - Самара". Строительство этой трассы предусмотрено в проекте "Волжский транзит", который пока не утвержден;
отсутствие электрифицированных участков железных дорог по направлениям Инза - Ульяновск - Димитровград - Нурлат и Ульяновск - Сызрань является серьезным препятствием для эффективной организации грузоперевозок железнодорожным транспортом.
Развитие транспортно-логистического комплекса региона является важным фактором повышения его конкурентоспособности.
Для роста эффективности работы необходима модернизация действующих станций, а также расширение сетевой инфраструктуры.
В части газификации региона необходимо отметить, что потребление газа в Ульяновской области по состоянию на 1 января 2008 года составило 2,9 млрд. н.м3 /год при проектной пропускной способности существующей газотранспортной системы 2,3 млрд. н.м3 /год.
В результате реализации плана-графика синхронизации работ с открытым акционерным обществом "Газпром" (далее - ОАО "Газпром") по газификации населенных пунктов области и запуска ряда инвестиционных проектов общая потребность Ульяновской области в природном газе в 2009 году возрастет до 4,9 млрд. н. м3.
В числе испытывающих недостаток объемов природного газа и нуждающихся в их увеличении находится ряд крупных предприятий Ульяновской области.
Износ существующей инженерной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние и на возможность реализации новых инвестиционных проектов, и на стабильное жизнеобеспечение действующих организаций и населения.
В настоящее время высок износ инженерных сетей: котельных - 65 процентов, тепловых сетей - 60 процентов, водопровода и канализации - 63 процента.
Ограничение ресурсов в областном бюджете Ульяновской области на развитие информационного общества и использование в полном объеме информационных компьютерных технологий (далее - ИКТ) приводит к тому, что программные мероприятия информатизации Ульяновской области реализуются по остаточному принципу за счет средств ведомств (образование, здравоохранение, культура, социальная защита, расчетно-кассовые центры жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Это не способствует формированию единого областного информационного пространства. Акцент ставится на приобретение средств вычислительной техники и телекоммуникаций без должного развития и использования перспективных и эффективных ИКТ.
Уровень развития и применения ИКТ, особенно в муниципальных образованиях Ульяновской области, не отвечает современным требованиям, что сдерживает социально-экономическое развитие, снижает эффективность государственного управления в Ульяновской области и приводит к ряду негативных явлений:
наличию большого количества разнородных информационных ресурсов и систем в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области, не обладающих единым управлением и возможностью оперативного информационного взаимодействия, отсутствием единых стандартов по их формированию и внедрению;
дублированию мероприятий по информатизации, реализуемых в рамках областных целевых программ и ведомственных программ по информатизации;
отсутствию у большей части населения и организаций Ульяновской области возможности доступа к информации и социально значимым услугам с помощью использования ИКТ.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.
Решение проблемы развития информационного общества и использования ИКТ в Ульяновской области заключается в финансовом обеспечении построения информационной системы особого класса - "Электронный Ульяновск".
В целях вывода региона из сложившейся кризисной ситуации в экономике с 2005 года Правительством Ульяновской области была сделана переориентация на активизацию действий по привлечению в регион инвестиций. Проведение политики, носящей динамичный комплексный характер, отразилось на развитии базовых секторов экономики. В результате были созданы и продолжают создаваться новые современные крупные производства. При этом в полном объеме используется кадровый, ресурсный и промышленный потенциал региона.
В условиях мирового финансового кризиса именно инвестиционная составляющая способна обеспечить достаточную устойчивость экономики области.
Особое внимание планируется уделить пяти направлениям привлечения инвестиций:
в развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в связи с увеличением объемов производства сельскохозяйственной продукции, что создает необходимость привлечения в регион новых высокотехнологичных переработчиков;
в развитие авиации и авиастроения - развитие производства закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" (далее - ЗАО "Авиастар-СП"), портовой особой экономической зоны, подготовка к проведению авиационного форума в Ульяновске, привлечение новых резидентов в портовую особую экономическую зону на базе аэропорта "Ульяновск-Восточный";
в проведение крупных федеральных форумов на территории России и зарубежных выставок, определенных Правительством Российской Федерации;
в мероприятия по активизации инвестиционного сотрудничества со странами Азии;
в развитие региональной выставочной деятельности. Выставки, запланированные к проведению в 2009 году, будут способствовать поддержке и продвижению региональных производителей товаров и услуг, привлечению инвестиций в разные отрасли экономики области.
Кроме того, в 2010 году Правительство Ульяновской области планирует возобновить организацию презентаций инвестиционного и экономического потенциала муниципальных образований.
Антиконкурентные действия органов власти - это издание правовых актов и (или) совершение действий (бездействия) органами власти и их должностными лицами, которые имеют (либо могут иметь) своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Практика показывает, что количество подобных нарушений увеличивается. По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, в 2008 году в регионе было выявлено 65 нарушений, связанных с ограничением конкуренции. При этом наибольшее количество нарушений приходится на органы местного самоуправления - 22 нарушения. В актах и действиях органов исполнительной власти Ульяновской области выявлено 3 нарушения.
Основную долю нарушений (47) составляют нарушения, связанные с установлением в нормативных правовых актах различных льгот. Среди иных: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, установление в нормативных правовых актах порядка предоставления муниципального имущества без торгов, предоставление хозяйствующим субъектам земельных участков без публичных процедур.