Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 3 июля 2006 г. N 339
"Об утверждении Программы профилактики стоматологических
заболеваний в Республике Татарстан на 2006-2008 годы"



В целях снижения распространенности и интенсивности заболеваний зубочелюстной системы, оказания комплексной стоматологической помощи, ориентированной на профилактику заболеваемости у детей и подростков, и улучшения стоматологического здоровья населения Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики стоматологических заболеваний в Республике Татарстан на 2006-2008 годы (далее - Программа).

2. Министерству здравоохранения Республики Татарстан обеспечить:

реализацию Программы с участием органов местного самоуправления;

осуществление финансирования Программы в пределах средств, предусматриваемых по сводной смете доходов и расходов Министерства здравоохранения Республики Татарстан, средств обязательного медицинского страхования и внебюджетных источников на реализацию указанной Программы на соответствующий год.

3. Предложить органам местного самоуправления Республики Татарстан разработать и утвердить соответствующие программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.


Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов


Программа
профилактики стоматологических заболеваний
в Республике Татарстан на 2006-2008 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 3 июля 2006 г. N 339)

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа профилактики стоматологических
заболеваний в Республике Татарстан на 2006-2008
годы

Основание для
разработки Программы

Концепция формирования социально эффективного
образа жизни населения Республики Татарстан на
2003-2007 годы, утвержденная постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан от
27.01.2003 г. N 48; Решение коллегии
Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 21.10.2003 г. "О совершенствовании
стоматологической помощи детскому населению в
Российской Федерации"; решение коллегии
Министерства здравоохранения Республики
Татарстан от 17.11.2004 г. "Об организации
профилактики неинфекционных заболеваний,
гигиенического образования и воспитания
населения"; комплексный план работы
Министерства здравоохранения Республики
Татарстан по реализации Послания Президента
Республики Татарстан Государственному Совету
Республики Татарстан на 2006 год

Государственный
заказчик Программы

Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации

Основные разработчики
Программы

Министерство здравоохранения Республики
Татарстан, Республиканская стоматологическая
поликлиника Министерства здравоохранения
Республики Татарстан, Московский
государственный медицинский стоматологический
университет, Центральный
научно-исследовательский институт стоматологии,
Казанская государственная медицинская академия

Цель Программы

Сохранение государственного сектора в
стоматологии в условиях реформирования
здравоохранения и начавшихся процессов
разгосударствления стоматологической отрасли;
снижение распространенности и интенсивности
заболеваний зубочелюстной системы в 2006-2008
годах

Основные задачи
Программы

Организационно-методическое обеспечение
мероприятий по профилактике стоматологических
заболеваний; мониторинг стоматологической
заболеваемости, анализ и оценка эффективности
профилактических мероприятий; устранение
природных дефицитов поступления фторида в
организм путем расширения проекта фторирования
молока в регионах республики; проведение
целевых мероприятий, направленных на
профилактику стоматологических заболеваний у
детей и беременных женщин; работа с населением
республики по профилактике стоматологических
заболеваний, выработке положительных мотиваций
к сохранению стоматологического здоровья;
улучшение материально-технической базы
учреждений, обеспечивающих профилактическую
работу среди детей и беременных женщин

Основные исполнители
Программы

Министерство здравоохранения Республики
Татарстан, Республиканская стоматологическая
поликлиника Министерства здравоохранения
Республики Татарстан, Казанский базовый
медицинский колледж, Республиканский центр
медицинской профилактики Министерства
здравоохранения Республики Татарстан,
Территориальное управление Роспотребнадзора по
Республике Татарстан, Министерство образования
и науки Республики Татарстан, Казанский
государственный медицинский университет,
Казанская государственная медицинская академия,
молочный комбинат (на конкурсной основе)

Сроки реализации
Программы

2006-2008 годы

Этапы реализации
Программы

1 этап - 2006 год
2 этап - 2007-2008 годы

Объемы и источники
финансирования
Программы

Текущее бюджетное финансирование, средства
обязательного медицинского страхования,
внебюджетный источник (гуманитарная помощь
Международного фонда "Борроу Дентал Милк" в
объеме 810 тыс.рублей за 2006-2008 годы).
Финансирование I этапа - в пределах текущего
бюджетного финансирования, средств
обязательного медицинского страхования и
внебюджетных источников; финансирование II
этапа - 20,0 млн.рублей, в том числе в 2007
году - 10,0 млн.рублей.
Объем средств ежегодно уточняется исходя из
возможностей бюджета Республики Татарстан

Ожидаемые результаты
реализации Программы

Снижение распространенности и интенсивности
стоматологической заболеваемости у детского
населения Республики Татарстан; снижение
расходов на лечение и реабилитацию пациентов с
заболеваниями зубочелюстной системы

Контроль исполнения
Программы

Контроль реализации Программы возлагается на
Министерство здравоохранения Республики
Татарстан


1. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

Проблема высокой стоматологической заболеваемости детей и подростков в России остается одной из наиболее острых и актуальных проблем, представляющих реальную угрозу состоянию их здоровья.

В Российской Федерации кариес зубов выявляется у детей уже в возрасте двух лет. Интенсивность кариеса временных зубов у детей двух-трех лет равна 0,45 и 2,45 соответственно. Лица с интактными зубами (здоровыми) в возрасте 15 лет в Российской Федерации составляют - 12%, в возрасте 35-44 года - 2%, в 65 лет и старше - 1 процент. Таким образом, основные стоматологические заболевания имеют 100-процентную распространенность.

Особенностью стоматологической заболеваемости на современном этапе является высокая распространенность и интенсивность поражения зубочелюстной системы, одновременное развитие нескольких самостоятельных видов патологий: кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий. Заболевания зубов часто являются причиной заболеваний суставов, почек, сердца.

По данным эпидемиологического обследования населения, проведенного стоматологической службой Республики Татарстан в 1997 году, практически все взрослое и 75-90% детского населения подвержены стоматологическим заболеваниям и вынуждены обращаться в лечебные учреждения. На одного ребенка 12-летнего возраста приходится в среднем 3,5 кариозных зуба, что, по классификации Всемирной организации здравоохранения, составляет высокую степень интенсивности этого заболевания.

За последние годы в Республике Татарстан проведена определенная работа по повышению качества стоматологической помощи детскому населению, дальнейшему расширению сети стоматологических учреждений, оснащению их современной медицинской техникой, внедрению современных технологий медицинского обеспечения детей с заболеваниями полости рта.

Достижениями службы являются возрождение системы школьных стоматологических кабинетов (в школах с количеством учащихся свыше 800 человек количество кабинетов с 2000 по 2004 год увеличилось на 24%, или на 44), а также проведение 1-2-кратной плановой санации полости рта организованному детскому контингенту.

Однако основной недостаток в организации диспансеризации - это отсутствие полного охвата неорганизованного детского населения. Диспансеризация неорганизованных детей реальна только при 100-процентном охвате стоматологической диспансеризацией беременных женщин. С этой целью с 1998 года проводится сплошная диспансеризация беременных женщин и детей в возрасте от 1 до 3 лет.

В результате проводимой работы удалось на 16% увеличить охват беременных женщин профилактическими осмотрами. Однако число беременных женщин, нуждающихся в лечении стоматологических заболеваний, остается высоким и за период с 2002 по 2004 год выросло на 2,3 процента.

Одной из причин интенсивного роста стоматологической заболеваемости является недостаточное поступление фтора с питьевой водой, особенно в период формирования зубов в детском возрасте.

Содержание фтора в питьевой воде, употребляемой населением Республики Татарстан, составляет от 0,1 до 0,5 миллиграмма на литр при норме 0,8-1,5 миллиграмма на литр. По рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, при недостаточном содержании фтора в питьевой воде в большинстве стран Европы, Азии и Америки проводится фторирование воды, продуктов питания, молока или прием препаратов фтора внутрь.

В 2001 году в Республике Татарстан была начата подготовка к внедрению в г.Нижнекамске метода фторирования молока, а уже с сентября 2002 года налажено производство фторированного молока и его поставка в детские сады города. В настоящее время 11 тысяч детей г.Нижнекамска пьют фторированное молоко. С июля 2004 года молочный комбинат г.Зеленодольска начал производство фторированного молока, его поставку в детские сады города и розничную сеть. Мощности Зеленодольского молочного комбината позволяют расширить пилотный проект, реализуемый в гг.Нижнекамске и Зеленодольске, на другие регионы Республики Татарстан. Таким образом, в Республике Татарстан, благодаря реализации утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.02.99 г. N 43 Республиканской целевой программы "Совершенствование стоматологической службы Республики Татарстан на 1999-2002 годы" удалось в рекордно короткие сроки (5-6 месяцев) внедрить проект фторирования молока.

Критерием эффективности проведенных мероприятий являются показатели работы стоматологической службы республики, которые сегодня в целом выше, чем по Российской Федерации.

