КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2006 года N 346
"Об утверждении Республиканской программы проведения административной
реформы в Республике Татарстан в 2006-2008 годах"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 октября 2023 года N 1261
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Утвердить прилагаемую Республиканскую программу проведения административной реформы в Республике Татарстан в 2006-2008 годах в целях реализации на территории Республики Татарстан административной реформы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах".
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Республиканская программа
проведения административной реформы в Республике Татарстан
в 2006-2008 годах
(утв. постановлением КМ РТ от 7 июля 2006 г. N 346)
Паспорт
Республиканской программы проведения административной реформы
в Республике Татарстан в 2006-2008 годах
Наименование | Республиканская программа проведения административной |
Основание | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 |
Основные | Комиссия по реализации административной реформы в |
Цели | Обеспечение требуемой эффективности системы |
Задачи | Интеграция системы государственного управления и системы |
Исполнители | Комиссия по реализации административной реформы в |
Сроки | 2006-2008 годы |
Система | Координационным органом является Комиссия по реализации |
Введение
Программа проведения административной реформы в Республике Татарстан в 2006-2008 годах (далее Программа) разработана в целях повышения эффективности системы государственного и муниципального управления. Административная реформа в республике ведется уже с 2001 года. Ее результаты легли в основу настоящей Программы. За период с 2001 года была решена основная задача - определение миссии, целей, функций и задач органов исполнительной власти. На уровне понятийного аппарата разделены цели, функции, задачи, полномочия. Введена в действие система индикативного управления, в рамках которой был принят Кодификатор функций государственного управления, по каждой функции определены индикаторы оценки эффективности ее выполнения. Значения всех параметров задаются в режиме трехлетнего скользящего планирования.
С 1998 года переведено на нормативные принципы формирование бюджета. Введена система социальных стандартов и норм. Паспортизированы все объекты социальной сферы. Все это позволяет формировать межбюджетные отношения. Расчеты индекса бюджетных расходов производятся с использованием информационных технологий.
Введена система государственного заказа на управление всем руководителям органов исполнительной государственной власти, то есть другими словами, введен в действие первый этап системы управления по результатам. Мониторинг в этой системе ведется на уровне региональной статистики.
Разработана Методика функционального анализа эффективности деятельности министерств Республики Татарстан, с использованием которой в 2001 году был проведен функциональный анализ деятельности министерств республики на предмет выявления избыточных и незакрепленных функций, в результате которого на 30% было сокращено количество органов государственного управления. Ежегодно формируется государственный заказ на управление для всех руководителей органов исполнительной государственной власти.
Разработаны и введены в действие методики расчета всех составляющих индикатора "Качество жизни". Достижение его нормативного значения в 2010 году определено основной целью стратегии социально-экономического развития республики.
Все перечисленные реализованные в республике шаги в области административной реформы создали условия для осуществления второго этапа административной реформы, что и обусловило разработку настоящей программы.
1. Описание проблемы
В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах в качестве задач сформулированы следующие:
введение системы управления по результатам в органах исполнительной власти;
разработка и внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов в органах исполнительной власти;
введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества;
модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.
Задачи, поставленные в настоящей Программе, соответствуют сформулированным выше. Однако, учитывая значительный объем уже выполненной в республике работы, их решение является развитием тех результатов, которые были достигнуты в области административной реформы за предыдущие годы.
Следует отметить, что хотя управление по результатам в республике введено, необходимо выйти на более детальную декомпозицию системы, имея в виду специфику местного самоуправления, определенную ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", и, прежде всего, их независимость в принятии собственных управленческих решений, а также отсутствие законодательных норм об интеграции государственной и муниципальной статистики.
Очень важно также продолжить работы по повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти. Сегодня в республике функционирует система оценки этой эффективности. Специально разработаны методические материалы. Однако, необходимо создать инструментарий, позволяющий осуществлять аудит деятельности органов исполнительной власти. Это означает, что должны быть разработаны требования, стандарты эффективного функционирования этих органов, после чего станет возможным обеспечить необходимую эффективность антикоррупционной работы и прозрачность деятельности органов власти.
2. Цели и задачи
Основной целью программы является обеспечение требуемой эффективности системы государственного управления, в результате чего качество жизни населения достигнет нормативного уровня в 2008 году - 0,904, в 2010 году - 1 вместо 0,73 в 2005 году.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- интеграция системы государственного управления и системы местного самоуправления в области взаимодействия при исполнении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий;
- введение механизмов соотношения оценки эффективности выполнения органами исполнительной власти функций государственного управления и величины денежного вознаграждения работников этих органов;
- введение в действие стандартов и административных регламентов предоставления государственных услуг;
- развитие системы электронных аукционов и редукционов по государственным и корпоративным заказам, а также арестованному имуществу;
- раскрытие информации органов исполнительной власти Республики Татарстан в электронной форме.
3. Основные направления
Работа по реализации Программы будет осуществляться в следующих направлениях:
- развитие системы индикативного управления для органов местного самоуправления;
- развитие системы индикативного управления в контуре деятельности органов государственного управления;
- дальнейшая стандартизация деятельности органов исполнительной власти,
- реализация антикоррупционных мероприятий;
- развитие системы электронных публичных торгов;
- раскрытие информации органов исполнительной власти Республики Татарстан в электронной форме;
- создание эффективной системы взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
3.1. Направление "Развитие системы индикативного управления для органов местного самоуправления"
В рамках этого направления будут разработаны нормативно-методические материалы, не противоречащие федеральному законодательству и обеспечивающие эффективный информационный обмен государственной и муниципальной властей. При этом будут задействованы такие инструменты, как:
- государственный и муниципальный заказ на информационный статистический ресурс;
- система индикаторов оценки эффективности выполнения органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и критерии этой оценки;
- разработка механизмов полного учета мнения населения при осуществлении функций управления органами местного самоуправления;
- обеспечение реализации принципа доступности социальных, жилищно-коммунальных и иных услуг населению;
- создание эффективных механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными федеральными органами.
3.2. Направления "Развитие системы индикативного управления в контуре деятельности органов государственного управления" и "Дальнейшая стандартизация деятельности органов исполнительной власти"
Это направление предполагает развитие государственного заказа на управление в части планирования и учета отдельных результатов деятельности органов исполнительной власти в месячном и квартальном периодах времени. Такая декомпозиция системы позволит увязать эту систему с системой вознаграждения за труд. А, учитывая, что результатом системы управления по результатам в республике является в том числе публичный информационный ресурс, станет возможным более оперативно информировать общественность о деятельности органов государственного управления. Данное направление тесно связано с направлением "Дальнейшая стандартизация деятельности органов исполнительной власти".
Здесь предполагается продолжить работу над системой стандартов и регламентов предоставления государственных услуг. Будут формализованы и внутренние регламенты взаимодействия подразделений органов исполнительной власти. Предполагается модифицировать на этой базе методики функционального анализа деятельности органов исполнительной власти и кадровый аудит их персонала.
До конца 2006 года будет завершен очередной (третий) цикл оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, в результате чего будет оптимизирована их организационная структура и численность работников. Планируется разработать стандарт структуры органов исполнительной власти.
3.3. Направление "Реализация антикоррупционных мероприятий"
В республике Указом Президента в 2005 году принята стратегия антикоррупционной деятельности. В рамках данной Программы будет разработана и принята подпрограмма антикоррупционной деятельности. В качестве основных задач, которые необходимо будет решить в рамках этой программы, будут определены следующие:
- внесение изменений в нормативные правовые акты, содержащие "коррупционные цели";
- снижение уровня коррупционности общественного сознания (принцип "лучше заплатить");
- ужесточение наказания за проявление коррупции должностными лицами;
- "уход" государства из управления видами деятельности, где в государственном участии нет необходимости.
