Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 3 июля 2006 г. N 339
"Об утверждении Программы профилактики стоматологических
заболеваний в Республике Татарстан на 2006-2008 годы"
В целях снижения распространенности и интенсивности заболеваний зубочелюстной системы, оказания комплексной стоматологической помощи, ориентированной на профилактику заболеваемости у детей и подростков, и улучшения стоматологического здоровья населения Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики стоматологических заболеваний в Республике Татарстан на 2006-2008 годы (далее - Программа).
2. Министерству здравоохранения Республики Татарстан обеспечить:
реализацию Программы с участием органов местного самоуправления;
осуществление финансирования Программы в пределах средств, предусматриваемых по сводной смете доходов и расходов Министерства здравоохранения Республики Татарстан, средств обязательного медицинского страхования и внебюджетных источников на реализацию указанной Программы на соответствующий год.
3. Предложить органам местного самоуправления Республики Татарстан разработать и утвердить соответствующие программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Программа
профилактики стоматологических заболеваний
в Республике Татарстан на 2006-2008 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 3 июля 2006 г. N 339)
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа профилактики стоматологических |
Основание для | Концепция формирования социально эффективного |
Государственный | Министерство здравоохранения и социального |
Основные разработчики | Министерство здравоохранения Республики |
Цель Программы | Сохранение государственного сектора в |
Основные задачи | Организационно-методическое обеспечение |
Основные исполнители | Министерство здравоохранения Республики |
Сроки реализации | 2006-2008 годы |
Этапы реализации | 1 этап - 2006 год |
Объемы и источники | Текущее бюджетное финансирование, средства |
Ожидаемые результаты | Снижение распространенности и интенсивности |
Контроль исполнения | Контроль реализации Программы возлагается на |
1. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Проблема высокой стоматологической заболеваемости детей и подростков в России остается одной из наиболее острых и актуальных проблем, представляющих реальную угрозу состоянию их здоровья.
В Российской Федерации кариес зубов выявляется у детей уже в возрасте двух лет. Интенсивность кариеса временных зубов у детей двух-трех лет равна 0,45 и 2,45 соответственно. Лица с интактными зубами (здоровыми) в возрасте 15 лет в Российской Федерации составляют - 12%, в возрасте 35-44 года - 2%, в 65 лет и старше - 1 процент. Таким образом, основные стоматологические заболевания имеют 100-процентную распространенность.
Особенностью стоматологической заболеваемости на современном этапе является высокая распространенность и интенсивность поражения зубочелюстной системы, одновременное развитие нескольких самостоятельных видов патологий: кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий. Заболевания зубов часто являются причиной заболеваний суставов, почек, сердца.
По данным эпидемиологического обследования населения, проведенного стоматологической службой Республики Татарстан в 1997 году, практически все взрослое и 75-90% детского населения подвержены стоматологическим заболеваниям и вынуждены обращаться в лечебные учреждения. На одного ребенка 12-летнего возраста приходится в среднем 3,5 кариозных зуба, что, по классификации Всемирной организации здравоохранения, составляет высокую степень интенсивности этого заболевания.
За последние годы в Республике Татарстан проведена определенная работа по повышению качества стоматологической помощи детскому населению, дальнейшему расширению сети стоматологических учреждений, оснащению их современной медицинской техникой, внедрению современных технологий медицинского обеспечения детей с заболеваниями полости рта.
Достижениями службы являются возрождение системы школьных стоматологических кабинетов (в школах с количеством учащихся свыше 800 человек количество кабинетов с 2000 по 2004 год увеличилось на 24%, или на 44), а также проведение 1-2-кратной плановой санации полости рта организованному детскому контингенту.
Однако основной недостаток в организации диспансеризации - это отсутствие полного охвата неорганизованного детского населения. Диспансеризация неорганизованных детей реальна только при 100-процентном охвате стоматологической диспансеризацией беременных женщин. С этой целью с 1998 года проводится сплошная диспансеризация беременных женщин и детей в возрасте от 1 до 3 лет.
В результате проводимой работы удалось на 16% увеличить охват беременных женщин профилактическими осмотрами. Однако число беременных женщин, нуждающихся в лечении стоматологических заболеваний, остается высоким и за период с 2002 по 2004 год выросло на 2,3 процента.
Одной из причин интенсивного роста стоматологической заболеваемости является недостаточное поступление фтора с питьевой водой, особенно в период формирования зубов в детском возрасте.
Содержание фтора в питьевой воде, употребляемой населением Республики Татарстан, составляет от 0,1 до 0,5 миллиграмма на литр при норме 0,8-1,5 миллиграмма на литр. По рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, при недостаточном содержании фтора в питьевой воде в большинстве стран Европы, Азии и Америки проводится фторирование воды, продуктов питания, молока или прием препаратов фтора внутрь.
