КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2011 года N 492
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного
строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"
(с изменениями на 31 августа 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 28 июня 2023 года N 759
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2011 г. N 1113
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 августа 2012 г. N 739
____________________________________________________________________
В целях развития жилищного строительства в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа), включающую подпрограммы "Кадровое обеспечение" Долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" и "Развитие рынка арендного жилья" Долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы".
2. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы и подпрограмм исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.
3. Предложить главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан разработать и утвердить программы, стимулирующие развитие жилищного строительства и механизмы предоставления гражданам жилья.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Долгосрочная целевая программа
"Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 20 июня 2011 г. N 492)
Паспорт Программы
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа) | ||||||
Основание для разработки Программы | Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, Концепция развития жилищного строительства в Республике Татарстан на период 2011-2015 годов, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.12.2010 N 1091 | ||||||
Государственный заказчик Программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан | ||||||
Основные разработчики Программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, государственное унитарное предприятие "Татинвестгражданпроект" | ||||||
Основная цель Программы | Обеспечение населения Республики Татарстан доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья | ||||||
Основные задачи Программы | Обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья. Совершенствование кадрового потенциала строительного комплекса Республики Татарстан, обеспечивающего устойчивое и рациональное развитие жилищного строительства на территории Республики Татарстан | ||||||
Сроки и этапы реализации Программы | Сроки реализации: 2011-2015 годы. | ||||||
Исполнители Программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, | ||||||
Объемы и источники финансирования Программы | Источники финансирования | Объемы финансирования, млн. рублей | |||||
всего | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||
Общий объем финансирования Программы, в т.ч. | 451275,87 | 76466,55 | 84090,55 | 82950,37 | 96210,93 | 111535,23 | |
средства бюджета Российской Федерации | 21399,06 | 6206,25 | 3934,73 | 3644,72 | 3762,54 | 3850,82 | |
средства бюджета Республики Татарстан | 10718,62 | 2706,1 | 2232,87 | 1836,47 | 1913,6 | 2029,57 | |
средства местных бюджетов | 7844,28 | 1844,28 | 1500,0 | 1500,0 | 1500,0 | 1500,0 | |
внебюджетные источники | 411313,91 | 65709,92 | 76422,95 | 75969,18 | 89057,03 | 104154,84 | |
Объемы финансирования мероприятий подлежат ежегодному уточнению при разработке бюджетов различных уровней | |||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели бюджетной эффективности Программы | Формирование агломераций крупных городов Республики Татарстан, обеспечивающих потребности населения в жилье. | ||||||
Система контроля за исполнением Программы | Контроль и координация деятельности обеспечиваются государственным заказчиком - Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан |
Введение
Комплексное планирование территориального развития Республики Татарстан, основанное на приоритетах роста, на взвешенном, экономически целесообразном размещении производительных сил и жилищном строительстве, обеспечивающем существующие и планируемые потребности населения, является одним из главнейших векторов развития республики. В этой связи жилищное строительство требует к себе не просто повышенного внимания со стороны руководства Республики Татарстан, органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления муниципальных образований, а должно основываться на реализации комплексной программы действий, включающей в себя все важнейшие аспекты влияния государства на процессы стимулирования предложения и экономически обоснованного спроса на рынке жилья.
Реализация конституционного права граждан на жилище, обеспечение одной из основных потребностей человека - иметь домашний очаг, достойные и доступные условия проживания для себя и своих близких, - это одна из фундаментальных задач любого правового государства. Наличие собственного жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, основных его потребностей, обеспечивающей здоровье нации, формирование семьи и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации. Это - источник уверенности людей в завтрашнем дне и опора стабильности в обществе. Кроме того, жилье, помимо выполнения базовых функций, является, как объект недвижимости, средством накопления капитала и в то же время инвестиционным механизмом в сфере производства и оборота капитала в обществе.
