Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 26.09.2015) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.10.2023 N 1253)

Таблица 29


 Наличие очагов вредителей и болезней леса за 2008 год

Вид вредителя, болезни

Площадь очагов, гектаров

на начало отчетного года

вновь обнаружено

ликвидировано мерами борьбы

затухло под действием естественных факторов

на конец отчетного года

всего

в том числе требующих мер борьбы

Непарный шелкопряд

297

596

200

5

688

251

Рыжий сосновый пилильщик

217

22

239

Майский хрущ

260

30

230

Еловый пилильщик

2625

185

100

149

2561

529,7

Сосновый подкорный клоп

167

10

177

Прочие насекомые вредители

20

20

Зеленая дубовая и другие листовертки

1761

1761

1744

Итого по вредителям

3586

2574

300

184

5676

2524,7

Корневая губка

2845

157

154

210

2648

1853

Ложный трутовик

12152

2456

428

14180

1394

Прочие болезни

5094

1690

647,4

0

6126,6

1620,3

Итого по болезням

20091

4303

1229,4

210

22954,6

4867,3

Всего

23677

6877

1529,4

394

28630,6

7392





Из болезней леса значительный ущерб лесному хозяйству наносит корневая губка, площадь очагов составляет 2648 гектаров.

Для защиты лесов от вредных организмов и принятия экологически и экономически обоснованных решений предусматривается осуществление лесопатологического мониторинга с использованием наземных и дистанционных средств, а также создание единой информационной системы изменений лесопатологической и санитарной обстановки в лесах.

Повышение эффективности мероприятий по защите лесов должно обеспечиваться путем совершенствования методов активной защиты лесов от вредных организмов.

Важнейшими направлениями в области защиты лесов должны стать повышение роли профилактических мероприятий по предупреждению вспышек распространения вредных организмов, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию негативных факторов, и соблюдение требований правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414.

5.5. Совершенствование системы подготовки кадров.

Повышение престижности профессии работника лесного хозяйства

5.5.1. Создание лесного кластера

Правительство Российской Федерации распоряжением от 17 ноября 2008 года N 1662-р одобрило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Согласно разработанному прогнозу в ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий.

Одним из важнейших критериев конкурентоспособности станет увеличение производительности труда, которое напрямую зависит от реализации эффективных управленческих решений. Обобщая мировой опыт, можно отметить, что разработка и реализация эффективных решений в лесном хозяйстве возможна путем формирования лесного кластера Республики Татарстан.

Участниками лесного кластера станут не только предприятия, но и образовательные и научно-исследовательские учреждения, финансовые структуры, органы государственной власти Республики Татарстан.

Преимуществом лесной кластерной модели станет консолидация человеческих ресурсов и накопленного технического потенциала его участников, развитие среди них партнерских отношений, возможность обмена опытом, информацией и пользования элементами инфраструктуры друг друга.

Основными целями лесного кластера являются:

развитие кадрового потенциала в сфере лесного хозяйства Республики Татарстан;

консолидация образовательного, научного и промышленного ресурсов участников кластера.

Соответственно, лесной кластер Республики Татарстан будет включать в себя следующие направления: образовательное, научное, промышленное, потребление, то есть должна быть единая цепочка "получение знаний - проведение научно-исследовательских работ - внедрение в производство - доставка потребителю".

Разработка научно-образовательного направления лесного кластера Республики Татарстан, координатором которого в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 сентября 2009 года N 1116-р определен Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан, позволит повысить уровень подготовки специалистов и создаст условия для роста инновационного уровня и конкурентоспособности лесного хозяйства и лесной промышленности.

Научное сопровождение будут также осуществлять Центр защиты леса Республики Татарстан - филиал федерального государственного учреждения "Российский центр защиты леса", "Восточно-Европейская лесная опытная станция" - филиал федерального государственного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства", Казанская экспедиция Поволжского филиала государственной инвентаризации лесов (Поволжский леспроект). Проект структуры лесного кластера представлен на рис. 23.