Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 15 ноября 2007 г. N 638
"Об утверждении Концепции "Утилизация, переработка отходов
производства, потребления и вовлечение вторичных ресурсов
в промышленное производство в Республике Татарстан"


В целях разработки системы обращения с отходами и создания единой системы комплексного управления отходами производства и потребления, а также вовлечения вторичных ресурсов в промышленное производство в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию "Утилизация, переработка отходов производства, потребления и вовлечение вторичных ресурсов в промышленное производство в Республике Татарстан".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан

Р.Н.Минниханов

     

Концепция
"Утилизация, переработка отходов производства, потребления
и вовлечение вторичных ресурсов в промышленное производство
в Республике Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 15 ноября 2007 г. N 638)

1. Общие положения


Концепция "Утилизация, переработка отходов производства, потребления и вовлечение вторичных ресурсов в промышленное производство в Республике Татарстан" (далее - Концепция) определяет цели и задачи комплексного решения технических, экологических и экономических проблем, связанных с утилизацией и переработкой отходов производства и потребления в Республике Татарстан с учетом научно-технических достижений в области ресурсосбережения, а также снижения факторов загрязнения окружающей среды в Республике Татарстан.

Настоящая Концепция определяет пути развития государственного управления в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан. Действие Концепции распространяется на государственные органы исполнительной власти и хозяйствующие субъекты, чья деятельность связана с регулированием процессов обращения с отходами на территории республики.

2. Цели и задачи


Цели Концепции - создание единой системы комплексного управления отходами производства и потребления и вовлечение в производство вторичных ресурсов (их утилизация, безопасное хранение, переработка, уничтожение, рекультивация), санация территорий, занятых отработанными свалками отходов производства и потребления, ликвидация промышленных отходов для сохранения и развития комфортной среды обитания населения, а также обеспечение экологической безопасности республики.

Концепция определяет следующие задачи и приоритетные области деятельности в сфере управления отходами производства и потребления:

разработка регламентов взаимодействия всех структур, участвующих в сфере использования и переработки отходов;

создание экологически чистых энерготехнологических комплексов для переработки и производства материалов из техногенных и бытовых отходов;

создание инжинирингового центра для разработки проектов и технологий в области переработки твердых бытовых отходов (далее - ТБО);

создание экспертно-технологического совета для оценки проектов и технологий в области переработки ТБО;

создание биржи вторичного сырья;

создание базы данных действующих производственных мощностей по переработке отходов;

увеличение доли перерабатываемых отходов по отношению к отходам, захороненным без переработки;

снижение объема отходов за счет мер по предотвращению их образования, более эффективного использования ресурсов и создания более устойчивых моделей производства и потребления;

максимальное извлечение из коммунальных отходов токсичных фракций и вторичных ресурсов;

предупреждение несанкционированного размещения отходов и возврат в хозяйственный оборот территорий, занятых полигонами и свалками;

снижение объема отходов, подлежащих захоронению на полигонах, а также уменьшение количества опасных отходов с соответствующим одновременным уменьшением количества вредных выбросов в атмосферу, воду и почву;

поощрение вторичной переработки отходов, повторного использования материалов и снижения токсичности отходов;

организация селективного сбора отходов;

привлечение малого и среднего бизнеса в сферу обращения с отходами;

повышение уровня культуры населения в области сбора отходов.

3. Анализ деятельности в сфере обращения с отходами производства
и потребления в Республике Татарстан


Общий объем отходов, образовавшихся в 2006 году в Республике Татарстан, в соответствии с данными госстатотчетности 2-ТП (отходы) и республиканской статотчетности N 14-СН составил 14230,1 тыс.тонн. От общего объема отходов промышленные составили 2974,013 тыс.тонн, ТБО - 1077,5 тыс.тонн, отходы животноводства - 10178,6 тыс.тонн (приложение N 1).

Промышленной переработке подвергаются только 8,7% отходов, остальные вывозятся на свалки и полигоны захоронения, для которых используются 1265 гектаров земли, отчужденной от полезного обществу хозяйственного использования. Значительное количество ТБО попадает на несанкционированные свалки, число которых постоянно растет. Поэтому ТБО представляют собой источник загрязнения окружающей среды, способствующий распространению опасных для здоровья людей и наносящих вред окружающей среде веществ. Вместе с тем они содержат в своем составе ценные компоненты, которые могут быть использованы в качестве вторичных ресурсов.

