Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 2 августа 2006 г. N 398
"О мерах по реализации Закона Республики Татарстан
"Об участии граждан в обеспечении общественного порядка
в Республике Татарстан"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления КМ РТ от 30.05.2015 N 388, вступившего в силу с 30 мая 2015 года.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 25 сентября 2012 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 сентября 2012 г. N 800
____________________________________________________________________
Во исполнение Закона Республики Татарстан от 01.11.2005 г. N 107-ЗРТ "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан", в целях повышения эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Типовое положение о народной дружине, Типовое положение об общественном пункте охраны порядка и Положение об удостоверении народного дружинника.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Татарстан:
создать общественные пункты охраны порядка из расчета один общественный пункт охраны общественного порядка в среднем на 10-12 тысяч человек населения на территории муниципального района, один общественный пункт охраны общественного порядка на 10-12 тысяч человек населения на территории городского округа и один общественный пункт охраны порядка на территории городского (сельского) поселения;
при формировании бюджетов муниципальных образований на 2007 и последующие годы предусмотреть расходы на финансирование народных дружин, содержание общественных пунктов охраны порядка, а также дополнительно вводимой в этих целях их штатной численности.
3. Министерству внутренних дел по Республике Татарстан:
не реже одного раза в квартал информировать население о деятельности формирований по охране общественного порядка;
оказывать методологическую, организационную и иную помощь формированиям, созданным в целях охраны общественного порядка;
привести свои ранее принятые нормативные акты в соответствие с Законом Республики Татарстан от 01.11.2005 г. N 107-ЗРТ "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан" и настоящим постановлением.
4. Агентству Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа" обеспечить освещение в средствах массовой информации деятельности участковых уполномоченных полиции и формирований по охране общественного порядка.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление административных и правоохранительных органов Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан | Р.Н.Минниханов |
Типовое положение
о народной дружине
(утв. постановлением КМ РТ от 2 августа 2006 г. N 398)
I. Общие положения
1. Народные дружины представляют собой добровольные объединения граждан, образованные для участия в обеспечении общественного порядка.
2. Народные дружины создаются по инициативе граждан решением органов местного самоуправления и действуют в соответствии с Законом Республики Татарстан "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан" и принимаемыми на его основе иными нормативными правовыми актами.
3. При народных дружинах могут образовываться молодежные (студенческие) объединения, порядок деятельности и полномочия которых устанавливаются народными дружинами. Члены молодежных (студенческих) объединений в возрасте от 16 до 18 лет под руководством членов народных дружин могут участвовать в целях поддержания общественного порядка на молодежных и детских праздниках, в мероприятиях, проводимых в образовательных учреждениях, в профилактической работе с несовершеннолетними.
4. Участие граждан в обеспечении общественного порядка основывается на принципах законности, добровольности, демократизма, гуманизма, уважения личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, объективности.
5. Организационную, материальную и иные формы помощи и поддержки деятельности народных дружин по охране общественного порядка могут осуществлять органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица в виде благотворительных взносов и добровольных пожертвований в соответствии с федеральным законодательством.
II. Структура и порядок формирования народных дружин, взаимодействие с органами внутренних дел
1. Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, Закон Республики Татарстан "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан" и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Татарстан, а также акты органов местного самоуправления, принятые в пределах переданных им государственных полномочий.
2. В народную дружину принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, способные по состоянию здоровья, деловым и моральным качествам исполнять обязанности народного дружинника.
3. Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют соответствующие органы местного самоуправления, правоохранительные органы.
4. Непосредственное руководство деятельностью народных дружин осуществляют штабы народных дружин в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
5. В своей деятельности народные дружины подотчетны соответствующему (районному, городскому, Республиканскому) штабу народных дружин.
6. Народные дружины по охране общественного порядка непосредственно выполняют свои задачи под контролем соответствующих органов внутренних дел.
III. Ограничения, связанные с участием граждан в обеспечении общественного порядка
1. В народную дружину не могут быть приняты граждане:
имеющие неснятую или непогашенную судимость;
состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
подвергнутые административным взысканиям за правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;
не имеющие регистрации по месту жительства.
2. Решение штаба народной дружины об отчислении из народной дружины может быть принято в следующих случаях:
на основании личного заявления народного дружинника;
при наступлении обстоятельств, перечисленных в пункте 1 настоящего раздела;
в связи с систематическим невыполнением народным дружинником требований настоящего Положения, а также фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;
в случае совершения противоправных действий.
3. Граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка, не имеют права выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов, а также использовать права, предоставленные им Законом Республики Татарстан "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан", в корыстных целях.
IV. Основные задачи и функции народных дружин по охране общественного порядка
1. Задачами народных дружин по охране общественного порядка являются охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение правонарушений, защита прав и интересов граждан от противоправных посягательств, проведение воспитательной работы среди населения на основе действующего законодательства.
2. Народные дружины по охране общественного порядка осуществляют следующие функции:
обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, общественной безопасности, сохранности собственности физических и юридических лиц, охрана общественного порядка;
участие в мероприятиях по предупреждению, раскрытию преступлений, пресечению административных правонарушений;
участие в обеспечении безопасности дорожного движения;
проведение неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций;
обеспечение пожарной безопасности, охрана природных ресурсов и окружающей среды;
содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
участие в предупреждении детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
содействие правоохранительным органам в антитеррористической деятельности;
участие в других мероприятиях, проводимых правоохранительными органами.
Свою деятельность народные дружины осуществляют путем патрулирования и выставления постов, проведения рейдов, проведения индивидуальной профилактической работы под непосредственным контролем и патронажем сотрудников органов внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел должны:
контролировать действия внештатного сотрудника при выполнении поручения;
участвовать в проведении занятий по обучению внештатных сотрудников формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений, изучению основ уголовного, уголовно-процессуального, административного и других отраслей законодательства;
обобщать и распространять положительный опыт внештатных сотрудников, вносить предложения по совершенствованию их деятельности.
V. Удостоверения и форменная одежда народного дружинника
1. Удостоверение народного дружинника изготавливается в соответствии с Положением об удостоверении народного дружинника.
2. Образцы форменной одежды народного дружинника, правила ношения формы утверждаются представительными органами муниципальных образований в положениях о народной дружине.
3. Народному дружиннику запрещается осуществлять охрану общественного порядка в форменной одежде Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Типовое положение
об общественном пункте охраны порядка
(утв. постановлением КМ РТ от 2 августа 2006 г. N 398)
I. Общие положения
1. Общественный пункт охраны порядка (далее - ОПОП) создается для обеспечения взаимодействия народных дружин, общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам, органов муниципальных образований, правоохранительных органов, предприятий и учреждений в целях обеспечения общественного порядка.
2. Общественные объединения, народные дружины и общественные пункты охраны порядка формируются при участии советов общественности при общественных пунктах охраны порядка, трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций решением органов местного самоуправления для участия в охране общественного порядка.
3. ОПОП возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности решением органа местного самоуправления.
4. Для обеспечения взаимодействия народных дружин, общественных объединений и трудовых коллективов, участвующих в работе общественных пунктов охраны порядка, решением органа местного самоуправления создается совет общественности при ОПОП. В его состав также входит старший участковый уполномоченный полиции.
5. Органы внутренних дел обеспечивают ОПОП инструктивно-методическими пособиями и юридической литературой, предоставляют советам общественности при ОПОП информацию о состоянии общественного порядка на территории, закрепленной за данным пунктом. Объем и содержание указанной информации определяются руководителями соответствующих органов внутренних дел.
II. Создание и упразднение ОПОП. Образование советов общественности при ОПОП
1. Общественные пункты охраны порядка образуются по решению органов местного самоуправления при содействии органов внутренних дел с участием предприятий и учреждений и действуют по территориальному принципу.
2. Совет в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан:
изучает состояние общественного порядка на закрепленной за общественным пунктом территории, разрабатывает и вносит в соответствующие государственные органы, общественные объединения и органы общественной самодеятельности населения предложения по вопросам обеспечения общественного порядка и профилактики правонарушений на данной территории;
содействует органам внутренних дел, общественным формированиям в обеспечении общественного порядка на территории, закрепленной за ОПОП, привлекает к этой работе местных жителей;
участвует в пропаганде правовых знаний среди населения на территории, закрепленной за ОПОП;
координирует индивидуально-воспитательную работу с правонарушителями органов общественной самодеятельности, населения и трудовых коллективов, участвующих в работе ОПОП;
организует обсуждение поведения лиц, нарушающих общественный порядок и совершающих другие антиобщественные поступки, на собраниях жильцов, заседаниях совета ОПОП. В необходимых случаях направляет материалы о правонарушителях в соответствующие государственные органы и общественные организации, трудовые коллективы независимо от форм собственности;
содействует органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, общественным объединениям в борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, воспитании детей и подростков. В этих целях участвует в осуществлении контроля за поведением несовершеннолетних в общественных местах, обсуждает поведение родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию детей, в необходимых случаях ставит вопрос перед соответствующими государственными органами о привлечении родителей к ответственности, способствует организации культурного досуга детей и подростков по месту жительства;
ходатайствует перед руководством муниципального образования, правоохранительных органов, предприятий, учреждений и организаций о поощрении граждан, активно участвующих в работе по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями на территории ОПОП.
3. Совет рассматривает вопросы, отнесенные к его компетенции, на своих заседаниях. В заседаниях совета могут участвовать представители государственных органов, общественных организаций, не входящих в его состав.
4. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, принимаемым на заседании совета. План согласуется с начальником соответствующего ОВД и утверждается председателем совета. Совет правомочен принимать решения при наличии не менее половины его членов. Решение принимается большинством голосов членов совета, участвующих в заседании.
III. Материально-техническое обеспечение деятельности ОПОП
1. Финансирование содержания штатной численности начальников общественных пунктов охраны порядка, а также содержание и техническое обслуживание помещений ОПОП осуществляться в соответствии с действующим законодательством.
2. Имущество и помещение ОПОП может быть передано в установленном порядке решениями соответствующих органов государственной власти в собственность органа местного самоуправления.
3. Примерный перечень служебной документации ОПОП:
настенный план административного участка (микрорайона);