Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 26 октября 2005 г. N 509
"О Республиканской комплексной программе профилактики наркотизации
населения в Республике Татарстан на 2006 год"
В целях противодействия незаконному распространению и употреблению наркотических средств и психотропных веществ Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2006 год.
2. Принять предложение Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан по осуществлению координации деятельности министерств, ведомств и организаций, участвующих в реализации мероприятий Республиканской комплексной программы профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2006 год.
3. Министерствам, ведомствам и организациям, участвующим в реализации указанной программы, ежеквартально представлять до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан информацию о ее выполнении.
4. Признать с 1 января 2006 года утратившими силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2002 г. N 377 "О Республиканской комплексной программе профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы", от 16 октября 2003 года N 541 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2002 г. N 377 "О Республиканской комплексной программе профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы", от 12 апреля 2004 года N 170 "О внесении изменений и дополнений в Республиканскую комплексную программу профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2002 г. N 377 "О Республиканской комплексной программе профилактики наркотизации в Республике Татарстан на 2002-2006 годы".
5. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на 2006 год включить указанную программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра культуры Республики Татарстан З.Р.Валееву.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Республиканская комплексная программа
профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан
на 2006 год
(утв. постановлением КМ РТ от 26 октября 2005 г. N 509)
Паспорт
Наименование | Республиканская комплексная программа профилактики |
Государственный | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Основные | Управление Федеральной службы Российской Федерации по |
Цели Программы | снижение динамики прироста численности лиц, |
Задачи | реализация единой государственной системы профилактики |
Система | Общий контроль за исполнением Программы осуществляет |
1. Содержание проблемы
Впервые государственная антинаркотическая политика в Татарстане была оформлена в формате Республиканской комплексной программы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан на 1999-2001 годы. Логическим продолжением данной программы стала ныне действующая Республиканская комплексная программа профилактики наркотизации населения на 2002-2006 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июня 2002 года N 377. Главной ее целью являлось снижение к 2007 году динамики прироста лиц, употребляющих психоактивные вещества, на 10 процентов.
Планомерная комплексная антинаркотическая работа, проводимая в республике, позволила накопить технологический и методический опыт ее ведения по основным направлениям и достичь определенных позитивных результатов.
Одним из важных положительных изменений можно считать фиксируемое социологами изменение отношения населения к проблеме наркомании. У многих молодых людей, особенно в студенческой среде, появилась осознанная тенденция к отказу от наркотиков. По результатам социологического исследования, общий уровень наркотизации населения в 2004 году уменьшился по сравнению с 2002 годом на 2,4 пункта и составил 11 процентов.
В итоге превентивной работы (информационной, просветительской, воспитательной) значительная доля молодых людей считает опасным для здоровья факт первой пробы наркотика (62,1%). В 2003 году таких оценок было заметно меньше - 54,5 процента.
В динамике за 2002-2005 гг. имеет место снижение уровня заболеваемости наркоманией в 2,5 раза. Количество подростков, состоящих на учете в медицинских учреждениях с диагнозом "наркомания", в 2002-2004 гг. уменьшилось в 10 раз (со 103 до 10 человек), а впервые взятых на учет таких больных подростков - в 7,4 раза (с 59 до 8 человек).
Снижается число выявленных лиц, употребляющих наркотические вещества, среди молодежи призывного возраста. По итогам 2002 года были освобождены от службы в армии в связи с употреблением психоактивных веществ 699 человек, в 2003 году - 190, а в 2004 году - 188 человек, что составило соответственно 4,8%, 1,5% и 1,2% общего количества граждан, освобожденных от призыва на военную службу по состоянию здоровья. В 2002-2004 годах ни один из военнослужащих, призванных из Республики Татарстан, не был уволен из армии по причине наркотической зависимости.
Произошли заметные изменения с распространением ВИЧ-инфекции. Количество ежегодно выявляемых больных сократилось за три года в 3,7 раза (с 2736 человек до 732). Удельный вес инъекционных потребителей наркотиков в их числе уменьшился соответственно с 71,3 до 44,3 процента.
Вместе с тем доступность наркотиков на нелегальном рынке Татарстана все еще остается высокой. Исследования наркоситуации в 2003-2004 гг. показывают, что, по мнению 60,4% опрошенных наркопотребителей, приобрести наркотики легко или очень легко.
В 2004 году по сравнению с предыдущим годом в 2,2 раза возросло количество смертей после употребления наркотических веществ. Отмечается рост уровня наркотизации молодежи в сельской местности.
Требуется активизация и консолидация деятельности правоохранительных органов, направленной на ликвидацию преступных групп, организующих поставки и сбыт наркотиков в республике, борьбу с легализацией доходов от наркобизнеса.
Необходимо продолжить работу по предупреждению приобщения подростков и молодежи к употреблению наркотиков, по организации их досуга, созданию условий для занятия спортом.
Настоящая Программа разработана в целях координации усилий и повышения эффективности мер по противодействию наркоугрозе и ориентирована на совершенствование профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, усиление работы с незаконным оборотом наркотиков.
