____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздрава России от 13 июня 2013 года N 375
____________________________________________________________________
В целях совершенствования организации и развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации
приказываю:
Утвердить отраслевую программу "Скорая медицинская помощь" (приложение).
Министр
Ю.Л.Шевченко
ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ"
Наименование Программы | "Скорая медицинская помощь" |
Основание для разработки Программы | Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, задачи на 2001-2005 годы и на период до 2010 года |
Заказчик Программы | Министерство здравоохранения Российской Федерации |
Основные разработчики Программ | Минздрав России, Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Минздрава России, Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России; ЦНИИОИИЗ Минздрава России |
Цели и задачи Программы | - Повышение эффективности и качества оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах; |
- Выравнивание условий ее оказания и обеспечение равной доступности для населения современных медицинских технологий на территории Российской Федерации; | |
- Совершенствование системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью на муниципальном, субъектовом, федеральном уровнях; | |
- Формирование современных организационных моделей оказания скорой медицинской помощи на всех ее этапах с учетом особенностей субъектов Российской Федерации; | |
- Совершенствование нормативно-правовой, организационно-методической и материально-технической базы для развития скорой медицинской помощи; | |
- Внедрение единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи; | |
- Формирование современных финансово-экономических механизмов и системы оплаты скорой медицинской помощи, улучшение преемственности в деятельности догоспитального и госпитального этапов скорой медицинской помощи; совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях; | |
- Сокращение летальности среди больных и пострадавших при госпитализации по неотложным показаниям на 15%; | |
- Улучшение научного сопровождения и координации научных исследований в сфере экстренной медицины, ускорение разработки и внедрения современных технологий диагностики и лечения в клиническую практику; | |
Сроки реализации Программы | 2003 - 2007 годы |
Основные мероприятия Программы | |
- Совершенствование структур управления скорой медицинской помощью на федеральном уровне субъектов Российской Федерации, совершенствование правовой и информационной базы системы управления скорой медицинской помощью; | |
- Формирование и совершенствование системы мониторинга оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, обеспечение информационной системы скорой медицинской помощи техническими средствами и оборудованием; | |
- Проведение целевых научно-практических мероприятий по проблемам скорой медицинской помощи; | |
- Разработка и внедрение новых форм и методов обучения специалистов для работы в области неотложной медицины; | |
- Совершенствование межведомственного взаимодействия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | |
Ответственные за организацию и выполнение основных мероприятий программы | Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации деятельности Программы | - Повышение медицинской и экономической эффективности лечебно-профилактических учреждений и подразделений скорой медицинской помощи на всех этапах оказания качественной скорой медицинской помощи; |
- Создание основ для дальнейшего развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации; | |
- Повышение готовности лечебно-профилактических учреждений к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. | |
Система организации контроля за исполнением Программы | Документы, разработанные в рамках выполнения Программы, утверждаются Консультативным советом Минздрава России по скорой медицинской помощи. |
В отраслевой целевой программе разработан комплекс мер, направленных на максимальное сохранение жизни и здоровья граждан, снижение трудопотерь и инвалидизации населения Российской Федерации. Цели и задачи отраслевой программы определены на основе анализа структуры летальности, объемов госпитализаций и обращаемости за скорой медицинской помощью, их изменений с учетом социально-экономических преобразований в стране.
Социально-экономический кризис 90-х годов в России негативно отразился на медико-демографической ситуации в стране. Одним из наиболее болезненных его последствий стал рост уровня смертности, превышающего аналогичные показатели развитых стран на 30-50%. За последние 10 лет число вызовов скорой медицинской помощи увеличилось на 30%. а доля больных, госпитализированных в экстренном порядке, возросла почти в 3 раза. Особая тяжесть ургентных больных и пострадавших, скоротечность развития неотложных состояний обуславливают высокую летальность, длительную утрату трудоспособности и увеличивающийся уровень инвалидизации. Более 90% больничной летальности связано с экстренным характером госпитализации.
Существенно выросло значение скорой медицинской помощи как одного из ведущих факторов национальной безопасности Российской Федерации. Рост числа и тяжести техногенных аварий и катастроф со значительными медико-санитарными потерями, усложнение внутри- и внешнеполитической обстановки в связи с ростом международного терроризма выдвигают дополнительные неотложные задачи по совершенствованию организации скорой медицинской помощи в Российской Федерации.