Анализ результатов реализации Республиканской программы "Совершенствование стоматологической службы Республики Татарстан на 1999-2002 годы" доказал эффективность предпринимаемых мер профилактики, которые привели к снижению нуждаемости в лечении зубов школьников на 9 процентов, дошкольников - на 8,6 процента, к снижению удельного веса осложненных форм кариеса у школьников на 9,6 процента. Итогом комплекса профилактических мероприятий и начального этапа внедрения метода фторирования молока в г.Зеленодольске явились снижение у детей школьного возраста распространенности кариеса зубов и нуждаемости в стоматологическом лечении на 4,5 и 20,4% соответственно, рост числа ранее санированных детей - на 15% и детей со здоровыми зубами - на 33,8 процента.

Высокий уровень стоматологической заболеваемости также поддерживается недостаточной гигиенической грамотностью и отсутствием навыков личной гигиены у населения.

Остаются проблемными внедрение программ стоматологического здоровья для детей и подростков с использованием фтор- и кальцийсодержащих препаратов для индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний, а также материальное обеспечение применения зубосохраняющих технологий. Недостаточна укомплектованность стоматологической службы врачами-стоматологами детскими. Не принимаются эффективные меры по укреплению материально-технической базы детских стоматологических учреждений.

Детские стоматологические поликлиники работают в системе обязательного медицинского страхования. Критерием оценки профилактической работы врачей-стоматологов детских является соотношение зубов вылеченных и удаленных по поводу кариеса и его осложнений. В настоящее время требуется другая оценка профилактической работы на детском приеме, которая была бы ориентирована на здорового ребенка.

Высокое качество профилактической работы - это и применение высококачественных стоматологических материалов. Вместе с тем существующая возможность оплаты в системе обязательного медицинского страхования не может обеспечить реального покрытия стоимости лечения с применением современных технологий, а также сложных форм патологий. Экономика лечебной работы на детском приеме за истекший год свидетельствует о том, что в республике на лечение детей и подростков в возрасте до 18 лет, исходя из стоимости тарифа на одно посещение, равное 64,3-52,8 рубля (I/II уровень медицинских учреждений соответственно), было израсходовано более 120 млн.рублей. На профилактику же стоматологических заболеваний в среднем на одного ребенка в Российской Федерации приходится 0,5 рубля за год.

В организации детской стоматологической помощи накоплен достаточный опыт, позволяющий без значительных экономических затрат добиться снижения показателей стоматологической заболеваемости. Гарантированно снизить стоматологическую заболеваемость возможно только путем оказания высококвалифицированной стоматологической помощи в сочетании с мероприятиями профилактической направленности.

Актуальность рассматриваемой проблемы заключается и в том, что бюджетная система и здравоохранение в целом подвергаются реформированию, начались процессы разгосударствления стоматологической отрасли. Необходимо не допустить сокращения штата детской стоматологической службы, объемов и качества оказываемой медицинской помощи детям республики. Система подготовки кадров в детской стоматологии должна стать приоритетом государственной политики и осуществляться на бюджетной основе. Необходимо предусмотреть при возможном акционировании стоматологических учреждений (особенно детских) механизм нивелирования негативных последствий, которые неизбежно приведут к снижению посещаемости стоматологов, увеличению числа осложнений.

Учитывая, что проблема стоматологической заболеваемости является в первую очередь социальной, меры по ее предупреждению могут быть успешными только при консолидации усилий государства и медицинского сообщества. В этой связи необходимо усиление взаимодействия всех заинтересованных министерств и ведомств, государственных структур, общественных и международных организаций в контроле выполнения задач настоящей Программы.

2. Основные цели и задачи Программы.
Сроки реализации Программы

Основной целью Программы являются сохранение государственного сектора в стоматологии в условиях реформирования здравоохранения и начавшихся процессов разгосударствления стоматологической отрасли, снижение распространенности и интенсивности заболеваний зубочелюстной системы в 2006-2008 годах.

Программа рассчитана на 2006-2008 годы. Реализация Программы предполагается в 2 этапа: I этап - 2006 год, II этап - 2007-2008 годы и предполагает решение следующих задач:

организационно-методическое обеспечение мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний;

обеспечение мониторинга стоматологической заболеваемости, анализа и оценки эффективности профилактических мероприятий;

устранение природных дефицитов поступления фторида в организм путем расширения проекта фторирования молока в регионах республики;

проведение целевых мероприятий, направленных на профилактику стоматологических заболеваний у детей и беременных женщин;

информирование населения республики о значении и методах профилактики стоматологических заболеваний;

выработку положительных мотиваций к сохранению стоматологического здоровья;

улучшение материально-технической базы учреждений, обеспечивающих профилактическую работу среди детей и беременных женщин.