2. Цели и задачи Программы
Главной целью Программы является замедление роста, а впоследствии - снижение уровня наркотизации населения.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
развитие единой государственной системы профилактики наркотизации населения;
систематическое проведение мониторинга в области профилактики наркотизации населения для получения наиболее полной информации о динамике развития наркотической ситуации и оценки эффективности профилактических мероприятий;
совершенствование республиканской законодательной и иной нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы профилактики наркотизации населения;
широкая пропаганда и формирование здорового образа жизни населения;
формирование качественной и достаточной по объему лечебно-профилактической и реабилитационной помощи;
создание эффективной системы пресечения незаконного оборота наркотиков и распространения их среди населения;
развитие межрегионального и международного сотрудничества в области профилактики наркотизации населения.
3. Основные направления Программы
Основными направлениями Программы являются:
3.1. Организационные мероприятия.
3.2. Совершенствование законодательной и нормативной базы.
3.3. Развитие учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта и занятости как основы противодействия наркотизации населения.
3.4. Формирование здорового образа жизни.
3.5. Использование средств массовой информации, политических и религиозных организаций в борьбе против наркотиков.
3.6. Совершенствование и расширение материально-технической базы лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений наркологического профиля.
3.7. Подготовка кадров и обмен опытом.
3.8. Пресечение незаконного оборота наркотиков.
3.9. Профилактика наркомании в системе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Татарстан и Военного комиссариата Республики Татарстан.
3.10. Разработка и реализация системы мер по поддержке программ и проектов общественных и государственных организаций, направленных на профилактику наркомании.
В настоящей Программе приведены основные мероприятия по каждому направлению. В процессе реализации Программы по каждому из основных направлений ведомством, являющимся центром ответственности, разрабатываются рабочие планы на год, которые утверждаются Межведомственной комиссией Совета Безопасности Республики Татарстан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Организационно-методическое руководство и контроль за ходом работ осуществляется Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан.
4. Механизм реализации Программы
Для реализации мероприятий Программы составляется детальный план с указанием исполнителей, состава и последовательности работ, сроков исполнения.
План утверждается решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
Исполнители (центр ответственности) организуют преддоговорную проработку размещения заказов для государственных нужд на конкурсной основе и последующее размещение заказов с заключением договоров на выполнение конкретных мероприятий Программы.
Договоры и технические задания по выполнению мероприятий Программы на стадии их заключения согласовываются с отделом координации антинаркотической работы Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан с целью проведения их экспертизы и определения необходимости проведения мероприятий министерствами и ведомствами Республики Татарстан.
Исполнители Программы после проведения предусмотренных Программой мероприятий представляют координатору Программы ежеквартальные отчеты об исполнении мероприятий Программы по установленной форме и в установленные координатором сроки.
5. Порядок финансирования и организация контроля за ходом
реализации Программы
Источником финансирования Программы являются средства бюджета Республики Татарстан. Финансирование мероприятий осуществляется через министерства и ведомства Республики Татарстан, ответственные за их реализацию и являющиеся исполнителями настоящей Программы.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан, которое по согласованию с Межведомственной комиссией Совета Безопасности Республики Татарстан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
На заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Республики Татарстан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (далее - Комиссия) Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан информирует о ходе работ за год по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств. По решению председателя Комиссии ход и результаты выполнения мероприятий Программы могут быть рассмотрены на заседаниях Кабинета Министров Республики Татарстан с заслушиванием отчетов руководителей министерств и ведомств - исполнителей Программы.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Результаты реализации Программы оцениваются с использованием системы индикаторов, приведенных в таблице.
