КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2008 года N 888
"Об утверждении Программы повышения качества государственных услуг на базе
многофункциональных центров предоставления государственных
и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан"
(с изменениями на 14 декабря 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 октября 2023 года N 1261
____________________________________________________________________
В целях повышения качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан.
2. Рекомендовать руководителям исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан обеспечить создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан.
3. Министерству экономики Республики Татарстан совместно с Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан осуществлять мониторинг предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф. Муратова.
Премьер-министр | Р.Н. Минниханов |
Программа
повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления
государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 15 декабря 2008 г. N 888)
Паспорт Программы
Наименование | Программа повышения качества государственных услуг на |
Государственный | Министерство экономики Республики Татарстан |
Разработчики | Министерство экономики Республики Татарстан, Центр |
Цели Программы | Обеспечение стандартов качества и доступности |
Задачи Программы | Создание правовой основы для оптимизации |
Сроки и этапы | Первый этап - 2008-2009 годы: |
Источники | Средства федерального бюджета, бюджета Республики |
Ожидаемые конечные | Создание МФЦ во всех муниципальных районах и |
Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2008 N 805-р "О разработке программы повышения качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров до 2010 года".
Программа реализует основные цели и задачи второго этапа административной реформы в Республике Татарстан по повышению эффективности взаимодействия федеральных органов государственной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ в соответствии с федеральной Концепцией административной реформы в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р (с изменениями от 9 февраля 2008 г. N 157-р) и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Основной целью разработки Программы является обеспечение стандартов качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг на основе создания МФЦ.
МФЦ является государственным или муниципальным учреждением (в том числе автономным учреждением), созданным Кабинетом Министров Республики Татарстан или муниципальным образованием в целях организации централизованного предоставления государственных (муниципальных) услуг. На базе МФЦ предоставляются не менее 50 государственных (муниципальных) услуг по следующим направлениям:
а) социальная поддержка населения;
б) регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя;
г) регулирование предпринимательской деятельности.
Государственные (муниципальные) услуги в МФЦ предоставляются следующими способами:
а) прием и выдача документов осуществляются сотрудниками МФЦ. Для исполнения документ передается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти Республики Татарстан, орган местного самоуправления и (или) организацию, участвующую в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
б) прием, обработка и выдача документов (информации) осуществляются МФЦ самостоятельно, без передачи документов в иные органы и организации, с использованием информационных систем федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
в) прием, обработка и выдача документов (информации) осуществляются в МФЦ сотрудниками территориального органа федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, для обеспечения деятельности которых организуются специальные рабочие места.
Предоставление государственных (муниципальных) услуг способами "а" и "б" является реализацией режима "единого окна".
Режим "единого окна" при предоставлении государственных и муниципальных услуг - это обеспечение физическим и юридическим лицам таких условий получения государственных и муниципальных услуг, при которых прием (выдача) документов физических и юридических лиц в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг производится однократно и единовременно, а все необходимые дальнейшие процедуры, в том числе межведомственные согласования и предоставление ведомствами требуемой для предоставления государственных и муниципальных услуг информации, осуществляются государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и МФЦ самостоятельно в соответствии с утвержденными административными регламентами и другими нормативными правовыми актами.
МФЦ являются центрами ответственности за организацию предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "единого окна" и от имени заявителя осуществляют взаимодействие с органами власти всех уровней, иными организациями при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Реализация Программы призвана обеспечить повышение удобства предоставления услуг за счет создания единого места предоставления наиболее массовых услуг в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан. Внедрение механизма предоставления услуг в режиме "единого окна" снижает коррупционные риски, уменьшая и исключая прямые контакты получателей услуг с должностными лицами государственных и муниципальных органов власти, иных учреждений и организаций.
Мировой опыт показывает, что МФЦ являются наиболее удобной формой обслуживания населения при предоставлении услуг государственными и муниципальными органами власти и учреждениями.