3. Перечень мероприятий для реализации поставленных
задач и достижений поставленных целей Программы

Организационно-методическое обеспечение мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний включает следующие мероприятия:

участие в работе Комиссии Комитета по социальной политике Государственного Совета Республики Татарстан при разработке законодательных актов, касающихся вопросов негосударственного сектора в здравоохранении;

анализ укомплектованности стоматологической службы республики детскими стоматологами и формирование государственного заказа на подготовку врачей-стоматологов детских на бюджетной основе в Казанском государственном медицинском университете с последующим обязательным распределением их в детские стоматологические поликлиники Республики Татарстан;

формирование государственного заказа на подготовку специалистов среднего звена - гигиенистов стоматологических в Казанском базовом медицинском колледже с последующим анализом укомплектованности;

подготовку и внесение на рассмотрение в Казанскую государственную медицинскую академию предложений о включении в типовую программу аттестационно-сертификационных циклов тематического усовершенствования врачей-стоматологов по организации профилактики стоматологических заболеваний, гигиеническому образованию и воспитанию населения;

участие в работе Лицензионного совета Управления Росздравнадзора по Республике Татарстан и Медицинского совета по стоматологии для обеспечения преемственности в части контроля стоматологической службы и методического руководства при процедуре лицензирования учреждений стоматологического профиля.

Мониторинг стоматологической заболеваемости, анализ и изучение эффективности профилактических мероприятий включают:

подготовку калиброванных специалистов для оценки стоматологического статуса;

эпидемиологическое обследование населения республики методом случайной выборки;

анализ стоматологической заболеваемости на основе данных эпидемиологического обследования населения;

анализ показателей профилактической работы стоматологических учреждений республики на основе учетно-отчетной медицинской документации.

Расширение проекта фторирования молока в регионах республики предполагает:

стоматологическое обследование детей, планируемых для участия в проекте, до его начала;

создание координационных советов по внедрению проектов в районах в составе председателя - заместителя главы муниципального образования Республики Татарстан и членов - представителей учреждений дошкольного образования, управления здравоохранения, Роспотребнадзора, производителя молочной продукции и других ответственных исполнителей проекта;

подготовка и утверждение постановлений глав муниципальных образований Республики Татарстан по внедрению проекта фторирования молока;

оформление дополнительной технической документации, связанной с расширением проекта в регионах республики;

финансирование за счет средств бюджета Республики Татарстан дополнительных затрат на производство фторированного молока (разницы стоимости фторированного молока и обычного);

информационное обеспечение проекта, в том числе издание полиграфической продукции (буклетов, листовок), проведение разъяснительной работы среди педагогов, медицинского и немедицинского персонала, участвующих в проекте, а также в средствах массовой информации;

проведение мониторинга адекватного поступления фторида в организм детей и его выведения с мочой в процессе реализации Программы;

анализ результатов реализуемых проектов с целью постановки новых задач и расширения проекта фторирования молока в регионах республики.

Проведение целевых мероприятий, направленных на профилактику стоматологических заболеваний у детей и беременных женщин, предполагает:

обеспечение организационно-методического руководства и контроля организации профилактической работы;

создание ежеквартального запаса фтор-, кальцийсодержащих препаратов и централизованное обеспечение ими детского населения для индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний;

обучение стоматологов методу восстановительного атравматичного лечения кариеса зубов (герметизации фиссур силантами);

обеспечение стоматологических учреждений республики расходными материалами (силантами) для применения зубосохраняющих технологий у детей.

Работа с населением республики по профилактике стоматологических заболеваний предполагает осуществление следующих мероприятий:

проведение разъяснительной работы в части гарантированного объема мероприятий и предстоящих реформ в стоматологической отрасли;

проведение работы по предупреждению стоматологических заболеваний в рамках общей системы профилактических мероприятий в детских дошкольных учреждениях и школах;

проведение работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни в средствах массовой информации.

Улучшение материально-технической базы учреждений, обеспечивающих профилактическую работу среди детей и беременных женщин, предполагает:

замену устаревшего стоматологического и стерилизационного оборудования (стоматологические установки, сухожаровые шкафы) в общеобразовательных школах и женских консультациях для профилактической работы с детьми и беременными женщинами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»