УЛЬЯНОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2003 г. N 150
Об утверждении Положения о порядке проведения независимой экспертизы
фактических затрат и экономически обоснованного тарифа на содержание,
ремонт жилья, оказание коммунальных услуг
В целях реализации статьи 15 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", в соответствии со статьей 31 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 29 Устава города Ульяновска, на основании Постановления Госстроя РФ от 21 мая 1999 г. N 39 "Об утверждении Порядка проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" Ульяновская Городская Дума решила:
1. Утвердить Положение о порядке проведения независимой экспертизы фактических затрат и экономически обоснованного тарифа на содержание, ремонт жилья, оказание коммунальных услуг (Приложение).
2. Мэру г. Ульяновска определить уполномоченный орган для целей утверждаемого Положения в срок до 15.01.2004 г.
3. Комитету по городскому хозяйству, землепользованию, градостроительству и перспективному развитию Ульяновской Городской Думы совместно со Счетно-контрольной палатой Ульяновской Городской Думы разработать порядок рассмотрения и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в срок до 01.02.2004 г.
4. Данное решение вступает в силу со дня опубликования в газете "Ульяновск сегодня".
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя Ульяновской Городской Думы, председателя Комитета по городскому хозяйству, землепользованию, градостроительству и перспективному развитию Тура В.И.
Председатель
Ульяновской Городской Думы
И.А.МОКЕВНИН
Приложение
к решению
Ульяновской Городской Думы
от 24 декабря 2003 г. N 150
ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке проведения независимой экспертизы фактических затрат и экономически обоснованного
тарифа на содержание, ремонт жилья, оказание коммунальных услуг
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения экспертизы фактических затрат и экономически обоснованного тарифа на содержание, ремонт жилья, оказание коммунальных услуг. Настоящее Положение также устанавливает систему требований к проведению проверки специального назначения хозяйствующих субъектов в соответствии с методологическими, организационными и правовыми особенностями ценообразования и тарифной политики в регулируемой деятельности. Порядок и требования, установленные настоящим Положением, распространяются на все экспертизы, проводимые в целях реализации настоящего Положения.
2. Система требований к проведению экспертизы, установленных настоящим Положением, распространяется на экспертизы, осуществляемые в целях:
- установления достоверности представляемой хозяйствующими субъектами регулирующие органы финансово-экономической и производственно-технологической информации;
- защиты экономических интересов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, по регулируемым тарифам;
- выявления неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в расчет тарифов;
- определения путей снижения производственной себестоимости по регулируемой деятельности;
- выявления внутренних резервов в целях повышения эффективности производства, обеспечения ресурсосбережения;
- усиления контроля за ценами (тарифами) организаций, занимающих монопольное положение в осуществлении регулируемой деятельности;
- защиты экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.
3. Для настоящего Положения применяются следующие определения основных понятий:
Регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства товаров, работ и услуг жилищно-коммунального назначения, цены (тарифы), на которые регулируются регулирующим органом, а именно:
деятельность по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, содержанию, ремонту жилищного фонда, вывозу твердых бытовых отходов, содержанию и ремонту лифтов, эксплуатацию мусоропроводов, регулируемая в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты населения".
Тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, содержание, ремонт жилищного фонда, содержание и ремонт лифтов.
Уполномоченный орган - орган, на который в соответствии с решением исполнительного органа местного самоуправления возложена обязанность по мониторингу деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемую органами местного самоуправления деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Регулирующие органы - органы, в компетенцию которых, в соответствии с Уставом г. Ульяновска, входит назначение проведения экспертиз, рассмотрение в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления г. Ульяновска, предложений о пересмотре тарифов на ЖКУ и принятия решений о пересмотре предложенных тарифов.
Период регулирования - временной интервал действия вновь введенных тарифов, определяемый решением регулирующего органа при очередном принятии решений об их пересмотре.
Хозяйствующие субъекты - юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулируемую деятельность и представляющие расчеты и обоснования по установлению тарифов в уполномоченные органы.
Экспертиза - независимая вневедомственная финансовая технологическая экспертиза факторов, влияющих на формирование тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами в целях экономического обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности.
Экспертное заключение - документ, являющийся результатом проведенной независимой экспертной организацией экспертизы и являющийся одним из оснований для рассмотрения регулирующим органом предложений о пересмотре тарифов.
Экспертная организация - аудиторская организация, имеющая аккредитацию при Госстрое России в соответствии Постановлением Госстроя России от 15.04.99 N 24. Экспертная организация, осуществляя экспертизу в пределах стоимости договора на проведение экспертизы, вправе привлекать по отдельным вопросам на договорной основе научные, технические и иные организации. Заключения указанных организаций входят в состав экспертного заключения аудиторской организации и являются его неотъемлемой частью. В ходе проведения экспертизы экспертная организация производит сбор аудиторских доказательств.
4. Уполномоченный орган обобщает предложения указанных хозяйствующих субъектов о пересмотре тарифов, ставок, осуществляет их предварительный всесторонний анализ. Одновременно уполномоченный орган запрашивает необходимую документированную информацию у государственных органов, органов местного самоуправления:
- о социально-экономическом положении г. Ульяновска,
- о фактической способности населения оплачивать коммунальные услуги,
- об изменении расходов за счет средств бюджета г. Ульяновска и бюджетов иных уровней в случае принятия решения о пересмотре тарифов,
- иные необходимые сведения.
При достаточности оснований для выражения уполномоченным органом уверенности в необходимости пересмотра тарифов указанный орган обращается в регулирующий орган с предложениями о пересмотре тарифов и рекомендациями о виде экспертизы: финансовой и технологической или только финансовой. Одновременно в регулирующий орган предоставляется вся документированная доказательная база, предусмотренная абз. 1 п. 4 настоящего Положения. Предложения о повышении тарифов должны предусматривать введение их в действие в сроки, определенные порядком рассмотрения регулирующим органом предложений о повышении тарифов, утверждаемым представительным органом местного самоуправления г. Ульяновска.
5. Экспертиза экономического обоснования тарифов назначается регулирующим органом при инициативном обращении уполномоченного органа с предложениями о пересмотре тарифов в течение 10 рабочих дней.
6. Порядок отбора экспертной организации в целях реализации настоящего Положения определяется в соответствии с Положением о муниципальном заказе в г. Ульяновске, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы. При этом устанавливается, что конкурсный отбор претендентов должен быть открытым.
7. Экспертиза, проводимая в соответствии с настоящим Положением, осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Заказчиком экспертизы является регулирующий орган. Средства на проведение экспертиз в необходимом объеме ежегодно предусматриваются в смете расходов регулирующего органа.
8. Методы проведения экспертизы устанавливаются экспертными организациями самостоятельно, при этом экспертные организации должны гарантировать качество и достоверность представленной в заключении информации.
9. Экспертиза может быть финансовой и технологической или только финансовой и в обязательном порядке содержать анализ факторов, влияющих на формирование тарифов.
10. Критериями для экспертизы являются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, общие нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления, определяющие порядок ценообразования и тарифную политику по регулируемой деятельности, а также указания, инструкции, правила и нормы технической эксплуатации объектов и другие документы, обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами.
При этом в обязательном порядке уполномоченным органом в пределах своей компетенции утверждается, а хозяйствующими субъектами используется система показателей и информационных данных, представляемых в уполномоченный орган.
11. Заключение экспертной организации в обязательном порядке должно содержать следующую информацию:
По финансовой экспертизе:
анализ организационно-правового статуса хозяйствующего субъекта, его структуры управления (в том числе оценка ее эффективности), уставных, учредительных, юридических, распорядительных и организационных документов, требований учетной политики;
описание методов экспертизы и оснований для их выбора;
оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) информации, используемой при обосновании расчетной величины тарифов;
обоснованность определения видов и объемов продукции (работ, услуг);
обоснованность общей величины, структуры и размера составляющей потребности в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности на период утверждения тарифов;
анализ движения денежных потоков организации, предложения по их оптимизации;
анализ динамики тарифов за последние 3 года, включая постатейный анализ фактической себестоимости и рентабельности каждого вида основной деятельности. Анализ действующей на предприятии системы оплаты труда, штатного расписания (в том числе на соответствие действующим отраслевым рекомендациям по нормированию труда), предложения по его оптимизации;
сведения о динамике цен на приобретаемые товарно-материальные ценности с их сопоставлением с действующими на товарном рынке ценами;
анализ применяемых норм и нормативов в сравнении со среднеотраслевым показателями, обоснование отклонений от этих показателей;
