ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2007 г. N 8
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ И БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ
(с изменениями на 20 января 2010 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 30.11.2007 N 434
Постановления Правительства Ульяновской области от 31.12.2008 N 550-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 19.05.2009 N 208-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 20.01.2010 N 15-П
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Ульяновской области от 01.12.2005 N 143-ЗО "Об утверждении областной программы энергосбережения в Ульяновской области на 2006 - 2010 годы" Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить подпрограмму энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе и бюджетной сфере Ульяновской области на 2007 - 2010 годы областной программы энергосбережения в Ульяновской области на 2006 - 2010 годы (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области разработать и утвердить муниципальные программы энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе и бюджетной сфере.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Пинкова А.П.
Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
Утверждена
постановлением
Правительства Ульяновской области
"Об утверждении подпрограммы
энергосбережения в жилищно-коммунальном
комплексе и бюджетной сфере
Ульяновской области
на 2007 - 2010 годы"
от 17 января 2007 г. N 8
ПОДПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ
КОМПЛЕКСЕ И БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2007 - 2010 ГОДЫ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ
Паспорт Подпрограммы
Наименование - подпрограмма энергосбережения в жилищно-
Подпрограммы коммунальном комплексе и бюджетной сфере
Ульяновской области на 2007 - 2010 годы
областной программы энергосбережения в
Ульяновской области на 2006 - 2010 годы
(далее - Подпрограмма).
Основание для разработки - Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об
Подпрограммы энергосбережении", Закон Ульяновской области
от 12.11.2001 N 046-ЗО "Об энергосбережении в
Ульяновской области", Закон Ульяновской
Области от 01.12.2005 N 143-ЗО "Об
утверждении областной программы
энергосбережения в Ульяновской области на
2006 - 2010 годы".
Государственный заказчик - Министерство строительства Ульяновской
Подпрограммы области.
Основные разработчики - департамент топливно-энергетического
Подпрограммы комплекса Министерства строительства
Ульяновской области.
Руководитель Подпрограммы - Министр строительства Ульяновской области.
Цели и задачи Подпрограммы - цели:
повышение эффективности использования
энергоресурсов при производстве и оказании
жилищно-коммунальных услуг на территории
области;
снижение платежей потребителей, в том
числе бюджетных организаций, за энергоресурсы
и жилищно-коммунальные услуги на 5 процентов
к 2010 году;
задачи:
обеспечение бюджетных организаций
энергосберегающим оборудованием, в том числе
приборами учета и регулирования потребления
энергоресурсов;
снижение доли бюджетных расходов,
направляемых в качестве дотаций за
потребление энергетических ресурсов;
сокращение потерь энергетических
ресурсов в инженерных сетях;
повышение энергетического коэффициента
полезного действия энергетических установок;
повышение теплозащиты зданий и
сооружений.
Важнейшие целевые - удельное потребление электроэнергии на
индикаторы Подпрограммы душу населения в год;
удельное потребление тепловой энергии на
душу населения в год;
фактические потери электрической и
тепловой энергии в инженерных сетях;
оснащенность бюджетных учреждений
области приборами учета холодного
водоснабжения;
оснащенность бюджетных учреждений
области приборами учета тепловой энергии;
объем энергопотребления бюджетными
учреждениями.
Сроки и этапы реализации - 2007 - 2010 годы (II этап реализации
Подпрограммы областной программы энергосбережения в
Ульяновской области на 2006 - 2010 годы).
Основные исполнители - департамент топливно-энергетического
Подпрограммы комплекса Министерства строительства
Ульяновской области, органы местного
самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области (по согласованию),
хозяйствующие субъекты (по согласованию).
Объем и источники - общий объем финансирования Подпрограммы
Финансирования составляет 93353,5 тыс. рублей, в том
Подпрограммы числе:
средства областного бюджета - 40000 тыс.
рублей (2007 год - 10000 тыс. рублей;
2008 год - 15000 тыс. рублей; 2009 год -
10000 тыс. рублей; 2010 год - 5000 тыс.
рублей);
средства местных бюджетов - 29303,0 тыс.
