Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 29 сентября 2012 г. N 814
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие комплексной
системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан на 2013-2015 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 16 октября 2013 года N 764

____________________________________________________________________


В целях формирования условий, обеспечивающих последовательное повышение качества жизни населения республики на основе дальнейшего динамичного и устойчивого развития и укрепления государственной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан на 2013-2015 годы" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Государственную инспекцию Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Долгосрочная целевая программа
"Развитие комплексной системы защиты прав потребителей
 в Республике Татарстан на 2013-2015 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 29 сентября 2012 г. N 814)

     
Паспорт программы

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан на 2013-2015 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
протокол совещания в Кабинете Министров Республики Татарстан по итогам деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан в 2011 году и задачах на 2012 год от 03.03.2012 N ИХ-12-42

Государственный заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Государственный заказчик - координатор Программы

Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - Госалкогольинспекция РТ)

Основные разработчики Программы

Госалкогольинспекция РТ;
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по РТ)

Цели и задачи Программы

Цели Программы:
создание в Республике Татарстан условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей;
развитие потребительского рынка товаров, работ и услуг.
Задачи Программы:
совершенствование и повышение эффективности организации и осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей;
повышение уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей и соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей;
стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Республики Татарстан

Сроки реализации Программы

2013-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Бюджет Республики Татарстан, сводные сметы доходов и расходов министерств и ведомств Республики Татарстан.
Объем финансирования за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 12 млн. рублей, в том числе:
в 2013 году - 3,3 млн. рублей;
в 2014 году - 4,0 млн. рублей;
в 2015 году - 4,7 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

Снижение количества обращений граждан по фактам нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей на 10 процентов по отношению к показателю 2012 года;
увеличение количества потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке, на 15 процентов по отношению к показателю 2012 года;
увеличение количества консультаций, полученных потребителями по вопросам защиты их прав, на 20 процентов по отношению к показателю 2012 года;
увеличение количества хозяйствующих субъектов, прослушавших семинары по вопросам соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей, на 15 процентов по отношению к показателю 2012 года;
увеличение количества выпущенных в средствах массовой информации материалов, касающихся вопросов защиты прав потребителей, на 30 процентов по отношению к показателю 2012 года;
увеличение количества учащихся образовательных учреждений республики, принявших участие в занятиях по основам законодательства о защите прав потребителей, на 15 процентов по отношению к показателю 2012 года;
увеличение количества исследований и экспертиз товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке республики, с последующим размещением результатов в средствах массовой информации, на 50 процентов по отношению к показателю 2012 года

     

Раздел I. Характеристика проблемы и обоснование
 необходимости ее решения программными методами


С момента зарождения и развития рыночных отношений в мире защита прав потребителей является одной из наиболее актуальных социально-экономических проблем. Решение данной проблемы - это достижение баланса отношений между производителем, продавцом (исполнителем) и потребителем, способствующего развитию свободной конкуренции и обеспечение нормального функционирования рынка товаров и услуг.

Рынок как таковой не может обеспечить потребителям равных возможностей с другими рыночными контрагентами. Появление новых методов продажи товаров посредством торговых сетевых компаний, развитие дистанционного способа продаж, долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.

Основными причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав, отсутствие в Республике Татарстан системы всеохватывающего потребительского образования и просвещения.

Негативно сказываются на положении потребителей наличие множества монопольных рынков, в том числе деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям, ценовая спекуляция, наводнение потребительского рынка контрафактными и фальсифицированными товарами, отсутствие или низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей и предпринимателей на фоне широкой и наступательной рекламы, ограниченные средства и возможности контролирующих и судебных органов и т.д.

Кроме того, реформа, обусловленная изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и разграничением полномочий между ними привнесла существенные изменения в систему контроля на потребительском рынке и защиты прав потребителей. В связи с произошедшими изменениями в законодательстве, связанными с ограничением контроля на потребительском рынке, количество проверок неуклонно снижается, что является дополнительным фактором для роста правонарушений. Все это сказывается в конечном счете на защищенности и удовлетворенности граждан-потребителей.

При этом следует отметить, что на сегодняшний день не в полной мере реализованы полномочия и задействован потенциал общественных объединений потребителей.

Таким образом, сложившаяся на территории Республики Татарстан ситуация с защитой прав потребителей определяет необходимость совершенствования и повышения эффективности государственного и общественного надзора в этой сфере.

Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории Республики Татарстан необходим переход на качественно новый уровень защиты прав потребителей, для чего требуются новые организационные подходы, в том числе внедрение программно-целевых методов, направленных на консолидацию усилий федеральных органов, органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и общественных организаций.

Приоритетным направлением Программы является проведение активной разъяснительной работы с населением, которая позволит повысить уровень потребительской грамотности и обеспечить реализацию системы самозащиты потребителями своих прав. Кроме того, в целях снижения правонарушений на потребительском рынке и разрешения претензий потребителей в добровольном порядке эффективной является деятельность, направленная на обучение представителей хозяйствующих субъектов.

Другим стратегическим направлением Программы является работа по стимулированию повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых на потребительском рынке Республики Татарстан.

Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления контрафактных, некачественных и опасных, в том числе фальсифицированных товаров, работ и услуг, реализуемых на потребительском рынке республики, а также выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо проводить независимые потребительские экспертизы и сравнительные исследования товаров, работ и услуг.