сведения о соблюдении предприятиями установленных норм и нормативов;
анализ системы внутреннего контроля на предприятии, в том числе его соразмерность масштабам (деятельности) предприятия;
данные о суммах и удельном весе в себестоимости (товаров, работ, услуг) производственных потерь, их причинах;
сведения о доле в себестоимости (товаров, работ, услуг) затрат на энергоресурсы, динамика тарифов на них за проверяемый период;
анализ цен, объемов и динамики расходов на оплату услуг сторонних организаций;
результаты выборочной проверки выполненных работ и услуг сторонними организациями, основания для выборки, анализ обоснованности расходов;
выборочную оценку влияния переоценки основных средств на суммы амортизации;
данные о степени изношенности основных средств;
результаты проверки целевого использования амортизационных отчислений;
результаты проверки использования прибыли предприятия;
результаты выборочной проверки сданных работ по капитальному ремонту и другим капитальным вложениям;
результаты проверки целевого использования ремонтного фонда;
объемы планово-предупредительных работ, процент исполнения, соответствие нормам;
расшифровку прочих расходов по текущему ремонту, оценку их обоснованности;
анализ обоснованности складских запасов;
долю аварийно-восстановительных работ в себестоимости (товаров, работ, услуг), причины аварий;
расшифровку цеховых и общепроизводственных расходов;
анализ избранной методики учета и калькулирования себестоимости;
анализ применяемых норм и нормативов потребления, особенностей этих норм;
анализ предложений предприятия о размере экономически обоснованных тарифов, с учетом плана капитальных вложений, в части обоснованности планируемых расходов в разрезе технологических переделов и экономических статей калькуляции; анализ обоснованности состава каждой значительной статьи экономической классификации расходов, варианты предложений экспертной организации о размере экономически обоснованного тарифа с учетом сроков реализации необходимого плана капитальных вложений (инвестиций) предприятия.
Производится расчет необходимого объема ресурсов, источников, для его осуществления, в том числе с учетом предложений по модернизации и реконструкции, изменению технологии производства (переработки), снижению себестоимости.
По технологической экспертизе:
описание методов проведения технологической экспертизы и обоснований их выбора;
состав и состояние основного и вспомогательного технологического оборудования, степень использования его мощности, предложения по его модернизации и реконструкции, изменениям технологии производства (переработки), изменения схем транспортировки и т.п., с расчетами годового экономического эффекта;
совокупные и удельные затраты первичных ресурсов в технологических процессах, включая оценку эффективности их использования в сравнении с базовыми отраслевыми и мировыми показателями, предложения по повышению эффективности использования первичных ресурсов;
совокупные и удельные показатели фактически производимых в технологическом процессе ресурсов и услуг;
состав и состояние транспортных коммуникаций доставки ресурсов, включая оценку совокупных и удельных потерь в сравнении с базовыми отраслевыми и мировыми показателями, предложения по снижению потерь при транспортировке ресурсов;
наличие приборного учета ресурсов на этапах производства, транспортировки и потребления, степень использования данных приборного учета в управлении технологическими процессами и расчетах с потребителями, предложения о достаточной степени совершенствования системы приборного учета, контроля, а также автоматики на предприятии;
наличие неисполненных предписаний контрольных органов по мероприятиям технического плана (Гостехэнергонадзора, Инспекции по труду в части мероприятия по охране труда, Госпожнадзора, Гостехнадзора, СЭС и др.). Наиболее значительные виды нарушений, выявленные контрольными органами;
наличие паспорта энергохозяйства, соответствие фактических качественных и количественных показателей ресурсов, поставляемых потребителю, заявленных в договорах и используемых при расчетах за услуги и ресурсы.
12. Результатом проведения экспертизы должно быть заключение экспертной организации, которое в обязательном порядке содержит заключения всех привлекаемых экспертов.
Заключение экспертной организации является одним из оснований для рассмотрения регулирующим органом предложений о пересмотре тарифов, утверждения их или отклонения в установленном представительным органом местного самоуправления г. Ульяновска порядке.
13. В ходе проведения экспертизы при выявлении фактов нарушений или допущенных ошибок, существенно влияющих на величину формируемых тарифов, хозяйствующими субъектами вносятся необходимые изменения на основании соответствующих рекомендаций.
14. В случае если хозяйствующим субъектом в ходе проведения экспертиз не были устранены выявленные существенные нарушения или ошибки, соответствующая информация должна найти отражение в заключении с оценочным анализом последствий для установления величины тарифов и в целях выполнения задач, решаемых экспертизой.