На догоспитальном этапе скорой медицинской помощи до сих пор высока доля несвойственной нагрузки, связанной с оказанием помощи хроническим больным. Одной из главных тенденций в развитии догоспитального звена становится постепенное замещение объемов врачебной помощи фельдшерскими. При этом неэффективно используется потенциал врачебных и специализированных бригад на вызовах и при транспортировке, где медицинская помощь предоставляется в объеме доврачебной помощи.
Основными проблемами современного этапа развития скорой медицинской помощи следует считать:
- отсутствие единой системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью в Российской Федерации;
- высокая доля несвойственной нагрузки на догоспитальном этапе и недостаточно эффективная структура оказания скорой медицинской помощи на госпитальном этапе, низкая эффективность использования дорогостоящих ресурсов;
- отсутствие единых технологических требований, протоколов и стандартов оказания скорой медицинской помощи, учитывающих этапы ее оказания и отражающие преемственность в их деятельности, объемы и виды помощи;
- неэффективная система тарификации и оплаты скорой медицинской помощи, в первую очередь, на госпитальном этапе, тормозящая интенсивное использование коечного фонда и его реструктуризацию;
- недостаточное взаимодействие догоспитального и госпитального этапов оказания экстренной помощи, слабая готовность к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
- ослабление научно-методического сопровождения скорой медицинской помощи.
Программа ставит целью формирование условий для повышения качества и эффективности скорой медицинской помощи на всех этапах ее оказания, выравнивание условий ее предоставления, ускорения процессов реформирования первичного звена здравоохранения и реструктуризации коечного фонда.
Достижение цели Программы предполагает решение ряда задач:
- совершенствование нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы скорой медицинской помощи;
- формирование современной системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью на уровнях - федеральном, субъекта Российской Федерации, муниципальном;
- выравнивание условий ее оказания и обеспечение равной доступности для населения современных медицинских технологий на территории Российской Федерации;
- формирование современных организационных моделей оказания скорой медицинской помощи на всех ее этапах с учетом сложившейся в субъектах Российской Федерации социальной инфраструктуры;
- внедрение единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи и системы управления качеством, формирование современных финансово-экономических механизмов и системы оплаты скорой медицинской помощи в целях повышения эффективности использования ресурсов;
- улучшение преемственности в деятельности догоспитального и госпитального этапов скорой медицинской помощи;
- совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
- улучшение научного сопровождения наиболее актуальных проблем экстренной медицины, координации научных исследований в этой сфере, ускорение разработки и внедрения современных технологий диагностики и лечения в клиническую практику;
- создание и апробация системы информационного обеспечения скорой медицинской помощи;
- улучшение межведомственного взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Для реализации Программы по каждому разделу определяется план конкретных мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.
Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Минздравом России.
Координацию работ по реализации Программы осуществляет заказчик -Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Руководство выполнением программных мероприятий осуществляет Консультативный совет Минздрава России по скорой медицинской помощи.
Реализация мероприятий, предусмотренных отраслевой программой "Скорая медицинская помощь", позволит обеспечить:
- повышение качества и экономической эффективности скорой и неотложной медицинской помощи населению;
- снижение летальности и инвалидизации при неотложных состояниях;
- улучшение преемственности оказания скорой медицинской помощи;
- повышение готовности лечебно-профилактических учреждений к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
N | Наименование мероприятий | Срок исполне- | Наимено- | Исполнители |
| ||||
1.1. | Разработка и утверждение перечня основных понятий. терминов, определений СМП | 2005 | Скорая медицин- | Минздрав России |
1.2. | Внесение изменений в государственную медицинскую статистическую отчетность в части оценки СМП (формы 14,30, 41,47 и др.); Разработка и апробация новых учетных (формализованных) карт вызова бригады СМП | 2004 | Приказ Минздрава России | Минздрав России |
1.3. | Разработка единой методики оценки эффективности организации СМП территории, включая догоспитальный и госпитальный этапы | 2004 | Методи- | Минздрав России |
1.4. | Разработка и утверждение положения об организационно-методическом кабинете городской больницы СМП | 2004 | Положе- | Минздрав России. ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ |
1.5. | Разработка и утверждение методических рекомендаций по организации системы оценки качества СМП при наиболее распространенных неотложных заболеваниях (состояниях): в группе "острого живота", при остром инфаркте миокарда, мозговых инсультах, пневмониях, отравлениях, тяжелой сочетанной травме | 2006 | Методи- | Минздрав России, ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ |
| ||||
2.1. | Разработка методических рекомендаций по составу и профильности бригад СМП с учетом сложившейся в регионах страны социальной инфраструктуры, характера расселения и других особенностей территорий Российской Федерации (типология условий оказания СМП) | 2004 | Методи- | Минздрав России. ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ. СПб МАПО МЗ РФ |
2.2. | Разработка и утверждение положения о кабинете (палате) интенсивной терапии на базе участковой больницы | 2005 | Положение | Минздрав России, ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ |
2.3. | Разработка методических рекомендаций по организации работы основных лечебно-диагностических служб центров СМП, больниц СМП, ЦРБ при оказании скорой медицинской помощи | 2003 | Методи- | Минздрав России. ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ |
2.4. | Разработка методических рекомендаций по дифференциации поводов к вызову и объемов скорой медицинской помощи и квартирной помощи | 2004 | Методи- | Минздрав России; ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ |
2.5. | Разработка и апробация единых алгоритмов и стандартов оказания скорой помощи на догоспитальном и госпитальном этапах | 2005 | Приказы Минздрава России | Минздрав России, ММА им.Сеченова |
2.6. | Разработка и апробация унифицированных программ к до- и последипломной подготовке кадров врачебного и фельдшерского персонала по вопросам неотложной медицины | 2006 | Програм- | Минздрав России, РМАПО МЗ РФ, |
2.7. | Анализ различных моделей финансирования СМП на догоспитальном и госпитальном этапах | 2003 | Аналитич. информа- | Минздрав России, ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ |
2.8. | Разработка методических рекомендаций по внедрению дифференцированной оплаты труда персонала станций СМП | 2005 | Методи- | Минздрав России, СПб МАПО МЗ РФ; ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ |
2.9. | Разработка методических рекомендаций по организации взаимодействия БСМП с отделениями ранней реабилитации и долечивания в структуре городских больниц | 2004 | Методи- | Минздрав России, РМАПО МЗ РФ, |
2.10. | Разработка оптимальных моделей организации оказания СМП на госпитальном этапе дифференцированных по условиям оказания СМП | 2005 | Методи- | Минздрав России, РМАПО МЗ РФ, |
2.11. | Разработка положения о больнице скорой медицинской помощи (БСМП) | 2004 | Приказ Минздрава России | Минздрав России, РМАПО МЗ РФ, |
2.12. | Разработка положения об организации деятельности приемного отделения БСМП | 2004 | Положение | Минздрав России, РМАПО МЗ РФ, |
| ||||
3.1. | Отбор в качестве моделей реализации пилотных проектов территории, относящиеся к категории крупных городов с населением свыше 500 тыс. человек, городов с населением менее 500 тыс. человек, сельских районов с компактным проживанием населения, сельских районов с низкой плотностью проживания | 2004 | Информа- | Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации |
3.2. | Дооснащение учреждений экспериментальных территорий, оказывающих СМИ на догоспитальном этапе на основе единых требований к технологическому обеспечению СМП | 2005 | Технологи- | Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
3.3. | Апробация на базе экспериментальных территорий моделей управления, организационно-методического обеспечения и структуры СМП на догоспитальном этапе | 2005 | Заключение по апробации | Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
