Наличие очагов вредителей и болезней леса за 2008 год
Вид вредителя, болезни | Площадь очагов, гектаров | |||||
на начало отчетного года | вновь обнаружено | ликвидировано мерами борьбы | затухло под действием естественных факторов | на конец отчетного года | ||
всего | в том числе требующих мер борьбы | |||||
Непарный шелкопряд | 297 | 596 | 200 | 5 | 688 | 251 |
Рыжий сосновый пилильщик | 217 | 22 | 239 | |||
Майский хрущ | 260 | 30 | 230 | |||
Еловый пилильщик | 2625 | 185 | 100 | 149 | 2561 | 529,7 |
Сосновый подкорный клоп | 167 | 10 | 177 | |||
Прочие насекомые вредители | 20 | 20 | ||||
Зеленая дубовая и другие листовертки | 1761 | 1761 | 1744 | |||
Итого по вредителям | 3586 | 2574 | 300 | 184 | 5676 | 2524,7 |
Корневая губка | 2845 | 157 | 154 | 210 | 2648 | 1853 |
Ложный трутовик | 12152 | 2456 | 428 | 14180 | 1394 | |
Прочие болезни | 5094 | 1690 | 647,4 | 0 | 6126,6 | 1620,3 |
Итого по болезням | 20091 | 4303 | 1229,4 | 210 | 22954,6 | 4867,3 |
Всего | 23677 | 6877 | 1529,4 | 394 | 28630,6 | 7392 |
Из болезней леса значительный ущерб лесному хозяйству наносит корневая губка, площадь очагов составляет 2648 гектаров.
Для защиты лесов от вредных организмов и принятия экологически и экономически обоснованных решений предусматривается осуществление лесопатологического мониторинга с использованием наземных и дистанционных средств, а также создание единой информационной системы изменений лесопатологической и санитарной обстановки в лесах.
Повышение эффективности мероприятий по защите лесов должно обеспечиваться путем совершенствования методов активной защиты лесов от вредных организмов.
Важнейшими направлениями в области защиты лесов должны стать повышение роли профилактических мероприятий по предупреждению вспышек распространения вредных организмов, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию негативных факторов, и соблюдение требований правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414.
5.5. Совершенствование системы подготовки кадров.
Повышение престижности профессии работника лесного хозяйства
5.5.1. Создание лесного кластера
Правительство Российской Федерации распоряжением от 17 ноября 2008 года N 1662-р одобрило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Согласно разработанному прогнозу в ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий.
Одним из важнейших критериев конкурентоспособности станет увеличение производительности труда, которое напрямую зависит от реализации эффективных управленческих решений. Обобщая мировой опыт, можно отметить, что разработка и реализация эффективных решений в лесном хозяйстве возможна путем формирования лесного кластера Республики Татарстан.
Участниками лесного кластера станут не только предприятия, но и образовательные и научно-исследовательские учреждения, финансовые структуры, органы государственной власти Республики Татарстан.
Преимуществом лесной кластерной модели станет консолидация человеческих ресурсов и накопленного технического потенциала его участников, развитие среди них партнерских отношений, возможность обмена опытом, информацией и пользования элементами инфраструктуры друг друга.
Основными целями лесного кластера являются:
развитие кадрового потенциала в сфере лесного хозяйства Республики Татарстан;
консолидация образовательного, научного и промышленного ресурсов участников кластера.
Соответственно, лесной кластер Республики Татарстан будет включать в себя следующие направления: образовательное, научное, промышленное, потребление, то есть должна быть единая цепочка "получение знаний - проведение научно-исследовательских работ - внедрение в производство - доставка потребителю".
Разработка научно-образовательного направления лесного кластера Республики Татарстан, координатором которого в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 сентября 2009 года N 1116-р определен Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан, позволит повысить уровень подготовки специалистов и создаст условия для роста инновационного уровня и конкурентоспособности лесного хозяйства и лесной промышленности.
Научное сопровождение будут также осуществлять Центр защиты леса Республики Татарстан - филиал федерального государственного учреждения "Российский центр защиты леса", "Восточно-Европейская лесная опытная станция" - филиал федерального государственного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства", Казанская экспедиция Поволжского филиала государственной инвентаризации лесов (Поволжский леспроект). Проект структуры лесного кластера представлен на рис. 23.