ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2004 ГОД

(с изменениями на 28 июня 2004 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Закона Ульяновской области от 31.05.2004 N 027-ЗО
     Закона Ульяновской области от 28.06.2004 N 032-ЗО
____________________________________________________________________

Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
23  октября 2003 года

     Утвердить областную целевую программу "Старшее поколение" на 2004 год (прилагается).     

Глава администрации
Ульяновской области
 В. А. ШАМАНОВ


Утверждена
Законом Ульяновской области
 "Об утверждении областной
целевой программы
"Старшее поколение" на 2004 год"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2004 ГОД


Паспорт областной целевой программы "Старшее поколение" на 2004 год

Наименование программы

- областная целевая программа "Старшее поколение" на 2004 год

Основание для разработки программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2002 N 70 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы"

Государственный заказчик программы Разработчик программы

- администрация области
- комитет социальной защиты населения администрации области

Цель программы

- создание условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию граждан пожилого возраста в жизни общества

Срок реализации программы

- 2004 год

Основные мероприятия программы

- обеспечение повышения социальной защищенности, улучшения социального положения граждан пожилого возраста, повышения уровня их адаптации в современных условиях и активного участия в жизни общества; создание оптимальной сети учреждений социального обслуживания, обеспечивающих предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста

Исполнители мероприятий программы

- комитет социальной защиты населения администрации области; департамент здравоохранения и фармации администрации области; Ульяновский государственный университет (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); комитеты социальной защиты населения городов и районов области (по согласованию)

Объем и источники финансирования программы

- средства федерального бюджета - 12,4 млн.рублей; - средства областного бюджета - 9,1 млн.рублей; - средства бюджетов муниципальных образований - 5,5 млн.рублей; - внебюджетные источники - 5,5 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- усиление защиты прав и законных интересов граждан пожилого возраста; - улучшение социального положения граждан пожилого возраста за счет приближения состава и объема предоставляемых им услуг к потребностям общества; - создание учреждений нового типа для предоставления гражданам пожилого возраста жизненно важных услуг (геронтологические центры, дома временного пребывания граждан пожилого возраста); повышение уровня социальной адаптации граждан пожилого возраста и упрочение их социальных связей

Система контроля за исполнением программы

- контроль за реализацией программы осуществляется в порядке, установленном комитетом социальной защиты населения администрации области

Введение

Одной из особенностей современной демографической ситуации на территории области является высокая численность граждан пожилого возраста (380 тыс. человек). В перспективе (после 2007 года) прогнозируется динамичное увеличение доли граждан пожилого возраста в составе населения.

В силу возрастных особенностей гражданам пожилого возраста трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.

Процесс старения населения обусловливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности граждан пожилого возраста, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.

Повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, усиление их правовой защиты, предоставление социальных услуг и адресной помощи остается одной из целей социальной политики в области.

Программа разработана комитетом социальной защиты населения администрации области с учетом предложений районных (городских) комитетов социальной защиты населения.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения граждан пожилого возраста, следует иметь в виду, что средний возраст населения области устойчиво увеличивается, причем население городов и сельской местности стареет неравномерно.

В 2003 году среди сельского населения граждане пожилого возраста составляют 31,1 процента, среди жителей городов - 23,6 процента.

Высокая доля граждан пожилого возраста в структуре населения в долгосрочной перспективе сохранится в связи с низкой рождаемостью и ростом ожидаемой продолжительности жизни.

Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья граждан пожилого возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья граждан пожилого возраста, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности.

Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости граждан пожилого возраста от экономически и социально активного населения.

Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда

в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части граждан пожилого возраста.

Большинство граждан пожилого возраста в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.

Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста снижается.

Граждане пожилого возраста нередко теряют ориентацию в современном социально-культурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам граждан пожилого возраста приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.

В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социально-культурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.

Положение граждан пожилого возраста нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.

2. Основные принципы программы

     

Осуществление программы базируется на принципах гуманности и уважения к личности, добровольности, адресности и оперативности предоставления услуг, профилактической направленности и конфиденциальности.

3. Цель и задачи программы

     

Целью программы является создание условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию граждан пожилого возраста в жизни общества.

Указанная цель соответствует глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование граждан пожилого возраста путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и

облегчить    доступ    ко    всем    основным    социальным    услугам    при одновременном повышении эффективности социальных расходов.

В рамках программы предусматривается решение следующих задач:

расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих гражданам пожилого возраста комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические центры, дома временного пребывания граждан пожилого возраста и другие);

разработка новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом масштабов и темпов старения населения, приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;

поддержание жизненной активности граждан пожилого возраста мерами реабилитационного и оздоровительного характера;

проведение научных исследований по приоритетным проблемам социальной защиты граждан пожилого возраста.

4. Срок реализации программы

Срок реализации программы - 2004 год.

5. Система программных мероприятий

     

Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения граждан пожилого возраста, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества.

     Перечень   мероприятий   областной   целевой   программы   "Старшее поколение" на 2004 год прилагается.

