Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 6 июля 2006 г. N 706
"Об организации работы кабинетов здорового ребенка"



Формирование здоровья ребенка, грамотное воспитание детей раннего возраста во многом зависят от организации профилактической работы в детских поликлиниках и консультациях. Ведущая роль в этом направлении отводится работе кабинета здорового ребенка (далее - КЗР).

Основными задачами КЗР являются гигиеническое образование и воспитание, профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний детей, а также обучение родителей и беременных женщин основным правилам воспитания здорового, адаптированного к социальным условиям ребенка.

Для осуществления профилактической работы с детьми раннего возраста, родителями и беременными женщинами приказываю:

1. Утвердить формы:

Журнал работы "Школы матерей" в кабинете здорового ребенка (приложение N 1);

Журнал работы "Школы беременных женщин" в кабинете здорового ребенка (приложение N 2);

Журнал работы "Школы отцов" в кабинете здорового ребенка (приложение N 3);

Отчет о работе кабинета здорового ребенка за _____ год (приложение N 4).

2. Главным врачам медицинских учреждений Республики Татарстан:

2.1. Организовать работу кабинетов здорового ребенка при детских поликлиниках (консультациях) согласно Положению о кабинете профилактической работы с детьми (кабинете здорового ребенка), утвержденному приказом Министерства здравоохранения СССР от 19.01.1983 г. N 60, и приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2006 г. N 319.

2.2. Утвердить в детских поликлиниках (консультациях) положения и должностные инструкции медицинских работников кабинетов здорового ребенка;

2.3. Оснастить кабинеты здорового ребенка и обеспечить их наглядной тематической информацией в соответствии с приложениями NN 5, 6 к настоящему приказу;

2.4. Организовать на фельдшерско-акушерских пунктах, во врачебных амбулаториях уголки здорового ребенка, в участковых больницах - комнаты здорового ребенка с оснащением и оформлением по принципу кабинета здорового ребенка детской консультации ЦРБ (без выделения отдельной штатной единицы);

2.5. Организовать гигиеническое образование матерей в детских поликлиниках (консультациях) по вопросам грудного вскармливания (согласно принципам декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ), закаливания, режима дня, воспитания здорового ребенка согласно приложениям NN 7, 8 к настоящему приказу;

2.6. Обеспечить проведение в детских поликлиниках (консультациях) работу "Школ беременных женщин" и "Школ отцов" в соответствии с приложениями NN 9, 10 к настоящему приказу;

2.7. Обеспечить контроль за организацией работы кабинетов здорового ребенка детских поликлиник (консультаций) и ведение журналов согласно п.1 настоящего приказа;

2.8. Предоставлять в Республиканский центр медицинской профилактики Министерства здравоохранения Республики Татарстан отчеты о работе кабинетов здорового ребенка детских поликлиник (консультаций) в период сдачи годовых отчетов по форме согласно п.1 настоящего приказа.

3. Главному врачу Республиканского центра медицинской профилактики Министерства здравоохранения Республики Татарстан Р.В.Тазиеву оказывать консультативную и методическую помощь детским лечебно-профилактическим учреждениям Республики Татарстан при организации кабинетов (комнат, уголков) здорового ребенка, а также в обеспечении их популярными и наглядными информационными материалами по воспитанию здорового ребенка в семье.

4. Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 14.02.2003 г. N 172 "Об организации работы кабинетов здорового ребенка" считать утратившим силу.

5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Р.К.Голубеву.


Министр здравоохранения
Республики Татарстан К.Ш.Зыятдинов


Приложение N 1
к приказу Минздрава РТ
от 6 июля 2006 г. N 706



Наименование учреждения _________________________________________________

Журнал
работы "Школы матерей" в кабинете здорового ребенка

N
п/п

Дата
проведения
занятий

Тема занятий

Используемая
методическая
литература
и наглядные
пособия

Ф.И.О.
обучаемого
(подпись)

Отметка о
выполнении
(ответ.
педиатр)

1.

2.

3.

4.

5.

6.


Приложение N 2
к приказу Минздрава РТ
от 6 июля 2006 г. N 706



Наименование учреждения _________________________________________________

Журнал
работы "Школы беременных женщин" в кабинете здорового ребенка

N
п/п

Дата
посещения КЗР

Тема беседы

Ф.И.О.
обучаемой женщины
(адрес и N уч.)

Ответственный
за проведение
занятия

1.

2.

3.

4.

5.


Приложение N 3
к приказу Минздрава РТ
от 6 июля 2006 г. N 706



Наименование учреждения _________________________________________________

Журнал
работы "Школы отцов" в кабинете здорового ребенка

N
п/п

Дата
посещения КЗР

Тема беседы

Ф.И.О.
обучаемого отца

Ответственный за
проведение занятия

1.

2.

3.

4.

5.


Приложение N 4
к приказу Минздрава РТ
от 6 июля 2006 г. N 706



Наименование учреждения _________________________________________________

Отчетная форма
работы кабинета здорового ребенка за _____ год

Количество
беременных,
посетивших КЗР

Количество матерей,
прошедших "Школу матерей"
при КЗР

"Школа
отцов"
при КЗР

Число детей,
находившихся
на грудном
вскармливании

1.

2.

3.

4.

Одно
посе-
щение

Два
посе-
щения

Всего

Три
заня-
тия

Шесть
заня-
тий

Девять
занятий

Всего

Количество
слушателей

До 1-го
года

До 2-х
лет


Приложение N 5
к приказу Минздрава РТ
от 6 июля 2006 г. N 706


Перечень
оборудования, рекомендуемый для кабинета здорового ребенка,
холла детской поликлиники (консультации)

В кабинете здорового ребенка должно быть предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по воспитанию детей раннего возраста:

1. Стол пеленальный.

2. Весы медицинские, ростомер.

3. Стол для проведения массажа.

4. Детский стол и стул для оформления игрового уголка.

5. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери.

6. Стенд "Гигиеническая ванна".

7. Кукла с набором одежды для новорожденного.

8. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех лет жизни.

9. Стенд по режимам дня детей первых трех лет жизни.

10. Стенды "Современные принципы вскармливания здорового ребенка первого года жизни. Охрана, поддержка, поощрение грудного вскармливания", "Десять принципов ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию".

11. Стенд по вскармливанию и питанию детей до 3 лет жизни.

12.Стенд по массажу и гимнастике.

13. Стенд по закаливанию.

14. Один - два стенда (шкаф) с выставкой одежды и обуви 1-3 годов жизни ребенка.

15. Стенд "Показатели нервно-психического развития ребенка 2-3 годов жизни".

16. Шкаф с выставкой игрушек для 1-3 годов жизни.

17. Шкаф с набором игрушек для диагностики нервно-психического развития детей первых 3-х лет жизни - диагностические наборы с описанием методики диагностики.

18. Стенд по гигиене полости рта.

19. Стенд по устранению вредных привычек.

20. Стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.

В оформлении холла детской поликлиники (детской консультации, детского поликлинического отделения больницы) должны быть стенды "Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение", "О значении профилактических прививок", "Сроки диспансеризации детей дошкольного возраста", а также шесть стендов по вопросам правильного воспитания ребенка в соответствии с возрастом: от 1 до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев; от 1 года до 2 лет; от 2 до 3 лет. На каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно-психического развития.


Приложение N 6
к приказу Минздрава РТ
от 6 июля 2006 г. N 706

Перечень
игрушек, рекомендуемых для детей раннего возраста

Возраст

Игрушки

Назначение

От 0 до
3-х
мес.

Яркая однодневная игрушка для
подвешивания.
Неваляшка, погремушка на
кольце с ручкой

Для развития зрительного
сосредоточения.
Для разглядывания лежа на животе

От 3 до
6 мес.

Погремушка-подвеска.

Погремушка с ручкой.
Резиновые игрушки звучащие.
Неваляшка

Для развития хватательных
движений.
Для развития мелких мышц руки.
Для создания положительного
эмоционального тонуса

От 6 до
9 мес.

Мячик небольшой, шары.
Ведерко с игрушками.
Кольцо для надевания на руку.
Кастрюля с крышкой.
Кукла, мишка, петух, кошка,
собака, заводная игрушка

Для развития умения действовать с
предметами.


Для развития понимания речи

От 9 до
12 мес.

Кукла, мишка, собака, зайка,
кубы-вкладыши (2 шт.).
Чашечка, кукла, кукольное
одеяло, матрешка, пирамидка

Для развития мышления.


Для развития сюжетной игры

От 1 г.
до 2-х
лет

Мячи, обручи, машины,
тележки.
Коробка с вырезанными на
крышке отверстиями в форме
круга, квадрата,
прямоугольника, коробка с
крышками разнообразной формы
(круглая, квадратная,
треугольная), пирамидка.
Строительный материал.

Лопатка, совочки, ведро,
плавающие игрушки.
Кукла, собачка, кукольная
мебель, посуда, расческа.
Картинки и книги с крупным
рисунком

Для развития движений.

Дидактические (обучающие)
игрушки, различные по форме,
величине и цвету - для сенсорного
развития.



Для развития конструктивной
деятельности.
Для игры с песком и водой.

Для сюжетно-ролевых игр.

Для развития речи

От 2 до
3 лет







Конструкторы деревянные и
пластмассовые.
Кукла, мишка, зайка, мебель,
посуда, наборы "докторский",
"парикмахерский".
Книги, картинки, сказки
"Репка", "Теремок",
"Колобок".
Карандаши, кисточки, краски,
пластилин

Для строительных игр.

Для сюжетно-ролевых игр.



Для развития речи.

Для изобразительной деятельности

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»