Недействующий

ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ
МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ
НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2007 - 2011 ГОДЫ"

(с изменениями на 28 февраля 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ульяновской области от 01.06.2011 N 98-ЗО
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Закона Ульяновской области от 04.05.2008 N 71-ЗО
     Закона Ульяновской области от 05.11.2008 N 187-ЗО
     Закона Ульяновской области от 30.11.2009 N 190-ЗО
     Закона Ульяновской области от 07.05.2010 N 55-ЗО
     Закона Ульяновской области от 02.07.2010 N 92-ЗО
     Закона Ульяновской области от 28.02.2011 N 27-ЗО  
____________________________________________________________________


Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
29 июня 2006 года


Утвердить областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ульяновской области на 2007 - 2011 годы" (прилагается).

Губернатор
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ



Утверждена
Законом Ульяновской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному
обороту на территории
Ульяновской области
на 2007 - 2011 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА ТЕРРИТОРИИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2011 ГОДЫ"


Паспорт Программы

Наименование Программы        -    областная    целевая   программа  "Комплексные   меры   противодействия  злоупотреблению   наркотиками   и  их незаконному   обороту  на  территории Ульяновской области   на  2007 - 2011 годы" (далее - Программа)


Основание для разработки Программы - пункт 1.1 Плана мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ульяновской области на 2006 год, утвержденного распоряжением Губернатора Ульяновской области от 11.01.2006 N 3-р

Государственный заказчик Программы - Правительство Ульяновской области

Основные разработчики Программы - Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ульяновской области (координатор), Департамент здравоохранения и фармации Ульяновской области; Департамент образования Ульяновской области; Комитет по молодежной политике Ульяновской области; Департамент социальной защиты населения Ульяновской области; Управление по делам культуры и искусства Ульяновской области; Комитет по физической культуре и спорту Ульяновской области; Управление внутренних дел Ульяновской области

Руководитель Программы - заместитель Председателя Правительства Ульяновской области, курирующий вопросы общественной безопасности (432063, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 1, тел. 41-48-07, e-mail: sovbez@ulgov.ru)

Срок реализации Программы - 2007 - 2011 годы

Важнейшие целевые показатели и индикаторы - доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц; доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее трех лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию; степень доступности наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотиков) для незаконного потребления (отношение среднемесячного дохода на душу населения к средней стоимости одного грамма героина, находящегося в незаконном обороте); отношение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел, возбужденных по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, направленных с обвинительным заключением в суд, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, по результатам рассмотрения которых судами вынесены обвинительные приговоры, соответственно к количеству зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, возбужденных уголовных дел, уголовных дел, направленных с обвинительным заключением в суд, и уголовных дел, по результатам рассмотрения которых судами вынесено обвинительное заключение; отношение количества изъятых из незаконного оборота наркотиков к количественной оценке годового незаконного оборота наркотиков (в процентах); отношение количества потребляющих наркотики лиц, выявленных в рамках медицинских обследований, связанных с призывом в армию, к общему количеству обследованных (в процентах); степень соответствия данных, полученных в результате проведения общероссийского мониторинга наркоситуации, о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, данным официальной статистики Министерства здравоохранения Ульяновской области; количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, либо совершенных лицами, склонными к потреблению наркотиков в немедицинских целях; количество наркозависимых, социально адаптированных в период нахождения в устойчивой ремиссии; количество выявленных лиц, склонных к немедицинскому потреблению

наркотиков

Цели и задачи Программы - проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений; внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией; снижение доступности наркотиков для незаконного потребления; концентрация усилий правоохранительных органов на борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков; осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в Ульяновской области

Исполнители основных мероприятий Программы - Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ульяновской области (координатор); Министерство здравоохранения Ульяновской области; Управление внутренних дел по Ульяновской области (по согласованию); Министерство образования Ульяновской области; Министерство труда и социального развития Ульяновской области; Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (по согласованию); Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области (с 1 января 2011 года - Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области); Ульяновская таможня Приволжского таможенного управления (по согласованию); военный комиссариат Ульяновской области (по согласованию); Департамент занятости населения Ульяновской области; Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ульяновской области (по согласованию); Ульяновский государственный университет (по согласованию); Ульяновская областная клиническая наркологическая больница; Министерство сельского хозяйства Ульяновской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (по согласованию), Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ульяновской области (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы из средств областного бюджета - 91929,0 тыс. рублей (2007 год - 19199,0 тыс. рублей; 2008 год - 17705,0 тыс. рублей; 2009 год - 17485,0 тыс. рублей; 2010 год - 18770,0 тыс. рублей; 2011 год - 18770,0 тыс. рублей).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков на территории Ульяновской области к 2012 году по сравнению с 2006 годом на 10 - 14 процентов; охват профилактическими мероприятиями 45 процентов подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет; увеличение количества больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, на 18 - 24 процента; снижение степени доступности наркотических средств и психотропных веществ в целях незаконного потребления на 10 процентов по сравнению с 2006 годом; повышение эффективности выявления и пресечения тяжких и особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ; получение полной и достоверной информации о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества

Организация контроля за исполнением Программы - контроль за исполнением Программы возлагается на Правительство Ульяновской области


1. Введение


Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ульяновской области на 2007 - 2011 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 1.1 Плана мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ульяновской области на 2006 год, утвержденного распоряжением Губернатора Ульяновской области от 11.01.2006 N 3-р.

При разработке учтены положения федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" (далее - Федеральная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 561.

2. Характеристика проблемы


Необходимость разработки и реализации Программы вызвана тем, что ситуация с распространением и немедицинским потреблением наркотиков в области продолжает оставаться достаточно сложной. Общая численность больных наркоманией остается высокой, несмотря на снижение первичной обращаемости в органы здравоохранения. По состоянию на начало 2006 года на учете в органах здравоохранения области состояло 4315 больных наркоманией. В 95 процентах случаев зависимость от наркотиков опийной группы (в основном - героина). Подавляющее большинство - лица трудоспособного возраста. Более 60 процентов из них не работают. Потери регионального валового продукта при этом можно расценивать в сумме свыше 350 млн. рублей без учета криминальной деятельности данной категории лиц.

По данным правоохранительных органов, большая часть опиатов (наркотиков, произведенных из опийного мака) ввозится на территорию Ульяновской области из соседних регионов. Это обусловлено складывающимися в регионе более высокими ценами (в 2 раза по сравнению с Самарской областью), что вызвано активными действиями правоохранительных органов. В 2005 году по сравнению с 2004 годом в два раза возросло число выявленных тяжких и особо тяжких наркопреступлений (с 475 до 952) и на 77,3 процента - сопряженных со сбытом наркотиков (с 475 до 842).

Выявляются факты организации прямых каналов поставки героина из Республики Таджикистан, деятельность выявленных каналов пресечена. Доставкой и реализацией крупных партий наркотиков в основном занимаются таджикские преступные группировки.

Имеется в области и собственная сырьевая база. Значительные территории засорены дикорастущей коноплей, которая используется для изготовления наркотиков. Только в 2005 году выявлены и уничтожены очаги произрастания конопли общей площадью более 20 гектаров.

Другие факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся наличие безработных среди молодежи, а также сравнительно низкий жизненный уровень населения - 28,5 процента населения области составляют граждане, имеющие доход ниже прожиточного минимума. Трудные жизненные обстоятельства вынуждают их участвовать в наркобизнесе, который зачастую становится единственным источником получения дохода, - культивировать наркосодержащие растения, осуществлять курьерские перевозки наркотиков, вести розничную наркоторговлю и т.д.

Поляризация доходов различных социальных групп вызывает у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, является одной из причин криминализации общества, роста масштаба незаконного оборота наркотиков. Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды.

Отсутствие целостной, научно обоснованной системы профилактики распространения наркомании, в первую очередь среди подростков и молодежи, не позволяет оказывать адекватное противодействие таким негативным явлениям.

Согласно исследованиям, проведенным ФСКН России в рамках федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", в Ульяновской области в 2004 году реальное количество наркозависимых составляло более 32 тыс. человек, то есть в 7 раз превосходило число состоящих на учете в органах здравоохранения.

Значительное несоответствие данных официальной статистики Министерства здравоохранения Ульяновской области и данных, полученных в результате проведения общероссийского мониторинга наркоситуации, о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, свидетельствует о ненадлежащей организации учета указанной категории лиц. Основным фактором, отрицательно влияющим на несоответствие статистических данных реальному положению дел, является нежелание становиться на учет в связи с неблагоприятными правовыми последствиями, обусловленными самим фактом нахождения на учете в лечебно-профилактическом учреждении наркологического профиля.

По экспертным оценкам, годовой объем нелегального рынка наркотиков в области составляет свыше 3,5 млрд. рублей.