В 2001 году в Республике Татарстан была начата подготовка к внедрению в г.Нижнекамске метода фторирования молока, а уже с сентября 2002 года налажено производство фторированного молока и его поставка в детские сады города. В настоящее время 11 тысяч детей г.Нижнекамска пьют фторированное молоко. С июля 2004 года молочный комбинат г.Зеленодольска начал производство фторированного молока, его поставку в детские сады города и розничную сеть. Мощности Зеленодольского молочного комбината позволяют расширить пилотный проект, реализуемый в гг.Нижнекамске и Зеленодольске, на другие регионы Республики Татарстан. Таким образом, в Республике Татарстан, благодаря реализации утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.02.99 г. N 43 Республиканской целевой программы "Совершенствование стоматологической службы Республики Татарстан на 1999-2002 годы" удалось в рекордно короткие сроки (5-6 месяцев) внедрить проект фторирования молока.
Критерием эффективности проведенных мероприятий являются показатели работы стоматологической службы республики, которые сегодня в целом выше, чем по Российской Федерации.
Анализ результатов реализации Республиканской программы "Совершенствование стоматологической службы Республики Татарстан на 1999-2002 годы" доказал эффективность предпринимаемых мер профилактики, которые привели к снижению нуждаемости в лечении зубов школьников на 9 процентов, дошкольников - на 8,6 процента, к снижению удельного веса осложненных форм кариеса у школьников на 9,6 процента. Итогом комплекса профилактических мероприятий и начального этапа внедрения метода фторирования молока в г.Зеленодольске явились снижение у детей школьного возраста распространенности кариеса зубов и нуждаемости в стоматологическом лечении на 4,5 и 20,4% соответственно, рост числа ранее санированных детей - на 15% и детей со здоровыми зубами - на 33,8 процента.
Высокий уровень стоматологической заболеваемости также поддерживается недостаточной гигиенической грамотностью и отсутствием навыков личной гигиены у населения.
Остаются проблемными внедрение программ стоматологического здоровья для детей и подростков с использованием фтор- и кальцийсодержащих препаратов для индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний, а также материальное обеспечение применения зубосохраняющих технологий. Недостаточна укомплектованность стоматологической службы врачами-стоматологами детскими. Не принимаются эффективные меры по укреплению материально-технической базы детских стоматологических учреждений.
Детские стоматологические поликлиники работают в системе обязательного медицинского страхования. Критерием оценки профилактической работы врачей-стоматологов детских является соотношение зубов вылеченных и удаленных по поводу кариеса и его осложнений. В настоящее время требуется другая оценка профилактической работы на детском приеме, которая была бы ориентирована на здорового ребенка.
Высокое качество профилактической работы - это и применение высококачественных стоматологических материалов. Вместе с тем существующая возможность оплаты в системе обязательного медицинского страхования не может обеспечить реального покрытия стоимости лечения с применением современных технологий, а также сложных форм патологий. Экономика лечебной работы на детском приеме за истекший год свидетельствует о том, что в республике на лечение детей и подростков в возрасте до 18 лет, исходя из стоимости тарифа на одно посещение, равное 64,3-52,8 рубля (I/II уровень медицинских учреждений соответственно), было израсходовано более 120 млн.рублей. На профилактику же стоматологических заболеваний в среднем на одного ребенка в Российской Федерации приходится 0,5 рубля за год.
В организации детской стоматологической помощи накоплен достаточный опыт, позволяющий без значительных экономических затрат добиться снижения показателей стоматологической заболеваемости. Гарантированно снизить стоматологическую заболеваемость возможно только путем оказания высококвалифицированной стоматологической помощи в сочетании с мероприятиями профилактической направленности.
Актуальность рассматриваемой проблемы заключается и в том, что бюджетная система и здравоохранение в целом подвергаются реформированию, начались процессы разгосударствления стоматологической отрасли. Необходимо не допустить сокращения штата детской стоматологической службы, объемов и качества оказываемой медицинской помощи детям республики. Система подготовки кадров в детской стоматологии должна стать приоритетом государственной политики и осуществляться на бюджетной основе. Необходимо предусмотреть при возможном акционировании стоматологических учреждений (особенно детских) механизм нивелирования негативных последствий, которые неизбежно приведут к снижению посещаемости стоматологов, увеличению числа осложнений.
Учитывая, что проблема стоматологической заболеваемости является в первую очередь социальной, меры по ее предупреждению могут быть успешными только при консолидации усилий государства и медицинского сообщества. В этой связи необходимо усиление взаимодействия всех заинтересованных министерств и ведомств, государственных структур, общественных и международных организаций в контроле выполнения задач настоящей Программы.
2. Основные цели и задачи Программы.
Сроки реализации Программы
Основной целью Программы являются сохранение государственного сектора в стоматологии в условиях реформирования здравоохранения и начавшихся процессов разгосударствления стоматологической отрасли, снижение распространенности и интенсивности заболеваний зубочелюстной системы в 2006-2008 годах.
Программа рассчитана на 2006-2008 годы. Реализация Программы предполагается в 2 этапа: I этап - 2006 год, II этап - 2007-2008 годы и предполагает решение следующих задач:
организационно-методическое обеспечение мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний;
обеспечение мониторинга стоматологической заболеваемости, анализа и оценки эффективности профилактических мероприятий;
устранение природных дефицитов поступления фторида в организм путем расширения проекта фторирования молока в регионах республики;
проведение целевых мероприятий, направленных на профилактику стоматологических заболеваний у детей и беременных женщин;
информирование населения республики о значении и методах профилактики стоматологических заболеваний;
выработку положительных мотиваций к сохранению стоматологического здоровья;
улучшение материально-технической базы учреждений, обеспечивающих профилактическую работу среди детей и беременных женщин.
3. Перечень мероприятий для реализации поставленных
задач и достижений поставленных целей Программы
Организационно-методическое обеспечение мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний включает следующие мероприятия:
участие в работе Комиссии Комитета по социальной политике Государственного Совета Республики Татарстан при разработке законодательных актов, касающихся вопросов негосударственного сектора в здравоохранении;
анализ укомплектованности стоматологической службы республики детскими стоматологами и формирование государственного заказа на подготовку врачей-стоматологов детских на бюджетной основе в Казанском государственном медицинском университете с последующим обязательным распределением их в детские стоматологические поликлиники Республики Татарстан;
формирование государственного заказа на подготовку специалистов среднего звена - гигиенистов стоматологических в Казанском базовом медицинском колледже с последующим анализом укомплектованности;
подготовку и внесение на рассмотрение в Казанскую государственную медицинскую академию предложений о включении в типовую программу аттестационно-сертификационных циклов тематического усовершенствования врачей-стоматологов по организации профилактики стоматологических заболеваний, гигиеническому образованию и воспитанию населения;
участие в работе Лицензионного совета Управления Росздравнадзора по Республике Татарстан и Медицинского совета по стоматологии для обеспечения преемственности в части контроля стоматологической службы и методического руководства при процедуре лицензирования учреждений стоматологического профиля.
Мониторинг стоматологической заболеваемости, анализ и изучение эффективности профилактических мероприятий включают:
подготовку калиброванных специалистов для оценки стоматологического статуса;
эпидемиологическое обследование населения республики методом случайной выборки;
анализ стоматологической заболеваемости на основе данных эпидемиологического обследования населения;
анализ показателей профилактической работы стоматологических учреждений республики на основе учетно-отчетной медицинской документации.
Расширение проекта фторирования молока в регионах республики предполагает:
стоматологическое обследование детей, планируемых для участия в проекте, до его начала;
создание координационных советов по внедрению проектов в районах в составе председателя - заместителя главы муниципального образования Республики Татарстан и членов - представителей учреждений дошкольного образования, управления здравоохранения, Роспотребнадзора, производителя молочной продукции и других ответственных исполнителей проекта;
подготовка и утверждение постановлений глав муниципальных образований Республики Татарстан по внедрению проекта фторирования молока;
оформление дополнительной технической документации, связанной с расширением проекта в регионах республики;
финансирование за счет средств бюджета Республики Татарстан дополнительных затрат на производство фторированного молока (разницы стоимости фторированного молока и обычного);
информационное обеспечение проекта, в том числе издание полиграфической продукции (буклетов, листовок), проведение разъяснительной работы среди педагогов, медицинского и немедицинского персонала, участвующих в проекте, а также в средствах массовой информации;
проведение мониторинга адекватного поступления фторида в организм детей и его выведения с мочой в процессе реализации Программы;
анализ результатов реализуемых проектов с целью постановки новых задач и расширения проекта фторирования молока в регионах республики.
Проведение целевых мероприятий, направленных на профилактику стоматологических заболеваний у детей и беременных женщин, предполагает:
обеспечение организационно-методического руководства и контроля организации профилактической работы;
создание ежеквартального запаса фтор-, кальцийсодержащих препаратов и централизованное обеспечение ими детского населения для индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний;
обучение стоматологов методу восстановительного атравматичного лечения кариеса зубов (герметизации фиссур силантами);
обеспечение стоматологических учреждений республики расходными материалами (силантами) для применения зубосохраняющих технологий у детей.
Работа с населением республики по профилактике стоматологических заболеваний предполагает осуществление следующих мероприятий:
проведение разъяснительной работы в части гарантированного объема мероприятий и предстоящих реформ в стоматологической отрасли;
проведение работы по предупреждению стоматологических заболеваний в рамках общей системы профилактических мероприятий в детских дошкольных учреждениях и школах;
проведение работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни в средствах массовой информации.
Улучшение материально-технической базы учреждений, обеспечивающих профилактическую работу среди детей и беременных женщин, предполагает:
замену устаревшего стоматологического и стерилизационного оборудования (стоматологические установки, сухожаровые шкафы) в общеобразовательных школах и женских консультациях для профилактической работы с детьми и беременными женщинами.