Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20 сентября 2012 г. N 778
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие института
мировой юстиции в Республике Татарстан на 2013-2015 годы"
(с изменениями на 4 мая 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики
Татарстан от 13 сентября 2013 года N 656
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2013 г. N 306
____________________________________________________________________
В целях реализации Закона Республики Татарстан от 17.11.1999 N 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие института мировой юстиции в Республике Татарстан на 2013-2015 годы".
2. Министерству финансов Республики Татарстан обеспечить финансирование мероприятий указанной программы за счет средств бюджета Республики Татарстан.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство юстиции Республики Татарстан.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Долгосрочная целевая программа
"Развитие института мировой юстиции в Республике Татарстан
на 2013-2015 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 20 сентября 2012 г. N 778)
Паспорт Программы
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие института мировой юстиции в Республике Татарстан на 2013-2015 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Закон Республики Татарстан от 17.11.1999 N 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан"; |
Государственный заказчик | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Основной разработчик Программы | Министерство юстиции Республики Татарстан |
Цель Программы | Развитие и укрепление института мировой юстиции в Республике Татарстан |
Задачи Программы | Улучшение условий для размещения судебных участков мировых судей (далее - судебные участки); |
Сроки реализации Программы | 2013-2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Для реализации программных мероприятий из бюджета Республики Татарстан необходимо выделить 185839,6 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) | Увеличение количества зданий и помещений судебных участков, в которых проведен капитальный и текущий ремонт, с 13 до 51; увеличение количества зданий и помещений судебных участков, в которых повышен уровень технической укрепленности, антитеррористической устойчивости и противопожарной безопасности, с 27 до 41; оснащение 70 пунктов судебных участков средствами первой медицинской помощи, средствами индивидуальной защиты; обеспечение судебных участков материально-техническими средствами - 77,1 процента от норматива; обеспечение судебных участков компьютерной и организационной техникой - 100 процентов от необходимой потребности; количество мировых судей, прошедших повышение квалификации: 62 человека - в 2013 году, по 63 человека - в 2013-2014 годах |
I. Характеристика проблем, на решение
которых направлена Программа
Разработанная в соответствии с поручениями Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова от 18.11.2011 N 42427-МР, от 22.01.2012 N 2151-МР, поручением Премьер-министра Республики Татарстан И.Ш. Халикова от 19.11.2011 N 45611-ИХ Министерством юстиции Республики Татарстан (далее - Министерство) настоящая Программа предусматривает систему мер, направленных на реализацию Закона Республики Татарстан от 17.11.1999 N 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан".
Положения Программы и ее комплексность определяются необходимостью улучшения организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в Республике Татарстан.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1999 N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в Республике Татарстан созданы 182 судебных участка и введено соответствующее количество должностей мировых судей Республики Татарстан (далее - республика).
В настоящее время мировые судьи рассматривают 46 процентов от всех уголовных дел, 76 процентов от всех гражданских дел, более 97 процентов от всех дел об административных правонарушениях. Следовательно, существенно снижается нагрузка на районные и городские звенья судов общей юрисдикции. Служебная нагрузка на мировых судей в 2010 году по сравнению с 2003 годом увеличилась с 230,3 единицы до 243,3 единицы в месяц, а в 2011 году уже составила 252,2 единицы в месяц. Это означает, что мировой судья в республике ежедневно рассматривает в среднем 13 дел. Таким образом, очевиден резкий рост нагрузки на мировых судей и на сотрудников их аппаратов.
Надлежащему функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, следовательно, мировые судьи недостаточно обеспечены материально-техническими ресурсами. Данное обстоятельство не позволяет мировым судьям использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что приводит к нарушению сроков рассмотрения дел, волоките в осуществлении судопроизводства, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности мировых судей. Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают их веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться к мировым судьям. Как следствие, сужается поле правовой защищенности личности.
Проблема размещения судебных участков остается одной из острейших. В соответствии с действующими нормативами установлено, что минимальная потребность в служебной площади на одного мирового судью и на один судебный участок составляет 245 кв. метров. Исходя из этого норматива требуется не менее 44,6 тыс. кв. метров, однако в настоящее время общая площадь размещения всех судебных участков мировых судей республики составляет 24,6 тыс. кв. метров, обеспеченность площадями составляет только 56 процентов от нормативной. Кроме того, в связи с предполагаемым увеличением количества мировых судей на 6 единиц и образованием новых судебных участков дополнительно необходимо еще около 1,5 тыс. кв. метров площадей для размещения указанных дополнительных единиц мировых судей.
В столице республики актуален вопрос о размещении судебных участков в Вахитовском районе. Такая же проблема существует также в городах Нижнекамске и Лениногорске. В г. Набережные Челны 22 судебных участка располагаются в трех зданиях, не приспособленных для соответствующего приема граждан и осуществления правосудия.
В связи с тем, что в некоторых судебных участках отсутствуют залы судебных заседаний, мировые судьи вынуждены проводить судебные заседания в служебных кабинетах. Также в некоторых из них отсутствуют помещения для архивов. Судебные документы хранятся с нарушением требований нормативных правовых актов и инструкций.
В настоящее время из 182 судебных участков только 129 имеют залы судебных заседаний. Таким образом, необходимо обеспечить залами заседаний еще 53 судебных участка.
