Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 марта 2003 года N 93


Об отраслевой программе "Скорая медицинская помощь"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздрава России от 13 июня 2013 года N 375
____________________________________________________________________



В целях совершенствования организации и развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации

приказываю:

Утвердить отраслевую программу "Скорая медицинская помощь" (приложение).

Министр
Ю.Л.Шевченко

     

     

Приложение
к приказу Минздрава России
от 11.03.2003 N 93

     

ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ"

Наименование Программы

"Скорая медицинская помощь"

Основание для разработки Программы

Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, задачи на 2001-2005 годы и на период до 2010 года

Заказчик Программы

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Основные разработчики Программ

Минздрав России, Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Минздрава России, Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России; ЦНИИОИИЗ Минздрава России

Цели и задачи Программы

- Повышение эффективности и качества оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах;


- Выравнивание условий ее оказания и обеспечение равной доступности для населения современных медицинских технологий на территории Российской Федерации;


- Совершенствование системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью на муниципальном, субъектовом, федеральном уровнях;


- Формирование современных организационных моделей оказания скорой медицинской помощи на всех ее этапах с учетом особенностей субъектов Российской Федерации;


- Совершенствование нормативно-правовой, организационно-методической и материально-технической базы для развития скорой медицинской помощи;


- Внедрение единых технологических требований и  медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи;


- Формирование современных финансово-экономических механизмов и системы оплаты скорой медицинской помощи, улучшение преемственности в деятельности догоспитального и госпитального этапов скорой медицинской помощи; совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;


- Сокращение летальности среди больных и пострадавших при госпитализации по неотложным показаниям на 15%;


- Улучшение научного сопровождения и координации научных исследований в сфере экстренной медицины, ускорение разработки и внедрения современных технологий диагностики и лечения в клиническую практику;

Сроки реализации Программы

2003 - 2007 годы

Основные мероприятия Программы




- Совершенствование структур управления скорой медицинской помощью на федеральном уровне субъектов Российской Федерации, совершенствование правовой и информационной базы системы управления скорой медицинской помощью;


- Формирование и совершенствование системы мониторинга оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, обеспечение информационной системы скорой медицинской помощи техническими средствами и оборудованием;


- Проведение целевых научно-практических мероприятий по проблемам скорой медицинской помощи;


- Разработка и внедрение новых форм и методов обучения специалистов для работы в области неотложной медицины;


- Совершенствование межведомственного взаимодействия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Ответственные за организацию и выполнение основных мероприятий программы

Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты реализации деятельности Программы

- Повышение медицинской и экономической эффективности лечебно-профилактических учреждений и подразделений скорой медицинской помощи на всех этапах оказания качественной скорой медицинской помощи;


- Создание основ для дальнейшего развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации;


- Повышение готовности лечебно-профилактических учреждений к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

Система организации контроля за исполнением Программы

Документы, разработанные в рамках выполнения Программы, утверждаются Консультативным советом Минздрава России по скорой медицинской помощи.

     

     

1. Введение


В отраслевой целевой программе разработан комплекс мер, направленных на максимальное сохранение жизни и здоровья граждан, снижение трудопотерь и инвалидизации населения Российской Федерации. Цели и задачи отраслевой программы определены на основе анализа структуры летальности, объемов госпитализаций и обращаемости за скорой медицинской помощью, их изменений с учетом социально-экономических преобразований в стране.

2. Состояние проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными мероприятиями


Социально-экономический кризис 90-х годов в России негативно отразился на медико-демографической ситуации в стране. Одним из наиболее болезненных его последствий стал рост уровня смертности, превышающего аналогичные показатели развитых стран на 30-50%. За последние 10 лет число вызовов скорой медицинской помощи увеличилось на 30%. а доля больных, госпитализированных в экстренном порядке, возросла почти в 3 раза. Особая тяжесть ургентных больных и пострадавших, скоротечность развития неотложных состояний обуславливают высокую летальность, длительную утрату трудоспособности и увеличивающийся уровень инвалидизации. Более 90% больничной летальности связано с экстренным характером госпитализации.

Существенно выросло значение скорой медицинской помощи как одного из ведущих факторов национальной безопасности Российской Федерации. Рост числа и тяжести техногенных аварий и катастроф со значительными медико-санитарными потерями, усложнение внутри- и внешнеполитической обстановки в связи с ростом международного терроризма выдвигают дополнительные неотложные задачи по совершенствованию организации скорой медицинской помощи в Российской Федерации.

На догоспитальном этапе скорой медицинской помощи до сих пор высока доля несвойственной нагрузки, связанной с оказанием помощи хроническим больным. Одной из главных тенденций в развитии догоспитального звена становится постепенное замещение объемов врачебной помощи фельдшерскими. При этом неэффективно используется потенциал врачебных и специализированных бригад на вызовах и при транспортировке, где медицинская помощь предоставляется в объеме доврачебной помощи.

Основными проблемами современного этапа развития скорой медицинской помощи следует считать:

- отсутствие единой системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью в Российской Федерации;

- высокая доля несвойственной нагрузки на догоспитальном этапе и недостаточно эффективная структура оказания скорой медицинской помощи на госпитальном этапе, низкая эффективность использования дорогостоящих ресурсов;

- отсутствие единых технологических требований, протоколов и стандартов оказания скорой медицинской помощи, учитывающих этапы ее оказания и отражающие преемственность в их деятельности, объемы и виды помощи;

- неэффективная система тарификации и оплаты скорой медицинской помощи, в первую очередь, на госпитальном этапе, тормозящая интенсивное использование коечного фонда и его реструктуризацию;

- недостаточное взаимодействие догоспитального и госпитального этапов оказания экстренной помощи, слабая готовность к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

- ослабление научно-методического сопровождения скорой медицинской помощи.

3. Цель и задачи Программы


Программа ставит целью формирование условий для повышения качества и эффективности скорой медицинской помощи на всех этапах ее оказания, выравнивание условий ее предоставления, ускорения процессов реформирования первичного звена здравоохранения и реструктуризации коечного фонда.

Достижение цели Программы предполагает решение ряда задач:

- совершенствование нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы скорой медицинской помощи;

- формирование современной системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью на уровнях - федеральном, субъекта Российской Федерации, муниципальном;

- выравнивание условий ее оказания и обеспечение равной доступности для населения современных медицинских технологий на территории Российской Федерации;

- формирование современных организационных моделей оказания скорой медицинской помощи на всех ее этапах с учетом сложившейся в субъектах Российской Федерации социальной инфраструктуры;

- внедрение единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи и системы управления качеством, формирование современных финансово-экономических механизмов и системы оплаты скорой медицинской помощи в целях повышения эффективности использования ресурсов;

- улучшение преемственности в деятельности догоспитального и госпитального этапов скорой медицинской помощи;

- совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;

- улучшение научного сопровождения наиболее актуальных проблем экстренной медицины, координации научных исследований в этой сфере, ускорение разработки и внедрения современных технологий диагностики и лечения в клиническую практику;

- создание и апробация системы информационного обеспечения скорой медицинской помощи;

- улучшение межведомственного взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Механизм реализации Программы, организация управления
и контроль за исполнением Программы


Для реализации Программы по каждому разделу определяется план конкретных мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Минздравом России.

Координацию работ по реализации Программы осуществляет заказчик -Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Руководство выполнением программных мероприятий осуществляет Консультативный совет Минздрава России по скорой медицинской помощи.

5. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


Реализация мероприятий, предусмотренных отраслевой программой "Скорая медицинская помощь", позволит обеспечить:

- повышение качества и экономической эффективности скорой и неотложной медицинской помощи населению;

- снижение летальности и инвалидизации при неотложных состояниях;

- улучшение преемственности оказания скорой медицинской помощи;

- повышение готовности лечебно-профилактических учреждений к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации отраслевой программы
"Скорая медицинская помощь"

N

Наименование мероприятий

Срок исполне-
ния

Наимено-
вание документа

Исполнители


1. Нормативное обеспечение системы управления, мониторинга, оргметодработы и обеспечения качества скорой медицинской помощи (СМП)

1.1.

Разработка и утверждение перечня основных понятий. терминов, определений СМП

2005

Скорая медицин-
ская помощь. Основные термины и понятия

Минздрав России

1.2.

Внесение изменений в государственную медицинскую статистическую отчетность в части оценки СМП (формы 14,30, 41,47 и др.); Разработка и апробация новых учетных (формализованных) карт вызова бригады СМП

2004

Приказ Минздрава России

Минздрав России

1.3.

Разработка единой методики оценки эффективности организации СМП территории, включая догоспитальный и госпитальный этапы

2004

Методи-
ческие рекомен-
дации

Минздрав России

1.4.

Разработка и утверждение положения об организационно-методическом кабинете городской больницы СМП

2004

Положе-
ние

Минздрав России. ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ

1.5.

Разработка и утверждение методических рекомендаций по организации системы оценки качества СМП при наиболее распространенных неотложных заболеваниях (состояниях): в группе "острого живота", при остром инфаркте миокарда, мозговых инсультах, пневмониях, отравлениях, тяжелой сочетанной травме

2006

Методи-
ческие рекомен-
дации

Минздрав России, ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ


2. Совершенствование организации СМП:

2.1.

Разработка методических рекомендаций по составу и профильности бригад СМП с учетом сложившейся в регионах страны социальной инфраструктуры, характера расселения и других особенностей территорий Российской Федерации (типология условий оказания СМП)

2004

Методи-
ческие рекомен-
дации

Минздрав России. ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ. СПб МАПО МЗ РФ

2.2.

Разработка и утверждение положения о кабинете (палате) интенсивной терапии на базе участковой больницы

2005

Положение

Минздрав России, ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ

2.3.

Разработка методических рекомендаций по организации работы основных лечебно-диагностических служб центров СМП, больниц СМП, ЦРБ при оказании скорой медицинской помощи

2003

Методи-
ческие рекомен-
дации

Минздрав России. ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ

2.4.

Разработка методических рекомендаций по дифференциации поводов к вызову и объемов скорой медицинской помощи и квартирной помощи

2004

Методи-
ческие рекомен-
дации

Минздрав России; ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ

2.5.

Разработка и апробация единых алгоритмов и стандартов оказания скорой помощи на догоспитальном и госпитальном этапах

2005

Приказы Минздрава России

Минздрав России, ММА им.Сеченова
МЗ РФ, СПб МАПО МЗ РФ; МГМСУ МЗ РФ

2.6.

Разработка и апробация унифицированных программ к до- и последипломной подготовке кадров врачебного и фельдшерского персонала по вопросам неотложной медицины

2006

Програм-
мы

Минздрав России, РМАПО МЗ РФ,
СПб МАПО МЗ РФ; МГМСУ МЗ РФ

2.7.

Анализ различных моделей финансирования СМП на догоспитальном и госпитальном этапах

2003

Аналитич. информа-
ционное письмо

Минздрав России, ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ

2.8.

Разработка методических рекомендаций по внедрению дифференцированной оплаты труда персонала станций СМП

2005

Методи-
ческие рекомен-
дации

Минздрав России, СПб МАПО МЗ РФ; ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ

2.9.

Разработка методических рекомендаций по организации взаимодействия БСМП с отделениями ранней реабилитации и долечивания в структуре городских больниц

2004

Методи-
ческие рекомен-
дации

Минздрав России, РМАПО МЗ РФ,
СПб МАПО МЗ РФ; ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ; МГМСУ МЗ РФ

2.10.

Разработка оптимальных моделей организации оказания СМП на госпитальном этапе дифференцированных по условиям оказания СМП

2005

Методи-
ческие рекоменда-
ции

Минздрав России, РМАПО МЗ РФ,
СПб МАПО МЗ РФ; ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ; МГМСУ МЗ РФ

2.11.

Разработка положения о больнице скорой медицинской помощи (БСМП)

2004

Приказ Минздрава России

Минздрав России, РМАПО МЗ РФ,
СПб МАПО МЗ РФ; ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ; МГМСУ МЗ РФ

2.12.

Разработка положения об организации деятельности приемного отделения БСМП

2004

Положение

Минздрав России, РМАПО МЗ РФ,
СПб МАПО МЗ РФ; ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ; МГМСУ МЗ РФ


3. Реализация программы в территориях

3.1.

Отбор в качестве моделей реализации пилотных проектов территории, относящиеся к категории крупных городов с населением свыше 500 тыс. человек, городов с населением менее 500 тыс. человек, сельских районов с компактным проживанием населения, сельских районов с низкой плотностью проживания

2004

Информа-
ционное письмо

Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации
(по согласованию)

3.2.

Дооснащение учреждений экспериментальных территорий, оказывающих СМИ на догоспитальном этапе на основе единых требований к технологическому обеспечению СМП

2005

Технологи-
ческий стандарт оснащения. Приказ Минздрава России

Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (по согласованию)

3.3.

Апробация на базе экспериментальных территорий моделей управления, организационно-методического обеспечения и структуры СМП на догоспитальном этапе

2005

Заключение по апробации

Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (по согласованию)

3.4

Дооснащение учреждений экспериментальных территорий,  оказывающих ЭМП на госпитальном этапе, включая федеральные центры СМП, центры СМП субъектов Федерации, больницы СМП, центральные районные больницы, участковые больницы на основе единых требований к технологическому обеспечению СМП, дифференцированных по уровням оказания помощи

2005

Заключение по апробации

Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (по согласованию)

3.5.

Разработка и апробация алгоритмов оказания СМП при основных патологических состояниях на госпитальном этапе дифференцированных по уровням оказания помощи по мере выравнивания технологических условий оказания помощи

2005

Заключение по апробации

Минздрав России, РМАПО МЗ РФ;
СПб МАПО МЗ РФ; ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ; МГМСУ МЗ РФ

3.6.

Апробация унифицированных программ подготовки и переподготовки кадров больниц скорой медицинской помощи, отделений экстренной медицинской помощи, центральных районных больниц, участковых больниц по вопросам скорой медицинской помощи

2004

Заключение по апробации

Минздрав России, РМАПО МЗ РФ,
СПб МАПО МЗ РФ; ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ; МГМСУ МЗ РФ


4. Обеспечение технологического единства и стандартизации
оказания СМП

4.1.

Разработка требований к техническому оснащению, являющимися лицензионными требованиями и условиями осуществления СМП на догоспитальном и госпитальном этапах

2006

Приказ Минздрава России

Минздрав России, ММА им.И.М.Сеченова
МЗ РФ,
МГМСУ МЗ РФ

4.2.

Разработка методических рекомендаций по кадровому обеспечению больниц СМП

2003

Методичес-
кие рекоменда-
ции

Минздрав России, ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ, РМАПО МЗ РФ

4.3.

Разработка методических рекомендаций по организации оплаты ранней реабилитации и долечивания в условиях отделений ранней реабилитации и долечивания в структуре городских больниц и учреждениях медико-социального ухода с учетом особенностей территорий

2005

Методичес-
кие рекоменда-
ции

Минздрав России, РМАПО МЗ РФ,
СПб МАПО МЗ РФ; ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ; МГМСУ МЗ РФ


5. Совершенствование преемственности оказания СМИ

5.1.

Апробация методики оценки эффективности организации скорой медицинской помощи территории.

2005

Методичес-
кие рекоменда-
ции

Минздрав России, РМАПО МЗ РФ,
СПб МАПО МЗ РФ; ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ; МГМСУ МЗ РФ

5.2.

Распространение полученных результатов в субъектах Российской Федерации

2006-2007

Информа-
ционные письма

Минздрав России


6. Информационное обеспечение скорой медицинской помощи

6.1.

Разработка методических подходов и требований к информационному обеспечению скорой медицинской помощи, включая разработку типовых АРМов станций скорой помощи (служба приема и распределения вызовов, бюро госпитализации), отделений экстренной помощи БСМП

2003

Методичес-
кие рекоменда-
ции

Минздрав России, ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ

6.2.

Создание на базовых территориях опытно-экспериментальных полигонов по отработке использования на территориальном уровне современных информационных технологий, включая установление телекоммуникационных связей

2005

Территори-
альные программы

Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (по согласованию); РМАПО МЗ РФ

6.3.

Создание системы информационного обеспечения населения по вопросам само- и взаимопомощи при наиболее распространенных неотложных состояниях

2005

Информа-
ционные письма

Минздрав России


7. Научное обеспечение

7.1.

Организация организационно-методических центров скорой медицинской помощи

2004

Приказ Минздрава России

Минздрав России

7.2.

Разработка системы мониторинга за состоянием и развитием системы скорой медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, научное сопровождение ее апробации на базовых территориях

2004

Территори-
альные Программы

Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации
(по согласованию)

7.3.

Разработка методологии и системы оценок (по комплексу показателей) медицинской и социально-экономической эффективности скорой медицинской помощи территорий Российской Федерации

2006

Методичес-
кие рекоменда-
ции

Минздрав России; РАМН
(по согласованию)

7.4.

Формирование принципиальных схем организации скорой медицинской помощи в зависимости от типологии условий ее оказания

2003-2005

Схемы организации

Минздрав России; РАМН
(по согласованию)

7.5.

Разработка методических материалов по вопросам планирования, организации и обеспечения населения скорой медицинской помощью с учетом сложившейся в регионах страны социальной инфраструктуры, характера расселения и других особенностей территорий Российской Федерации

2003-2005

Методичес-
кие рекоменда-
ции

Минздрав России

7.6.

Разработка научно обоснованных алгоритмов и стандартов оказания скорой медицинской помощи на всех этапах при основных неотложных состояниях

2003-2007

Приказы Минздрава России по утвержде-
нию ОСТов

Минздрав России, ММА им.Сеченова МЗ РФ, СПб МАПО МЗ РФ, МГМСУ МЗ РФ; РМАПО МЗ РФ

7.7.

Разработка методических материалов по оптимизации предоставления гарантированных государством объемов скорой медицинской помощи населению

2005

Методичес-
кие рекоменда-
ции

Минздрав России, ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ

7.8.

Проведение ежегодных научно-практических конференций по проблемам совершенствования и развития скорой медицинской помощи

2003-2007

Указания

Минздрав России

7.9.

Разработка пособия по расчету стоимости медицинских услуг скорой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах

2004

Методичес-
кие рекоменда-
ции

Минздрав России, РАМН
(по согласованию),
НИИ СП им.Джанелидзе
(по согласованию)

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»