Часть доходов от незаконного оборота наркотиков используется для финансирования террористических актов, закупки оружия для незаконных вооруженных формирований, подкупа чиновников, поэтому ликвидация финансовой базы наркобизнеса играет исключительно важную роль в борьбе с терроризмом и коррупцией.

В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

В настоящее время проблемы, связанные с предупреждением распространения наркотиков, противодействием их незаконному обороту, лечением больных наркоманией и их социальной реабилитацией на общегосударственном уровне, решаются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В связи с этим надлежащая координация деятельности указанных органов, а также негосударственных организаций и общественных объединений становится непременным условием решения проблемы противодействия распространению наркомании.

Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их увязка с реальными возможностями областного бюджета.

Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблемы:

- профилактика распространения незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков;

- лечение и реабилитация больных наркоманией;

- пресечение незаконного оборота наркотиков.

Сосредоточение усилий исключительно на одном из этих направлений не позволит получить устойчивый положительный эффект, на который рассчитана Программа. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется значительно более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы.

3. Основные цели и задачи Программы


Абзац утратил силу. - Закон Ульяновской области от 30.11.2009 N 190-ЗО.

Целью Программы является сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков на территории Ульяновской области к 2012 году по сравнению с 2006 годом на 10 - 14 процентов.

Достижение указанной цели имеет стратегическое значение для решения актуальных задач обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, создания условий для успешной реализации социальной, экономической, оборонной, научно-технической политики Российской Федерации.

Целевым показателем реализации Программы является масштаб незаконного потребления наркотиков по отношению к уровню 2006 года (в процентах).

4. Сроки реализации Программы


Вследствие динамичности наркоситуации, необходимости постоянного совершенствования форм и методов противодействия распространению наркотиков, а также с учетом наличия в Программе значительного количества долгосрочных мероприятий ее реализация рассчитана на 5-летний период с 2007 по 2011 год и осуществляется в один этап.

5. Целевые индикаторы и показатели Программы


Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Федеральной программы являются:

доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории (в процентах);

доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию (в процентах);

степень доступности наркотиков для незаконного потребления (отношение среднемесячного дохода на душу населения к средней стоимости одного грамма героина, находящегося в незаконном обороте);

отношение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел, возбужденных по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, направленных с обвинительным заключением в суд, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, по результатам рассмотрения которых судами вынесены обвинительные приговоры, соответственно к количеству зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, возбужденных уголовных дел, уголовных дел, направленных с обвинительным заключением в суд, и уголовных дел, по результатам рассмотрения которых судами вынесено обвинительное заключение (в процентах к уровню 2004 года). К тяжким и особо тяжким преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков относятся преступления, предусмотренные частью 2 статьи 228, статьей 228.1, статьей 229, частями 2 и 3 статьи 230, частью 2 статьи 231, частью 2 статьи 232 и частью 3 статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также преступления, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 150, частью 3 статьи 151, частями 3 и 4 статьи 158, частями 3 и 4 статьи 159, частями 3 и 4 статьи 160, частями 2 и 3 статьи 161, статьей 162, частями 2 и 3 статьи 163, частями 3 и 4 статьи 174, частями 3 и 4 статьи 174.1, частями 2, 3 и 4 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, в части преступлений, по которым предметом преступного посягательства или незаконного оборота являлись наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, сильнодействующие вещества. Сведения будут представляться к 1 августа года, следующего за отчетным, по мере их поступления из Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

отношение количества изъятых из незаконного оборота наркотиков к количественной оценке годового незаконного оборота наркотиков (в процентах);

отношение количества потребляющих наркотики лиц, выявленных в рамках медицинских обследований, связанных с призывом в армию, к общему количеству обследованных (в процентах). Сведения будут представляться к 1 июня года, следующего за отчетным;

степень соответствия данных, полученных в результате проведения общероссийского мониторинга наркоситуации, о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, данным официальной статистики Министерства здравоохранения Ульяновской области.

В соответствии с поставленными задачами, решение которых будет способствовать сокращению масштабов незаконного потребления наркотиков, предполагается достижение целевых показателей реализации Программы согласно приложению N 3.

Кроме этого, с целью более детального владения наркоситуацией, актуально наличие в Программе дополнительных целевых показателей:

количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, либо совершенных лицами, склонными к потреблению наркотиков в немедицинских целях;

количество наркозависимых, социально адаптированных в период нахождения в устойчивой ремиссии;

количество выявленных лиц, склонных к немедицинскому потреблению наркотиков.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»