Недействующий

ГУБЕРНАТОР УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2009 г. N 32

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОВ,
ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ И ИХ ПРОЕКТОВ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Губернатора Ульяновской области от 01.08.2009 N 65
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Законом Ульяновской области от 05.06.2007 N 77-ЗО "О противодействии коррупции в Ульяновской области" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Методику проведения антикоррупционной экспертизы законов, иных нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Секретаря Совета безопасности при Губернаторе Ульяновской области Малышева В.В.

Исполняющий обязанности
Губернатора области
В.П.Козин

     



Утверждена
постановлением Губернатора
Ульяновской области

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОВ,
ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ПРОЕКТОВ

1. Общие положения

1.1. Основной задачей применения настоящей Методики является обеспечение проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Ульяновской области, государственных органов Ульяновской области и их должностных лиц и их проектов (далее также - акты).

1.2. Антикоррупционная экспертиза направлена на выявление и устранение несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий.

1.3. Настоящая Методика определяет правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии актов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.

Коррупционными факторами признаются положения актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

Коррупциогенными нормами признаются положения актов, содержащие коррупционные факторы.

2. Основные правила
проведения антикоррупционной экспертизы


2.1. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.

2.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.

2.3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц акта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.

В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в акте выявленных коррупционных факторов.

2.4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

3. Коррупционные факторы

3.1. Коррупционными факторами являются:

а) факторы, связанные с реализацией полномочий государственного органа;

б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

в) факторы системного характера.

3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий государственного органа, выражаются в:

а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий государственных органов, их должностных лиц;

б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения государственными органами, их должностными лицами действий в отношении граждан и организаций;

в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

г) злоупотреблении правом заявителя государственными органами, их должностными лицами - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, их должностных лиц;

е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции государственных органов, их должностных лиц при принятии нормативных правовых актов;

з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

3.3. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в акте и выражаются в:

а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в акте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения государственными органами, их должностными лицами определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

г) отсутствии запретов и ограничений для государственных органов, их должностных лиц - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных гражданских служащих в коррупциогенных отраслях;

д) отсутствии мер ответственности государственных органов, их должностных лиц - отсутствии норм о юридической ответственности государственных гражданских служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

е) отсутствии указания на формы, виды контроля за действиями государственных органов, их должностных лиц - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями государственных органов, их должностных лиц, государственных гражданских служащих;

ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности государственных органов, и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

3.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе акта, - нормативные коллизии.

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения государственных органов, их должностных лиц.



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»