Объем образовавшихся в республике отходов в 2006 году увеличился по сравнению с предыдущим годом. Объем обращения отходов производства возрастает не только за счет ТБО, но и за счет промышленных отходов (от общего объема отходов 20,9% составляют промышленные отходы), что обусловлено увеличением объемов производства промышленных предприятий. Наибольшее количество промышленных отходов образовалось в гг.Буинске, Заинске, Набережные Челны, Нижнекамске за счет таких предприятий, как ОАО "Заинский сахарный завод" - 547,342 тыс.тонн, ОАО "Буинский сахарный завод" - 539,5 тыс.тонн, ОАО "КАМАЗ" - 893,8 тыс.тонн, ОАО "Нижнекамскнефтехим" - 96,8 тыс.тонн (приложение N 2).

В результате деятельности 1193 предприятий в 2006 году на территории Республики Татарстан образовалось 602 вида отходов (приложение N 3).

Наибольшие объемы промышленных отходов образуются в пищевой промышленности (1215,36 тыс.тонн), машиностроении (977,27 тыс.тонн), топливной (79,6 тыс.тонн), химической отрасли (234,83 тыс.тонн), что составляет 80% объема образовавшихся отходов на предприятиях промышленности Республики Татарстан (приложение N 4).

Необходимо отметить, что часть вторичного сырья, собираемого в республике, вывозится на переработку в другие регионы. Это связано с различной стоимостью принимаемых вторичных ресурсов перерабатывающими предприятиями, отсутствием собственных технологий по переработке некоторых видов сырья. Так, в 2006 году за пределы республики вывезено более 151,6 тыс.тонн вторичного сырья (37,8% общего объема собранных вторичных ресурсов). Основной объем вывезенных отходов (84,8%), составил лом черных металлов - 128,5 тыс.тонн (приложение N 5).

В настоящее время на территории Республики Татарстан осуществляют хозяйственную деятельность 139 предприятий и организаций, имеющих лицензии на обращение с опасными отходами. Из них в трех городах (гг.Набережные Челны, Альметьевск, Казань) работают предприятия по сортировке мусора.

В 2006 году в г.Набережные Челны образовалось 1180,869 тыс.тонн отходов. На ООО "Специализированное экологическое предприятие "Экосервис", которое имело в 2005 году 1 линию по сортировке и брикетированию ТБО, поступило 55,5 тыс.тонн отходов, а извлечено 8,1 тыс.тонн вторсырья (14,6%).

В Альметьевском районе в 2006 году образовалось 539,266 тыс.тонн отходов, а на мусоросортировочной станции извлечено 647,1 тонн вторсырья, что составило 1,2%. Мусоросортировочная станция в г.Альметьевске, несмотря на начатую работу по сортировке мусора, так и не достигла технико-экономических показателей, заявленных при бизнес-планировании.

Казанским предприятием ЗАО "Казанский экологический комплекс" введены в эксплуатацию мусоросортировочные линии, на которых за три месяца 2006 года принято 3250,7 тонны ТБО, из которых на вторичную переработку направлено 263,6 тонн (8%).

Наиболее крупным предприятием по сбору вторичных ресурсов является ОАО "Татвториндустрия". Имея свои филиалы в пяти городах республики (гг.Казань, Нижнекамск, Чистополь, Лениногорск, Зеленодольск), предприятие собирает до 20 видов отходов.

ОАО "Татвториндустрия" в 2006 году начало селективный сбор вторичных ресурсов. В этих целях в г.Казани было установлено 40 экологических постов. Среднемесячный сбор вторичных материальных ресурсов на данных постах составляет 4 тонны (приложение N 6).

Отходы, содержащие ртуть и ее соединения, собирают в республике семь предприятий, а объем переработки образовавшихся отходов от ртутных ламп составил 1,4%.

Сбор и переработку отходов резинотехнических изделий осуществляют девять предприятий, которыми в 2006 году утилизировано 22,4% отходов, 3,9% использовано на собственном производстве.

Ежегодно в республике образуется около 10 млн.тонн животноводческих отходов, которые в настоящее время не перерабатываются.

Распределение отходов по районам Республики Татарстан приведено в приложениях N 7 и N 8. Сбор вторичных материальных ресурсов от общего объема образовавшихся твердых бытовых и промышленных отходов в целом по республике составил 14,1%, из которых переработано на территории республики 8,7%.

Анализируя состояние сбора и переработки отходов за 2006 год, можно говорить о наметившейся тенденции уменьшения объемов сбора отходов полимерных материалов на 63,7%, нефтешламов - на 40%, древесных отходов - на 14,6%, ртутьсодержащих отходов - на 23%, отходов текстиля - на 42%. В то же время в 2006 году увеличились объемы сбора отходов лома черных металлов на 99%, лома цветных металлов - на 53%, макулатуры - на 3%, отходов резинотехнических изделий - на 8,1%.

Республиканский рынок услуг по переработке отходов не насыщен и испытывает в настоящее время те же проблемы и потребность в дополнительных мощностях по переработке и утилизации отходов, что и российский рынок в целом.

В республике не решена проблема сбора и вторичной переработки использованной упаковки (в частности пластиковых бутылок, алюминиевых банок, полиэтиленовой и пищевой пленки).

Вышеперечисленные показатели усугубляются низкой эффективностью существующих федеральных экономических механизмов природопользования и охраны окружающей среды, недостаточным технологическим уровнем промышленного производства, высокой степенью изношенности основных фондов, отсутствием высококвалифицированного экологического менеджмента на предприятиях.

Проведя анализ состояния утилизации и переработки отходов в Республике Татарстан, можно сделать вывод, что ключевыми проблемами, влияющими на управление потоками всех видов отходов производства и потребления, являются:

отсутствие единой идеологии сбора, обезвреживания и переработки отходов в Республике Татарстан;

неудовлетворительная координация работ;

отсутствие эффективного экономического механизма для стимулирования сбора и переработки отходов производства и потребления, стимулирования создания производств по переработке отходов, внедрения экологически чистых технологий и сокращения отходов;

отсутствие единой системы учета отходов производства и потребления, источников образования отходов и предприятий-переработчиков;

отсутствие системы селективного сбора отходов производства и потребления;

отсутствие системы обращения с опасными, медицинскими и биологическими отходами;

отсутствие системы обращения с крупногабаритными, строительными отходами, содержащими фракции, которые можно использовать в коммерческих целях;

недопустимый объем направляемых на захоронение отходов производства и потребления, низкий уровень извлечения из отходов вторичных ресурсов;

недостаточное количество контейнеров, контейнерных площадок, спецавтотранспорта для вывоза отходов;

слабая конкурентная среда, недостаточное участие в этой сфере субъектов малого предпринимательства;

слабое развитие предприятий, осуществляющих переработку и утилизацию отходов производства и потребления в республике.

4. Система комплексного управления отходами
производства и потребления


Эффективная система комплексного управления отходами в Республике Татарстан может быть создана при разработке единого подхода к системе обращения с отходами, включающей сбор, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение, захоронение и контроль за этими операциями на всех уровнях власти.

Управление отходами должно базироваться на четырех принципах:

1) минимальное воздействие на окружающую среду. Простое количественное сокращение отходов не является главной целью процесса минимизации. Основным критерием во всех случаях должно быть максимальное снижение негативного влияния отходов на окружающую среду;

2) минимизация бюджетных затрат;

3) максимальное использование и обезвреживание отходов;

4) комплексный подход к решению указанных проблем.

При создании системы управления отходами необходимо учесть следующие пути регулирования процесса управления отходами:

экономическое регулирование обращения с отходами;

создание нормативной правовой базы, регламентирующей систему сбора и утилизации отходов;

применение организационно-управленческих решений;

государственный контроль и надзор.

4.1. Экономическое регулирование сферы обращения с отходами


Основными принципами экономического регулирования сферы обращения с отходами являются:

уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;

размещение отходов на полигонах на платной основе;

экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.

Задачей экономического регулирования сферы обращения с отходами является создание благоприятных условий для экологического предпринимательства, то есть деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды. Система экономического регулирования включает в себя:

общий экономический механизм природопользования (в части размещения отходов), порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды различными видами отходов;

систему экономического стимулирования экологически безопасного обращения с отходами, использования, утилизации и переработки отходов субъектами хозяйственной деятельности. Создание на территории республики государственных, частных и смешанных предприятий централизованной переработки отходов в товарную продукцию, пользующуюся платежеспособным спросом;

систему налоговых льгот, стимулирующих экологическое предпринимательство;

систему налоговых льгот для предприятий и организаций, стимулирующих их природоохранную деятельность;

систему налоговых льгот, льготных кредитов, направленных на поддержку бизнес-планов инвестиционных проектов, связанных с решением задач утилизации и переработки отходов промышленного производства и животноводства;

систему мероприятий по привлечению инвестиций на осуществление природоохранной деятельности в области управления отходами и снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду.

В целях повышения совершенствования деятельности в сфере обращения с отходами потребления и благоустройства населенных пунктов муниципальных районов принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.07.2006 N 344 "О мерах по совершенствованию деятельности по обращению с отходами потребления в Республике Татарстан", предусматривающее разработку и реализацию инвестиционных программ муниципальных районов и городских округов.

В соответствии с действующим законодательством организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, что значительно повышает роль и ответственность органов местного самоуправления в области обращения с отходами потребления.

Стратегическим направлением в сфере обращения бытовых и промышленных отходов муниципальных образований должно стать соединение экологии и экономики муниципальных образований. Согласно ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" основная часть инвестиционных программ муниципальных районов и городских округов должна предусматривать:

создание муниципальных бирж отходов в муниципальных образованиях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»