Самыми активными приверженцами создания подобных центров обслуживания населения (далее - ЦОН) в Германии стали местные власти (городские, районные и поселковые). Характерным примером возникновения инициативы на местах является г. Унна, в котором первый ЦОН был открыт еще в 1984 году и имел четыре филиала (front-office). Исходной предпосылкой стало то, что все государственные услуги, которые являются достаточно простыми и могут быть обработаны в короткие сроки, должны предоставляться в одном месте. Как правило, в Германии созданные ЦОН оказывают такие услуги, как гражданская регистрация, регистрация транспортных средств, большинство услуг в сфере социального обеспечения, получение разрешений на строительство и регистрацию бизнеса (в ФРГ вышеперечисленные услуги относятся к полномочиям местного самоуправления). Здесь необходимо подчеркнуть, что принцип "единого окна" означает, что один сотрудник предоставляет заявителю все услуги или пакет услуг.
В одних случаях ЦОН, как в г. Унна, выступает исполнителем и самостоятельно предоставляет комплекс услуг, в других случаях, как в г. Русселсхеим, ЦОН выступает преимущественно как единый центр услуг (концепция "супермаркета услуг"), собранных в одном месте в целях обеспечения большей доступности и удобства.
К примеру, в штате Бахия (Бразилия) созданы ЦОН, которые объединили представительства государственных органов уровня федерации, штата и города для предоставления в одном месте услуг, наиболее часто востребованных населением. Как показывает практика, на этом этапе были выбраны достаточно простые услуги, не требующие значительных трудовых, временных ресурсов, технического обеспечения, которые могли быть предоставлены в одном месте. В число таких услуг чаще всего входили: регистрация по месту жительства, акты гражданского состояния, продление водительских прав, регистрация бизнеса.
По состоянию на 2001 год система центров объединяла услуги 29 организаций, включая Государственный департамент автотранспортных средств, Министерство социальной защиты, Министерство сельского хозяйства и аграрных реформ, Департамент муниципальных услуг, Департамент труда и социальной защиты, Агентство общественной безопасности, Федеральную полицию, Государственную водную и очистную компанию, Гражданский суд, Частную электрическую компанию штата Бахия. Свыше 500 различных услуг предлагается участниками таких центров.
Специально созданное Агентство по развитию системы государственных услуг и поддержке граждан штата отвечает за обеспечение качества государственных услуг в штате. Указанное агентство администрирует систему ЦОН. Агентство имеет особый статус в администрации губернатора и ежегодно выделяемый бюджет.
В ряде случаев ЦОН действуют как вспомогательное звено при взаимодействии населения с отдельными государственными и муниципальными службами, принимая заявления от граждан, проводя их первичную обработку и передавая далее в соответствующие службы. Но граждане имеют возможность обратиться напрямую в эти органы.
В Австралии с принятием в 1997 году Закона "Об агентствах по предоставлению услуг в Содружестве" было создано государственное учреждение "Centrelink" (далее - "Centrelink"), работающее по принципу "единого окна", возникшее в результате слияния отделов по предоставлению услуг Министерства социального обеспечения, Министерства по трудоустройству, Министерства образования при значительной поддержке Министерства финансов. В настоящее время указанное учреждение предоставляет услуги от имени и в партнерстве с 25 федеральными министерствами и государственными агентствами посредством сети "Интернет", телефонизированных центров по обслуживанию клиентов и через обычные офисы.
"Centrelink" предоставляет услуги Министерства труда, Министерства транспорта, Министерства по делам ветеранов, Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства сельского хозяйства, Министерства иностранных дел, Министерства торговли, Министерства коммуникаций и информационных технологий и ряда других.
"Centrelink" не финансируется напрямую из бюджета, а получает средства за счет контрактов на предоставление услуг. Такой подход считается хорошей мотивацией для обеспечения качества услуг. Как правило, "Centrelink" заключает контракты сроком на три года.
Эффективность исполнения контрактов с соответствующими министерствами-клиентами оценивается на основе количественных и качественных данных, собираемых каждый месяц и характеризующих способность "Centrelink" выполнять обязательства по контрактам. Министерства имеют право расторгнуть контракты, если они недовольны качеством услуг, предоставляемых "Centrelink".
Таким образом, мировой опыт показывает, что повышение удобства, оперативности и качества услуг достигается реализацией следующих подходов:
закреплением полномочий предоставления различных государственных и муниципальных услуг за единым исполнителем (г. Унна, "Centrelink") и созданием территориальных офисов данной организации;
организацией предоставления наиболее востребованных услуг различных органов власти и учреждений в одном месте (Бразилия);
созданием центров ответственности, выступающих от имени граждан и юридических лиц при предоставлении услуг, которые ранее требовали от заявителей самостоятельного обращения в различные органы власти (Российская Федерация).
