Недействующий

Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 14 февраля 2003 г. N 172
"Об организации работы кабинетов здорового ребенка"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа МЗ РТ от 06.07.2006 N 706.
____________________________________________________________________

Формирование здоровья ребенка, грамотное воспитание детей раннего возраста во многом зависят от организации профилактической работы в детских поликлиниках и консультациях. Ведущая роль в этом направлении отводится работе кабинета здорового ребенка (далее - КЗР).

Основными задачами КЗР являются гигиеническое образование и воспитание, профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний детей, а также обучение родителей и беременных женщин основным правилам воспитания здорового, адаптированного к социальным условиям ребенка.

Однако, в настоящее время организация работы существующих КЗР, их оформление, методическое руководство, материально-техническая база, кадровый состав не соответствуют действующему приказу Министерства здравоохранения СССР от 19.01.1983 г. "О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах".

Для осуществления профилактической работы с детьми раннего возраста, родителями и беременными женщинами приказываю:

1. Начальникам территориальных Управлений и отделов здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Татарстан:

1.1. Организовать кабинеты здорового ребенка при детских поликлиниках (консультациях) согласно Положению о кабинете здорового ребенка (приложение N 1).

1.2. Утвердить Положение о медицинской сестре кабинета здорового ребенка (приложение N 2).

1.3. Оснастить кабинеты здорового ребенка и обеспечить их наглядной тематической информацией (приложения NN 3, 4).

1.4. Организовать на фельдшерско-акушерских пунктах, во врачебных амбулаториях уголки здорового ребенка, в участковых больницах - комнаты здорового ребенка с оснащением и оформлением по принципу кабинета здорового ребенка детской консультации ЦРБ (без выделения отдельной штатной единицы).

1.5. Организовать гигиеническую подготовку матерей в детских поликлиниках (консультациях) по вопросам грудного вскармливания (согласно принципам декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ), закаливания, режима дня, воспитания здорового ребенка (приложения NN 5, 6).

1.6. Обеспечить проведение в детских поликлиниках (консультациях) работу "Школ беременных женщин" и "Школ отцов" (приложения NN 7, 8).

1.7. Обеспечить контроль над ведением учетной документации кабинетов здорового ребенка (приложения NN 9, 10, 11).

1.8. Предоставлять в Республиканский центр медицинской профилактики Министерства здравоохранения Республики Татарстан отчеты о работе кабинетов здорового ребенка детских поликлиник (консультаций) в период сдачи годовых отчетов (приложение N 12).

2. Главному педиатру Министерства здравоохранения Республики Татарстан Г.Р.Яруллиной осуществлять контроль над организацией и деятельностью кабинетов здорового ребенка в детских лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан.

3. Главному врачу Республиканского центра медицинской профилактики Министерства здравоохранения Республики Татарстан Р.В.Тазиеву оказывать консультативную и методическую помощь детским лечебно-профилактическим учреждениям Республики Татарстан при организации кабинетов здорового ребенка, а также в обеспечении их популярными и наглядными информационными материалами по воспитанию здорового ребенка в семье.

4. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Л.А.Никольскую.

Министр здравоохранения
Республики Татарстан    К.Ш.Зыятдинов

Приложение N 1
 к приказу Минздрава РТ
 от 14 февраля 2003 г. N 172

Положение
"О кабинете здорового ребенка"

I. Общие положения

1.1. Кабинет здорового ребенка (далее - КЗР) организуется в составе детской поликлиники (консультации) для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста (от 0 до 3 лет), родителями, в том числе беременными женщинами и кормящими матерями.

1.2. В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра (назначается согласно приказу главного врача детского лечебно-профилактического учреждения).

1.3. Руководство работой КЗР осуществляет заведующий одним из педиатрических отделений детского лечебно-профилактического учреждения.

II. Задачи и функции кабинета здорового ребенка

Задачи кабинета здорового ребенка:

2.1. Повышение уровня гигиенических знаний родителей и беременных женщин по охране жизни и здоровья, развитию и воспитанию ребенка раннего возраста.

2.2. Формирование сознательного и ответственного отношения родителей к профилактическим осмотрам и прививкам, четкому выполнению всех медико-педагогических назначений и рекомендаций, необходимости своевременного обращения за медицинской помощью.

2.3. Привитие культурно-гигиенических навыков здоровым детям раннего возраста.

Функции кабинета здорового ребенка:

2.4. Обучение родителей и беременных женщин основным правилам воспитания здорового ребенка: режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход.

2.5. Обучение родителей методам повседневного контроля за состоянием здоровья и поведением детей раннего возраста, динамикой психомоторного развития ребенка.

2.6. Оказание методической помощи участковым врачам-педиатрам в организации и проведении в кабинете занятий школ молодых матерей, отцов.

2.7. Проведение индивидуальных и коллективных бесед с родителями детей раннего возраста, распространение памяток и буклетов по вопросам гигиенического образования и воспитания, охраны здоровья ребенка.

2.8. Проведение (совместно с участковыми врачами-педиатрами и участковыми медицинскими сестрами) индивидуальной подготовки детей и их родителей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

2.9. Обучение участковых медицинских сестер вопросам организации и проведения профилактической работы с детьми, методики массажа, гимнастики, закаливающих процедур.

2.10. Информирование участковых врачей-педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями по уходу за детьми с отметкой в "Истории развития ребенка" (форма N 112).

2.11. Осуществление взаимодействия с Республиканским центром медицинской профилактики Министерства здравоохранения Республики Татарстан с целью изучения и распространения новых информационных материалов по вопросам гигиенического образования, воспитания и развития здорового ребенка.

2.12. Ведение рабочей документации.

III. Оснащение кабинета здорового ребенка

3.1. Оснащение кабинета здорового ребенка, укомплектованность инвентарем, оформление и методическое обеспечение осуществляется согласно "Перечню оборудования кабинета здорового ребенка" и "Перечню игрушек, рекомендуемых для детей раннего возраста".

Приложение N 2
 к приказу Минздрава РТ
 от 14 февраля 2003 г. N 172

Положение
"О медицинской сестре кабинета здорового ребенка"

1. Медицинская сестра кабинета здорового ребенка (далее - КЗР) назначается и увольняется главным врачом медицинского учреждения, непосредственно подчиняется старшей медицинской сестре педиатрического отделения.

2. Медицинская сестра КЗР имеет подготовку по профилактической работе с детьми раннего возраста.

3. Медицинская сестра КЗР проводит работу по гигиеническому образованию и воспитанию беременных женщин, будущих отцов, родителей, имеющих детей раннего возраста.

4. Медицинская сестра кабинета здорового ребенка:

проводит профилактическую работу по воспитанию здорового ребенка;

обучает родителей методикам ухода за детьми, сохранению грудного вскармливания, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения прикорма и докорма, при необходимости организует контрольное кормление;

проводит индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей, посещающих образовательные учреждения, по вопросам воспитания здорового ребенка;

проводит занятия с беременными (в школах беременных), с молодыми матерями (в школах молодых матерей), отцами (в школах отцов) при КЗР;

обучает родителей методам профилактики заболеваний, формирования вредных привычек у детей раннего возраста;

осуществляет совместно с участковым врачом-педиатром и участковой медицинской сестрой подготовку детей к поступлению в дошкольное учреждение;

комплектует материалы для оформления КЗР, подбирает соответствующий набор наглядно-информационной литературы (таблиц, памяток, плакатов, пособий, выставок) по гигиеническому образованию и воспитанию детей и родителей;

ведет учетно-отчетную документацию КЗР.

5. Медицинская сестра КЗР обязана повышать профессиональную квалификацию, имеет право аттестовываться на квалификационную категорию.

6. Медицинская сестра КЗР несет ответственность за свою деятельность в соответствии с действующим положением.

Приложение N 3
 к приказу Минздрава РТ
 от 14 февраля 2003 г. N 172

Перечень
оборудования кабинета здорового ребенка,
холла детской поликлиники (консультации)

В кабинете здорового ребенка должно быть предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по воспитанию детей раннего возраста:

1. Стол пеленальный.

2. Весы медицинские, ростомер.

3. Детский стол и стул для оформления игрового уголка.

4. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери.

5. Кукла с набором одежды для новорожденного.

6. Стенд по режимам дня детей первых трех лет жизни.

7. Стенды "Современные принципы вскармливания здорового ребенка первого года жизни. Охрана, поддержка, поощрение грудного вскармливания", "Десять принципов ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию".

8. Стенд по массажу и гимнастике.

9. Стенд по закаливанию.

10. Стенд "Показатели нервно-психического развития ребенка 2-3 годов жизни".

В оформлении холла детской поликлиники (детской консультации, детского поликлинического отделения больницы) должны быть стенды "Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение", "О значении профилактических прививок", "Сроки диспансеризации детей дошкольного возраста", а также шесть стендов по вопросам правильного воспитания ребенка в соответствии с возрастом: от 1 до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев; от 1 года до 2 лет; от 2 до 3 лет. На каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно-психического развития.

Приложение N 4
 к приказу Минздрава РТ
от 14 февраля 2003 г. N 172

Перечень
игрушек, рекомендуемых для детей раннего возраста

+-----------------------------------------------------------------------+
¦Возраст¦          Игрушки          ¦            Назначение             ¦
+-------+---------------------------+-----------------------------------¦
¦От 0 до¦Яркая однодневная   игрушка¦Для развития зрительного сосредото-¦
¦3-х    ¦для подвешивания           ¦чения                              ¦
¦мес.   ¦Неваляшка, погремушка    на¦Для разглядывания лежа на животе   ¦
¦       ¦кольце с ручкой            ¦                                   ¦
+-------+---------------------------+-----------------------------------¦
¦От 3 до¦Погремушка-подвеска        ¦Для развития хватательных движений ¦
¦6 мес. ¦Погремушка с ручкой        ¦Для развития мелких мышц руки      ¦
¦       ¦Резиновые игрушки звучащие ¦Для создания положительного эмоцио-¦
¦       ¦Неваляшка                  ¦нального тонуса                    ¦
+-------+---------------------------+-----------------------------------¦
¦От 6 до¦Мячик небольшой, шары      ¦Для развития умения  действовать  с¦
¦9 мес. ¦Ведерко с игрушками        ¦предметами                         ¦
¦       ¦Кольцо для надевания на ру-¦                                   ¦
¦       ¦ку                         ¦                                   ¦
¦       ¦Кастрюля с крышкой         ¦                                   ¦
¦       ¦Кукла, мишка, петух, кошка,¦Для развития понимания речи        ¦
¦       ¦собака, заводная игрушка   ¦                                   ¦
+-------+---------------------------+-----------------------------------¦
¦От 9 до¦Кукла, мишка,  собака, зай-¦Для развития мышления              ¦
¦12 мес.¦ка, кубы-вкладыши (2 шт.)  ¦                                   ¦
¦       ¦Чашечка, кукла,   кукольное¦Для развития сюжетной игры         ¦
¦       ¦одеяло, матрешка, пирамидка¦                                   ¦
+-------+---------------------------+-----------------------------------¦
¦От 1 г.¦Мячи, обручи,  машины,  те-¦Для развития движений              ¦
¦до  2-х¦лежки                      ¦                                   ¦
¦лет    ¦Коробка с  вырезанными   на¦Дидактические (обучающие)  игрушки,¦
¦       ¦крышке  отверстиями в форме¦различные по форме, величине и цве-¦
¦       ¦круга,  квадрата,   прямоу-¦ту - для сенсорного развития       ¦
¦       ¦гольника, коробка с крышка-¦                                   ¦
¦       ¦ми   разнообразной    формы¦                                   ¦
¦       ¦(круглая, квадратная, треу-¦                                   ¦
¦       ¦гольная), пирамидка        ¦                                   ¦
¦       ¦Строительный материал      ¦Для развития  конструктивной   дея-¦
¦       ¦                           ¦тельности                          ¦
¦       ¦Лопатка, совочки,    ведро,¦Для игры с песком и водой          ¦
¦       ¦плавающие игрушки          ¦                                   ¦
¦       ¦Кукла, собачка,   кукольная¦Для сюжетно-ролевых игр            ¦
¦       ¦мебель, посуда, расческа   ¦                                   ¦
¦       ¦Картинки и книги с  крупным¦Для развития речи                  ¦
¦       ¦рисунком                   ¦                                   ¦
+-------+---------------------------+-----------------------------------¦
¦От 2 до¦Конструкторы деревянные   и¦Для строительных игр               ¦
¦3 лет  ¦пластмассовые              ¦                                   ¦
¦       ¦Кукла, мишка,  зайка,   ме-¦Для сюжетно-ролевых игр            ¦
¦       ¦бель,  посуда, наборы "док-¦                                   ¦
¦       ¦торский", "парикмахерский" ¦                                   ¦
¦       ¦Книги, картинки,     сказки¦Для развития речи                  ¦
¦       ¦"Репка",  "Теремок", "Коло-¦                                   ¦
¦       ¦бок"                       ¦                                   ¦
¦       ¦Карандаши, кисточки,  крас-¦Для изобразительной деятельности   ¦
¦       ¦ки, пластилин              ¦                                   ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

Приложение N 5
 к приказу Минздрава РТ
 от 14 февраля 2003 г. N 172

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»