ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2002 - 2004 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Закона Ульяновской области от 26.03.2004 N 013-ЗО
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
27 июня 2002 года
Утвердить Программу развития малого предпринимательства в Ульяновской области на 2002 - 2004 годы.
Глава администрации
Ульяновской области
В.А.ШАМАНОВ
Ульяновск
9 июля 2002 года
N 035-ЗО
Утверждена
Законом Ульяновской области
"Об утверждении Программы развития
малого предпринимательства в
Ульяновской области на
2002 - 2004 годы"
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2002 - 2004 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2004 ГОДЫ
Наименование Про- | Программа развития малого предпринимательства в |
Основание для разра- | |
Заказчик Программы | Администрация Ульяновской области |
Основной разработчик | Комитет администрации области по поддержке малого |
Основные исполнители | Комитет администрации области по поддержке малого |
Цель Программы | Создание благоприятных условий для устойчивого |
Задачи Программы | Совершенствование нормативно-правовой базы, регу- |
Основные направления | 1. Совершенствование нормативно-правовой базы, ре- |
Сроки реализации | 2002-2004 годы |
Объем средств и ис- | Объем финансирования программы из областного бюд- |
Ожидаемые конечные | В результате реализации мероприятий Программы |
Осуществление конт- | Администрация Ульяновской области |
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
За последние годы малое предпринимательство стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйства области. Развитие малого бизнеса приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Малое предпринимательство является мощным инструментом для первоначальной отработки новых технологических и экономических проектов, создания цивилизованной конкурентной среды, формирования среднего класса собственников, способствующего социальной стабильности в обществе, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечения занятости населения путем создания новых рабочих мест.
По данным Ульяновского областного комитета государственной статистики, на 01.01.2002 г. в Ульяновской области действуют 4822 малых предприятия, на которых работают 21,8 тыс. человек. Кроме того, на условиях совместительства и по договорам подряда работают 3,2 тыс. человек. Малыми предприятиями в 2001 году произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на 3118,2 млн. рублей.
Оценивая роль малого предпринимательства в экономике, можно отметить, что достигнутый к 2002 году уровень развития малого предпринимательства в Ульяновской области остается низким (см. таблицу 1). В расчете на 1000 человек населения приходится в среднем лишь 3,4 малых предприятия, тогда как в России - шесть. Всего на малых предприятиях постоянно работало 5,3% от общей численности занятых в экономике области. Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в общем выпуске товаров и услуг составляет лишь 6,5%. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составила 8,6%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания - 40,3% всех малых предприятий работает в этой отрасли. Доля малых предприятий в объеме промышленного производства составила 2,5%. По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между территориальными районами. Наибольшая концентрация субъектов малого предпринимательства наблюдается в городах Ульяновске и Димитровграде. Преимущественное большинство субъектов малого предпринимательства в сельской местности представлено физическими лицами.
Таблица 1
РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (МП) В ЭКОНОМИКЕ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1996 - 2001 ГГ. <*>
Показатели | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. |
Доля малых предприятий в общем количестве предприятий, % |
|
|
|
|
|
|
Количество малых предприятий на 1000 жителей | 3,3 | 3,0 | 3,2 | 3,4 | 3,4 | 3,3 |
Доля постоянно занятых на малых предприятиях от общей численности занятых в экономике |
|
|
|
|
|
|
Средний размер малого предприятия, человек | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Среднемесячная оплата труда на малых предприятиях, руб. |
|
|
|
|
|
|
Среднемесячная оплата труда на малых предприятиях в среднемесячной оплате труда на средних и крупных предприятиях, % |
|
|
|
|
|
|
Доля малых предприятий в объеме промышленного производства, % |
|
|
|
|
|
|
Доля малых предприятий в объеме инвестиций области, % |
|
|
|
|
|
|
Доля малых предприятий в объеме подрядных строительных работ области, % | 24,0 | 20 | 17,4 | 15 | 12 | 22 |
-------------------------------
<*> При построении таблицы использованы данные из следующих источников:
- Деятельность малых предприятий области за январь - декабрь 1996 года / Экспресс-информация Ульяновского областного комитета государственной статистики от 15.05.97 N 27.
- Деятельность малых предприятий области в 1997 году / Экспресс-информация Ульяновского областного комитета государственной статистики от 20.05.98 N 34.
- Деятельность малых предприятий области за 1998 год / Экспресс-информация Ульяновского областного комитета государственной статистики от 03.03.99 N 1.
- Деятельность малых предприятий области за 1999 год / Экспресс-информация Ульяновского областного комитета государственной статистики от 25.02.00 N 1.
- Деятельность малых предприятий за 2000 год / Экспресс-информация Ульяновского областного комитета государственной статистики от 22.02.01 N 1.
- Деятельность малых предприятий области за январь - декабрь 2001 года / Экспресс-информация Ульяновского областного комитета государственной статистики от 13.03.02 N 208.
- Письмо Государственной налоговой инспекции по Ульяновской области N 16-13-06/2285 от 15.07.98.
- Письмо Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ульяновской области от 05.04.00 N 16-08-35/1552.
- Письмо Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ульяновской области от 15.06.01 N 16-14-12.
- Экономическое положение Ульяновской области в 1999 году. Статистический сборник. - Ульяновск, 2000.
- Экономическое положение Ульяновской области в 2000 году. Статистический ежегодник. - Ульяновск, 2001. - 421 с.
В процессе развития малое предпринимательство сталкивается с рядом нерешенных проблем. Требуют решения вопросы преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства, совершенствования нормативно-правовой базы по малому предпринимательству, упрощения и оптимизации системы налогообложения, аренды помещений и земельных участков, использования незавершенных строительством объектов в интересах малого предпринимательства. Серьезные проблемы возникают с привлечением финансовых ресурсов при открытии и расширении предприятий. Предприятия сферы производства и услуг не имеют возможности воспользоваться банковскими кредитами на пополнение оборотного капитала из-за их высоких процентных ставок и, как правило, отсутствия достаточных для банка гарантий возврата средств. Еще сложнее с предоставлением гарантий для привлечения долгосрочных инвестиций. В связи с этим недостаточны темпы развития малых предприятий в промышленности и инновационной сфере. Наблюдаются низкая информационная обеспеченность предпринимателей и затруднение их доступа к соответствующим информационным ресурсам. Недопустимо низким является уровень подготовки руководителей малых предприятий и предпринимателей в вопросах правового, финансового, трудового, налогового и производственного законодательства. Кроме того, значительное влияние на состояние малого предпринимательства области оказывают низкая инвестиционная привлекательность региона и неплатежеспособность населения.
Для решения вышеперечисленных проблем необходима активизация государственной политики в сфере предпринимательства как на региональном, так и на местном уровнях.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства является Программа развития малого предпринимательства в Ульяновской области на 2002 - 2004 годы. Реализация Программы диктуется не только положениями Закона Ульяновской области от 25.03.1997 N 004-ЗО "О государственной поддержке малого предпринимательства в Ульяновской области", но и необходимостью использования функциональных возможностей малого предпринимательства в решении важных социально-экономических задач области.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, сгруппированных в отдельные направления, реализация которых обеспечивает решение конкретных задач для достижения цели.
Программа разработана на основе анализа современного состояния малого предпринимательства в Ульяновской области с учетом результатов выполнения предыдущих программ развития малого предпринимательства в регионе и тенденций развития малого бизнеса в целом по Российской Федерации.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
Целью Программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на территории области и активизация предпринимательской деятельности в сельских районах, в производственной и инновационной сферах.
Приоритетными сферами деятельности, поддержка которых будет осуществляться вследствие их повышенной значимости для экономического и социального развития области, являются промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в улучшении предпринимательской среды. Основные задачи включают:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
- развитие центров поддержки малого предпринимательства в районах области и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- развитие финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на развитие сектора малого предпринимательства;
- подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;
- информационное обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;
- продвижение продукции малых предприятий на региональные и межрегиональные рынки, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности;
- информационно-аналитическое обеспечение разработки и реализации политики в сфере малого предпринимательства;
- создание условий для реализации в регионе зарубежных программ развития предпринимательства и активизация межрегионального и международного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства.
В число основных задач социально-экономической политики государства в целом и региона в частности на современном этапе входит активизация предпринимательской деятельности. В этой связи основные усилия в рамках выполнения Программы будут направлены на реализацию мер по улучшению предпринимательской среды, которая включает правовую (регулирование предпринимательской деятельности), экономическую (доступ к ресурсам) и деловую (рынки по оказанию деловых услуг, организации поддержки предпринимательства и общественная атмосфера по отношению к бизнесу) среду.
Основными направлениями в комплексе нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства станут: обеспечение преемственности и непротиворечивости законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; разработка нормативно-правовых актов по улучшению административно-хозяйственных механизмов для ведения бизнеса, устранению административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.
С целью укрепления правовых начал участия малых предприятий в системе государственных заказов намечается отработка эффективных механизмов расширения участия малых предприятий в сфере государственных закупок товаров и услуг. Для этого необходимы выработка методических рекомендаций по внесению изменений и дополнений в соответствующие региональные нормативно-правовые акты и создание региональных информационных систем, обеспечивающих доступность для субъектов малого предпринимательства необходимой информации.
Для повышения эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства необходимо создание центров поддержки предпринимательства в каждом районе области, их техническое оснащение и информационное обеспечение. Необходимо обучение руководителей и специалистов объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также повышение квалификации государственных служащих, работающих в сфере управления развитием предпринимательства.
Для решения задачи создания эффективной кредитно-финансовой системы, разработки и распространения финансовых технологий необходима максимальная активизация частных инвестиционных ресурсов. В связи с этим основные мероприятия будут направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, венчурного финансирования, взаимного кредитования и страхования, лизинга, франчайзинга и других кредитно-финансовых механизмов. Эти меры должны способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков и стимулированию направления средств на финансирование малых предприятий. Необходима отработка практических механизмов финансирования малых предприятий. Для реализации этого направления необходимо развитие институтов и технологий микрофинансирования, лизинга, совместного финансирования предпринимательских проектов в инновационной и производственной сферах.
Для расширения экономической поддержки малых предприятий необходимы: качественное улучшение информационно-методической базы и инвентаризации бездействующих производственных площадей крупных государственных предприятий; разработка и распространение на этой основе различных экономических механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства.
Одной из приоритетных задач является повышение занятости населения через развитие малого предпринимательства. Речь может идти также о субсидированном создании и развитии малых предприятий в рамках соответствующей государственной политики занятости. В этих случаях необходима разработка методов оценки жизнеспособности новых предприятий в средне- или долгосрочной перспективе. Развитие малого предпринимательства является также важной задачей для снижения уровня безработицы в проблемных муниципальных образованиях, особенно остро переживающих последствия экономических преобразований.
Для активизации предпринимательской деятельности намечается проведение семинаров по организации и ведению бизнеса в районах области, обучение и профессиональная переподготовка различных групп населения (сельское население, молодежь, безработное население, уволенные в запас военнослужащие и др.) для малого предпринимательства.
Для подготовки высококвалифицированных кадров в сфере малого предпринимательства необходимы: разработка системы преподавания основ предпринимательской деятельности в учебных заведениях разных уровней; создание системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов действующих малых предприятий; развитие институтов повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы малого предпринимательства; разработка методических основ для обучения предпринимательской деятельности.