Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области" на 2009-2011 годы (с изменениями на 26 октября 2011 года)

1. Введение.
Характеристика проблем, на решение которых направлена
Программа


Основной целью государственной политики в области культуры является обеспечение сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы ценностей. Государственная политика в области культуры базируется на признании основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества, сохранении национальной самобытности народов и утверждении их достоинства.

Приоритетные направления государственной политики в сфере культуры нашли свое отражение в комплексной программе экономического и социального развития Ульяновской области на 2005 - 2010 годы, утвержденной Законом Ульяновской области от 05.05.2005 N 030-ЗО "Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005 - 2010 годы", и сформулированы следующим образом:

обеспечение доступности для населения социокультурных услуг через реконструкцию аварийных зданий учреждений культуры, укрепление их материально-технической базы через использование новых технологий и современного оборудования в их деятельности;

обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий области путем создания интегрированных культурно-досуговых учреждений, социокультурных центров, оснащение их необходимым оборудованием, приобретение автоклубов;

масштабное развитие кадрового потенциала Ульяновской области.

Исходя из приоритетов развития Ульяновской области в сфере культуры назрела необходимость разработки Программы, направленной на реализацию системы мер по сохранению, поддержке и развитию традиционной народной культуры на территории Ульяновской области.

Под традиционной народной культурой понимается все многообразие национально-культурных традиций как региональных, так и общероссийских, нематериальное культурное наследие, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, ремесла и народные промыслы - все то, что передается от поколения к поколению, постоянно воссоздается обществом.

Актуальность Программы определена тем, что в Ульяновской области согласно исследованиям ученых Института этнографии и антропологии Российской академии наук, лаборатории традиционной культуры Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, сосредоточены уникальные образцы традиционной народной культуры, которые в данное время находятся на стадии исчезновения. Это богатейшая песенная культура, народная хореография, декоративно-прикладное искусство, этнокультурные традиции, обряды, обычаи, верования народов Среднего Поволжья.

Важнейшую роль в деле сохранения и развития традиционной народной культуры играют культурно-досуговые учреждения, областные методические центры, народные отделения учреждений дополнительного и профессионального образования.

В сфере культурно-досуговой деятельности сформировался комплекс проблем, требующих немедленного вмешательства. Это низкий уровень финансирования, неудовлетворительное состояние материально-технической базы, отсутствие специалистов, что обусловило появление тенденции к закрытию и перепрофилированию учреждений культуры и, как следствие, сокращению возможности получения населением области социокультурных услуг. Вместе с тем на территории области именно культурно-досуговые учреждения занимают место своеобразной "экологической ниши", являются средой формирования культурных ценностей, их закрытие и перепрофилирование снижают возможность участия населения в культурно-досуговой деятельности, лишают подрастающее поколение возможности развития творческих способностей. Традиционная народная культура является наиболее массовой сферой культурной деятельности. В Ульяновской области в 3960 творческих коллективах занимается 53,3 тыс. человек, из которых 54 процента составляют дети и подростки. Но именно в данной сфере наиболее актуальны упомянутые выше проблемы материально-технического оснащения и материального стимулирования специалистов. Более 20 процентов культурно-досуговых учреждений находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Все это сказывается как на качестве их работы, так и на кадровом потенциале: учреждения, работающие в области традиционной народной культуры, лишь наполовину укомплектованы специалистами с высшим и средним специальным образованием, более 40 процентов работников не имеют специального образования в сфере культуры.

Комплексное решение проблем сохранения и развития традиционной народной культуры в местах ее бытования требует государственной поддержки. Без укрепления материально-технической базы учреждений культуры, оснащения их автоклубами для работы в отдаленных населенных пунктах, без создания модельных клубов, информационно-методических, национально-культурных центров, на базе которых можно сохранять, развивать, передавать потомкам драгоценный опыт, накопленный поколениями, без обучения кадрового потенциала, способного прививать с детства принципы народной педагогики и народной философии, невозможно сохранить самобытность народа, в том числе населения Ульяновской области.

Развитие традиционной народной культуры требует комплексного системного подхода. В этой связи разработка Программы является оптимальным решением проблем, сформировавшихся в сфере культурно-досуговой деятельности, в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

При сохранении сложившейся ситуации в развитии сферы культуры неизбежны:

дальнейшее ухудшение материально-технической базы учреждений культуры и невозможность реализации большей частью населения области права на получение культурных услуг и самореализацию в сфере культуры;

утрата традиционной народной культуры, народного художественного творчества, нематериального культурного наследия области;

утрата носителей и распространителей нематериальных и духовных традиций народной культуры;

сокращение количества коллективов народного художественного творчества;

сокращение количества культурно-досуговых мероприятий, народных праздников и фестивалей;

сокращение профессиональных кадров в сфере культуры.

В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения проблем программно-целевым методом приведет к серьезным негативным последствиям.

Координирующую роль в этом направлении должна сыграть Программа, которая обеспечит концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях сохранения традиционной народной культуры, позволит создать оптимальные условия и всестороннюю поддержку для изучения, сохранения и восстановления традиционной народной культуры как фундаментального фактора культурной идентификации и основы социокультурной деятельности в Ульяновской области.

На основании анализа состояния традиционной народной культуры в Ульяновской области и учитывая, что источником традиционной народной культуры является село, предлагается осуществить систему мер по модернизации муниципальных учреждений культуры и переподготовке специалистов.

В настоящее время имеются два варианта решения существующих проблем.

Первый вариант - без использования программно-целевого метода - является инерционным и не способен решить комплекс проблем в сфере традиционной народной культуры.

Общий объем финансирования учреждений культуры в муниципальных образованиях Ульяновской области возрастает с каждым годом. Однако в качестве основы для определения объемов бюджетного финансирования, как правило, принимается не реальная потребность, а показатели предыдущего года, скорректированные в сторону увеличения с учетом индекса-дефлятора, рекомендованного Министерством экономики Ульяновской области и Министерством финансов Ульяновской области. Таким образом, не принимается в расчет действительная потребность в средствах на проведение работ по реконструкции, капитальному ремонту и техническому переоснащению учреждений культуры и других мероприятий. Существующая слабая материальная база отдельных учреждений культуры не может не отражаться на качестве и результативности предоставления услуг культуры. Качество и результативность предоставления услуг культуры связаны также с профессионализмом работников культуры, который напрямую зависит от образования, обучения и уровня материальной обеспеченности. Развитие сферы культуры без использования программно-целевого метода не обеспечит позитивных результатов.

Второй вариант предполагает активное воздействие на ситуацию с использованием программно-целевого метода. В основе его лежит системный подход к решению проблемы развития и сохранения традиционной народной культуры через:

нормативное обеспечение развития традиционной народной культуры;

научно-методическое обеспечение сохранения и развития традиционной народной культуры;