Распоряжение Президента Республики Татарстан
от 14 января 2009 г. N 6
"О мерах по преодолению негативных последствий влияния
глобального финансового кризиса в Республике Татарстан"
(с изменениями на 7 августа, 7 октября 2009 г.)



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", в целях осуществления мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан и организации взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти Республики Татарстан с Правительством Российской Федерации при их реализации:

1. Утвердить разработанную Кабинетом Министров Республики Татарстан и одобренную 8 января 2009 года на заседании Республиканской комиссии по обеспечению развития экономики Республики Татарстан в условиях мирового финансового кризиса Региональную программу (Комплексный план) упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан (прилагается).

2. Кабинету Министров Республики Татарстан до 15 января 2009 года представить Региональную программу (Комплексный план) упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Президент Республики
Татарстан

М.Ш. Шаймиев

     

Региональная программа (Комплексный план)
упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния
 глобального финансового кризиса в Республике Татарстан
(утв. распоряжением Президента РТ от 14 января 2009 г. N 6)

     
Введение


Комплексный план упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина (протокол N 1 от 2 декабря 2008 года).

Несмотря на позитивные в целом результаты социально-экономического развития республики в 2008 году, влияние мирового финансового кризиса, обусловившего экономический кризис, оказалось более серьезным, чем ожидалось. Экономика Республики Татарстан в значительной степени ориентирована на экспорт своей продукции, объем которого в 2008 году возрос по сравнению с 2007 годом на 40% и составил 18,9 млрд. долларов США, что составляет 52% от общего объема отгрузки. Татарстан является одним из наиболее развитых промышленных регионов страны и поэтому более, чем другие субъекты федерации, ощутил на себе влияние глобального финансового кризиса. За последние 3 месяца прошедшего года произошел существенный спад производства на бюджетообразующих предприятиях республики. Только в декабре он составил 22%. За 2008 год снижение индекса промышленного производства от прогноза составило 3,5-3,8%.

Сложная ситуация складывается на республиканском рынке труда. Возросла численность работающих на предприятиях, отправленных в административные отпуска, либо переведенных на неполное рабочее время. Заметно увеличилось число безработных. Только за 2 месяца сократилось более чем в 3 раза число вакантных рабочих мест. Высвобождаемые работники часто не имеют возможности трудоустроиться на другие рабочие места как по причине их отсутствия, так и по причине отсутствия должной подготовки высвобождаемых работников. Появились проблемы с задолженностью по заработной плате. Наметилась высокая дифференциация муниципальных образований по параметрам социально-экономического развития. Их экономическая база определяется уровнем экономической самодостаточности хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на их территории. Перечни градообразующих и бюджетообразующих предприятий в разрезе муниципальных образований приведены в приложениях 1 и 2.

Все это требует принятия неотложных мер по стабилизации ситуации в экономике и на рынке труда. Сегодня в республике созданы республиканские и муниципальные антикризисные комиссии. В еженедельном режиме ведется мониторинг текущей ситуации. Реализуются 72 ведомственные и республиканские программы. Принята стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2020 года, а также Республиканская программа содействия занятости населения на 2008-2010 годы. В республиканском и местных бюджетах запланировано выделение финансовых ресурсов на реализацию наиболее социально значимых программ и проектов. Однако ситуация столь сложна, что без участия федеральных органов республика не сможет решить возникшие проблемы, учитывая крайне сложную текущую финансовую ситуацию в секторах экономики, высокую степень экономической интеграции предприятий республики с другими регионами страны, а также ограниченность полномочий по принятию законодательных актов.

Таким образом, сегодняшняя социально-экономическая ситуация в Республике Татарстан обусловила необходимость разработки Комплексного плана по преодолению негативных последствий глобального финансового кризиса на социально-экономическое развитие республики. Ключевым условием реализации такого плана является скоординированная совместная деятельность федеральных, республиканских и муниципальных органов государственной власти.

1. Анализ текущей социально-экономической
ситуации по секторам экономики


По итогам 2008 года объем валового регионального продукта составил по оценке 930 млрд.рублей с ростом 107,1%, что выше планового значения на 0,1%, однако заметное снижение темпов роста ВРП произошел в IV квартале (рисунок 1.1).



Рисунок 1.1. "Валовой региональный продукт в Республике Татарстан

На рисунке 1.2 приведена иллюстрация изменения вкладов секторов экономики в рост валового регионального продукта. Как видно из диаграммы, заметно уменьшился вклад сектора добычи полезных ископаемых (3% против 6,7% в 2007 году).



Рисунок 1.2. Вклад секторов экономики в рост валового регионального продукта в 2008(2007) годах в Республике Татарстан

Несколько уменьшилось влияние на рост ВРП обрабатывающих производств (36% против 37,8%). При этом увеличилась доля сельского хозяйства (6% против 5,4%), транспорта и связи - 18% вместо 8,1%. Заметно вырос вклад строительства - 22% вместо 7,1%. Индекс промышленного производства в течение 9 месяцев 2008 года был выше 107%, его резкое падение произошло в 4 квартале 2008 года. Динамика этого показателя отражена на рисунке 1.3



Рисунок 1.3. Индексы промышленного производства в Республике Татарстан

Валовая продукция сельского хозяйства выросла на 108% и составила 123,1 млрд.рублей. Объем инвестиций в основный капитал в 2008 году составил- 247 млрд.руб. (рост 111%). Введено в действие жилых домов в объеме 2222,1 тыс. кв. метров. Оборот розничной торговли составил 373,0 млрд.руб. (рост 121,7%).

В 2008 году грузооборот автомобильного транспорта достиг 2210,0 млн.ткм. Его рост по итогам прошедшего года составил 130%.

На 40% увеличился объем экспорта, по итогам 2008 года он составил 18,9 млрд.долларов США (рисунок 1.4).



Рисунок 1.4. Внешнеторговый оборот Республики Татарста

Прибыль прибыльных предприятий (рисунок 1.5) составила 125,0 млрд.руб.



Рисунок 1.5. Прибыль прибыльных предприятий по всем видам деятельности в Республике Татарстан

Индекс потребительских цен (декабрь 2008 к декабрю 2007) составил 111,8%, что на 5 процентных пункта выше запланированного.

На 27,7% выросла среднемесячная номинальная заработная плата и составила 14650,0 рублей. Реальная заработная плата (рисунок 1.6) увеличилась за год на 13%, однако динамика реальной заработной платы показала снижение на 7,1 процентных пункта по сравнению с 2007 годом.



Рисунок 1.6. Реальная заработная плата в Республике Татарстан, в % к предыдущему году

Таким образом, основные макроэкономические параметры оценки социально-экономического развития Республики Татарстан в основном достигли своих прогнозных оценок. Однако, необходимо отметить, что относительно высокие темпы развития экономики по итогам 2008 года были обусловлены результатами, достигнутыми в январе-сентябре 2008 года. Негативное влияние мирового финансового кризиса на экономику республики оказалось более глубоким, чем ожидалось. Например, общее снижение темпов промышленного производства в декабре 2008 года составило 22%. Почти на 6% снизились реальные доходы населения в IV квартале 2008 года. Среднемесячная заработная плата в декабре, по оценке, составила 97% от заработной платы ноября. Индекс потребительских цен в декабре 2008 года к уровню декабря 2007 года составил 111,8%, при этом за период октябрь-декабрь цены выросли на 2,6%.

Наибольшее падение объемов производства произошло на предприятиях обрабатывающего сектора экономики.

Индекс промышленного производства в декабре 2008 г., составил 78,3% к уровню декабря 2007 г. По предприятиям индексы промышленного производства в декабре 2008 г. составили 23,4% по ЗАО "Кварт", 23,7% по ОАО "КамАЗ", 24,1% по ОАО "ПО ЕлАЗ", 35,8% по ОАО "Алнас", 35,4% по ОАО "Казанский завод СК".

Только по декабрю не выполнены месячные планы по производству основных видов продукции: каучуков СКИ-3 - на 56,2%, этилена - на 51,1% (ОАО "Нижнекамскнефтехим"); алкогольной продукции - на 37,8% (ОАО "Татспиртпром"); холодильных приборов - на 17,3% (ФГУП "ПО "Завод им. Серго"); шин - на 14,2% (ОАО "Нижнекамскшина"); туалетного мыла - на 32,8%, жидких моющих средств - на 19,4% и синтетических моющих средств - на 13,1% (ОАО "Нэфис Косметикс"); центробежных насосов - на 6,9% и погружных электродвигателей - на 11,5% (ОАО "Алнас"); полиэтилена низкого давления - на 5,7% (ОАО "Казаньоргсинтез").

Основными факторами, оказывающими отрицательное влияние на деятельность предприятий, по-прежнему, остаются снижение спроса на продукцию, ужесточение условий предоставления кредитов банками - увеличение залоговой доли недвижимости, отказы в предоставлении кредитов на текущую деятельность, рост процентной ставки за кредитные ресурсы, увеличение срока рассмотрения заявок на получение кредитов.

В строительном комплексе плановые показатели декабря по строительно-монтажным работам выполнены с отставанием по следующим организациям: ЗАО "Баско" (86,9%), ОАО "НСУ "Термостепс" (86,4%), ОАО "Таиф-СТ" (79,9%), ЗАО "Брик" (71,4%), ООО "ФОН" (65,6%), ЗАО "Кулонстрой" (65,3%), Холдинг "Унистрой" (67,2%), ОАО "Татнефтепроводстрой" (58,5)%.

За последний квартал 2008 года произошло снижение среднесписочной численности работников по ОАО "Татнефтепроводстрой" на 45 чел., ООО "Казаньцентрострой" - на 45 чел., ЗАО "Кулонстрой" - на 42 чел., ООО "ФОН" -на 15 чел., ООО "Грань" - на 12 чел. На неполную рабочую неделю переведены работники 4 организаций: ОАО "Татэлектромонтаж" - 177 чел. ОАО "Татстрой" - 61 чел., ООО "Мегарон" - 34 чел., Холдинг "Унистрой" - 29 чел.

Увеличилась кредиторская задолженность по Холдингу "Унистрой" на 55,7%. Снижение кредиторской задолженности произошло на ОАО "Татстрой" на 55,9%, ОАО "Татнефтепроводстрой" - на 9,3%, ОАО "НСУ "Термостепс" - на 6,3%.

Дебиторская задолженность увеличилась по ОАО "Татэлектромонтаж" на 8,1%, сократилась по ОАО "Татстрой" на 41,5%, ОАО "НСУ "Термостепс" - на 6,9%, ООО "Казаньцентрострой" - на 2,4%.

Годовой план объема произведенных товаров, работ и услуг предприятий транспорта по сравнению с плановыми показателями выполнен в среднем на 99,2%. Часть предприятий транспорта перевели сотрудников на неполный рабочий день, например ООО "Железнодорожник", ОАО "Нижнекамское ПАТП-1", ООО "СМП-Автодор", представительство Куйбышевской железной дороги в Республике Татарстан.

Дебиторская задолженность превышает кредиторскую в среднем на 27%. В некоторых дорожно-строительных предприятиях на отчетную дату дебиторская задолженность превышает кредиторскую на 70%-80%, что является следствием сокращения производственной деятельности предприятий-заказчиков, дефицита денежных средств, отказа банков от долгосрочного кредитования.

Особую озабоченность вызывает ситуация со снижением объемов реализации производимой продукции на крупных градообразующих и бюджетообразующих предприятиях. На этих предприятиях на сокращенное рабочее время по состоянию на 1 января 2009 года переведено 4600 человек. Сокращено 3400 работающих. Соответственно снизились объемы производства товаров и услуг хозяйствующих субъектов, являющихся их поставщиками. Как следствие, сократились объемы транспортных перевозок, предоставления коммунальных услуг и др. Особенно это коснулось энергосистемы, имея ввиду, что генерирующая компания ОАО "Татэнерго" является системообразующим предприятием республики. Следствием этого влияния явилась волна сокращения численности работающих, так называемая волна второго уровня. Необходимо констатировать, что в такой ситуации оказалась несостоятельной ни транспортная инфраструктура, ни рынок жилья. Оказалось невозможным решить задачи маятниковой миграции и применить вахтовый метод для перемещения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов республики в те, где на сегодняшний день есть в них потребность.

В сложном положении оказались предприятия оборонного комплекса. Конкурсы по оборонному заказу до сих пор не объявлены. Это означает, что в течение нескольких месяцев эти предприятия останутся без заказов, а значит, без необходимых ресурсов.

Обострились проблемы и в аграрно-промышленном комплексе. Крупные компании и фермерские хозяйства, взяв кредиты в истекшем году, оказались не в состоянии их возмещать. Произошло сокращение работников, на грани банкротства оказались небольшие хозяйства.

В течение 2008 года в республике активно велась работа по переходу с 1 января 2009 года отраслей бюджетной сферы на финансовые нормы и отраслевые системы оплаты труда, ориентированные на оценку труда работников в зависимости от результатов их деятельности. По результатам анализа действующих систем оплаты труда и смет финансирования бюджетных учреждений были подготовлены предложения по оптимизации деятельности этих учреждений, в том числе по сокращению избыточной численности. Однако в сегодняшней ситуации увольнение работников бюджетных учреждений требует поиска нестандартных решений в их профессиональной переориентации, имея в виду, что подготовленные ранее для них рабочие места также сокращены.

В течение 4 квартала 2008 года задолженность по заработной плате возрастала до 215 млн.рублей. Ее размер удалось сократить, однако просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2009 года все еще значительна - 110 млн.руб.


2. Характеристика рынка труда


Численность занятых в экономике составляет 1 млн. 817 тыс.чел.

Сократилась численность официально зарегистрированных безработных с 24 тыс. на начало января 2008 года до 19 тыс. на начало октября 2008 года. Уровень безработицы снизился с 1,26% до 0,99%. Однако за период октябрь-декабрь 2008 года ситуация в корне изменилась. Только на крупных и средних предприятиях численность работающих в республике сократилась за последний квартал на 20 тыс.чел. Это, прежде всего, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство и строительства.

Приобрел массовость режим неполного рабочего времени для работников и направление их в вынужденные отпуска по инициативе администрации. Суммарная численность работников, работающих неполное рабочее время, составляет в настоящее время свыше 60 тыс.чел. Только на ОАО "КамАЗ" переведено на неполную рабочую неделю 35,0 тыс.чел. Планируют отправить в административный отпуск, начиная с марта, 9,8 тыс. человек ОАО "Татнефть"

На режим использования неполного рабочего времени перешли также ОАО "Нижнекамскнефтехим" - для 4,7 тыс. работников, ОАО "Нижнекамскшина" - для 3,2 тыс. работников, ЗАО "Кварт" - 1,6 тыс. работников, ЗАО "Челныводоканал" - 1,0 тыс. работников, ОАО "Холдинговая компания "Тасма" - 230 работников. В административных отпусках с сохранением 2/3 тарифной ставки находятся порядка 300 водителей ОАО ТЭФ "Каматранссервис".

Соответственно наблюдается постоянный рост численности зарегистрированных безработных. Последнее время прирост численности безработных составляет еженедельно от 6% до 8%. В целом за 4 квартал 2008 года прирост числа безработных составил 34%.

По состоянию на 1 января 2009 года численность зарегистрированных безработных по республике составила 25,5 тыс.чел. Уровень безработицы - 1,33% от численности экономически активного населения республики, что выше значения на 1 января 2008 года (1,26%).

Рост безработицы происходит при тенденции снижения числа вакансий. Так, на 1 ноября 2008 года число свободных рабочих мест составляло 34,6 тыс. рабочих мест, а к концу декабря оно сократилось до 11,8 тыс.

Коэффициент напряженности на рынке труда (соотношение численности безработных и заявленной потребности в работниках) составляет по республике условно 2,2 человека на одну вакансию.

В ряде районов республики уровень регистрируемой безработицы близок или превышает 2%-ный порог. Это: Елабужский, Чистопольский, Бавлинский, Спасский, Мамадышский, Менделеевский, Новошешминский районы.

К настоящему времени в центры занятости населения поступили сведения об увольнениях по причине ликвидации, либо сокращении штата от 346 предприятий. Численность работников, предполагаемых к увольнению в ближайшие два месяца, по экспертной оценке составит 46,1 тыс.чел.

В последние годы большая работа проводится в направлении снижения масштабов "серого" рынка труда.

Численность занятых на "сером" рынке труда снизилась по сравнению с обследованием 2007 года на 13,9% и составила 332,7 тыс. человек, или 13,7% от численности трудовых ресурсов Татарстана.

Вторичная занятость составила 187,7 тыс. человек. Это "серый" рынок из числа занятого в экономике населения (рисунок 2.1). По сравнению с предыдущим обследованием объем вторичной занятости на "сером" рынке сократился на 13,8%.

Численность тех, для кого неформальная занятость - это единственная форма занятости, по результатам обследования, возросла по сравнению с данными предыдущего обследования, составив 145,0 тыс. человек.



Рисунок 2.1. Структура "серого рынка" по социальным группам, в % к численности "серого рынка

Около 27% всей "серой" занятости - 89,0 тыс. человек - сосредоточено в сфере торговли (торговля продовольственными и непродовольственными товарами, а также продукцией с подсобного хозяйства). Более 76 тыс. человек выполняли работы по строительству и ремонту жилья, 41,3 тыс. человек занято на транспорте и в связи.

Проведенное обследование показало, что среди участников "серого" рынка, по-прежнему, преобладают представители малообеспеченных слоев населения (рисунок 2.2). По сравнению с 2007 годом не изменилась доля участников нерегистрируемой занятости с доходом выше среднедушевого по республике, составив 2,3% (в расчете на члена семьи без учета дохода от неформальной занятости).

Средний абсолютный размер доходности (или средней зарплаты неформально занятого) на "сером" рынке остался на уровне 2007 года (4383 рубля). При этом несколько возросла доля граждан, имеющих более высокие доходы в группах от 6001-16000 рублей.



Рисунок 2.2. Дифференциация "серого" рынка по величине полученного дохода в октябре 2007, 2008 гг., в %

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»