На современном этапе совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан предполагается создание органами местного самоуправления центров ответственности за предоставление гражданам услуг в режиме "единого окна" и повышение удобства получения тех услуг, которые предоставляются организациями и ведомствами в одном месте.
На территории Республики Татарстан наиболее массовыми услугами, требующими создания системы "единого окна", являются: подготовка документов на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, гаражи, под сады, огороды, оформление рекламных паспортов, земельных участков, наследства, перевод категорий жилых помещений в нежилые, паевых земель в собственность граждан, документов по дачной амнистии, документов при предоставлении свободных земельных участков под застройку, выдача разрешения на строительство, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, а также услуги, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, основными задачами МФЦ в Республике Татарстан являются:
организация предоставления услуг в режиме "единого окна";
сокращение количества контактов заявителя с должностными лицами и организациями;
уменьшение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг;
уменьшение срока ожидания в очереди;
повышение комфортности предоставления услуг, в том числе за счет использования инфокоммуникационных технологий;
увеличение количества услуг, предоставляемых в одном месте.
1. Содержание проблемы и опыт решения
Основными проблемами при предоставлении государственных и муниципальных услуг являются:
недостаточное информирование граждан о порядке и условиях получения услуги;
большое количество времени, затрачиваемого на предварительный сбор и оформление документов;
большое количество времени, затрачиваемого на ожидание в очереди на прием и выдачу документов;
неудобство мест приема населения;
высокая стоимость услуги;
большое количество представляемых документов;
необходимость личного повторного обращения в разные государственные и муниципальные органы;
необходимость сбора и представления одних и тех же документов в разные государственные и муниципальные органы;
недостаточный уровень образованности и состояния здоровья для самостоятельного прохождения процедуры получения услуг у пожилых граждан.
Наибольшие трудности доставляет получение услуг, связанных с предварительным сбором документов от множества различных органов, предполагающее многочисленные контакты с чиновниками.
Например, в Лениногорском муниципальном районе до создания МФЦ:
сбор документов занимал у заявителя от 3 месяцев до 1 года, а регистрация права собственности и получение документов - от 1 до 2 месяцев;
количество посещений органов власти и учреждений - не менее 10;
время ожидания в очереди для сдачи документов составляло 4 часа и более;
время на получение документов - 1 час и более;
жителям сельских поселений для получения услуг приходилось посещать г. Лениногорск от 4 до 10 раз.
После создания в г. Лениногорске МФЦ ситуация изменилась следующим образом:
сбор документов осуществляется не заявителем, а сотрудниками муниципального унитарного предприятия "Многофункциональный центр недвижимости" (далее - МФЦН);
время сбора документов, регистрация права и выдача свидетельства не превышает 60 дней (по сложным услугам);
время ожидания при подаче и получении документов - 15-30 минут;
количество посещений МФЦН заявителем - 2-3 раза.
Внедрение системы "единого окна" и необходимость упрощения предоставления услуг упирается в то, что сбор промежуточных документов требует в соответствии с действующим законодательством личного присутствия гражданина и влечет за собой необходимость неоднократных приездов и посещений органов власти либо оплаты нотариальной доверенности и дорогостоящих услуг посредников, что для большинства граждан затруднительно.
В целях создания правовой базы для представления МФЦ интересов заявителя перед органами власти и организациями - участниками предоставления услуг необходимы соответствующие изменения в федеральном законодательстве, устанавливающие право МФЦ совершать от имени заявителя действия, связанные с получением услуги, либо право удостоверять доверенность на совершение упомянутых действий.
Представляется очевидным, что для создания условий более эффективного реагирования органов государственной власти на обращения граждан и юридических лиц необходимо сокращать сроки их рассмотрения. Согласно статье 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" сокращение сроков рассмотрения по отдельным видам обращений является прерогативой самих государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Закрепление в указанном Законе максимального срока рассмотрения обращения не ограничивает права государственного органа или должностного лица установить более сжатые сроки рассмотрения обращений.
2. Цели и задачи Программы