Указ Президента Республики Татарстан
от 23 августа 2010 г. N УП-552
"Об утверждении Программы развития государственной гражданской службы
Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан
на 2010-2013 годы"
В соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", Законом Республики Татарстан "О муниципальной службе в Республике Татарстан", а также во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" постановляю:
1. Утвердить Программу развития государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2010-2013 годы (прилагается).
2. Кабинету Министров Республики Татарстан:
обеспечить финансирование мероприятий Программы развития государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2010-2013 годы (далее - Программа), проводимых за счет средств бюджета Республики Татарстан;
принять иные решения, необходимые для реализации Программы.
3. Главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан:
принять активное участие в реализации мероприятий, предусмотренных Программой;
принять меры по разработке и утверждению в установленном законодательством порядке муниципальных программ развития муниципальной службы, с финансированием предусматриваемых в них мероприятий за счет средств местных бюджетов.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Республики Татарстан | Р.Н. Минниханов |
Казань, Кремль
23 августа 2010 г.
N УП-552
Программа
развития государственной гражданской службы Республики Татарстан
и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2010-2013 годы
(утв. Указом Президента РТ от 23 августа 2010 г. N УП-552)
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа развития государственной гражданской |
Нормативно-правовая | Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О |
Государственный | Республика Татарстан |
Государственный | Департамент по делам государственных служащих при |
Основной разработчик | Министерство юстиции Республики Татарстан |
Цели Программы | совершенствование системы управления |
Задачи Программы | совершенствование правовой основы гражданской и |
Сроки и этапы | Реализация Программы будет осуществлена в течение |
Индикаторы оценки | выполнение государственного заказа на управление |
Объем и источники | Для реализации программных мероприятий развития |
Контроль за ходом | Комиссия по вопросам развития государственной |
I. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа
В Республике Татарстан реформирование гражданской службы осуществляется в тесной взаимосвязи с реализуемой административной реформой и с учетом позитивного опыта в данной сфере деятельности субъектов Российской Федерации, а также опыта зарубежных стран.
В течение 2004-2009 годов Президентом Республики Татарстан, Государственным Советом Республики Татарстан и государственными органами осуществлялся масштабный комплекс мероприятий, направленных на создание и совершенствование правовых, организационных, финансовых, методологических основ гражданской и муниципальной службы и системы управления ею, формирование высокопрофессионального состава гражданских и муниципальных служащих.
В целях реализации законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе в этот период разработано большое количество нормативных правовых актов Республики Татарстан, которыми в настоящее время урегулированы основные вопросы гражданской и муниципальной службы, отнесенные федеральным законодательством к ведению субъектов Российской Федерации.
В государственных органах практически завершена масштабная работа по разработке и введению в действие должностных регламентов гражданских служащих, включающих в себя показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
Подбор персонала на гражданскую службу в государственные органы в основном осуществляется путем проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы, назначения на должности гражданской службы из кадрового резерва и ротации гражданских служащих.
Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Республики Татарстан в условиях осуществления в России реформ возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в государственных органах и органах местного самоуправления. От того, насколько эффективно действуют эти органы, во многом зависит доверие населения к власти.
Необходимо также повысить эффективность системы информационного взаимодействия уровней власти.
В настоящее время развитию гражданской и муниципальной службы Российской Федерации и Республики Татарстан, в частности, присущи следующие проблемы:
- недостаточный для работы в современных условиях уровень профессиональной подготовки гражданских и муниципальных служащих, ее правовой и организационной обеспеченности;
- нерешенность правовых, организационных и социальных вопросов привлечения и закрепления молодых специалистов на гражданской и муниципальной службе;
- недостаточная регламентация деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- недостаточная ресурсная обеспеченность гражданской и муниципальной службы;
- несовершенство механизма формирования кадрового резерва гражданских и муниципальных служащих на конкурсной основе;
- неразвитость механизма применения показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского и муниципального служащего при оценке его профессиональной служебной деятельности;
- несоответствие уровня социального и правового положения гражданского и муниципального служащего уровню возлагаемой на него ответственности.
Все вышеуказанные проблемы тесно связаны между собой и не могут быть устранены по отдельности. Развитие гражданской и муниципальной службы должно проводиться в рамках концепции сбалансированного развития, и оно не должно состоять из одномоментных кардинальных изменений существующей системы гражданской и муниципальной службы. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требуют четкой межведомственной координации и управления.
В целях повышения эффективности работы гражданских и муниципальных служащих акцент должен ставиться на целенаправленную и системную профессиональную переподготовку, повышение квалификации. Это позволит восполнить пробелы в образовании некоторых гражданских и муниципальных служащих, выявленные в ходе аттестации. В условиях возрастающей интеграции научного познания управленец обязан владеть достаточно широким спектром информации. Кроме того, чиновнику нередко приходится при смене должностей менять сферы, а значит и специализацию деятельности. Отсюда актуальность получения дополнительного образования, постоянного расширения кругозора на основе углубленного изучения экономических, социальных, политических, духовных процессов, новых тенденций в стране и интенсивно развивающемся мировом сообществе. Возникает проблема недостаточности связанных с гражданской службой узкоприкладных теоретических знаний, практических умений и навыков в рамках одной специализации.
