ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
29 декабря 1997 года N 041-ЗО
О лесах Ульяновской области
(в ред. Законов Ульяновской области
от 26.10.99 N 034-ЗО; от 30.08.2000 N 029-ЗО)
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
25 декабря 1997 года
Настоящий Закон устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.
Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и определения, применяемые в настоящем Законе
В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующем значении:
состав древостоя (насаждения) - перечень древесных пород, образующих древостой, с указанием доли участия каждой из них в общем запасе насаждения;
лесные ресурсы - это совокупность запасов древесной и недревесной продукции леса, а также его полезных свойств;
рубки главного пользования - рубки леса, проводимые в спелых и перестойных насаждениях с целью заготовки древесины:
ликвидная (товарная) древесина - часть общего запаса древесины за исключением отходов (неликвидная древесина);
расчетная лесосека - норматив ежегодного возможного объема заготовки древесины в спелых древостоях, рассчитываемый лесоустройством на длительный период; утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации;
рубки промежуточного пользования - осуществление заготовки древесины в насаждениях, не достигших возраста главной рубки, и в спелых насаждениях, где запрещены рубки главного пользования. К рубкам промежуточного пользования относятся рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки и рубки реконструкции;
рубка ухода - рубки, направленные на обеспечение выращивания насаждений нужного породного состава и качества путем вырубки деревьев нежелательных пород и деревьев, худших по качеству;
прочие рубки - осуществление заготовки древесины при проведении сплошных санитарных вырубок, при расчистке лесных площадей в связи со строительством объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, инженерно-транспортных сооружений, дорог, а также при прокладке технологических просек, в том числе для проведения изыскательских работ, обеспечения противопожарных разрывов и для других подобных целей;
лесосечный фонд - запас древостоев, ежегодно выделяемых в рубку в порядке главного и промежуточного пользования;
лесоустройство - система технических и экономических мероприятий по описанию и оценке (таксации) участков лесного фонда, их картографированию (составлению планшетов, планов, схем), назначению лесохозяйственных мероприятий, расчету размеров пользования лесом, составлению проекта организации и развития лесного хозяйства;
лесные подати - плата за пользование лесным фондом, взимаемая в порядке, установленным федеральным законодательством;
породы - интродуценты - виды древесной растительности, культивируемые за пределами их естественного ареала.
Статья 2. Регулирование лесных отношении на территории области
Правовое регулирование лесных отношений в Ульяновской области осуществляется нормами Конституции Российской Федерации, федеральными законодательными актами, Уставом Ульяновской области, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными актами Ульяновской области.
Статья 3. Объекты лесных отношений
Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации (далее - лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно - кустарниковая растительность.
Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.
Статья 4. Лесной фонд на территории Ульяновской области
Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Лесной фонд на территории Ульяновской области представлен лесами первой группы с выделением в них категорий защитности и лесами второй группы.
Статья 5. Леса, не входящие в лесной фонд
В лесной фонд не входят леса, расположенные на:
землях обороны;
землях городских поселений - городские леса.
Статья 6. Древесно - кустарниковая растительность
В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно - кустарниковая растительность, расположенная на:
землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
землях иных категорий.
Статья 7. Субъекты лесных отношений
Субъектами лесных отношений являются Российская Федерация, Ульяновская область как субъект Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Участие Российской Федерации, Ульяновской области, муниципальных образований, граждан и юридических лиц в имущественных и административных отношениях, возникающих при использовании, охране, защите и воспроизводстве объектов лесных отношений, определяется гражданским законодательством и административным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой указанные отношения не урегулированы настоящим Законом.
Статья 8. Собственность на лесной фонд на территории Ульяновской области
1. Лесной фонд на территории Ульяновской области находится в собственности Российской Федерации (федеральный лесной фонд), в соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность Ульяновской области с созданием областного лесного фонда.
2. Порядок и условия разграничения лесного фонда на территории Ульяновской области на федеральный лесной фонд и областной лесной фонд находятся в совместном ведении Российской Федерации и Ульяновской области и определяются федеральным законодательством.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА
И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ
Статья 9. Государственное управление лесным фондом на территории Ульяновской области
1. Управление лесным фондом на территории Ульяновской области осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ульяновской области.
2. Органы государственной власти Ульяновской области могут в установленном законом порядке передать часть своих полномочий по управлению лесным фондом области в ведение органов местного самоуправления.
Статья 10. Территориальный орган управления лесным хозяйством
Управление лесным фондом на территории Ульяновской области осуществляют территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством и включают в себя орган управления лесным хозяйством Ульяновской области, лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы - техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.
Статья 11. Компетенция Законодательного Собрания Ульяновской области
1. К компетенции Законодательного Собрания Ульяновской области в сфере государственного регулирования ведения лесного хозяйства относится:
1.1. правовое регулирование лесных отношений на территории Ульяновской области, не урегулированных федеральным законодательством;
1.2. наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по управлению лесным хозяйством в соответствии с федеральным законодательством;
1.3. утверждение региональных программ по развитию лесного хозяйства по представлению Главы администрации области;
1.4. участие в разработке и совершенствовании лесного законодательства Российской Федерации;
1.5. установление ставок и размеров лесных податей, размеров арендной платы и утверждение нормативов лесопользования для собственных нужд отдельным категориям лесопользователей, которым федеральным законодательством предоставлены льготы по платежам, за исключением минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;
1.6. установление порядка распределения и поступления лесных податей и арендной платы не урегулированного федеральным законодательством;
1.7. определение особо охраняемых лесных территорий, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;
1.8. согласование перевода лесного фонда из одной группы лесов или категории защитности в другую в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством;
1.9. выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования по предложениям органа управления лесным хозяйством Ульяновской области.
2. К компетенции Законодательного Собрания Ульяновской области могут быть отнесены и иные вопросы в сфере государственного регулирования ведения лесного хозяйства на основе федерального законодательства и законодательства Ульяновской области.
Статья 12. Компетенция администрации Ульяновской области
1. К компетенции администрации Ульяновской области в сфере государственного регулирования ведения лесного хозяйства относится:
1.1. принятие решений по предоставлению лесного фонда в краткосрочное пользование в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом, с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
1.2. определение условий и утверждение положений по проведению лесных торгов, конкурсов, прямых переговоров по предоставлению участков лесного фонда в пользование и организация их проведения;
1.3. согласование расчетной лесосеки рубок главного пользования по Ульяновской области, районам и лесным хозяйствам;
1.4. установление предельных размеров участков лесного фонда, предоставляемых в пользование;
1.5. принятие решений об ограничении пребывания граждан в лесах, сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, других пищевых продуктов и лекарственно - технического сырья в интересах пожарной безопасности, ведения целевого лесоягодного, лесоплодового или лесосеменного хозяйства;
1.6. перевод лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, или изъятие земель лесного фонда для строительства оросительных и осушительных каналов, железных и автомобильных дорог, линий - электропередачи, трубопроводов и других линейных сооружений по нормам предоставления земель для этих видов строительства, утвержденным в установленном порядке, за исключением лесов первой группы. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земель лесного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
1.7. участие в реализации международных договоров Российской Федерации по использованию лесного фонда Ульяновской области;
2. К компетенции администрации Ульяновской области могут быть отнесены и иные вопросы в сфере государственного регулирования ведения лесного хозяйства на основе федерального законодательства и законодательства Ульяновской области.
3. Полномочия, указанные в настоящей статье, осуществляются администрацией Ульяновской области в соответствии с рекомендациями или заключениями государственных органов управления лесным хозяйством области и охраны окружающей среды.
Статья 13. Компетенция органов местного самоуправления
К компетенции органов местного самоуправления относится:
участие в охране и защите лесного фонда и окружающей природной среды на территории муниципального образования;
выявление потребности в видах и объемах лесопользования населения муниципального образования;
контроль за использованием земель лесного фонда на территории муниципального образования;
иные полномочия в сфере охраны и использования лесного фонда, передаваемые органам местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Глава 3. ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ
Статья 14. Пользование лесным фондом
1. В лесном фонде на территории Ульяновской области могут осуществляться виды лесных пользований, предусмотренные федеральными законодательными актами.
2. Пользование лесным фондом должно осуществляться с соблюдением правил и нормативов, устанавливаемых законами и иными нормативными актами Российской Федерации, настоящим Законом и другими законами и нормативными правовыми актами Ульяновской области.
3. Право осуществлять определенный вид лесопользования и производить соответствующие работы на конкретных участках лесного фонда имеют только те физические и юридические лица (в том числе иностранные), которые имеют соответствующие разрешительные документы - лесные билеты, ордера, лицензии и договоры аренды, полученные в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Ульяновской области.
4. Работы в лесу по осуществлению лесопользования могут производиться юридическими и физическими лицами, привлекаемыми на основании хозяйственных договоров, только после оформления на указанных лиц разрешительных документов на лесопользование или в присутствии лиц, на которых оформлены разрешительные документы.