Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 6 декабря 2005 г. N 569
"Об утверждении республиканской целевой программы "Создание
автоматизированной системы ведения государственного
земельного кадастра и государственного учета объектов
недвижимости (2006-2007 годы)"
В целях реализации на территории Республики Татарстан федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" с подпрограммой "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 745 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", и мероприятий, определенных Концепцией создания системы управления недвижимостью Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.03.2002 г. N 126 "Об утверждении Концепции создания системы управления недвижимостью Республики Татарстан", Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2006-2007 годы)".
2. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан предусмотреть выделение Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан при формировании бюджетов Республики Татарстан на 2006, 2007 годы средств на реализацию Программы.
3. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.11.2003 г. N 586 "Об утверждении республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2003-2007 годы)" с подпрограммой "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений".
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Республиканская целевая программа
"Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра и государственного
учета объектов недвижимости (2006-2007 годы)"
(утв. постановлением КМ РТ от 6 декабря 2005 г. N 569)
Паспорт
республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного кадастра и государственного учета
объектов недвижимости (2006-2007 годы)"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Создание |
Основание разработки | Федеральная целевая программа "Создание |
Государственный | Управление Федерального агентства кадастра |
Основные разработчики | Управление Федерального агентства кадастра |
Основные участники | Управление Федерального агентства кадастра |
Цель Программы | Реализация в Республике Татарстан федеральной |
Система программных | Создание в Республике Татарстан |
Срок реализации | 2006-2007 годы |
2006-2007 годы | 2006 год | 2007 год | |
Объемы и источники финансирования | 137,0 | 70,45 | 66,55 |
В том числе средства: |
|
|
|
Система контроля за | Управление реализацией программы и контроль за |
Введение
Республиканская целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2006-2007 годы)" (далее - Программа) направлена на реализацию в Республике Татарстан федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" с подпрограммой "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 745.
В результате реализации Программы будет создана единая система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, проведено разграничение государственной собственности на землю в части федеральной, республиканской, муниципальной собственности и создана автоматизированная система управления недвижимостью, что позволит решить проблемы эффективного использования, управления и распоряжения земельными ресурсами, активного вовлечения их в хозяйственный оборот.
Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств бюджетов федерального и республиканского уровней.
1. Основные результаты работ по ведению государственного
земельного кадастра, выполненных в Республике Татарстан
В результате проведения разгосударствления и перераспределения земель в Республике Татарстан по состоянию на 01.01.2005 г. в собственность физических и юридических лиц передано 2,7 млн.гектаров земель, или 40% от общей площади республики. В государственной собственности осталось около 4,1 млн.гектаров земель, в том числе 2,1 млн.гектаров сельскохозяйственных угодий. В ходе проведенных мероприятий в рамках создания системы ведения государственного земельного кадастра подготовлены и выданы землепользователям около полутора миллионов документов о праве на землю. Результаты этой работы составляют основу кадастровой информации о правовом статусе земель.
Проведена инвентаризация земель всех населенных пунктов, включая 14 городов республиканского подчинения, 6 городов районного подчинения, 20 рабочих поселков, 17 сельских районных центров и 3111 сельских поселений на общей площади 350 тыс.гектаров. В ходе этой работы уточнены размеры и другие данные о земельных участках, проведены геодезические съемки и получены точные координаты их границ и необходимые сведения о правообладателях.
Также проведена инвентаризация земельного фонда за чертой поселений, на основе ее материалов уточнены данные государственного учета земель сельскохозяйственного и иного назначения.
Результаты работ по инвентаризации земель нанесены на планово-картографический материал и внесены в компьютерные базы данных создаваемой автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра.
С целью ведения государственного земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель в Республике Татарстан внедрена местная система геодезических координат, имеющая строгий переход к общегосударственной системе. В единой системе проведено сгущение межевой геодезической сети и определены координаты более 13 тысяч межевых знаков.
В целях создания и обновления планово-картографического материала была проведена аэрофотосъемка всей территории республики в масштабе 1:10000, а для обновления карт земель сельскохозяйственного назначения - проведена аэрофотосъемка в масштабе 1:38000.
Во исполнение Федерального закона "О государственном земельном кадастре" в республике осуществлен переход на ведение государственного земельного кадастра и кадастрового учета земельных участков в Едином государственном реестре земель. Внедрена программа автоматизированного ведения Единого государственного реестра земель, разработанная Федеральным кадастровым центром "Земля". Более одного миллиона земельных участков поставлены на учет в единый в государственный реестр земель. Проведено обучение специалистов, получено необходимое программное обеспечение.
В республике завершены работы по государственной кадастровой оценке земель всех категорий и на всей площади, а именно: сельскохозяйственных земель, земель поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель водного и лесного фонда, а также земель особо охраняемых территорий. Результаты работ прошли экспертизу в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости и утверждены Правительством Республики Татарстан. Проведенная работа является основой для исчисления земельного налога от кадастровой стоимости каждого земельного участка в связи с введением в действие с 01.01.2006 г. главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации и переходом на новую систему налогообложения.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Татарстана является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.
До настоящего времени учет, оценка, налогообложение, управление, распоряжение земельными участками и объектами недвижимости осуществлялись раздельно. Земельные участки и иная недвижимость не являются средствами обеспечения финансовых (ипотечных) кредитов. В этой связи возникают проблемы, связанные с использованием земельных участков и иной недвижимости как полноценного актива, что, в свою очередь, снижает инвестиционную предпринимательскую активность.
Внедрение на практике эффективных экономических механизмов в сфере управления недвижимостью возможно при наличии систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки. Это позволит реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизирует вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создаст основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформирует базу экономически обоснованного налогообложения недвижимого имущества, а также совершенствования системы управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности.
3. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для планомерной и последовательной реализации государственной политики по обеспечению эффективного использования земли и иной недвижимости, активному вовлечению их в хозяйственный оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.
Основными задачами Программы являются:
разработка нормативно-правовой и методологической базы ведения государственного кадастра недвижимости, унифицированных технических решений по учету и кадастровой оценке объектов недвижимости;
инвентаризация и внесение сведений об объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости;
формирование обновленной цифровой картографической основы с применением современных методов дистанционного зондирования;
развитие опорных межевых сетей;
актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель, проведение кадастровой оценки объектов капитального строительства;
создание в Республике Татарстан автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра как составной части единой по Российской Федерации системы государственного учета недвижимости, содержащей перечни объектов учета и данные о них и обеспечивающей возможность ознакомления с ними широкой общественности;
создание автоматизированных баз данных государственного кадастрового учета земельных участков всех форм собственности и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных;
создание на территории Республики Татарстан автоматизированной системы, обеспечивающей управление недвижимостью, регулирование земельных и имущественных отношений;
разграничение в Республике Татарстан государственной собственности на землю;
постановка на государственный кадастровый учет земельных участков всех форм собственности и связанных с ними объектов недвижимого имущества, создание основы для формирования базы налогообложения объектов недвижимости;
подготовка и переподготовка кадров, обеспечивающих государственный кадастровый учет земель и иных объектов недвижимости, кадастровую оценку земель и управление недвижимостью на территории Республики Татарстан.
4. Система мероприятий по созданию автоматизированной системы
ведения государственного земельного кадастра и государственного
учета объектов недвижимости
Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости осуществляется по следующим направлениям:
1) создание нормативно-методической базы, в том числе разработка:
нормативно-методических документов по ведению государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и по обеспечению публичности его сведений;
нормативно-методических документов, устанавливающих правила отнесения участков земной поверхности, участков лесного фонда, обособленных водных объектов, многолетних насаждений, участков недр, строений и сооружений к объектам недвижимости с определением их характеристик, необходимых для описания этих объектов как недвижимого имущества, а также отражения сведений о них в автоматизированных базах данных;
нормативно-методических документов, определяющих порядок формирования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений в качестве единых объектов недвижимости и правила их государственного кадастрового учета и отражения соответствующих сведений в автоматизированных базах данных, а также устанавливающих порядок постановки на государственный учет в автоматизированной системе государственного земельного кадастра участков лесного фонда, многолетних насаждений, обособленных водных объектов, участков недр как объектов права;
регламентов передачи информации и обмена ею между автоматизированными базами данных органов (организаций), осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, технической инвентаризации, ведению градостроительного, лесного, водного и других кадастров и реестров, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также налоговых органов;
2) автоматизация ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, в том числе:
поэтапное дооснащение органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости, необходимыми компьютерной техникой и телекоммуникациями;
ввод в эксплуатацию технологий и специального программного обеспечения для автоматизации ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости и информационного обеспечения субъектов оборота земель и иного недвижимого имущества, а также органов государственной власти Республики Татарстан, администраций районов и городов Республики Татарстан и органов местного самоуправления;
ввод в эксплуатацию систем электронного межведомственного обмена данными, совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей внедрение и сопровождение комплексов автоматизации;
ввод в эксплуатацию средств информационной безопасности автоматизированной системы на основе внедрения средств защиты информации от несанкционированного доступа, обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения, страхования информационных ресурсов;
3) подготовка и ввод в автоматизированные базы данных информации по фактически используемым, но не учтенным ранее земельным участкам всех форм собственности. Эти мероприятия проводятся с целью подготовки данных по всем правообладателям и пользователям земельных участков, получаемых в результате инвентаризации и межевания земель, и ввода информации по объектам государственного кадастрового учета в автоматизированные базы данных;
4) подготовка и ввод в автоматизированные базы данных информации по государственной кадастровой оценке земель для целей налогообложения и внесение результатов оценки в виде экономических характеристик земельных участков в государственный земельный кадастр.
Эти мероприятия направлены на формирование обоснованной налогооблагаемой базы, учитывающей особенности рентных отношений и развитие рынка земли и иной недвижимости;
5) создание единого информационно-коммуникационного пространства органов государственного кадастрового учета, технической инвентаризации, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налоговых органов, органов управления и распоряжения государственной и муниципальной недвижимостью, а также органов государственного управления на основе внедрения общих классификаторов, информационных моделей объектов управления, протоколов и механизмов, обеспечивающих межведомственный доступ к информации, и ввод в эксплуатацию соответствующих программных комплексов и баз данных. Указанные мероприятия направлены на отработку интегрированных технологий по формированию, учету объектов недвижимости и регистрации прав на них по принципу "одного окна";
6) обучение и переподготовка кадров. Особенностью этих мероприятий является массовая подготовка кадрового состава специалистов различных министерств и ведомств, осуществляющих на всей территории Республики Татарстан работы по формированию, технической инвентаризации, кадастровому учету, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество, налогообложению, эксплуатации программно-технических комплексов и обеспечению информационной безопасности в единой государственной системе учета объектов недвижимости.
5. Ожидаемые результаты создания автоматизированной
системы ведения государственного земельного кадастра
и государственного учета объектов недвижимости
Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости позволит определить условия для планомерного и последовательного проведения государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений, обеспечения эффективного использования земли и иной недвижимости, активного вовлечения их в хозяйственный оборот, стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости, формирования банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.
В ходе реализации Программы и подпрограммы будут достигнуты следующие результаты:
создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, позволяющих обеспечить формирование сведений о земельных участках и объектах недвижимости как объектах гражданско-правового оборота и налогообложения в рамках единого государственного ресурса;