6. Механизм реализации программы и организация контроля за ее исполнением

     

Государственный заказчик осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий программы.

Исполнители программы осуществляют организацию и контроль за обеспечением выполнения в полном объеме предусмотренных программой мероприятий, ежеквартально представляют государственному заказчику информацию о ходе реализации программы.

Контроль за исполнением программы осуществляется комитетом социальной защиты населения администрации области.

Отчет об использовании бюджетных ассигнований ежемесячно представляется исполнителями программы в порядке, установленном действующим законодательством.

7. Социально-экономические последствия и оценка эффективности реализации программы

Оценка эффективности реализации программы осуществляется по следующим показателям: сокращение очереди на получение мест в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания, увеличение охвата граждан пожилого возраста социальными услугами на дому, рост посещаемости граждан пожилого возраста учреждений социальной сферы.

Реализация мероприятий программы позволит:

усилить защиту прав и законных интересов граждан пожилого возраста;

улучшить социальное положение граждан пожилого возраста посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им адресной социальной помощи и услуг;

способствовать повышению качества жизни граждан пожилого возраста - комплексного показателя, отражающего состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, гармоничные отношения в обществе;

обеспечить более широкий доступ граждан пожилого возраста к культурным     ценностям, образовательным, просветительным, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям;

способствовать развитию сети учреждений социальной сферы, в том числе специализированных учреждений и учреждений нового типа, повышению качества обслуживания граждан пожилого возраста;

стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию граждан пожилого возраста в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности.



Приложение
к областной целевой программе
"Старшее поколение" на 2004 год

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2004 ГОД


N п/п  

Мероприятия  

Едини-  цы  

Объем финансирования в млн. рублей

Исполнитель

Ожидаемые результаты  

изме-  

Всего  

В том числе  

рения  

феде- раль- ный
бюд- жет  

област- ной бюджет

бюджеты муници- пальных
образо- ваний  

внебюд- жетные источни- ки фи- нанси- рования  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10  

I. Организационно-правовые и научно-методологические вопросы социальной защиты граждан пожилого возраста  

1.

Обеспечение проведения научных исследовании по проблемам старения населения и положения граждан пожилого возраста (включая научно - исследовательские и опытно - экспериментальные работы в рамках пилотных проектов), в том числе по проблемам:

3,0  

3,0  

-

-

-

Ульяновский государствен- ный университет (по согласова- нию)

Внедрение научно - методологических основ социальной работы с гражданами пожилого возраста путем изучения проблем старения, внедрение результатов скоординированных научных исследований  


 - изучения макросоциальных и макроэкономических последствии старения населения;


1,5

1,5

-

-

-


по данной тематике  


 - социальной интеграции граждан пожилого возраста


1,5

1.5

-

-

-



2

Участие в форуме работников социальной сферы по проблемам обеспечения социального благополучия граждан пожилого возраста


0,1


0,1



Комитет социальной защиты населения администрации области (далее -КСЗН)

Улучшение координа - ции деятельности по предоставлению помощи и услуг гражда- нам пожилого возраста, повышение обществен- ной значимости труда работников социальной сферы

3.

Создание условий для внедре- ния автоматизированной сис- темы "Адресная социальная помощь" (оснащение компью- терной техникой районных, городских комитетов социальной защиты населения)

28 еди- ниц

1,4



1,4


Органы местного самоуправления, районные (городские) КСЗН (по согласованию)

Повышение эффективности деятельности по социальной защите граждан пожилого возраста


ИТОГО


4,5

3,0

0,1

1,4

-



II. Мероприятия,направленные на улучшение социального положения и адаптации в современных условиях
граждан пожилого возраста   

4.

Проведение мониторинга положения граждан пожилого возраста по показателям, характеризующим уровень и качество их жизни  







Районные (городские) КСЗН

Получение объективных данных о тенденциях старения населения и изменениях материаль- ного, социального, семейного положения граждан пожилого воз- раста, состоянии их здоровья и других фак- торах для принятия обоснованности реше- ний, затрагивающих ин- тересы граждан пожи- лого возраста  

5.

Формирование компьютерной базы данных по показателям, характеризующим уровень и качество жизни граждан пожилого возраста


0,5



0,5


КСЗН администрации области

Повышение эффектив- ности деятельности по социальной защите граждан пожилого возраста  

6.