Решение этих задач требует комплексного и целенаправленного подхода. Необходима целостная долгосрочная программа мер экономического, организационного и правового характера, направленная на охрану прав и законных интересов потребителя на региональном уровне с учетом местных условий.

Программа позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечить сбалансированную защиту интересов потребителей, а также соблюдение их конституционных прав и свобод. Основные цели и задачи Программы неразрывно связаны с основными стратегиями развития страны, которые заключаются в повышении благосостояния людей и улучшении качества жизни и, как следствие, повышении продолжительности жизни населения.

Раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы
 реализации Программы.
Целевые индикаторы и показатели Программы


2.1. Основными целями Программы являются:

создание в Республике Татарстан условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей;

развитие потребительского рынка товаров, работ и услуг.

2.2. Основными задачами Программы являются:

совершенствование и повышение эффективности организации и осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей;

повышение уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей и соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей;

стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Республики Татарстан.

2.3. Сроки реализации Программы - 2013-2015 годы.

2.4. Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в нижеследующей таблице:

N
п/п

Наименование целевых индикаторов и показателей Программы

Единица измерения

Показатели 2012 года

В том числе по годам

2013 год

2014 год

2015 год

1

2

3

4

5

6

7

Цель 1. Создание в Республике Татарстан условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей

1.

Количество обращений граждан по фактам нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей

процентов к значению показателя 2012 года

100

97

94

90

2.

Количество консультаций, полученных потребителями по вопросам защиты их прав

процентов к значению показателя 2012 года

100

110

115

120

3.

Количество потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке

процентов к значению показателя 2012 года

100

105

110

115

4.

Количество хозяйствующих субъектов республики, прослушавших семинары по вопросам соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей

процентов к значению показателя 2012 года

100

105

110

115

5.

Количество выпущенных в средствах массовой информации материалов, касающихся вопросов защиты прав потребителей

процентов к значению показателя 2012 года

100

120

125

130

6.

Количество учащихся образовательных учреждений республики, принявших участие в занятиях по основам законодательства о защите прав потребителей

процентов к значению показателя 2012 года

100

105

110

115

Цель 2. Развитие потребительского рынка товаров (работ и услуг)

7.

Количество исследований и экспертиз товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке республики, с последующим размещением результатов в средствах массовой информации

процентов к значению показателя 2012 года

100

135

140

150

     

Раздел III. Перечень программных мероприятий


В соответствии с целями и задачами Программа включает мероприятия для ее реализации, сроки и объемы финансирования которых приведены в приложении к ней.


Раздел IV. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование реализации программных мероприятий из бюджета Республики Татарстан составляет 12 млн. рублей, в том числе:

в 2013 году - 3,3 млн. рублей;

в 2014 году - 4,0 млн. рублей;

в 2015 году - 4,7 млн. рублей.

Кроме того, реализация программных мероприятий осуществляется за счет текущего финансирования министерств и ведомств Республики Татарстан.


Раздел V. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее реализации


5.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с:

государственными контрактами, заключенными согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

условиями, порядками и правилами, утвержденными федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами.

5.2. В ходе реализации Программы Госалкогольинспекция РТ обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями Программы.

Министерства и заинтересованные государственные органы власти, а также исполнители Программы (по согласованию) ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляют информацию о ходе выполнения мероприятий Программы в Госалкогольинспекцию РТ.

Министерству внутренних дел по Республике Татарстан и общественным организациям предлагается принять участие в реализации Программы.

Госалкогольинспекция РТ направляет:

ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным, в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы с заполнением формы, представленной в приложении N 6 к постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.06.2008 N 412 "Об утверждении Порядка разработки и реализации долгосрочных целевых программ";

ежегодно в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в составе докладов в соответствии с установленным порядком.

К сводному отчету за год должна быть приложена информация о невыполненных мероприятиях.

В случае существенных расхождений между плановыми и фактическими значениями показателей эффективности Программы Госалкогольинспекцией РТ проводится анализ факторов, повлиявших на такие расхождения. При анализе выделяются внутренние факторы, на которые можно было повлиять, и внешние, не зависящие от Госалкогольинспекции РТ.

Госалкогольинспекцией РТ должна быть обеспечена достоверность сведений о ходе реализации Программы, включая достижение ее индикаторов, расходах по направлениям и источникам финансирования.

Министерство экономики Республики Татарстан с участием Министерства финансов Республики Татарстан, Госалкогольинспекции РТ подготавливает и представляет в Кабинет Министров Республики Татарстан информацию о ходе реализации Программы за отчетный период в составе сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан в установленном порядке.


Раздел VI. Оценка экономической, социальной
и экологической эффективности Программы


Оценка эффективности реализации Программы базируется на достижении следующих целевых показателей по отношению к показателю 2012 года:

снижение количества обращений граждан по фактам нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей на 10 процентов;

увеличение количества консультаций, полученных потребителями по вопросам защиты их прав, на 20 процентов;

увеличение количества потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке, на 15 процентов;

увеличение количества хозяйствующих субъектов, прослушавших семинары по вопросам соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей, на 15 процентов;

увеличение количества выпущенных в средствах массовой информации материалов, касающихся вопросов защиты прав потребителей, на 30 процентов;

увеличение количества учащихся образовательных учреждений республики, принявших участие в занятиях по основам законодательства о защите прав потребителей, на 15 процентов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»