3.4. Направление "Развитие системы электронных публичных торгов"
В настоящее время в Республике Татарстан функционирует электронная площадка Агентства по Государственному заказу Республики Татарстан. За три года ее деятельности сформирован информационный ресурс по всем производимым для государственных нужд закупкам, включая цены на товары и услуги, а также спецификацию поставщиков и потребителей по типам продукции.
19 тысяч хозяйствующих субъектов разместили свои предложения и потребности на площадке. На следующем этапе планируется развить систему в части организации торгов арестованного имущества, корпоративных торгов и открытия виртуальных электронных площадок для муниципальных образований. При этом предлагается реализовать систему дистанционной регистрации контрактов.
3.5. Направление "Создание информационно-аналитической системы поддержки принятия управленческих решений и раскрытия информации органов исполнительной власти Республики Татарстан"
Все существующие категории потребителей (граждан, предпринимателей, представителей государственных, общественных, коммерческих организаций) объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к правительственной информации, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.
Необходимость соответствия общемировым тенденциям на уровне органов государственной власти Республики Татарстан настоятельно требует внедрения в оперативное и стратегическое управление социально-экономической системой республики. Эта необходимость подтверждается рядом документов и государственных программ, принятых в Российской Федерации за последние годы.
На сегодняшний день очевидно практически полное отсутствие возможностей для граждан и организаций взаимодействовать с правительством и государственными структурами дистанционно, при помощи различных информационно-коммуникационных технологий. Попытки решить те или иные вопросы, находящиеся в компетенции органов государственной власти, по-прежнему, требуют от граждан и представителей бизнеса сложных и долгих действий, наталкиваются на всевозможные административные барьеры. Поэтому необходимо сформировать стратегию Правительства Республики Татарстан по предоставлению правительственного сервиса способами, наиболее разумными и рациональными для потребителя, основываясь на реалиях окружающей жизни и новых возможностях бизнеса.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий, в рамках единой системы раскрытия информации органов исполнительной власти, направлено для повышения эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним. Данная система должна предоставлять гражданам, экономическим субъектам, государственным и иным структурам непрерывный удобный доступ к правительственным информационным ресурсам и сервисам. Использование этой системы предполагает снижение уровня временных, финансовых и трудовых затрат, оптимизацию документооборота и поддержку принятия управленческих решений.
Основная цель системы - повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти республики на основе установления тесного взаимодействия с гражданами республики, субъектами экономической деятельности, а также между органами государственной власти республики на основе использования современных информационных и управленческих технологий.
Основными задачами данной системы являются:
- оптимизация процессов предоставления государственных услуг гражданам республики на основе использования информационных и управленческих технологий;
- создание благоприятного делового климата в республике на основе формирования широкого доступа к получению справочной информации и государственных услуг для экономических субъектов, создания условий для ликвидации административных барьеров и установления диалога между бизнесом и властью на основе использования информационных и управленческих технологий;
- формирование вертикальных и горизонтальных информационных потоков между органами государственной власти республики, ликвидация межведомственных барьеров, повышение эффективности органов государственной власти при выработке и принятии стратегических и оперативных решений в сфере социально-экономического развития Республики Татарстан;
- совершенствование внутриведомственных управленческих контуров, снижение затрат и повышение качества принимаемых управленческих решений на уровне каждого государственного органа исполнительной власти Республики Татарстан.
3.6. Направление "Создание эффективной системы взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления"
В вопросах взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления возникают серьезные проблемы в связи с отсутствием четкого регламента осуществления высшим должностным лицом субъекта координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В Республике Татарстан составлен реестр территориальных федеральных органов, в состав которого вошли 37 федеральных территориальных органов, расположенных по территории республики.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года N 773 высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации переданы полномочия по координации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В целях обеспечения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года N 725 было принято Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Принятый документ не наделяет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации управленческим ресурсом, при этом остаются нерешенными вопросы:
определения центра ответственности по организации взаимодействия и координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в рамках реализации конкретных полномочий;
разработки и утверждения соглашений о технологии взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;