Ожидаемые конечные | снижение динамики прироста численности лиц, |
Система программных мероприятий
Республиканской комплексной программы профилактики наркотизации
населения в Республике Татарстан на 2006 год
N | Направления и перечень | Финансовые затраты | Ответственные | Ожидаемые результаты |
1. Организационные мероприятия | ||||
1.1. | Осуществлять ведение | средства, | УФСКН Российской | получение наиболее полной |
1.2. | Организовать проведение | 1000,0 | УФСКН Российской | направлений в области |
100,0 | Министерство | различных слоев населения | ||
2. Совершенствование законодательной и нормативной базы | ||||
2.1. | Осуществлять | средства, | УФСКН Российской | разработка и внесение |
3. Развитие учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, образовательных | ||||
3.1. | Обеспечить социальный | средства, | Министерство | оказание своевременной и |
3.2. | Развивать систему | Министерство | создание условий для | |
3.2.1. | укрепить | 1845,0 | Министерство | |
3.2.2. | укрепить | 2345,0 | Министерство по делам | |
3.2.3. | укрепить | 879,0 | Министерство культуры | |
3.3. | Организовать уличную | 700,0 | Министерство по делам | оказание |
3.4. | Обеспечить приобретение и | 220,0 | Министерство культуры | формирование негативного |
3.5. | Организовать приобретение, | Министерство | внедрение новых форм и | |
3.5.1. | преподавателей и | 100,0 | Министерство | |
3.5.2. | специалистов учреждений | 200,0 | Министерств социальной | |
3.5.3. | специалистов учреждений | 50,0 | Министерство по делам | |
3.5.4. | комплектования фондов | 241,0 | Министерство культуры | |
3.5.5. | учащихся учебных заведений | 1425,0 | УФСКН Российской | |
3.6. | Обеспечить разработку, | 1500,0 | УФСКН Российской | выработка у подростков и |
3.7. | Организовать проведение | 800,0 | УФСКН Российской | изучение и распространение |
наркотизации населения во | 20,0 | Министерство | ||
30,0 | Министерство культуры | |||
3.8. | Создать | 600,0 | Министерство по делам | оказание квалифицированной |
3.9. | Оснастить оборудованием и | 2300,0 | Министерство | создание условий для |
3.10. | Поддерживать детские и | 1120,0 | Министерство | формирование у детей и |
700,0 | Министерство по делам | |||
3.11. | Реализовать программы | 200,0 | Министерство по делам | социальная адаптация |
4. Формирование здорового образа жизни | ||||
4.1. | Организовать профилактику | 2000,0 | Министерство | снижение психосоматических |
4.2. | Разработать и реализовать | 300,0 | Министерство по делам | обеспечение занятости |
4.3. | Расширить сеть спортивных | 1400,0 | Министерство по делам | |
4.4. | Организовать | 900,0 | Министерство по делам | организация культурного |
наркотикам! Да - здоровому | 790,0 | Министерство культуры | ||
60,0 | Министерство | |||
30,0 | УФСКН Российской | |||
5. Использование средств массовой информации, политических и религиозных организаций | ||||
5.1. | Формировать общественное | 3500,0 | Агентство "Татмедиа", | формирование общественного |
600,0 | УФСКН Российской | |||
5.2. | Осуществлять насыщение | 1200,0 | УФСКН Российской | |
5.3. | Привлекать к | средства, | Совет по делам религий | нравственное и духовное |
6. Совершенствование материально-технической базы лечебно-профилактических и реабилитационных | ||||
6.1. | Провести капитальный | 10000,0 | Министерство | обеспеченность |
6.2. | Оснастить медицинским | 4800,0 | Министерство | на нормативном уровне и |
6.3. | Приобрести расходные | 1000,0 | Министерство | |
7. Подготовка кадров и обмен опытом | ||||
7.1. | Организовать подготовку и | 150,0 | Министерство по делам | повышение квалификации |
400,0 | Министерство | |||
7.2. | Организовать проведение | средства, | Министерство | охват профилактической |
7.3. | Организовать подготовку и | 250,0 | Министерство | повышение квалификации |
7.4. | Организовать подготовку и | 250,0 | Министерство | повышение квалификации |
7.5. | Организовать работу | 400,0 | УФСКН Российской | повышение квалификации |
7.6. | Развивать межрегиональное | 125,0 | УФСКН Российской | обмен опытом и внедрение |
населения и формирования | 55,0 | Министерство | ||
55,0 | Министерство по делам | |||
55,0 | Министерство культуры | |||
55,0 | Министерство | |||
55,0 | Министерство | |||
8. Пресечение незаконного оборота наркотиков | ||||
8.1. | Разработать и реализовать | средства, | УФСКН Российской | пресечение незаконного |
8.2. | Укрепить | 1605,0 | Министерство | совершенствование |
органов, занимающихся | 5188,0 | УФСКН Российской | ||
8.3. | Ежеквартально | средства, | Татарстанская таможня | создание системы контроля |
8.4. | Обеспечить | 4300,0 | УФСКН Российской | совершенствование |
для проведения экспертиз и | 7700,0 | Министерство | ||
8.5. | Улучшить | 140,0 | Министерство | |
8.6. | Укрепить | 800,0 | УФСБ Российской | |
8.7. | Оснастить отделы | 1545,0 | Министерство | совершенствование |
8.8. | Приобрести для отделов | 100,0 | ||
9. Профилактика наркомании в системе ГУФСИН Российской Федерации по Республике Татарстан | ||||
9.1. | Приобрести лекарственные | 1200,0 | ГУФСИН Российской | обеспечение лечения |
9.2. | Организовать техническое | 150,0 | ГУФСИН Российской | пресечение проникновения |
9.3. | Оснастить диагностическим | 200,0 | Военный комиссариат | выявление среди |
10. Разработка и реализация системы мер по поддержке программ и проектов общественных | ||||
10.1. | Организовать проведение | 1920,0 | УФСКН Российской | разработка и внедрение |
Итого | 69938,0 |
Принятые обозначения:
ПНН - профилактика наркотизации населения
ФГУ "ЦГСЭН" в Республике Татарстан - Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан
УФСКН Российской Федерации по Республике Татарстан - Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан
УФСБ Российской Федерации по Республике Татарстан - Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан
ГУФСИН Российской Федерации по Республике Татарстан - Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Татарстан
Татарстанская таможня - Татарстанская таможня Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы
Агентство "Татмедиа" - Агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа"