Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20 октября 2008 г. N 762
"Об утверждении республиканской целевой программы "Очистка акваторий Куйбышевского
 и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и брошенных плавсредств на 2009-2011 годы"


В целях улучшения экологической ситуации на водных объектах Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ путем осуществления первоочередных мероприятий по очистке акваторий от затонувших и брошенных судов, в соответствии с решением межведомственного совещания по проблеме утилизации затонувших и брошенных плавсредств в Республике Татарстан от 19.09.2007 Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую  республиканскую целевую программу "Очистка акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и брошенных плавсредств на 2009-2011 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком  Программы Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

3. Предложить органам местного самоуправления в Республике Татарстан в целях обеспечения экологической безопасности и предотвращения дальнейшего загрязнения рек Волги и Камы запретить подъем и разделку плавсредств без согласования проектных работ в установленном порядке.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

 Премьер-министр
Республики Татарстан

 Р.Н. Минниханов

      

 Республиканская целевая программа
"Очистка акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших
и брошенных плавсредств на 2009-2011 годы"
(утв.  постановлением КМ РТ от 20 октября 2008 г. N 762)

      
 Паспорт программы

Наименование
Программы

Республиканская целевая программа "Очистка акваторий
Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и брошенных плавсредств на 2009-2011 годы"

Основания для
разработки
Программы

федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)";
программа "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы";
протокол заседания Кабинета Министров Республики
Татарстан от 19 сентября 2007 г. N МР-132-142 по вопросу
утилизации затонувших и брошенных плавсредств

Государственный
заказчик
Программы

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан

Разработчик
Программы

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан

Цели Программы

Основной целью Программы является разработка комплекса мер по улучшению экологической ситуации на Куйбышевском и Нижнекамском водохранилищах в пределах границ Республики Татарстан на основе осуществления первоочередных мероприятий

Задачи
Программы

обеспечение безопасности судоходства;
улучшение условий для ведения хозяйственной деятельности и повышения рекреационной привлекательности Республики Татарстан;
восстановление подводных и надводных ландшафтов,
благоустройство водных объектов методом выполнения
подводно-экологических и подводно-технических работ в
пределах границ Республики Татарстан;
обследование затонувших и брошенных судов, другого
бесхозяйного имущества;
изучение экологических и санитарно-эпидемиологических
условий в местах аварийного и несанкционированного
затопления плавсредств;
осуществление мероприятий по очистке Куйбышевского и
Нижнекамского водохранилищ в пределах границ Республики Татарстан от затонувших и брошенных плавсредств, их безопасной транспортировке и утилизации

Сроки
реализации
Программы

2009-2011 годы

Источники и
объемы
финансирования
Программы

Объемы финансирования: 50,0 млн.рублей, в том числе 40,0 млн.рублей - за счет средств бюджета Республики
Татарстан, 10,0 млн.рублей - внебюджетные источники



























Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы
(индикаторы
оценки
результатов) и
показатели ее
бюджетной
эффективности















1. Удаление к 2012 г. из акваторий рек Волги и Камы в
пределах границ Республики Татарстан затонувших и
брошенных плавсредств с их последующей утилизацией.
2. Восстановление подводного ландшафта и биологического разнообразия на участках очистки акваторий.
3. Воссоздание условий для комплексного использования
акваторий.
Предполагается утилизация 124 затопленных плавсредств,
индикатор = 1,0, в том числе в 2009 г. - 24 штуки (20%),
2010 г. - 50 штук (40%), 2011 г. - 50 штук (40%).
4. Выявление и обследование затонувших и брошенных
плавсредств на водных объектах на территории Республики Татарстан. В 2010 году предполагается обследовать все водные объекты на территории Республики Татарстан на предмет выявления затонувших и брошенных судов.
5. Определение прав собственности на бесхозное имущество и разработка проектно-сметной документации (далее - ПСД) на утилизацию затонувших и брошенных судов.
Определение права собственности и разработка ПСД на
утилизацию 124 штук (100%), в том числе в 2009 г. - 37
штук (30%), 2010 г. - 74 штуки (60%), 2011 г. - 13 штук
(10%).
Экономическая эффективность программы оценивается
увеличением начиная с 2015 года дохода судоходных
компаний, туристических и торговых объектов населенных
пунктов Республики Татарстан в сумме не менее 1,0
млрд.рублей в год



 I. Введение


Республика Татарстан обладает обширными водными коммуникациями. На территории республики находятся судоходные реки: Волга, Кама и Вятка. Общая протяженность судоходных путей составляет 568 км по основному судовому ходу, по дополнительным трассам, в т.ч. подходам к причалам и судовым ходам на боковые реки, 166 км.

Водный транспорт является наиболее опасным источником загрязнения водных объектов.

За период с 1998 по август 2007 года на территории Республики Татарстан выявлены 337 затонувших и брошенных судов. В результате принятых мер из воды подняты 193 судна. На сегодняшний день в Республике Татарстан неподнятыми остаются около 40% всех выявленных за период с 1998 года средств вследствие того, что затонувшие суда по истечении определенного времени глубоко погружаются в грунты, зачастую в труднодоступных местах, и их поднятие требует наличия специализированной техники, значительных материальных и временных затрат.

Плановые работы по судоподъему и дноуглублению, расчистке русел рек велись и ведутся специализированными организациями речного транспорта. Однако эти работы осуществляются преимущественно в пределах узкой зоны судоходных водных путей. Плановые работы по ликвидации аварийных и других неиспользуемых гидротехнических сооружений не проводятся.

Экологическая обстановка на реках Волге, Каме и их притоках, особенно в районах крупных городов, в пределах промышленных зон, в местах базирования водного транспорта, рыбохозяйственного флота, размещения предприятий судоремонта, определяется наличием на протяжении многих лет затонувших и брошенных плавсредств. Результаты специальных исследований, проведенных Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, подтверждают, что они являются источниками загрязнения поверхностных вод, причиной образования застойных зон в водоемах, поступления в воду, особенно в паводковый период, остатков находящихся в них загрязняющих веществ, процессов окисления и постепенной диффузии металлов корпуса, их накопления в донных отложениях.

Затонувшие и брошенные плавсредства создают угрозу здоровью людей, ограничивают использование водных объектов в целях водоснабжения, здравоохранения, рекреации, туризма, рыбного хозяйства и в иных целях.

Республиканская целевая программа "Очистка акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и брошенных плавсредств на 2009-2011 годы" (далее - Программа) разработана в целях продолжения реализации в Республике Татарстан программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.").

Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Татарстан, федеральные законы, законы Республики Татарстан.

Программа является инструментом реализации государственной политики в сфере улучшения экологической ситуации на водных объектах республики.


 II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В последние десятилетия на разных уровнях неоднократно принимались решения и программы, предусматривающие выполнение мер по оздоровлению экологической обстановки и улучшению водохозяйственных условий в бассейне рек Волги и Камы. Однако эффективность их реализации остается низкой вследствие недостатка финансовых средств, ведомственной разобщенности, отсутствия эффективного государственного надзора за охраной водных объектов.

Восстановление качественных характеристик рек Волги и Камы в рамках мероприятий настоящей Программы позволит коренным образом изменить сложившуюся неблагоприятную экологическую обстановку в бассейне рек. Воздействие затонувших и брошенных судов на экологическое состояние рек Волги и Камы можно разделить на несколько видов:

снижение эстетики и санитарного состояния речных ландшафтов;

загрязнение водоема остатками химически активных веществ, содержащихся в грузовых емкостях затонувших плавсредств;

загрязнение водоема остатками нефтепродуктов в танках и машинных отделениях затопленных и брошенных плавсредств;

загрязнение водной среды соединениями железа и тяжелых металлов;

изменение характеристик водного потока.

Исторически сложившееся географическое расположение Республики Татарстан и наличие таких крупных водных объектов, как реки Волга, Кама, Вятка и другие, способствовало активному развитию судоходства. Однако, как показывает практика, водный транспорт является одним из опасных источников загрязнения водных ресурсов, поскольку участки водных трасс с интенсивным движением речных судов повсеместно относятся к экологически неблагополучным. Во многом этому способствуют затонувшие и брошенные суда, имеющие в своих корпусах остатки нефтепродуктов, токсичные вещества и иные опасные грузы.

По данным инвентаризации, наблюдается тенденция увеличения количества затонувших и брошенных объектов имущества на акваториях рек Волги и Камы в среднем на 2 процента ежегодно. Одновременно происходит сокращение объемов работ по судоподъему, предотвращению и ликвидации последствий засорения и захламления водных объектов.

Не меньшую опасность создал так называемый "пиратский" судоподъем. В связи с низким качеством проводимых работ (срезались только верхние части судов, а нижние оставались в воде, представляя опасность для судоходства), отсутствием проектов подъемов судов (в соответствии с действующим федеральным законодательством на проведение работ по подъему, резке и утилизации каждого затонувшего судна необходим отдельный проект), лицензий на обращение с опасными отходами, а также непроведением мероприятий по сдаче государственной комиссии работ по утилизации судов и благоустройству береговой полосы, данные работы были прекращены.

В 2005 году вопрос продолжения указанных работ рассматривался с участием ОАО "Вторчермет" и турецкой фирмы "Джугит". Однако, учитывая высокие затраты на проведение работ по подъему и утилизации затопленных судов (в среднем около 400 тыс.рублей на единицу) и отсутствие иных инвесторов, данные работы возобновлены не были.

В 2006 году принят Закон Республики Татарстан от 03.08.2006 N 64-ЗРТ "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан" на 2006-2010 гг.", основным разработчиком которой являлось Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. Программой предусмотрено проведение мероприятий по утилизации затонувших судов за счет внебюджетных средств в объеме 95,0 млн.рублей.

За период 2006-2007 годов были утилизированы только 5 судов на сумму 8,0 млн.рублей. Но, учитывая то, что основная часть брошенных судов, которая может принести прибыль, уже убрана, и остались объекты, утилизация которых требует вложения крупных денежных средств, владельцы затонувшего флота не спешат заниматься их подъемом. Этим и объясняется трудность в привлечении необходимых средств.

Очистка водных объектов от брошенных металлоконструкций, подъем затонувших и брошенных судов, принятие мер по утилизации выбывших из эксплуатации плавсредств - это регламентированный законодательством процесс.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Однако на уровне муниципальных образований работа по утилизации затонувших и брошенных плавсредств практически не ведется. Одной из причин этого является отсутствие средств в муниципальных бюджетах на разработку необходимой документации, прохождение экологической экспертизы и других необходимых согласований.

Тем не менее без разработки целевой программы и ее надлежащего финансирования как на федеральном, так и на республиканском уровнях обсуждаемый вопрос останется неразрешенным.

Республиканская целевая программа "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы" предусматривает, в частности, мероприятия по очистке водных объектов от затонувших и брошенных плавсредств и металлоконструкций.

Принятие Программы даст возможность выделить целевым назначением средства из бюджета Республики Татарстан в сумме 40,0 млн.рублей, а также предусмотреть внебюджетные средства, которые будут расходоваться на утилизацию плавсредств, подъем которых экономически не выгоден. Сумма ежегодно выделяемых средств из бюджета Республики Татарстан определяется в зависимости от финансовых возможностей бюджета.

Практика показывает, что подобные проблемы наиболее эффективно решаются программными методами, поскольку комплексный подход позволяет обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов в приоритетных направлениях.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о необходимости активизации работы в сфере подъема и утилизации затонувших и брошенных судов.


 III. Основные цели и задачи Программы, сроки, этапы ее реализации,
 индикаторы оценки результатов в разрезе целей и задач


Цель Программы:

Основной целью Программы является обеспечение безопасности судоходства, улучшение экологической ситуации на акваториях Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и брошенных плавсредств на основе осуществления мероприятий по очистке акваторий от затонувших и брошенных плавсредств, улучшение условий для ведения хозяйственной деятельности и повышения рекреационной привлекательности Республики Татарстан.

Приоритетом Программы является очистка акваторий, прилегающих к промышленным зонам, где сосредоточены основные источники загрязнения, засорения и захламления водных объектов.

Задачи Программы:

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

выявление и обследование затонувших и брошенных плавсредств на водных объектах на территории Республики Татарстан;

изучение экологических и санитарно-эпидемиологических условий в местах аварийного и несанкционированного затопления судов;

разработка нормативной и технической документации по подъему и утилизации затонувших плавсредств;

осуществление мероприятий по подъему затонувшего имущества, очистке акваторий от затонувших и брошенных судов, их безопасной транспортировке и утилизации;

восстановление подводных и надводных ландшафтов, благоустройство водных объектов методом выполнения подводно-экологических и подводно-технических работ.