Кроме того, необходимость повышения квалификации гражданских и муниципальных служащих во многом обусловлена постоянным изменением нормативной правовой базы как на федеральном, так и на республиканском уровнях, в том числе с учетом передаваемых государственных полномочий с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации.
Однако, несмотря на сравнительно высокий уровень денежного содержания гражданских и муниципальных служащих по отношению к другим категориями бюджетников, все же он недостаточен для того, чтобы сохранить в системе гражданской и муниципальной службы высококвалифицированных специалистов. Специалисты самого продуктивного возраста - 35-45 лет - зачастую уходят из системы гражданской и муниципальной службы в бизнес-структуры.
Из-за отсутствия средств в бюджете Республики Татарстан в полной мере не могут быть реализованы гарантии, предусмотренные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Законом Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" для гражданских служащих (например, гарантия получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади), которые могли бы быть мощным стимулом для повышения мотивации эффективного исполнения должностных обязанностей и укрепления профессионального состава кадров.
Кроме того, недостаточная открытость гражданской и муниципальной службы способствует проявлениям бюрократизма и коррупции.
В этой связи развитие гражданской и муниципальной службы представляется одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
С учетом изложенного становятся очевидными значимость и необходимость принятия Программы развития государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2010-2013 годы, важность реализации мероприятий по развитию гражданской и муниципальной службы республики, а также по реализации полномочий, отнесенных к компетенции республики Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку данную проблему невозможно комплексно решить без государственного участия.
В рамках реализации Программы предусмотрены мероприятия по разработке и реализации соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих основные принципы работы с кадрами, направленные на стимулирование деятельности гражданских и муниципальных служащих на основе объективного учета их профессионализма, компетентности, заслуг, нравственных и морально-этических качеств, на обеспечение социальных гарантий и осуществление мер социальной защиты гражданских и муниципальных служащих, в том числе и после выхода на пенсию.
II. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
совершенствование системы управления гражданской и муниципальной службой;
формирование высококвалифицированного кадрового состава гражданской и муниципальной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления и местного самоуправления, развитие гражданского общества;
развитие организационного, информационного и ресурсного обеспечения гражданской и муниципальной службы.
Для реализации поставленных целей необходимо выполнение следующих задач:
совершенствование правовой основы гражданской и муниципальной службы;
обеспечение эффективного взаимодействия гражданской и муниципальной службы;
формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности гражданской и муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих;
укрепление взаимодействия государственных и муниципальных органов с высшими учебными заведениями, осуществляющими специализированную подготовку кадров для гражданской и муниципальной службы;
предупреждение коррупции, выявление и разрешение конфликтов интересов на гражданской и муниципальной службе и после ухода с нее;
создание системы общественного контроля деятельности гражданских и муниципальных служащих;
упорядочение и конкретизация полномочий гражданских и муниципальных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах;
разработка мер, направленных на привлечение и закрепление молодых специалистов на гражданской и муниципальной службе;
выработка оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность гражданских и муниципальных служащих;
совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение гражданскими служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";
методологическое обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
регламентация вопросов, касающихся повышения денежного содержания и пенсионного обеспечения гражданских и муниципальных служащих;
формирование эффективного кадрового резерва государственных и муниципальных служащих;
повышение качества государственных услуг, оказываемых государственными органами и органами местного самоуправления гражданам и организациям;
внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации гражданских и муниципальных служащих и обеспечение условий для повышения результативности их профессиональной служебной деятельности;
введение системы оплаты труда в зависимости от эффективности результатов их работы;
развитие системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих;
совершенствование системы государственных гарантий на гражданской и муниципальной службе;
внедрение современных механизмов стимулирования гражданских и муниципальных служащих.
Опыт совершенствования государственного управления показывает, что внедрение современных принципов и технологий на гражданской и муниципальной службе является длительным и сложным процессом. Предлагаемые мероприятия по развитию системы гражданской и муниципальной службы предполагают их осуществление в два этапа:
I этап - 2010 год: разработка нормативных правовых документов и программ профессионального развития по всем уровням, формам и видам образования;
II этап - 2011-2013 годы: создание эффективной динамичной интегрированной системы государственного и муниципального управления.
Для успешной реализации Программы, выполнения ее целей и задач необходимо достижение следующих показателей (целевых индикаторов Программы):
выполнение государственного заказа на управление >= 98%;
удовлетворение населения работой органа управления >= 75%;
удовлетворение предприятий и организаций работой органа управления >= 75%;
интегральная оценка эффективности работы органа власти >= 80%.
III. Перечень программных мероприятий
Основные мероприятия по развитию гражданской и муниципальной службы определяются целями и стратегическими задачами Программы и разработаны с учетом положений федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261, Федеральных законов от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законов Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", от 17 января 2008 года N 5-ЗРТ "О муниципальной службе в Республике Татарстан" и других нормативных правовых актов о гражданской и муниципальной службе.
Комплекс мероприятий по развитию гражданской и муниципальной службы, обеспечивающих достижение поставленных Программой целей и задач, предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
а) совершенствование и развитие нормативной правовой базы, регулирующей вопросы гражданской и муниципальной службы;