рублей (2007 год - 6172,7 тыс. рублей;
2008 год - 7659,7 тыс. рублей; 2009 год -
7178,9 тыс. рублей; 2010 год - 8291,7
тыс. рублей);
внебюджетные источники - 24050,5 тыс.
рублей (2007 год - 4108,6 тыс. рублей;
2008 год - 8095,3 тыс. рублей; 2009 год -
6113,3 тыс. рублей; 2010 год - 5733,3
тыс. рублей)
Мероприятия Подпрограммы - реализация основных направлений научно-
технического прогресса в энергосбережении,
развитие производства и оснащение
потребителей средствами учета и регулирования
расходов энергоресурсов, оборудованием и
средствами энергосберегающей техники.
Ожидаемые результаты - за период реализации Подпрограммы
реализации Подпрограммы и планируется:
показатели оценки снижение затрат на энергообеспечение
эффективности мероприятий организаций бюджетной сферы Ульяновской
Подпрограммы области за счет уменьшения платы за
топливно-энергетические ресурсы к 2010 году
на 5 процентов;
сокращение нерационального расходования
топливно-энергетических ресурсов
организациями бюджетной сферы Ульяновской
области к 2010 году на 27 тыс. тонн условного
топлива, в том числе в 2007 году - на 6 тыс.
тонн условного топлива, в 2008 году - на 7
тыс. тонн условного топлива, в 2009 году - на
6 тыс. тонн условного топлива, в 2010 году -
на 8 тыс. тонн условного топлива).
Контроль за реализацией - государственный заказчик Подпрограммы.
Подпрограммы
Введение
Подпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.1998 N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России", Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 N 1234-р, Законом Ульяновской области от 12.11.2001 N 046-ЗО "Об энергосбережении в Ульяновской области", а также Законом Ульяновской области от 01.12.2005 N 143-ЗО "Об утверждении областной программы энергосбережения в Ульяновской области на 2006 - 2010 годы", в которых определены цели и задачи энергосбережения.
Целевая направленность настоящей Подпрограммы определяется необходимостью решения задач повышения энергоэффективности жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы Ульяновской области, устойчивого и надежного энергоснабжения населения и социальной сферы, а также снижения техногенной нагрузки жилищно-коммунального комплекса на окружающую среду.
Для бюджетов всех уровней и населения области задача энергосбережения особенно актуальна в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. Именно в этих сферах расходуется до 40 - 60 процентов средств местных бюджетов. Деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве и потреблении.
Выполнение комплекса мероприятий в рамках Подпрограммы позволит снизить затраты областного и местных бюджетов, предприятий жилищно-коммунального комплекса на оплату энергоресурсов, обеспечит повышение надежности и эффективности энергоснабжения потребителей Ульяновской области, создаст условия, стимулирующие экономное расходование энергоресурсов и воды.
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Существенные потери тепла и ресурсов происходят при эксплуатации инженерных систем и оборудования в жилищно-коммунальном комплексе. Причинами этого являются неэффективная загрузка мощностей, когда установленная мощность котельной существенно превышает ее фактическое использование, и повышенный износ энергетического оборудования, сложившийся в результате длительного неэффективного использования. Высокий уровень износа энергетического оборудования при ежегодном росте потребления энергии требует срочных мер по возмещению выбывающих мощностей. Внедрение энергосберегающих технологий является альтернативным инвестиционным решением строительству новых источников энергии и требует в 2,5 - 8 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей, вследствие значительного потенциала энергосбережения.
Вопрос организации эффективного и надежного энергообеспечения и водоснабжения населения области является одним из ключевых вопросов в работе Правительства Ульяновской области и органов местного самоуправления. Анализ имеющихся данных свидетельствует о неэффективности производства, распределения и потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном комплексе.
В частности, годовое потребление воды за 2005 год в области составляет 180,3 млн. куб. м, 89 процентов из которого поднимается насосным оборудованием. Утечка и неучтенный расход воды по итогам 2005 года в целом по области достигают 21,5 процента и являются самыми большими в Приволжском федеральном округе. Удельный вес водопроводных сетей, нуждающихся в замене, по итогам 2005 года достигает 34,6 процента от общей протяженности сетей.