В настоящее время 14 судебных участков (г. Бавлы, г. Болгар, г. Мензелинск, г. Лениногорск, пгт. Камское Устье, с. Большая Атня, с. Пестрецы, с. Тюлячи) размещаются в зданиях федеральных судов. Площади помещений судебных участков, расположенных в зданиях федеральных судов, не соответствуют установленным нормам. Судебные участки (обычно два-три кабинета) не имеют помещений для архива, канцелярии, кабинетов для кодификации, прокурора, адвокатов, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, для охраны, конвоя, подсудимых (арестованных).
Наличие современных систем безопасности судебных участков и поддержание их в надлежащем состоянии также является одним из основополагающих требований функционирования мировой юстиции. Согласно приказу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25.07.2005 N 81 "Об утверждении паспорта безопасности суда" в целях обеспечения безопасности зданий (помещений) судов необходимо оборудовать их охранно-пожарными сигнализациями, первичными средствами пожаротушения, стационарными металлообнаружителями, средствами первой медицинской помощи и индивидуальной защиты.
В связи с тем, что в настоящее время большинство помещений судебных участков не оснащены системами безопасности, средствами первой медицинской помощи и индивидуальной защиты, представляется целесообразным проведение указанных мероприятий на каждом судебном участке.
Ввиду того, что в настоящее время происходит фундаментальное обновление законодательства, актуальна задача повышения квалификации мировых судей.
При повсеместном совершенствовании информационных технологий и внедрении автоматизированных систем эти вопросы на судебных участках до настоящего времени окончательно не решены.
Для решения перечисленных проблем представляется целесообразным принятие программы, которая позволит обратить особое внимание на организацию деятельности мировых судей республики, а также привлечь дополнительные ресурсы для обеспечения их работы.
Реализация Программы позволит планово вести работу по обеспечению участков мировых судей условиями, необходимыми для качественного и достойного отправления правосудия в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", а также Законом Республики Татарстан от 17.11.1999 N 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан".
Работа по реализации Программы будет в полной мере соответствовать полномочиям Министерства, перечисленным в Положении о Министерстве юстиции Республики Татарстан, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2006 N 68 "Вопросы Министерства юстиции Республики Татарстан".
Необходимость координированного и комплексного решения проблем, связанных с совершенствованием и развитием института мировых судей республики, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин, в том числе:
большим значением действенных и эффективных органов правосудия для построения правового государства;
тесной взаимосвязью и взаимозависимостью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;
сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию;
многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий.
С учетом изложенного и имеющегося опыта реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2001 N 805 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы", и федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2006 N 583 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы", программно-целевой метод представляется наиболее целесообразным для качественного функционирования института мировой юстиции республики.
II. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы
Целью Программы является развитие и укрепление института мировой юстиции в республике.
Достижение указанной цели представляется возможным при решении следующих задач:
улучшение условий для размещения судебных участков;
повышение уровня технической укрепленности, антитеррористической устойчивости судебных участков;
развитие информационных и коммуникационных технологий судебных участков;
укрепление материально-технического обеспечения судебных участков;
повышение профессионального уровня мировых судей.
Реализация Программы рассчитана на трехлетний период - с 2013 по 2015 год.
Досрочное прекращение реализации Программы предусматривается в случае досрочного достижения цели и задач Программы и выполнения всех предусмотренных мероприятий.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов):
увеличение количества зданий и помещений судебных участков, в которых проведен капитальный и текущий ремонт, с 13 до 51;
увеличение количества зданий и помещений, в которых повышен уровень технической укрепленности, антитеррористической устойчивости и противопожарной безопасности, с 27 до 41;
оснащение 70 пунктов судебных участков средствами первой медицинской помощи, средствами индивидуальной защиты;
обеспечение судебных участков материально-техническими средствами - 77,1 процента от норматива;
обеспечение судебных участков компьютерной и организационной техникой - 100 процентов от необходимой потребности;
количество мировых судей, прошедших повышение квалификации: 62 человека - в 2013 году, по 63 человека - в 2013 - 2014 годах.
III. Перечень программных мероприятий и ожидаемые
результаты реализации Программы
Перечень основных мероприятий и ожидаемые результаты реализации Программы приведены в приложении к Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы основывается на положении статьи 10 Закона Республики Татарстан от 17.11.1999 N 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан", в соответствии с которой финансирование деятельности мировых судей производится из средств бюджета Республики Татарстан.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке в соответствии с возможностями бюджета Республики Татарстан на соответствующий год.
Объемы и источники финансирования Программы приводятся в следующей таблице:
Годы | 2013-2015 гг., всего | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Финансирование Программы из бюджета Республики Татарстан | 185839,6 | 66879,0 | 58501,7 | 60458,9 |
V. Механизм реализации Программы
Приоритетные направления развития института мировой юстиции в Республике Татарстан обуславливают необходимость применения принципиально новых подходов к формированию и реализации Программы, к которым относятся:
направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);
общереспубликанское значение решаемых проблем, направленность мероприятий Программы на системные изменения в сфере правосудия;
комплексный подход, включающий проектно-аналитическое обоснование, научное сопровождение, апробацию, распространение результатов мероприятий и проектов, нормативно-правовое обеспечение, использование информационно-коммуникационных технологий и материально-техническое обеспечение;
определение современных информационных технологий как приоритетных.
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет государственный заказчик - Кабинет Министров Республики Татарстан.
Государственный заказчик организует планирование, координацию и контроль за реализацией мероприятий Программы.
Министерство представляет:
государственному заказчику - отчеты о ходе реализации Программы;
ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан - статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы;
ежегодно в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан - информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в составе докладов в соответствии с установленным порядком.
Министерство осуществляет:
разработку в пределах своих полномочий проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы;