Закон Республики Татарстан от 3 июля 2009 г. N 26-ЗРТ
"О внесении изменений в Закон Республики Татарстан
"Об образовании"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании
закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ
____________________________________________________________________
Принят Государственным Советом РТ 28 мая 2009 года
Статья 1
Внести в Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1982-XII "Об образовании" (в редакции Закона Республики Татарстан от 2 июля 1997 года N 1247) (Ведомости Верховного Совета Татарстана, 1993, N 10; Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1997, N 8-9; 2002, N 2; 2004, N 4-5; 2006, N 6 (I часть) следующие изменения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Реализация государственной политики в сфере образования в Республике Татарстан
Организационной основой реализации государственной политики в области образования является Комплексная республиканская целевая программа развития образования в Республике Татарстан.";
2) абзац шестой пункта 2 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"- определение принципов реализации государственной политики в области образования в Республике Татарстан.";
3) пункт 4 статьи 3 изложить в следующей редакции:
"4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.";
4) статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. Основные принципы реализации государственной политики в области образования в Республике Татарстан
Основными принципами реализации государственной политики в области образования в Республике Татарстан являются:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.";
5) в пункте 2 статьи 6 первое предложение исключить;
6) абзацы второй - четвертый статьи 8 изложить в следующей редакции:
"преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;";
7) пункт 2 статьи 9 изложить в следующей редакции:
"2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".";
8) в статье 10:
а) в пункте 2 слово "Общеобразовательные" заменить словами "Основные общеобразовательные";
б) в пункте 3:
в абзаце первом слово "общеобразовательным" заменить словами "основным общеобразовательным";
в подпункте "в" слова "(неполного среднего)" исключить;
в) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К основным профессиональным относятся программы:
а) начального профессионального образования;
б) среднего профессионального образования;
в) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
г) послевузовского профессионального образования.";
г) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.";
д) дополнить пунктами 5.1-5.3 следующего содержания:
"5.1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Основные образовательные программы высшего профессионального образования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
5.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.
5.3. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются федеральные государственные требования.";
е) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. За пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", на всех уровнях могут иметь место дополнительные (общеобразовательные и (или) профессиональные) образовательные программы.
Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
К минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами.";
ж) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, либо федеральными государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательными стандартами и требованиями.";
9) в статье 11:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).";
б) пункт 2 после слов "специальных (коррекционных) образовательных учреждений" дополнить словами "для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";
в) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательные программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академическую задолженность по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.
Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательную программу учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академическую задолженность по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.
Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа управления образовательного учреждения.";
г) в пункте 6 слово "Государственный" заменить словами "Федеральный государственный";
10) в статье 13:
а) в пункте 2:
в абзаце третьем слова "(неполного среднего)" исключить;
в абзаце шестом слова "с отклонениями в развитии" заменить словами "с ограниченными возможностями здоровья";
б) в пункте 6 слова "Правительством Российской Федерации" заменить словами "уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти";
в) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.";
11) в пункте 1 статьи 14:
а) в подпункте "б" подпункта 5 слово "порядок" заменить словом "правила";
б) подпункт "д" подпункта 6 дополнить словами ", за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами";
в) подпункт "ж" подпункта 6 после слова "учреждений" дополнить словами "и автономных учреждений";
12) в статье 15:
а) в пункте 2:
в абзаце втором слова "(степени обучения)" заменить словами "(ступени обучения)";
дополнить абзацем следующего содержания:
"- формирование духовно-нравственной личности.";
б) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательными стандартами.";
в) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:
"5.1. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).";
13) в статье 16:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.";
б) в пункте 2 слова ", органы управления образованием" исключить;
в) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.
В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена, если иное не установлено федеральным законодательством.";
г) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении каждого уровня или каждой ступени образования выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, обеспечиваются органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим полномочия в сфере образования, в пределах компетенции и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.";
д) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:
"5.1. Для организации проведения единого государственного экзамена и учета его результатов формируется база данных Республики Татарстан, в которую вводятся данные об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена. Участник единого государственного экзамена имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в указанной базе данных.";
14) в статье 18: