Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан
от 3 января 2012 г. N К-1/03-03
"Об утверждении стандарта антикоррупционного поведения государственного
гражданского служащего Министерства юстиции Республики Татарстан"

(с изменениями на 16 мая 2013 года)


____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:     

Приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 16 мая 2013 г. N К-63/03-03

____________________________________________________________________



Во исполнение Закона Республики Татарстан от 4 мая 2006 года N 34-ЗРТ "О противодействии коррупции в Республике Татарстан" и на основании Стандарта антикоррупционного поведения государственного служащего, одобренного решением Координационного совета Приволжского федерального округа по государственной кадровой политике от 18 февраля 2011 г. N А53-856пр, в целях предотвращения коррупции, поддержания высокого статуса и установления основных правил поведения, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными гражданскими служащими должностных обязанностей приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Министерства юстиции Республики Татарстан (далее - Стандарт).

2. Руководителям структурных подразделений обеспечить изучение и соблюдение Стандарта государственными гражданскими служащими аппарата Министерства юстиции Республики Татарстан.

3. Начальнику отдела организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей Мышливцу К.Е. организовать изучение и соблюдение Стандарта государственными гражданскими служащими аппаратов мировых судей Республики Татарстан.

4. Начальнику отдела правовой информатизации и компьютерных систем Сафину А.Г. разместить Стандарт на сайте Министерства юстиции Республики Татарстан официального портала Правительства Республики Татарстан.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Исполняющий обязанности министра,
первый заместитель министра

С.Н. Столяров

     

Стандарт
антикоррупционного поведения государственного гражданского
 служащего Министерства юстиции Республики Татарстан
(утв. приказом Министерства юстиции РТ
от 3 января 2012 г. N К-1/03-03)


1. Стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Республики Татарстан, замещающего должность государственной гражданской службы в аппарате Министерства юстиции Республики Татарстан и аппаратах мировых судей Республики Татарстан (далее - гражданский служащий), - это совокупность законодательно установленных правил, выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения гражданских служащих.

2. Стандарт антикоррупционного поведения гражданского служащего предполагает активность его действий, направленных на предотвращение коррупционных проявлений, и (или) строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий. При этом поведение гражданского служащего должно соответствовать этическим правилам, предусмотренным Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Татарстан, утвержденным Указом Президента РТ от 23.03.2011 N УП-142 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Татарстан".

3. В основе поведения гражданского служащего лежит фактор непосредственных действий по исполнению должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом:

реализация прав и обязанностей;

несение ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с задачами и функциями Министерства юстиции Республики Татарстан (далее - Министерство) и (или) аппаратов мировых судей Республики Татарстан и функциональными особенностями замещаемой в нем (них) должности;

принятие управленческих и иных решений по вопросам, закрепленным в должностном регламенте;

участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

взаимодействие в связи с исполнением должностных обязанностей с гражданскими служащими того же структурного подразделения Министерства (аппарата мирового судьи Республики Татарстан), иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

оказание государственных услуг гражданам и организациям в соответствии с Административными регламентами Министерства.

Отклонение при осуществлении своих полномочий от положений должностного регламента может способствовать совершению коррупционных правонарушений, а также являться признаком коррупционного поведения.

3.1. Представление достоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.    

Предоставление сведений осуществляется гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы в Министерстве, включенной в Перечень должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, в наибольшей степени подверженных риску коррупции, утвержденный приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 20.01.2010 N К-3/03-03, а также гражданским служащим, замещающим указанную должность государственной гражданской службы.

Непредставление гражданином при поступлении на государственную гражданскую службу указанных сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную гражданскую службу. Невыполнение гражданским служащим вышеуказанной обязанности является правонарушением, влекущим освобождение гражданского служащего от замещаемой должности государственной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совершение вышеуказанных действий направлено на предупреждение коррупционных правонарушений и способствует созданию атмосферы "невыгодности" коррупционного поведения.

3.2. Предварительное уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.

Гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при условии:

если это не повлечет за собой конфликт интересов (т.е. иная оплачиваемая деятельность не будет влиять на надлежащее исполнение обязанностей по замещаемой должности государственной службы: время осуществления иной работы, заработная плата, выполняемые им иные функции);

гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя об этом (это должно быть сделано в письменном виде и у гражданского служащего до начала осуществления иной оплачиваемой деятельности должно быть подтверждение, что представитель нанимателя уведомлен).

3.3. Получение письменного разрешения представителя нанимателя:

на занятие оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

на принятие наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в должностные обязанности государственного служащего входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

3.4. Передача подарков, полученных гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, в Министерство, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Указанное правило применяется в случае, если стоимость подарков превышает три тысячи рублей. Вместе с этим гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подарки стоимостью до трех тысяч рублей поступают в самостоятельное распоряжение гражданского служащего. Поведение гражданского служащего в этом случае направлено на то, чтобы получение подарка не было связано с его личной выгодой.

3.5. Передача принадлежащих гражданскому служащему ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

Указанное действие гражданского служащего направлено на предотвращение возникновения конфликта интересов, когда личная заинтересованность может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей (например, гражданский служащий использует служебную информацию для получения дополнительного дохода по ценным бумагам). Передача в доверительное управление ценных бумаг осуществляется в соответствии с главой 53 "Доверительное управление имуществом" Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".

3.6. Отсутствие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

При наличии таких обстоятельств гражданский служащий обязан отказаться от замещения соответствующей должности в установленном порядке путем увольнения с государственной службы, перевода на другую должность в этом же или другом государственном органе.

3.7. Использование средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества только в связи с исполнением должностных обязанностей.

В противном случае действия гражданского служащего можно рассматривать как действия, направленные на получение каких-либо благ для себя или для третьих лиц, что подпадает под признаки коррупции. Не допускается также передача государственного имущества другим лицам.

3.8. Проявление нейтральности, исключающей возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.

Данное правило поведения направлено на предотвращение нарушения, в том числе Федерального закона "О политических партиях", согласно которому вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Лица, находящиеся на государственной гражданской службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. Предоставление гражданским служащим преимуществ какой-либо партии (объединению), выраженное в определенных действиях, будет способствовать получению ими определенной выгоды, что также является коррупционным поведением.

3.9. Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, в части антикоррупционной составляющей.

Гражданский служащий, считающий, что он не обладает достаточными знаниями в сфере противодействия коррупции, может самостоятельно получить необходимые знания (в режиме самоподготовки) либо проинформировать об этом представителя нанимателя для возможного направления его на обучение. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего может осуществляться в любых не запрещенных законом формах и видах.

3.10. Уведомление представителя нанимателя, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью гражданского служащего. Государственный служащий, своевременно уведомивший в установленном порядке указанных лиц о фактах обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Невыполнение вышеуказанной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной гражданской службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.11. Письменное уведомление своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Указанная обязанность гражданского служащего направлена на предотвращение коррупционного поведения. После получения от гражданского служащего уведомления представитель нанимателя принимает меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые могут заключаться в следующем:

в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;

в отказе гражданского служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

в отводе или самоотводе гражданского служащего.

3.12. Обращение в Комиссию Министерства юстиции Республики Татарстан по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в целях получения согласия на замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

Гражданин, замещавший должности государственной гражданского службы, перечень которых установлен Перечнем должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, в наибольшей степени подверженных риску коррупции, утвержденным приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 20.01.2010 N К-3/03-03, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия Комиссии Министерства юстиции Республики Татарстан по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Решения данной Комиссии являются обязательными для лица, замещавшего соответствующую должность.

3.13. Сообщение представителю нанимателя (работодателю) сведений о последнем месте своей службы при заключении трудовых договоров.

Гражданин, замещавший должности государственной гражданской службы, перечень которых установлен Перечнем должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, в наибольшей степени подверженных риску коррупции, утвержденным приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 20.01.2010 N К-3/03-03, в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Указанное действие направлено на реализацию новым работодателем обязанности по информированию о заключении договора представителя нанимателя (работодателя) гражданского служащего по последнему месту его службы.

3.14. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

4. Соблюдение запретов, ограничений, требований к служебному поведению, связанных с государственной гражданской службой.

4.1. Не осуществлять предпринимательскую деятельность.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. У лица, находящегося на гражданской службе и занимающегося предпринимательской деятельностью, всегда есть соблазн предоставить для себя какие-нибудь выгоды (преимущества), что в рамках антикоррупционного поведения недопустимо.

4.2. Не участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.

Ситуация, при которой гражданский служащий находится в финансовой зависимости от коммерческой организации, не будет способствовать антикоррупционному поведению служащего, так как всегда есть риск совершения коррупционного правонарушения. Вместе с этим гражданский служащий может участвовать в деятельности органа управления коммерческой организацией, являясь его членом, в рамках своих служебных обязанностей. Более того, при представлении интересов государства на него возлагаются вполне определенные обязанности. В то же время гражданскому служащему не запрещено осуществлять аналогичную деятельность (в том числе и на платной основе) в органах управления некоммерческих организаций, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

4.3. Не приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

Гражданский служащий, обладая в связи со служебной деятельностью информацией о положительной динамике по доходам определенной компании, может совершить коррупционные действия, которые будут выражены в приобретении акций этой компании.

4.4. Не быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Поскольку по закону гражданские служащие в рассматриваемой ситуации не могут иметь такого рода полномочий, сделку, совершенную представителем - гражданским служащим, следует считать недействительной как заключенную неуполномоченным лицом. Гражданский служащий при наличии возможности получить полномочия по представлению интересов третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, должен отказаться от данной возможности.

4.5. Не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Гражданский служащий должен отказаться от каких-либо подарков (вознаграждений), так как это является одним из признаков коррупции - получение выгоды от осуществления своей непосредственной служебной деятельности.

4.6. Не выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Гражданский служащий может выезжать за пределы Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей только в рамках служебных командировок. Речь в данном случае идет не только о факте выезда в командировку, но и обо всех расходах, с ним связанных (проживание, питание и т.п.). Категорически запрещено выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц (в том числе для участия в научных конференциях, симпозиумах, иных мероприятиях), за исключением вышеуказанных случаев, даже если это мотивируется экономией бюджетных средств. Указанные действия также могут быть коррупционными, так как служащий получает определенную выгоду.

4.7. Не разглашать и не использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей.

К сведениям конфиденциального характера относятся:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»