3.4 | Дооснащение учреждений экспериментальных территорий, оказывающих ЭМП на госпитальном этапе, включая федеральные центры СМП, центры СМП субъектов Федерации, больницы СМП, центральные районные больницы, участковые больницы на основе единых требований к технологическому обеспечению СМП, дифференцированных по уровням оказания помощи | 2005 | Заключение по апробации | Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
3.5. | Разработка и апробация алгоритмов оказания СМП при основных патологических состояниях на госпитальном этапе дифференцированных по уровням оказания помощи по мере выравнивания технологических условий оказания помощи | 2005 | Заключение по апробации | Минздрав России, РМАПО МЗ РФ; |
3.6. | Апробация унифицированных программ подготовки и переподготовки кадров больниц скорой медицинской помощи, отделений экстренной медицинской помощи, центральных районных больниц, участковых больниц по вопросам скорой медицинской помощи | 2004 | Заключение по апробации | Минздрав России, РМАПО МЗ РФ, |
| ||||
4.1. | Разработка требований к техническому оснащению, являющимися лицензионными требованиями и условиями осуществления СМП на догоспитальном и госпитальном этапах | 2006 | Приказ Минздрава России | Минздрав России, ММА им.И.М.Сеченова |
4.2. | Разработка методических рекомендаций по кадровому обеспечению больниц СМП | 2003 | Методичес- | Минздрав России, ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ, РМАПО МЗ РФ |
4.3. | Разработка методических рекомендаций по организации оплаты ранней реабилитации и долечивания в условиях отделений ранней реабилитации и долечивания в структуре городских больниц и учреждениях медико-социального ухода с учетом особенностей территорий | 2005 | Методичес- | Минздрав России, РМАПО МЗ РФ, |
| ||||
5.1. | Апробация методики оценки эффективности организации скорой медицинской помощи территории. | 2005 | Методичес- | Минздрав России, РМАПО МЗ РФ, |
5.2. | Распространение полученных результатов в субъектах Российской Федерации | 2006-2007 | Информа- | Минздрав России |
| ||||
6.1. | Разработка методических подходов и требований к информационному обеспечению скорой медицинской помощи, включая разработку типовых АРМов станций скорой помощи (служба приема и распределения вызовов, бюро госпитализации), отделений экстренной помощи БСМП | 2003 | Методичес- | Минздрав России, ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ |
6.2. | Создание на базовых территориях опытно-экспериментальных полигонов по отработке использования на территориальном уровне современных информационных технологий, включая установление телекоммуникационных связей | 2005 | Территори- | Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (по согласованию); РМАПО МЗ РФ |
6.3. | Создание системы информационного обеспечения населения по вопросам само- и взаимопомощи при наиболее распространенных неотложных состояниях | 2005 | Информа- | Минздрав России |
| ||||
7.1. | Организация организационно-методических центров скорой медицинской помощи | 2004 | Приказ Минздрава России | Минздрав России |
7.2. | Разработка системы мониторинга за состоянием и развитием системы скорой медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, научное сопровождение ее апробации на базовых территориях | 2004 | Территори- | Минздрав России, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации |
7.3. | Разработка методологии и системы оценок (по комплексу показателей) медицинской и социально-экономической эффективности скорой медицинской помощи территорий Российской Федерации | 2006 | Методичес- | Минздрав России; РАМН |
7.4. | Формирование принципиальных схем организации скорой медицинской помощи в зависимости от типологии условий ее оказания | 2003-2005 | Схемы организации | Минздрав России; РАМН |
7.5. | Разработка методических материалов по вопросам планирования, организации и обеспечения населения скорой медицинской помощью с учетом сложившейся в регионах страны социальной инфраструктуры, характера расселения и других особенностей территорий Российской Федерации | 2003-2005 | Методичес- | Минздрав России |
7.6. | Разработка научно обоснованных алгоритмов и стандартов оказания скорой медицинской помощи на всех этапах при основных неотложных состояниях | 2003-2007 | Приказы Минздрава России по утвержде- | Минздрав России, ММА им.Сеченова МЗ РФ, СПб МАПО МЗ РФ, МГМСУ МЗ РФ; РМАПО МЗ РФ |
7.7. | Разработка методических материалов по оптимизации предоставления гарантированных государством объемов скорой медицинской помощи населению | 2005 | Методичес- | Минздрав России, ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ |
7.8. | Проведение ежегодных научно-практических конференций по проблемам совершенствования и развития скорой медицинской помощи | 2003-2007 | Указания | Минздрав России |
7.9. | Разработка пособия по расчету стоимости медицинских услуг скорой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах | 2004 | Методичес- | Минздрав России, РАМН |
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка