Важной составляющей административной реформы является переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг по осуществлению юридически значимых действий в электронной форме.
На 1 января 2011 года созданы ключевые элементы инфраструктуры комплексного проекта "Электронное Правительство Республики Татарстан": единая межведомственная система электронного документооборота, информационно-аналитическая система Правительства Республики Татарстан, Портал Правительства Республики Татарстан, Портал муниципальных образований Республики Татарстан, Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (uslugi.tatar.ru). В работе органов власти используется электронная цифровая подпись.
Внедрение комплексного проекта "Электронное Правительство Республики Татарстан" дало возможность значительно оптимизировать процессы предоставления государственных услуг гражданам республики за счет использования информационно-коммуникационных технологий.
Этот проект позволил сформировать вертикальные и горизонтальные информационные потоки между органами государственной власти республики, ликвидировать межведомственные барьеры, что, несомненно, чрезвычайно важно, а также повысить эффективность деятельности органов государственной власти при выработке и принятии стратегических и оперативных решений в сфере социально-экономического развития Республики Татарстан.
На Портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан реализован и апробирован следующий ключевой функционал для возможности оказания в электронном виде ряда этапов (сервисов) в рамках государственных и муниципальных услуг:
возможность подачи заявления на оказание услуги в электронном виде;
возможность онлайн-оплаты услуг (оплата государственных пошлин, административных взысканий (штрафов), налоговой задолженности, жилищно-коммунальных услуг, услуг операторов связи: телефония, Интернет, телевидение);
возможность записи в электронные очереди (на прием в отдел Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан для подачи документов на оформление заграничного паспорта, бронирование времени и места регистрации брака во все органы ЗАГС Республики Татарстан, на прием к специалисту в медицинские учреждения г. Нижнекамска, постановка на учет в детские дошкольные образовательные учреждения).
Для удобства пользователей мобильных устройств Портал имеет оптимизированную мобильную версию (m.tatar.ru).
Электронные информационные киоски (инфоматы) позволяют получать электронные услуги в режиме самообслуживания: с их помощью можно получить информацию об услуге, заполнить и распечатать бланки, получить видеоконсультацию, направить запрос, записаться в очередь, оплатить государственные пошлины, штрафы.
Первое подобное устройство, разработанное Центром информационных технологий Республики Татарстан, появилось в г. Казани в 2009 году. Уже в 2010 году в крупных торговых центрах, учреждениях г. Казани, а также в г. Набережные Челны, г. Альметьевске и пгт. Камские Поляны было установлено 45 инфоматов. В 2011 году в республике планируется установить еще 100 инфоматов.
С начала 2010 года в Республике Татарстан работает Центр обслуживания аудио- и видеообращений граждан по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг. Сейчас он обслуживает следующие ключевые направления:
справочно-информационная поддержка электронных услуг, получаемых населением посредством Портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, а также инфоматов (обработка видеообращений граждан с установленных устройств);
техническая поддержка инфоматов, решение претензионных вопросов, запись в электронные очереди и т.д.;
информационно-техническая поддержка государственных информационных систем и ресурсов Республики Татарстан и т.п.
Центр работает ежедневно с 8.00 до 20.00 часов, включая выходные и праздничные дни. Ежемесячно операторами Центра обрабатывается в среднем около 35 тысяч обращений граждан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.10.2010 N 864 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на территории Республики Татарстан, в том числе с использованием универсальных электронных карт" государственное унитарное предприятие "Центр информационных технологий Республики Татарстан" определено как уполномоченная организация по созданию, развитию и эксплуатации информационной системы - государственного информационного центра Республики Татарстан, который обеспечивает при предоставлении услуг обмен сведениями, содержащимися в базах данных информационных систем органов власти Республики Татарстан.
Для обеспечения потребности органов государственной власти и органов местного самоуправления республики в вычислительных мощностях и серверных ресурсах созданы 2 независимые площадки Центра обработки данных Правительства Республики Татарстан.
В целях изготовления сертификатов открытых ключей для информационной системы - государственного информационного центра Республики Татарстан для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с 1 декабря 2010 года осуществляет свою деятельность Удостоверяющий центр Государственного информационного центра Республики Татарстан.
В целях реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", исполнения распоряжений Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1555-р и от 17.12.2009 N 1993-р постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.01.2011 N 21 утвержден план перехода на предоставление государственных, муниципальных и социально значимых услуг в электронном виде в Республике Татарстан. В соответствии с ним определен перечень из 91 услуги для перевода их в электронный вид к 2013 году. За каждой услугой закреплены ответственные министерства и ведомства Республики Татарстан, территориальные структуры федеральных органов государственной власти, органы местного самоуправления, обозначены сроки и этапы перевода. Кроме того, установлена этапность перехода на предоставление государственных, муниципальных и социально значимых услуг в электронном виде, а именно:
I этап. Завершение размещения информации о государственной и муниципальной услуге в государственной информационной системе "Реестр государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан" и в государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан" (далее - Портал).
II этап. Завершение размещения на Портале форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной и (или) муниципальной услуги, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде.
III этап. Обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных и муниципальных услуг представлять документы в электронном виде с использованием Портала.
IV этап. Обеспечение возможности для заявителей осуществлять мониторинг хода предоставления государственной и муниципальной услуги в электронном виде.
V этап. Обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, если это не запрещено федеральным законодательством.
В рамках создания эффективной системы государственного управления достигнуты следующие результаты:
в Единой межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан работают более 16000 государственных и муниципальных служащих и сотрудников более 1800 организаций;
все органы государственной власти Республики Татарстан имеют интернет-представительства в составе единого Портала Правительства Республики Татарстан с интернет-приемной;