Вместе с тем позиционирование роли государства как гаранта соблюдения гражданского права должно включать в себя и его координирующие действия в развитии строительного комплекса и формировании благоприятных инвестиционных условий для того, чтобы обеспечить заинтересованность в реализации жилищных программ самих строительных организаций. Инвестиционно-строительный комплекс в настоящее время является ведущей отраслью народного хозяйства, где решаются жизненно важные задачи структурной перестройки материальной базы всего производственного потенциала страны и развития непроизводственной сферы. Так, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), одно рабочее место в сфере строительства обеспечивает занятость до 6 человек в смежных отраслях. Строительство и жилой, и коммерческой недвижимости обладает синергетическим эффектом привлечения инвестиций в ряд других отраслей - банковский сектор, легкую промышленность, торговлю, которые своими услугами обеспечивают возникающие потребности новых собственников (арендаторов) построенной недвижимости. От эффективности функционирования строительного комплекса во многом зависят как темпы выхода из кризиса, так и конкурентоспособность отечественной экономики. Кроме того, жилищное строительство является и генератором налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, величина которых в полной мере способна покрыть необходимые затраты отрасли на подготовку территорий для комплексной жилой застройки (по предварительной оценке, 1 рубль государственных инвестиций в строительство социальной и инженерной инфраструктуры в жилищном строительстве влечет за собой от 3 до 6 рублей вложений инвесторов и населения, что дает практически 100-процентный возврат вложенных государственных средств в доходы бюджета в качестве налоговых поступлений). Строительство в целом является точкой роста экономики государства, залогом его эффективного развития как в экономическом, так и в социальном плане. И пассивное отношение к существующим проблемам в этой отрасли способно привести к реальной угрозе экономической безопасности страны, вырождаемости нации.
Таким образом, двойственная природа проблематики, существующей в сфере жилищного строительства, обуславливает необходимость разработки и практического воплощения комплекса мер, направленных на одновременное стимулирование и покупательской, и инвестиционной активности на рынке жилья.
Актуальность решения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства подчеркивается тем, что, несмотря на создание в Российской Федерации основ функционирования рынка жилой недвижимости, приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются низкая доступность долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. Данные социологических обследований в 2009 году, приводимые Министерством регионального развития Российской Федерации, показывают, что жилищная проблема стоит перед 60 процентами российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями, при этом для 32 процентов семей жилищная проблема стоит достаточно остро и требует решения в ближайшие 3 года. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв. метров, и для ее удовлетворения необходимо увеличить жилищный фонд на 46 процентов. В Республике Татарстан потенциальная доля семей, имеющих возможность приобрести жилье по существующим ипотечным программам (по социальной ипотеке и по классической ипотеке в рамках механизма, реализуемого ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АИЖК)), ориентировочно составляет 33 процента. Таким образом, более 2/3 населения республики улучшить свои жилищные условия в настоящее время не в силах.
Помимо наличия низкой покупательской способности населения на рынке жилья, существует целый комплекс проблем, который препятствует инвестиционной активности в строительстве, причем речь идет как о невозможности реализации жилищных проектов крупными застройщиками, так и о сдерживании инвестиционной активности самих граждан в части индивидуального жилищного строительства и объединения в жилищные строительные и накопительные кооперативы. Основные причины сложившейся ситуации заключаются в следующем:
общее снижение инвестиционной активности в строительстве в период 2008-2009 гг., связанное с последствиями мирового финансового кризиса;
слабая проработанность на региональном и местном уровнях документации градостроительного планирования и зонирования, отсутствие четкой определенности в градостроительной политике не позволяют строительному бизнесу грамотно спланировать свою деятельность и оптимально реализовать инвестиционные проекты, что, в свою очередь, ведет к приостановке инициатив по застройке территорий;
недоступность земельных участков для застройщиков;
излишне регламентированная и чрезвычайно громоздкая система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров для реализации строительного бизнеса;
отсутствие реально подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение;
высокая изношенность (до 60-70 процентов) производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов;
низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций, возникшая на волне кризиса и продолжающая оставаться как фактор негативного влияния на развитие отрасли в целом;
проблема ценообразования в жилищном строительстве, напрямую влияющая на квалификацию рабочей силы в строительстве, себестоимость и качество строительства.
Основой реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленного на стимулирование развития жилищного строительства в стране, стала федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы. Реализация программы впервые на постсоветском пространстве, после массового жилищного строительства в 60-е годы прошлого века, на уровень государственной политики вывела меры по комплексному освоению территорий под массовое жилищное строительство и четкое определение групп населения, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей. Целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, пролонгирующая действие ее механизмов и формирование ряда новых мер, предусматривает создание условий для возникновения рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Настоящая Программа исходя из специфики и тенденций развития строительного комплекса и строительства жилья в республике призвана в рамках основных направлений, определяемых новой федеральной целевой программой "Жилище", обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих проблемных вопросов в этой сфере. Программа ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые федеральные и республиканские целевые программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства.
1. Характеристика проблемы
1.1. Строительный комплекс и жилищное строительство в Республике Татарстан
1.1.1. Позиционирование строительного комплекса Республики Татарстан в рамках Приволжского федерального округа
Республика Татарстан является лидером в Приволжском федеральном округе по объему строительства жилья (за январь-декабрь 2010 года республика по объему работ, выполненных по виду "Строительство" и по объему ввода жилья, заняла 1-е место) и занимает 6 место в целом среди субъектов Российской Федерации. По совокупным результатам жилищного строительства и проведения реформ жилищно-коммунального хозяйства, оценку которых производит Министерство регионального развития Российской Федерации, Республика Татарстан занимает также ведущее место среди всех регионов России соответственно.
Таблица 1. Ввод в действие общей площади жилых домов и общежитий в регионах Приволжского федерального округа
(тыс. кв. метров общей площади)
N | Приволжский федеральный округ | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
1 | Республика Башкортостан | 1856,8 | 2351,8 | 2352,7 | 2006,3 |
2 | Республика Марий Эл | 283,7 | 298,8 | 299,9 | 302,3 |
3 | Республика Мордовия | 242,8 | 284,1 | 276,6 | 289,2 |
4 | Республика Татарстан | 2040,7 | 2222,5 | 2010,2 | 2027,0 |
5 | Удмуртская Республика | 483,0 | 486,4 | 464,8 | 485,5 |
6 | Чувашская Республика | 1004,5 | 977,8 | 852,2 | 874,1 |
7 | Пермский край | 884,1 | 832,8 | 695,1 | 691,4 |
8 | Кировская область | 375,8 | 425,8 | 335,9 | 370,8 |
9 | Нижегородская область | 1072,0 | 1353,9 | 1403,9 | 1452,1 |
10 | Оренбургская область | 752,4 | 775,9 | 740,1 | 581,1 |
11 | Пензенская область | 554,3 | 605,1 | 610,2 | 624,1 |
12 | Самарская область | 1287,0 | 1328,2 | 1025,2 | 1040,0 |
13 | Саратовская область | 1022,1 | 1112,5 | 1129,9 | 1142,6 |
14 | Ульяновская область | 429,4 | 508,5 | 530,6 | 467,0 |
Всего | 12288,6 | 13563,9 | 12727,2 | 12353,5 |
Объем строительных работ, выполненных в Приволжском федеральном округе, в 2009 году составил 623,6 млрд. рублей, за январь-декабрь 2010 года - 618,3 млрд. рублей. Следует отметить, что в докризисный период (январь - сентябрь 2008 года) рост данного показателя составлял 17,6 процента.
Таблица 2. Объем строительных работ, выполненных в Приволжском федеральном округе
(млрд. рублей)
Наименование территории | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Приволжский федеральный округ | 519,6 | 714,7 | 623,6 | 618,3 |
Республика Башкортостан | 83,1 | 102,3 | 73,5 | 81,2 |
Республика Марий Эл | 7,5 | 9,8 | 6,5 | 8,8 |
Республика Мордовия | 11,0 | 15,0 | 13,8 | 17,3 |
Республика Татарстан | 133,7 | 157,0 | 184,1 | 176,9 |
Удмуртская Республика | 17,3 | 25,2 | 14,7 | 14,7 |
Чувашская Республика | 25,0 | 34,3 | 18,5 | 18,5 |
Пермский край | 38,9 | 60,5 | 56,5 | 60,2 |
Кировская область | 11,7 | 14,5 | 9,0 | 10,3 |
Нижегородская область | 53,1 | 110,0 | 102,8 | 80,3 |
Оренбургская область | 24,6 | 34,5 | 25,2 | 28,8 |
Пензенская область | 18,1 | 28,9 | 25,1 | 23,5 |
Самарская область | 48,0 | 55,8 | 41,0 | 45,9 |
Саратовская область | 31,7 | 43,0 | 33,4 | 35,1 |
Ульяновская область | 15,9 | 23,9 | 19,5 | 16,8 |