Утечка и неучтенный расход воды по итогам 2005 года
по Приволжскому федеральному округу
(рисунок не приводится)
Система централизованного теплоснабжения в области обеспечивает производство и распределение около 8700 тыс. Гкал тепла в год. Сеть трубопроводов, транспортирующая тепло, в двухтрубном исчислении составляет 1908 км. Низкое качество строительства, несовершенство теплоизоляции, ветхость трубопроводов и недостаточный уровень эксплуатации приводят к потерям в сетях более 15 процентов тепловой энергии. Протяженность тепловых сетей, нуждающихся в замене, составляет 409 километров, в том числе 254 километра находятся в ветхом состоянии. На практике подобные тепловые трассы характеризуются сверхнормативным количеством утечек воды, что требует постоянной подпитки теплотрассы.
В теплоснабжении жилищно-коммунального хозяйства области основными поставщиками тепла являются 1021 котельная, в том числе 879 муниципальных, 45,8 процента из которых работают на твердом и жидком топливе с низкой экономичностью. Фактически используемое твердое и жидкое топливо по своему качеству не соответствует паспортным требованиям. Только одно это приводит к перерасходу топлива не менее чем на 10 процентов. На 125 муниципальных котельных коэффициент загрузки составляет от 16 до 50 процентов.
В целом потенциал экономии тепла в области в настоящее время оценивается в 10 - 15 процентов от общего объема теплоснабжения.
Отсутствие приборов учета не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов. Существующие здания и сооружения, инженерные коммуникации не отвечают современным строительным нормам и правилам по энергосбережению. Завышенное потребление энергоресурсов приводит к неоправданным затратам на строительство коммуникаций и источников энергии.
Все это значительно сдерживает рост производства, уровень жизни населения, увеличивает долю расходов из бюджета на содержание инженерной инфраструктуры. Экстенсивный подход к развитию топливно-энергетического комплекса исчерпал себя и в будущем приведет к еще более неэффективному использованию производительных сил по следующим причинам:
ограниченность ресурсов, неминуемое увеличение их стоимости;
прогрессирующее увеличение доли затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и коммунальных услуг из-за их удорожания и нерационального использования.
Предприятия промышленности во многом самостоятельно решают проблему энергосбережения, так как повышение эффективности использования энергии и топлива ведет к росту их конкурентоспособности и рентабельности. Учитывая социальную и экономическую значимость энергосберегающих мероприятий для снижения расходов областного и местных бюджетов, Подпрограмма направлена на решение задач энергосбережения в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Обозначенные проблемы определяют цели, задачи, а также систему мероприятий Подпрограммы.
2. Цели и задачи Подпрограммы
Основными целями настоящей Подпрограммы являются:
повышение эффективности использования энергоресурсов при производстве и оказании жилищно-коммунальных услуг, энергоснабжении бюджетных организаций на территории области;
снижение платежей потребителей, в том числе бюджетных организаций, за энергоресурсы и жилищно-коммунальные услуги на 5 процентов к 2010 году.
Основными задачами настоящей Подпрограммы являются:
обеспечение бюджетных организаций энергосберегающим оборудованием, в том числе приборами учета и регулирования потребления энергоресурсов;
сокращение доли бюджетных расходов, направляемых в качестве дотаций за потребление энергетических ресурсов;
сокращение потерь энергетических ресурсов в инженерных сетях;
повышение энергетического коэффициента полезного действия действующих энергетических установок;
повышение теплозащиты зданий и сооружений;
повышение инвестиционной привлекательности внедрения энергосберегающих технологий в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Ульяновской области.
3. Сроки реализации Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы, осуществляемых в один этап, являющихся II этапом реализации областной программы энергосбережения в Ульяновской области на 2006 - 2010 годы, рассчитана на 2007 - 2010 годы.
4. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными задачами Подпрограммой предусмотрена реализация энергосберегающих мероприятий на объектах инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы, включающих в себя: