ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2007 - 2008 ГОДЫ"
(с изменениями на 19 декабря 2008 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Закона Ульяновской области от 08.11.2007 N 177-ЗО
Закона Ульяновской области от 05.02.2008 N 29-ЗО
Закона Ульяновской области от 19.12.2008 N 229-ЗО
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
30 ноября 2006 год
Утвердить областную целевую программу "Развитие скорой медицинской помощи в Ульяновской области на 2007 - 2008 годы" (прилагается).
Губернатор
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
Ульяновск
6 декабря 2006 года
N 201-ЗО
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СКОРОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2007 - 2008 ГОДЫ"
Наименование - областная целевая программа "Развитие скорой
Программы медицинской помощи в Ульяновской области на 2007 -
2008 годы" ( далее - Программа).
Основание - приказ Министерства здравоохранения Российской
для разработки Федерации от 11.03.2003 N 93 "Об Отраслевой
Программы программе "Скорая медицинская помощь".
Заказчик - Правительство Ульяновской области.
Программы
Основные - Департамент здравоохранения и фармации Ульяновской
разработчики области;
Программы Комитет здравоохранения администрации города
Ульяновска.
Руководитель - Министр здравоохранения Ульяновской области.
Программы
Цель Программы - повышение эффективности и качества оказания скорой
медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном
этапах.
Основные - совершенствование организационно - методической и
задачи Программы материально-технической базы для развития скорой и
неотложной медицинской помощи;
совершенствование системы профессиональной
подготовки и переподготовки кадров для оказания
медицинской помощи при неотложных состояниях;
формирование современных финансово - экономических
механизмов и системы оплаты труда работников скорой
медицинской помощи;
внедрение единых технологических требований и
медико- экономических стандартов оказания скорой
медицинской помощи;
выравнивание условий оказания скорой медицинской
помощи и обеспечение равной доступности для
населения современных медицинских технологий на
территории Ульяновской области;
совершенствование системы мониторинга и управления
скорой медицинской помощью на муниципальном и
областном уровнях;
формирование современных организационных моделей
оказания скорой медицинской помощи на всех ее этапах
с учетом особенностей Ульяновской области;
улучшение преемственности и деятельности
догоспитального и госпитального этапов скорой
медицинской помощи;
сокращение летальности среди больных и пострадавших
при госпитализации по неотложным показаниям на 4 - 5
процентов.
Основные направления - совершенствование структуры управления скорой
реализации Программы медицинской помощью в Ульяновской области,
совершенствование информационной базы и системы
управления скорой медицинской помощью;
формирование и совершенствование системы мониторинга
оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном
и госпитальном этапах;
обеспечение информационной системы скорой
медицинской помощи техническими средствами и
оборудованием;
проведение целевых научно-практических мероприятий
по проблемам скорой медицинской помощи;
разработка и внедрение новых форм и методов обучения
специалистов для работы в области неотложной
медицины;
совершенствование межведомственного взаимодействия
при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Срок реализации - 2007 - 2008 годы.
Программы
Исполнители - Министерство здравоохранения Ульяновской
Программы области;
органы местного самоуправления (по согласованию).
Объем и источники - предполагаемый объем финансирования за счет
финансирования средств областного бюджета Ульяновской области
Программы (далее - областной бюджет 39,053 млн. рублей,
в том числе по годам:
2007 г. - 17,971 млн. рублей,
2008 г. - 21,082 млн. рублей.
Контроль за - контроль за выполнением Программы осуществляет
выполнением Правительство Ульяновской области.
Программы
Ожидаемые - повышение качества и экономической эффективности
результаты оказания скорой и неотложной медицинской помощи
реализации населению;
Программы снижение летальности и инвалидизации при неотложных
состояниях на 4 - 5 процентов;
сокращение летальности среди больных и пострадавших
при госпитализации по экстренным показаниям на 10
процентов;
повышение готовности лечебно - профилактических
учреждений к оказанию медицинской помощи при
чрезвычайных ситуациях.
Целевые индикаторы - целевые индикаторы Программы указаны в
Программы приложении 2 к Программе.
В Программе разработан комплекс мер, направленных на максимальное сохранение жизни и здоровья граждан, снижение трудопотерь и инвалидизации населения Ульяновской области.
Цель и задачи Программы определены на основе приоритетного национального проекта "Здоровье", анализа обращаемости за скорой медицинской помощью и объемов госпитализаций по неотложным показаниям и их изменений с учетом социально-экономических преобразований в стране.
Социально-экономический кризис 90-х годов в России негативно отразился на медико-демографической ситуации в Ульяновской области. Одним из наиболее болезненных его последствий стал рост смертности, существенно превышающий аналогичные показатели развитых стран. В Ульяновской области показатель смертности в 2005 году составил 16,9 на 1000 населения, что превышает показатель по Российской Федерации (16,0) и по городу Ульяновску (13,6).
В структуре причин общей смертности на первом месте смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, на втором - смертность от внешних воздействий. В связи с этим требуется дальнейшее развитие и совершенствование системы оказания экстренной и неотложной медицинской помощи.
В результате реализации ряда мероприятий в последнее время удалось несколько снизить нагрузку на выездные бригады, и в 2005 году по г. Ульяновску она составила 11,6 (в 2004 году - 13,0). Количество выполненных вызовов составило 319 на 1000 населения (в 2004 году - 332,7), что практически соответствует установленному нормативу (318,0). В то же время продолжает ухудшаться техническое состояние лечебно-диагностической аппаратуры и средств связи, находящихся на оснащении выездных линейных и специализированных бригад.
Влияние материально-производственных факторов в сфере сегодняшних экономических отношений приводит к поздней обращаемости за медицинской помощью трудоспособного населения, а следовательно, к особой тяжести экстренных больных и пострадавших. Скоротечность развития неотложных состояний обуславливает высокую летальность, длительную утрату трудоспособности и увеличивающийся уровень инвалидизации. Более 90 процентов больничной летальности связано с экстренным характером госпитализации.
В структуре заболеваемости с временной нетрудоспособностью случаи травматизма занимают 4-е место, а в структуре трудопотерь - 1-е место. В последние годы в структуре инвалидности, в том числе среди впервые признанных инвалидами, увеличивается процент лиц, получивших инвалидность от последствий травм. Данная патология занимает 4-е место в структуре инвалидности.
Недостаточное оснащение медицинским оборудованием палат интенсивной терапии, машин скорой медицинской помощи и недостаточное обеспечение автотранспортом лечебных учреждений в районах области приводит к несвоевременному оказанию медицинской помощи при экстренных ситуациях, в том числе при дорожно-транспортном травматизме.
Существенно выросло значение скорой медицинской помощи как одного из ведущих факторов национальной безопасности Российской Федерации. Рост числа и тяжести техногенных аварий и катастроф со значительными медико-санитарными потерями, усложнение внутри- и внешнеполитической обстановки в связи с ростом международного терроризма выдвигают дополнительные неотложные задачи по совершенствованию организации скорой медицинской помощи в Ульяновской области.
Недостаточный уровень заработной платы отдельных категорий сотрудников скорой медицинской помощи в сочетании с высокой психоэмоциональной нагрузкой и особыми условиями деятельности приводит к дефициту врачебных кадров и высокой текучести технического и обслуживающего персонала, что не может не отражаться на качестве оказываемой помощи.
Основными проблемами современного этапа развития скорой медицинской помощи в Ульяновской области следует считать:
слабую материально-техническую базу;
малоэффективную систему тарификации и оплаты труда сотрудников скорой медицинской помощи;
отсутствие единой системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью, ее информационного и организационно-методического обеспечения;
высокую долю несвойственной нагрузки (до 14 - 15 процентов выполнения неотложных вызовов) на догоспитальном этапе и недостаточно эффективную структуру оказания скорой медицинской помощи на госпитальном этапе, низкую эффективность использования дорогостоящих ресурсов (3 - 4 процента использования скорой медицинской помощи как дорогостоящего вида помощи для выполнения несвойственной ей функции);
ослабление научного и организационно-методического сопровождения скорой медицинской помощи.
Программа ставит целью формирование условий для повышения качества и эффективности работы скорой медицинской помощи на всех этапах ее оказания, выравнивание условий ее предоставления.
Достижение цели Программы предполагает решение следующих задач:
совершенствование материально-технической и организационно-методической базы скорой медицинской помощи;
обновление материально-технической базы, пополнение лечебно-диагностической аппаратуры;
формирование современной системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью на областном и муниципальном уровнях;
выравнивание условий оказания скорой медицинской помощи и обеспечение равной доступности для населения Ульяновской области современных медицинских технологий на всей ее территории;
совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
внедрение единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи и системы управления качеством;
формирование современных финансово-экономических механизмов и системы оплаты труда сотрудников скорой медицинской помощи в целях повышения эффективности использования ресурсов;
улучшение межведомственного взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
План мероприятий по развитию скорой медицинской помощи в Ульяновской области на 2007 - 2008 годы представлен в приложение 1 к Программе.
Создание организационно-методического кабинета службы скорой медицинской помощи позволит:
наладить организационно-методическое сопровождение скорой медицинской помощи Ульяновской области;
ускорить внедрение единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи и системы управления качеством;
улучшить систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях.
Внедрение автоматизированной системы управления службой скорой медицинской помощи "АСУ "Скорая помощь" позволит:
автоматизировать всю технологию работы диспетчерской службы начиная от приема вызовов диспетчером и заканчивая статистической обработкой данных;
обеспечить жесткий контроль за своевременностью оказания скорой медицинской помощи населению, обоснованностью отказов в госпитализации в стационарах города;
оптимизировать управление подвижным составом, что приведет к сокращению эксплуатационных расходов и более эффективному использованию имеющегося автотранспорта;
обеспечить возможность оперативного информирования населения (по запросу) об оказанной медицинской помощи и месте госпитализации пациентов;
представлять полную и актуальную информацию руководству здравоохранения о текущем состоянии дел, статистические данные для оценки ситуации и оперативного принятия управленческих решений;
качественно улучшить работу службы, повысить оперативность и ответственность сотрудников при обслуживании населения.
Дополнительные выплаты младшему медицинскому персоналу скорой медицинской помощи, работающему в отделениях экстренной помощи государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, и водителям автомобилей скорой медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения позволят привести размер оплаты их труда в соответствие с размером оплаты труда медицинского персонала выездных бригад.
Выделение финансовых средств на подготовку и переподготовку медицинских работников скорой медицинской помощи позволит регулярно повышать и постоянно поддерживать квалификацию сотрудников скорой медицинской помощи на высоком уровне.
Разработка проектно-сметной документации и строительство подстанции скорой медицинской помощи в Засвияжском районе г. Ульяновска позволит существенно сократить время доезда до пациента, уменьшить пробег каждого автомобиля в среднем на 4 километра. В целом это позволит сократить общий пробег за год на 215 тыс. километров, сэкономить 43 тонны бензина и 752 тыс. рублей в год.
Капитальный ремонт станции и подстанций скорой медицинской помощи г. Ульяновска позволит привести функциональные подразделения подстанции и места размещения дежурного персонала в соответствие с существующими требованиями.
Оснащение реанимационных бригад укладками для проведения интенсивной терапии детям, дооснащение службы скорой медицинской помощи медицинским оборудованием, лечебно-диагностической аппаратурой позволит существенно повысить качество и эффективность оказываемой медицинской помощи.
Дооснащение скорой медицинской помощи современными средствами мобильной связи повысит оперативность прибытия бригад и снизит экономические затраты на содержание скорой медицинской помощи.