ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ
КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА
2007 - 2010 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ульяновской области от 04.05.2008 N 67-ЗО
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
30 ноября 2006 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Развитие сельскохозяйственной потребительской и сельской кредитной кооперации в Ульяновской области" на 2007 - 2010 годы (прилагается).
Статья 2
Правительству Ульяновской области при формировании областного бюджета Ульяновской области на очередной финансовый год предусматривать, начиная с 2007 года, выделение средств на выполнение мероприятий областной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской и сельской кредитной кооперации в Ульяновской области" на 2007 - 2010 годы.
Статья 3
Со дня вступления настоящего Закона в силу признать утратившим силу Закон Ульяновской области от 29 декабря 2004 года N 107-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Развитие производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения области (2005 - 2010 годы)".
Губернатор
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
Ульяновск
6 декабря 2006 года
N 204-ЗО
Утверждена
Законом Ульяновской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Развитие
сельскохозяйственной
потребительской и сельской
кредитной кооперации в
Ульяновской области" на
2007 - 2010 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ И
СЕЛЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА
2007 - 2010 ГОДЫ
Паспорт Программы
Наименование - областная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной
Программы потребительской и сельской кредитной кооперации в
Ульяновской области" на 2007 - 2010 годы (далее -
Программа).
Основание для - Конституция Российской Федерации;
разработки Гражданский кодекс Российской Федерации;
Программы Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О
сельскохозяйственной кооперации";
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве";
Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном
подсобном хозяйстве";
письмо Министерства сельского хозяйства Российской
Федерации N СМ-16/2362 от 08.08.2005 "О национальном
проекте";
письмо Министерства сельского хозяйства Российской
Федерации N 10-4-12/422 от 11.08.2005 "О национальном
проекте".
Государственный - Правительство Ульяновской области.
заказчик Программы
Разработчики - Департамент сельского хозяйства Ульяновской области;
Программы федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования "Ульяновская
государственная сельскохозяйственная академия";
Ульяновский областной филиал открытого акционерного
общества "Россельхозбанк";
областное государственное учреждение "Информационно-
консультационный центр агропромышленного комплекса
Ульяновской области".
Руководитель - Министр сельского хозяйства Ульяновской области.
Программы
Цель и задачи - создание и расширение в Ульяновской области сети
Программы сельскохозяйственных потребительских кооперативов,
формирование многоуровневой системы сельской кооперации
путем привлечения государственных и иных источников
финансовых ресурсов для стимулирования экономической
активности сельского населения, способствующей росту
занятости и увеличению его доходов;
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей
деятельность сельскохозяйственных потребительских
кооперативов и малых форм хозяйствования в
агропромышленном комплексе Ульяновской области;
создание устойчивой и стабильно развивающейся сети
сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере
кредитования, переработки сельскохозяйственной продукции,
обслуживания, снабжения и сбыта;
создание условий для развития системы сельской
потребительской кооперации и поддержки малых форм
хозяйствования в агропромышленном комплексе Ульяновской
области;
привлечение инвестиций в сектор сельского малого бизнеса
области;
формирование системы финансового обеспечения
сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых
форм хозяйствования в агропромышленном комплексе
Ульяновской области в виде государственной кредитно-
финансовой и инвестиционной поддержки;
продвижение продукции малых предприятий, крестьянских
фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан на
местный, областной и межобластной рынки;
информационное обеспечение и консультационное обслуживание
деятельности сельскохозяйственных потребительских
кооперативов и малых форм хозяйствования агропромышленного
комплекса Ульяновской области;
формирование системы мониторинга деятельности
сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых
форм хозяйствования в агропромышленном комплексе
Ульяновской области;
совершенствование и развитие деятельности инфраструктуры
поддержки малого бизнеса на селе.
Сроки реализации - 2007 - 2010 годы. Программа реализуется в два этапа:
Программы 1-й этап - 2007 - 2008 годы,
2-й этап - 2009 - 2010 годы.
Программные - проведение информационно-разъяснительной работы по
мероприятия созданию сельскохозяйственных потребительских и кредитных
кооперативов;
создание сельскохозяйственных потребительских и кредитных
кооперативов, их государственная регистрация;
формирование материально-технической базы и фондов
финансовой взаимопомощи сельскохозяйственных
потребительских и кредитных кооперативов;
формирование областной системы сельской потребительской
кооперации.
Исполнители - Департамент сельского хозяйства Ульяновской области;
мероприятий федеральное государственное образовательное учреждение
Программы высшего профессионального образования "Ульяновская
государственная сельскохозяйственная академия" (по
согласованию);
Ульяновский областной филиал открытого акционерного
общества "Россельхозбанк" (по согласованию);
областное государственное учреждение "Информационно-
консультационный центр агропромышленного комплекса
Ульяновской области";
органы местного самоуправления (по согласованию);
инициативные группы граждан (по согласованию).
Объем и источники - предполагаемый объем финансирования Программы
финансирования 315316,0 тыс. рублей, в том числе:
2007 год
федеральный бюджет - 605,0 тыс. рублей,
областной бюджет - 121,0 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 12245,0 тыс. рублей;
2008 год
федеральный бюджет - 1610,0 тыс. рублей,
областной бюджет - 322,0 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 59830,0 тыс. рублей;
2009 год
федеральный бюджет - 3220,0 тыс. рублей,
областной бюджет - 644,00 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 110850,0 тыс. рублей;
2010 год
федеральный бюджет - 4428,0 тыс. рублей,
областной бюджет - 885,0 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 120325,0 тыс. рублей.
Контроль за - Правительство Ульяновской области.