Срок реализации Программы - 2009-2011 годы.

Индикаторы оценки конечных результатов Программы в разрезе ее целей, задач и мероприятий представлены в  приложении N 1 к настоящей Программе.


 IV. Программные мероприятия


В Программе предусматривается реализация нескольких основных направлений, в рамках каждого из которых обеспечивается выполнение комплекса взаимосвязанных программных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, сформулированных в Программе.

В целях реализации Программы Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан после признания муниципального права собственности на бесхозяйные плавсредства проводит конкурсы с целью определения организаций, которые будут заниматься их подъемом и утилизацией. Организации, выигравшие конкурс, осуществляют подъем, разделку и утилизацию плавсредств, их обследование, разработку проекта утилизации каждого плавсредства. В случаях невозможности транспортировки утилизация брошенных плавсредств производится на берегу с соблюдением мер, предусмотренных федеральным и республиканским законодательствами в части экологии и охраны окружающей среды.

Комплекс указанных мероприятий ( приложение N 1) должен включать:

инженерно-водолазное обследование;

подъем объектов из воды, радиационное обследование, разделку, доставку к месту переработки и утилизации плавсредств;

разработку, перемещение и выемку грунта из воды с помощью гидромониторов и других механизмов; разравнивание, уплотнение каменных, щебеночных и песчаных постелей; крепление подводной части откосов.

В необходимых случаях проводятся работы по намыву искусственных островов, подводному бетонированию, сварке и монтажу металлических конструкций под водой, укладке конструкций аквакультуры, трубопроводов и кабелей, опусканию металлических и железобетонных оболочек оголовков водозаборных и сбросных сооружений под воду, установке на акваториях швартовых бочек и других конструкций на железобетонных якорях.

При выполнении настоящей Программы рассматриваются возможности использования нескольких технологических приемов судоподъема, транспортировки и разделки затонувших судов. В каждом отдельном случае может быть использован тот или иной метод или их совокупность, которые наиболее соответствуют техническим возможностям и условиям судоподъема. На выбор технологии влияют различные факторы. Важнейшими из них являются техническое состояние объекта, природные условия и его местоположение, определяющее легкодоступность и способы подхода к нему.

Основными технологиями подъема являются:

подъем и транспортировка без нарушения целостности корпуса;

разделка на месте и подъем частей корпуса;

извлечение объекта волоком с последующей его разделкой на берегу.

Каждый из этих способов имеет собственный набор специфических воздействий на окружающую природную среду - набор так называемых агентов воздействия.

1. Технология подъема без нарушения целостности судна применяется в тех случаях, когда техническое состояние корпуса позволяет поставить его наплав с последующей буксировкой к месту ремонта или разделки.

При этом предполагается промыть под корпусом судна грунтовые отложения. Используя напор воды, через каждые 10 метров производятся поперечные технологические проходы и через них заводятся тросы, крепящиеся к понтонам. Если корпус заглублен в грунт, необходимо будет производить подводные работы по размыву и удалению грунта вокруг его корпуса для того, чтобы понтоны оторвали его от дна. Ширина каналов размыва вокруг корпуса составит около 2,5 метра при глубине от 0,5 до 2,0 метра. По мере приподнимания корпуса вода будет откачиваться насосами за борт, так как по химическому составу она не отличается от забортной. При необходимости в корпусе заделываются поврежденные места для устранения течи.

Данный способ подъема не является оптимальным с точки зрения интенсивности воздействия на окружающую природную среду, поскольку при производстве работ происходит активное взмучивание донных осадков, происходящее как при промывании каналов для заведения торосов под корпусом, так и во время размыва донных грунтов вокруг него. Дополнительными факторами воздействия на окружающую среду может оказаться сброс воды и ила, накопившихся в корпусе, при условии, если будет доказана правомерность такого способа утилизации. Вследствие этого происходит увеличение взвеси в воде, а также загрязняющих веществ, ранее находившихся в грунте и иловых накоплениях внутри корпуса.

2. Технология подъема судна по частям применяется в случаях, когда невозможно его извлечь целиком. Это может быть связано со значительными повреждениями корпуса или большой величиной объекта.

Такая технология предусматривает расчленение объекта в воде путем разрезания тросами с последующим подъемом и перегрузкой плавкраном его отдельных частей и транспортировкой их специальными баржами к месту переработки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»