ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2008 г. N 17/355-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(с изменениями на 17 февраля 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 12.08.2013 N 362-П
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Постановление Правительства Ульяновской области от 17.02.2009 N 2/53-П
____________________________________________________________________
На основании концепции областной целевой программы улучшения условий и охраны труда в Ульяновской области на 2009 - 2011 годы, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 22.07.2008 N 383-пр "Об утверждении концепции областной целевой программы улучшения условий и охраны труда в Ульяновской области на 2009 - 2011 годы", и в целях реализации государственной политики в области охраны труда, обеспечения здоровых и безопасных условий труда в организациях Ульяновской области Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу улучшения условий и охраны труда в Ульяновской области на 2009 - 2011 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Пинкова А.П.
Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
Утверждена
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 19 августа 2008 г. N 17/355-П
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ
ТРУДА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа улучшения условий и
охраны труда в Ульяновской области на 2009 -
2011 годы (далее - Программа).
Дата принятия решения о - 28 февраля 2008 года.
разработке Программы
Основание для разработки - распоряжение Правительства Ульяновской области
Программы от 22.07.2008 N 383-пр "Об утверждении
концепции областной целевой программы улучшения
условий и охраны труда в Ульяновской области на
2009 - 2011 годы".
Государственный заказчик - Департамент труда и занятости населения
Программы
Разработчик Программы - Министерство промышленности,
предпринимательства и трудовых ресурсов
Ульяновской области.
Цель и задачи Программы - основной целью Программы является сохранение
жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности, снижение производственного
травматизма и профессиональных заболеваний,
повышение уровня социальной и правовой
защищенности всех участников производственного
процесса в результате реализации комплекса
мероприятий правового, социально-
экономического, организационного и
информационного характера.
Основные задачи Программы:
совершенствование системы государственного
управления охраной труда;
организация обучения и повышение уровня
профессиональных знаний по охране труда;
содействие обеспечению предупредительных мер по
профилактике производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости;
информационное обеспечение и пропаганда охраны
труда.
Целевые индикаторы и - уровень производственного травматизма;
показатели Программы удельный вес работников, охваченных
обязательными предварительными и периодическими
медицинскими осмотрами;
количество руководителей и специалистов
организаций, прошедших обучение по охране
труда;
количество рабочих мест, на которых проведена
аттестация рабочих мест по условиям труда.
Срок и этапы реализации - 2009 - 2011 годы, в том числе:
Программы I этап - 2009 год;
II этап - 2010 год;
III этап - 2011 год.
Объемы и источники - всего - 182540,0 тыс. рублей, в том числе:
финансирования областной бюджет - 2750,0 тыс. рублей, из них:
Программы в 2009 году - 835,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 935,0 тыс. рублей;
в 2011 году - 980,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 179890,0 тыс. рублей,
из них:
в 2009 году - 51300,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 58445,0 тыс. рублей;
в 2011 году - 70145,0 тыс. рублей.
Исполнители мероприятий - Департамент труда и занятости населения
Программы Ульяновской области, Министерство
здравоохранения Ульяновской области,
Министерство образования Ульяновской области,
Департамент культуры и архивного дела
Ульяновской области, Федерация организаций
профсоюзов Ульяновской области (по
согласованию), органы местного самоуправления
(по согласованию), образовательные учреждения,
осуществляющие обучение и проверку знаний
требований охраны труда руководителей и
специалистов организаций Ульяновской области
(по согласованию).
Система управления - организация управления Программой и текущий
Программой контроль за ходом ее реализации возлагается на
Департамент труда и занятости населения
Ульяновской области.
Ожидаемые результаты - совершенствование системы государственного
реализации Программы управления охраной труда;
повышение уровня знаний по охране труда
работников организаций;
развитие системы сертификации работ по охране
труда в организациях области на основе
аттестации рабочих мест по условиям труда;
повышение объема средств, направляемых
работодателями на улучшение условий труда
работников;
снижение производственного травматизма;
организация проведения обязательных
предварительных и периодических медицинских
осмотров (обследований) работников, занятых на
тяжелых работах и на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда;
повышение социальной защищенности и
удовлетворенности работников условиями труда.
Основные индикаторы оценки эффективности Программы
Наименование индикатора | Общий показатель | 1 этап | 2 этап | 3 этап | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Снижение уровня производственного | с 2,3 до 2,0 | с 2,3 до 2,2 | с 2,2 до 2,1 | с 2,1 до 2,0 | |||||||||
Удельный вес работников, охваченных обязательными предварительными и | с 80% до 90% | с 80% до 83% | с 83% до 86% | с 86% до 90% | |||||||||
Увеличение количества прошедших обучение по охране труда руководителей, специалистов и отдельных категорий застрахованных | с 8500 до 10500 | 2000 | 2700 | 2000 | 2200 | 2100 | 2900 | 2100 | 2400 | 2200 | 3100 | 2100 | 3100 |
Увеличение количества аттестованных рабочих мест по условиям труда | с 10000 до 12500 | 2100 | 3200 | 3500 | 2200 | 2300 | 3500 | 3700 | 2500 | 2400 | 3700 | 3800 | 2600 |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области социально-трудовых отношений. Претворение ее в жизнь предусматривает совместные действия органов государственной власти, местного самоуправления, объединений работодателей и профессиональных союзов.