Осуществление мероприятий по повышению качества работы учреждений социального обслу- живания граждан пожилого воз- раста с применением:
     - технических средств, облегчающих уход за гражданами пожилого возраста;
     - медицинской техники и изделий медицинского назначе- ния;
    - технологического оборудова- ния для стационарных учреждений социального обслуживания;
     - оборудования для отделений трудотерапии и лечебно-трудовых мастерских;
     - технологического оборудова- ния для структурных подразделе- ний нестационарных учреждений социального обслуживания, обеспечивающих оказание граж- данам пожилого возраста соци- ально-бытовых услуг (парикма- херские, пошив и ремонт одежды и обуви)  


4,26

1,555

1,555

-

1,15

КСЗН админи- страции области

Повышение качества социального обслужива- ния, обеспечение свое- временной медицин- ской помощи лицам, проживающим в стаци- онарных учреждениях социального обслужива- ния, осуществление ме- роприятий по социаль- ной адаптации и органи- зации культурно - досу- говой работы, улучшение условий труда работни- ков учреждений соци- ального обслуживания граждан пожилого воз- раста (получение техни- ческих  средств и обору- дования в соответствии с заявками, поданными в Минтруд России). Обеспечение своевре- менности медицинской и социально- медицин- ской помощи: в стацио- нарных  условиях, дос- тавка продуктов пита- ния, улучшение органи- зации культурно -досуго- вой работы (проведение культурно -зрелищных мероприятий, экскурсий)

7.

Организация и проведение ме- роприятий по социальной адап- тации, оздоровлению и обеспе- чению отдыха ветеранов войны и труда на базе социально - оздо- ровительных учреждений  

4500
чел.


В пределах средств, выделяемых в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"

КСЗН админи-
страции области  

Проведение 21 -дневных
курсов оздоровления, социально- психологичес- кой, социально-бытовой и социально-средовой адаптации ветеранов воины и труда

8.

Обеспечение диспансерного наблюдения граждан пожилого возраста  

6600
чел.


В пределах средств, предусмот- ренных в областном бюджете на 2004 год на здра- воохранение

Департамент
здравоохране- ния и фармации администрации области

Обеспечение своевре- менности медицинской и социально-медицинской помощи  

9.

Помещение одиноких пенсио- неров на "социальную койку" в стационары лечебных учрежде- ний области

133 койки  


В пределах средств, предусмот- ренных в областном бюджете на 2004 год на здравоохранение

Департамент здравоохране- ния и фармации администрации области

Обеспечение своевременности медицинской и социально-медицинской помощи

10.

Развитие социального обслужи- вания на дому и расширение сферы социальныхуслуг гражда- нам пожилого возраста  

5300
чел.

-

-

-

-

-

Районные (го-
родские) КСЗН (по согласованию)

Обеспечение свободного
доступа граждан пожи- лого возраста к социаль- ным услугам


ИТОГО  


4,76

1,555

1,555

0,5

1,15



III. Мероприятия по развитию и укреплению базы социальной поддержки престарелых и инвалидов в области  

11.

Строительство бани-прачечной (Репьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов)


1,296


0,864

-

0,432

-

Улучшение условий про-
живания престарелых и инвалидов

12.

Завершение строительства спального корпуса (Сенгилеевский психоневрологический интернат)


3,0

1,2

1,2

-

0,6

-

Улучшение жилищно-бытовых условий лиц, проживающих в интернате

13.

Капитальный    ремонт дома-интерната "Союз" для      реорганизации его в пансионат для престарелых и инвалидов

1 ед.

15,776

1,734

5,66 (в том числе софинансирование с Пенсионным фондом Российской Федерации -3,926)

2,228

6,154 (в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации - 3,926)

-

Улучшение условий проживания престарелых и инвалидов

14.

Ремонт спальных корпусов (Акшуатский психоневрологичес- кий интернат)


1,5

0,6

0,6


0,3


Улучшение условий проживания престарелых и инвалидов

15.

Строительство столовой (Акшуатский психоневрологичес- кий интернат)


1,35

0,9


0,45


Улучшение условий проживания престарелых и инвалидов

16.

Строительство спального корпу- са (Ульяновский областной реа- билитационный центр ветеранов войны и труда с. Ундоры)


0,936

0,554


0,382


Улучшение условий проживания престарелых и инвалидов

17.

Открытие специализированных отделений социальной помощи на дому

2 отд.

1,4



1,4


Районные (го- родские) КСЗН (по согласова- нию)

Оказание социально- бытового обслуживания и доврачебной медицин- ской помощи в надомных условиях

 

ИТОГО

 

25,258

5,852

7,46

3,628

8,318  

 

 

IV. Мероприятия, направленные на повышение роли граждан пожилого возраста в общественной жизни  

18.

Организация и проведение научно-практических семинаров и симпозиумов:

0,4

0,4

-


Ульяновский государственный университет (по  

Расширение научно- практических обменов по данным темам, исполь-


 - научно-практический семинар "Старение населения - пробле- ма 21 века";

0,2  

0,2  

согласованию)

зование научного потен- циала для выработки рекомендации, создание  


 - симпозиум по проблеме "По- жилой человек в семье, его социально-психологическая реабилитация и адаптация"


0,2  

0,2  

-

-



основ для применения достижений современной науки (теории социаль- ной работы, психологии, социологии, педагогики, демографии, геронтоло- гии, юриспруденции и др.); деятельности, осуществляемой в инте- ресах граждан пожилого возраста, т.е. развитие и укрепление международ- ного сотрудничества в социально-гуманитарной сфере  

 

ИТОГО  

  

0,4  

0,4

-  

-

-  

 

 

 

ВСЕГО  

  

34,918

10,807

9,115  

5,528  

9,468

 

 





























Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»