исполнением
Программы
Ожидаемые - увеличение объемов реализуемой продукции, производимой в
результаты малых формах хозяйствования на селе, на 8,3% к уровню 2005
реализации года;
Программы привлечение инвестиций в сектор сельского малого бизнеса в
размере 120325,0 тыс. рублей;
привлечение 136 рублей средств из внебюджетных источников
в сектор сельского малого бизнеса на один рубль средств
областного бюджета;
привлечение 5 рублей из федерального бюджета в сектор
сельского малого бизнеса на один рубль средств областного
бюджета.
1. Содержание проблемы
Исторический отечественный опыт, а также опыт зарубежных стран показывает, что для возникновения и развития межотраслевых отношений в условиях рынка необходимо наличие целого ряда благоприятных факторов: многоукладный характер экономики; независимые товаропроизводители; рыночная среда; законодательная база и контроль за исполнением законов.
Оценивая агропромышленный комплекс Ульяновской области с точки зрения наличия вышеназванных факторов, следует отметить, что: во-первых, сформировалось многоукладное агропромышленное производство, хозяйствующим субъектам была предоставлена полная самостоятельность производственно-хозяйственной деятельности. Однако многообразие форм хозяйствования не вызвало мобилизации внутренних резервов роста производства. Изменение за годы реформ институциональной структуры в аграрном секторе области привело к тому, что здесь сформировались следующие хозяйственные уклады: государственный, фермерский, мелкотоварный.
Во-вторых, специфика области состоит в том, что около 57% от общей численности сельскохозяйственных организаций составляют производственные кооперативы, реорганизация которых прошла формально. По состоянию на 01.01.2006 количество сельскохозяйственных предприятий области составило 341, в том числе 194 сельскохозяйственных производственных кооператива, 112 обществ с ограниченной ответственностью, 18 государственных предприятий, 11 акционерных обществ. При этом 204 сельскохозяйственных предприятия являются хронически убыточными, 137 - банкроты. Доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производимой сельскохозяйственной продукции составляет 34%. Работники данных предприятий вынуждены обеспечить свое существование в основном за счет малых форм хозяйствования на селе: крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), личных подсобных хозяйств (ЛПХ). В 2005 года в Ульяновской области вели хозяйственную деятельность 1760 крестьянских (фермерских) хозяйств, 175 000 граждан вели личные подсобные хозяйства.
В рамках реализации национального проекта "Развитие АПК" осуществляется кредитование граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. За первое полугодие 2006 года подано в банки более 2000 кредитных заявок на сумму 210 млн. рублей. Из них выдано 1572 кредита на сумму 150,2 млн. рублей. Полученные средства направляются на покупку скота, строительных материалов для реконструкции и строительства животноводческих помещений, малогабаритной техники. Прогнозируется увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения на 8,3% к уровню 2005 года.
Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, другие малые формы хозяйствования испытывают в процессе хозяйственной деятельности ряд характерных проблем:
острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита. Так, по итогам первого полугодия 2006 года на одну малую форму хозяйствования на селе привлечено 1,2 тыс. рублей;
недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;
дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, консультаций по бухгалтерскому учету, аудиту, эффективной организации производства;
недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;
поломки машин и оборудования и необходимость их ремонта;
трудности ведения производства в случае болезни и (или) временной нетрудоспособности членов КФХ и ЛПХ, их отсутствия в хозяйстве в период отпуска и т.п.;
проблемы сбыта произведенной продукции (дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.д.);
недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам.
Самостоятельно решить вышеуказанные проблемы могут лишь крупные хозяйства и часть малых сельскохозяйственных предприятий.
Снабженческо-сбытовые, агросервисные и перерабатывающие предприятия, создаваемые для этих целей представителями агробизнеса, предлагают услуги сельхозпроизводителям на невыгодных условиях, монополизируют рынок, усиливают диспаритет цен между сельским хозяйством и промышленностью.
Наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания индивидуально-семейных хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий является создание сельхозпроизводителями потребительских кооперативов.
В случае создания снабженческого кооператива становится возможным на 20 - 30% дешевле покупать технику, удобрения, корма за счет оптовых закупок.
При создании сбытового кооператива становится возможным сформировать техническую базу по переработке и сбыту продукции, что увеличивает доходы на 30 - 50%, уменьшает долю посредников в цене.
Поэтому в аграрном секторе экономики должна быть создана устойчивая система хозяйственных связей, которая объединяет в единое целое все субъекты АПК посредством создания многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Эта система адекватно реагирует на изменение экономической ситуации, наиболее приспособлена к саморазвитию и совершенствованию, поэтому в большей степени соответствует рыночным отношениям.
В процессе построения системы сельскохозяйственной потребительской кооперации необходимо планомерно решить комплекс взаимосвязанных задач, приуроченных к определенным срокам, и осуществить ряд мероприятий экономического, производственного, организационного характера с использованием финансовых ресурсов из различных источников. При этом должен быть задействован широкий круг участников - федеральные, областные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, кредитные организации, предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Для координации и согласования их действий, определения ресурсов и их источников, ответственных за исполнение мероприятий, а также для определения прав, обязанностей участников процесса необходимо использовать программно-целевой метод.
2. Цель и задачи Программы
Целью данной Программы является повышение роли сельскохозяйственных потребительских кооперативов в обслуживании малых форм хозяйствования, создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, и за счет этого - улучшение использования ресурсного потенциала малых форм хозяйствования, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, формирование многоуровневой системы сельской кооперации путем привлечения государственных и иных источников финансовых ресурсов для стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению его доходов.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, снабжению, обслуживанию, оказанию услуг и другим видам деятельности, облегчающим производственную деятельность малым формам хозяйствования;
создание устойчивой и стабильно развивающейся сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере кредитования;
создание условий для развития системы сельской кредитной потребительской кооперации в агропромышленном комплексе Ульяновской области;