I и II этапы (2005 - 2006 годы, 2007 - 2010 годы) комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005 - 2010 годы, утвержденной Законом Ульяновской области от 05.05.2005 N 030-ЗО "Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005 - 2010 годы", ставят задачи повышения качества жизни населения и стимулирования развития экономического потенциала области, а также создания условий для эффективной занятости трудоспособного населения, улучшения охраны их здоровья.
Решение этих задач невозможно без обеспечения здоровых и безопасных условий и надлежащего уровня охраны труда работающего населения области.
Для реализации государственной политики по охране труда в Ульяновской области были приняты целевые программы улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000, 2001 - 2003 и 2005 - 2008 годы. Последовательная и системная работа по реализации мероприятий предыдущих программ и ныне действующей программы, улучшения условий и охраны труда в Ульяновской области способствовала снижению уровня производственного травматизма более чем в два с половиной раза (с 5,8 случая на 1000 работающих в 1997 году до 2,2 случая в 2007 году), росту объема финансирования охраны труда почти в 8 раз (с 230,6 рубля на каждого работающего в 1998 году до 1822,8 рубля в 2007 году).
Реализация вышеназванных программ явилась началом огромной работы по аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда, организации обучения, информации и пропаганды в области охраны труда. В области были сконцентрированы усилия организаций, учебных заведений, органов государственного надзора и контроля по решению проблем охраны труда.
В ходе реализации программ заметно активизировалась работа по обучению охране труда руководителей и специалистов организаций. Если с 2001 года по 2003 год численность руководителей, прошедших обучение, возросла с 2782 до 4714 человек в год, то уже в 2007 году она составила 7015 человек в год.
В центрах охраны труда созданы и работают методические кабинеты, которые позволили расширить сферу консультационных и методических услуг по проблемам охраны труда.
Оказываются сервисные услуги и практическая помощь организациям в создании здоровых и безопасных условий труда.
Впервые на территории Ульяновской области проведен смотр-конкурс на лучшую организацию работы по охране труда и лучшего специалиста по охране труда. Определены и награждены победители. Ежегодно в апреле проводится месячник охраны труда, посвященный Всемирному дню охраны труда.
Благодаря совместным усилиям органов исполнительной власти Ульяновской области, органов государственного надзора и контроля и других заинтересованных организаций в реализации программ по охране труда в области наметилась тенденция снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, повышения уровня защищенности работников в процессе трудовой деятельности. Отмечается снижение числа пострадавших на производстве с 756 человек в 2004 году до 547 в 2007 году. Уровень производственного травматизма за три последних года в области снижен на 20 процентов. В Приволжском федеральном округе по данному показателю наша область занимает седьмое место.
Важно подчеркнуть, что средства областного бюджета (кроме 2008 года) не выделялись ни на одну Программу. Благодаря совместной работе с органами местного самоуправления, работодателями, центрами охраны труда были привлечены средства, и объем финансирования мероприятий Программы в 2007 году составил более 49,0 млн. рублей.
Вместе с тем состояние условий и охраны труда в некоторых организациях области остается неудовлетворительным. В регионе в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудятся 42,5 тыс. человек (в том числе 13,9 тыс. женщин), или 27,7 процентов к общей численности занятых добычей полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и в связи.
Неблагоприятные условия труда, подрывающие здоровье работников в процессе трудовой деятельности, производственный травматизм и профессиональные заболевания входят в ряд важнейших факторов, сокращающих продолжительность жизни населения области. Неудовлетворительные условия труда продолжают оставаться основной причиной формирования у работников профессиональной патологии. Ежегодно в области регистрируются около ста случаев профессиональной заболеваемости.
Основными причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях области являются:
неудовлетворительная организация производства работ;
нарушение технологической, производственной и трудовой дисциплины;
низкий уровень культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников.
В областной целевой программе улучшения условий и охраны труда в Ульяновской области на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) планируется предусмотреть мероприятия, которые позволят повысить качество рабочих мест и условия труда, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности
Улучшение условий и охраны труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, наряду с другими факторами помогут переломить сложившуюся неблагоприятную демографическую ситуацию.
2. Основные понятия и термины
В Программе используются следующие основные понятия и термины:
уровень производственного травматизма - количество несчастных случаев на производстве, приходящихся на 1000 работающих;
неблагоприятные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) на его потомство;
образовательные учреждения - образовательные учреждения профессионального образования, учебные центры и другие учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
3. Цели и задачи Программы,
целевые индикаторы и показатели Программы
3.1. Основной целью Программы является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, повышение уровня социальной и правовой защищенности всех участников производственного процесса в результате реализации комплекса мероприятий правового, социально-экономического, организационного и информационного характера.
3.2. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
совершенствование системы государственного управления охраной труда;
организация обучения и повышение уровня профессиональных знаний по охране труда;
обеспечение предупредительных мер по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
3.3. Показателями Программы являются:
уровень производственного травматизма;